Новости, политика, экономика, общество

Штурм Берлина потребовал от Красной армии особой изобретательности

Даже сегодня в истории Великой Отечественной остаются неизведанные страницы, в том числе касающиеся одной из величайших операций этой войны – взятия Берлина. Какие особые и всё еще малоизвестные хитрости и технологии использовали советские войска, чтобы выиграть сражение за Берлин в кратчайший срок и с наименьшими потерями?

Штурм Берлина – столицы и последней твердыни Третьего рейха – является одной из значимых операций Красной армии в Великой Отечественной войне. Так как она имела историческое значение, описанию действий советских частей в научной, мемуарной и художественной литературе уделялось особое внимание. Благодаря этому нам хорошо известны детали штурма Берлина, в котором смогли отличиться разные рода войск.

Однако даже при таком освещении в Берлинской операции имеются нюансы, до сих пор остающиеся в тени. К ним можно отнести работу тыла и медицинское обеспечение, использование фугасных огнеметов, а также стрельба реактивными снарядами прямой наводкой, впервые примененная Красной армией именно в Берлине. Приподнять завесу неизвестности над упомянутым помогли документы 79-го стрелкового корпуса и гвардейских минометных частей, принимавших участие в штурме немецкой столицы.

 

Чудеса логистики

Работа тыловых служб во время наступления всегда была непростым делом. Тылы частей и соединений часто отставали от ушедших вперед боевых порядков и тогда последние не получали вовремя боеприпасы, продовольствие или даже горячую пищу. Во время наступления на Берлин советское командование постаралось учесть эти недостатки, что видно на действиях тыловой службы 79-го стрелкового корпуса из 3-й Ударной армии, сыгравшего важную роль в боях за немецкую столицу и взявшего Рейхстаг.

Еще перед началом Берлинской операции командование 3-й Ударной армии поставило перед своей службой тыла четкую задачу: «Дивизионные тылы должны были иметь 15 сутодач продфуража, в том числе две сутодачи сухого пайка, полтора боекомплекта боеприпасов, три заправки горючего в НЗ и две заправки текущего расхода». Армейский тыл выполнил приказ, подтянув свои полевые склады к передовой и разместив их за 20 км от расположения дивизий 79-го корпуса. Как видно на примере знаменитой 150-й стрелковой дивизии, на 16 апреля – день начала Берлинской операции – она была обеспечена продовольствием, боеприпасами и горючим по заявленной норме. Во время наступления и штурма города, чтобы насыщать войска всем необходимым, дивизионные склады перемещались за наступающими частями, держась от них на расстоянии всего в полтора-два километра.

Особенности работы тыла во время взятия Берлина заключались в том, что подвоз всех видов снаряжения происходил ночью. А так как вражеское сопротивление было сильным, у советской артиллерии возникал большой перерасход снарядов. Чтобы справиться с этим, тыловым службам за 16 суток операции пришлось проявлять чудеса логистики, перемещая свои склады за наступавшими войсками до 10 раз.

Обеспечивая четкую работу тыловиков во время наступления, командование 79-го корпуса пошло на неординарный шаг. В штурмовавшие Берлин дивизии были отправлены офицеры штаба и тыла корпуса с задачей «поддержания регулярной связи между тылом дивизий и штабом и тыла корпуса, наблюдения за своевременным подтягиванием тылов, подвоза боеприпасов, подачи пищи на передний край». Это мероприятие целиком себя оправдало, так как командование имело своевременные данные о состоянии снабжения войск. В результате проделанной работы части 79-го корпуса штурмовали Берлин, не зная ни в чем нужды, вплоть до его капитуляции.

Как спасали раненых

Говоря о штурме Берлина, редко вспоминают такую важную часть операции, как медицинское обеспечение войск. Между тем медслужба Красной армии сыграла в ней важную роль, как это видно на примере 79-го корпуса. Перед началом наступления его части сосредоточились на Кюстринском плацдарме. Так как он был забит войсками и техникой, на западном берегу Одера удалось развернуть всего два медсанбата, когда другие остались за рекой. Но их «скученность» на плацдарме и близость к войскам сказались положительно на работе медиков, бесперебойно принимавших раненых и затем отправлявших их в госпитали.

Когда советские войска двинулись к Берлину, для медсанбатов настало время перемещения вслед за ними. Во время наступления на столицу рейха они старались не отставать от двигавшейся на запад линии фронта. Когда боевые порядки частей удалялись на 18-20 км, медсанбаты сразу меняли позицию, размещаясь в восьми километрах от передовой. Если же вдруг возникала задержка, то они выбрасывали вперед посты санитарного транспорта для быстрой доставки раненых.

