«Например, пакет «эконом» подойдет, когда люди готовы сами мыть полы»
Про трудности быта в многоквартирном доме пел ещё Окуджава: «Надо б лампочку повесить – денег всё не соберём!». Однако с тех времен кое-что изменилось: сбор денег, замена лампочек, ремонт фасадов и покраска стен – всё это сфера ответственности управляющих компаний, вот только справляются они не всегда. Пожаловаться на содержание дома – обыденное дело для большинства россиян. В 2022 году обещают измениться требования к управляющим компаниям, и специалисты рассказали, чего именно следует ждать.
ФОТО: ГЕННАДИЙ ЧЕРКАСОВ
С 1 марта 2022 года вступают в силу ряд поправок по лицензированию деятельности для управляющих компаний: они будут получать лицензии только на часть работ и услуг. Как объяснила зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, существующая практика лицензирования не совсем совершенна.
– Сейчас управляющие компании могут выходить на рынок только после того, как руководители сдадут экзамены, притом достаточно формальные. Нужно учитывать и другие нюансы, например, наличие материально-технического обеспечения и уставного капитала. Это нужно, чтобы защитить людей – ведь бывают ситуации, когда условная контора «Рога и копыта» собирает с жителей дома миллионы рублей, но никуда их не отправляет дальше. Жители не получают услуги, – объяснила Разворотнева.
Юрист Дмитрий Гордеев, эксперт в области практической работы в жилищной сфере, также подчеркнул, что в 2022 году планируется внедрить рискоориентированный подход, при котором каждый регион будет самостоятельно решать, на какие виды работ следует направить проверки той или иной интенсивности.
– Все будет зависеть от текущей ситуации. Если мало вопросов и нареканий, то проверки будут минимальны, если много, то внимания им уделят гораздо выше. Однако наша главная цель – добиться того, чтобы органы надзора были абсолютно непредвзяты! – объясняет Гордеев. – В ряде регионов есть много случаев, когда неугодных конкурентов попросту «зажимают», а якобы дружественные организации проверяются поверхностно, и ничего не меняется. Люди теряют веру в государственный надзор.
Также Гордеев подчеркнул: было бы правильнее переориентировать эту систему так, чтобы главные решения были за собственниками. При этом, по его словам, вовсе не обязательно собирать общее собрание собственников и ждать, пока свое мнение выскажет каждый – может быть, корректнее было бы назначать своего рода «делегатов».
– Я уверяю вас: в любой пятиэтажке есть минимум два человека, работающих в строительной отрасли. Есть дачники, которые не понаслышке знают про водопровод и ремонт крыши. Они и смогут говорить с подрядчиками на одном языке, они могут просматривать документы и понимать, что и как работает. Этого достаточно – если в каждом доме будет 10% активных и грамотных людей, они смогут выражать мнение всех своих соседей, – добавил Гордеев.
В свою очередь, депутат Мосгордумы Александр Козлов отметил, что ситуация в Москве отличается от той, которая царит во многих городах – однако не в лучшую и не в худшую сторону, просто система работает иначе.
– Мне известно, что многих людей пугает мнимая монополия государства на деятельность – так называют тот факт, что большая часть домов в Москве управляется силами ГБУ «Жилищник». Однако в Москве есть и частный рынок управляющих компаний, причем на территории Новой Москвы преобладают именно они. В других регионах ситуация зеркальная: преобладают частники, и не всем это нравится. Тот факт, что многие люди хотят перевести свои дома на государственное управление – это шаг не к монополии, а скорее к неким гарантия, – объясняет депутат Козлов. – Так что не нужно пугать людей, речь не идет о сворачивании рынка частного управления. Это всего лишь одна из возможностей.
Что же касается изменений в 2022 году, то речь, предположительно, может идти о том, что дифференцировать оплату ЖКХ по стандартам – например, пакеты «эконом», «комфорт» и «премиум». По словам Разворотневой, может появиться калькулятор услуг, которые будут выбирать жители.
– Люди должны выбирать не цены, а перечень желаемых услуг. Например, пакет «эконом» подойдет, когда люди готовы сами мыть полы, а управляющая компания отвечает только за безопасность. Пакет «комфорт» предусматривает все работы на среднем уровне. И третий пакет, например, «премиум», когда управляющая компания еще проводит работы по повышению энергоэффективности дома. Отдельно каждый год должны просчитываться и показываться людям расходы на текущий ремонт, – объяснила Разворотнева.
Эксперты сходятся во мнении: профессионализм управляющих компаний должен расти – но вместе с ним ни в коем случае не должны расти цены (уж точно не выше уровня инфляции). Главное – должна исчезнуть необходимость постоянно жаловаться на управляющие компании, а для этого нужно решить две задачи: повысить профессионализм сотрудников и повысить грамотность потребителей. По словам экспертов, у людей не должно быть повода для претензий, ну а если они появляются – люди должны точно знать, куда и как жаловаться. Так можно будет избежать ситуации, когда люди пишут президенту: мол, у нас в подъезде нужно заменить лампочку!
Комментарии (0)