А во время боев в самом Берлине исключительное значение приобрел пикетаж – опознавательные знаки, указывавшие путь к пунктам медпомощи и медсанбатам. Их установка облегчала санитарному транспорту ориентирование в большом городе, что сделало связь медсанбатов с санитарными ротами полков непрерывной.

 

Таким образом, когда советские части штурмовали Берлин, сжимая кольцо вокруг Рейхстага, за их боевыми порядками сновали десятки машин подвоза и санитарного транспорта. Последние работали в трудных условиях, часто ночью, без света и с максимальной нагрузкой. Но это позволило советским штурмовым группам действовать без задержек и спасло жизни многим раненым красноармейцам.

Про «Катюшу» и «Андрюшу»

Во время войны гвардейские реактивные минометы «Катюша» прославились как смертоносное оружие. Они применялись Красной армией в разных операциях, включая и Берлинскую. Так, во время штурма немецкой столицы в нем участвовали «Андрюши» – минометы БМ-31-12. В отличие от легендарных «Катюш», «Андрюши» использовали реактивные снаряды М-31, обладавшие большей разрушительной силой. И любопытно, что минометчики нашли им оригинальное применение во время городских боев.

Сражение за Берлин отличались сложностью, так как в нем было много старинных толстостенных каменных домов, имевших исключительную прочность. Используя их как опорные пункты, немецкая пехота могла не бояться даже огня советских пушек прямой наводкой. Для их разрушения требовались более мощные снаряды. Но применение гвардейских минометов в городе не только не решало проблемы, но и подвергало их опасности нападения немецких фаустпатронщиков. И все же минометчики нашли выход из положения. Раз навесной залп «Андрюши» не гарантировал точности попадания и разрушения конкретного объекта, то стрельба одиночными реактивными снарядами прямой наводкой дала прекрасный результат.

Чтобы М-31 летел прямо, перед залпом его помещали в специальную укупорку – деревянный ящик размером со снаряд, который устанавливался на подоконнике, столе или стуле, если стрельба велась из здания, или прямо с земли, если стреляли по завалу или баррикаде. Выстрел производился путем активации М-31 электрическим разрядом, для чего к снаряду был прикреплен длинный провод с подрывной станцией. Правда, перед его пуском минометчики прятались в укрытие, так как при выстреле М-31 давал сильную струю раскаленных газов.

 

Как отмечало командование минометных частей, такой способ стрельбы реактивными снарядами отлично себя зарекомендовал. Так как выстрел производился с расстояния до 100 метров, М-31 не успевал изменить траекторию полета и поражал цель. А уж эффективность действия снарядов «Андрюши» оказалась исключительной. Достаточно было одного-двух прямых попаданий в баррикаду или завал, чтобы сделать в них проход для советских танков. Для разрушения здания требовалось три-пять попаданий, после которых, как правило, оно полностью разрушалось, хороня под своими обломками немецкий гарнизон.

Но имелись и минусы. М-31 был весьма тяжелым, поэтому его было трудно таскать в зданиях, поднимая на этажи. В результате во время штурма Берлина они расходовались только на хорошо укрепленные точки немецкой обороны. К примеру, шесть М-31 было выпущено по зданию гестапо.

Огнеметы, сжегшие Рейхстаг

Советские фугасные огнеметы ФОГ и ФОГ-2 долгое время считались лишь оборонительным средством, бесполезным в наступлении. Они представляли собой тяжелые баллоны, способные выбрасывать огненную струю до 50 метров. Обычно перед залпом их закапывали в землю на участке, где ожидалась вражеская атака. Если противник наступал, то огнеметчики «подрывали» ФОГи, обрушивая на него огненный «дождь». Однако шанс использовать огнеметы выпадал нечасто, поэтому бойцы огнеметных рот и батальонов чаще копали землю, чем стреляли.

Звездный час фугасных огнеметов настал во время уличных боев в Берлине. Там огнеметчики нашли им достойное применение, придумав для ФОГов специальную тележку, позволившую перемещать тяжелые «огненные» баллоны по немецким улицам. Бойцы катали их от дома к дому, поднимая на этажи и пуская огненные струи в подвалы или в окна зданий, занятых немцами.

 

Нужно отметить, что огнеметчики оказали большую помощь частям 79-го стрелкового корпуса при взятии Рейхстага. В его штурме принял участие 10-й отдельный огнеметный батальон, роты которого были отданы в распоряжение наступавших дивизий. Вместе с атакующей советской пехотой огнеметчикам удалось ворваться в здание Рейхстага, где они произвели несколько очень эффективных залпов фугасными огнеметами ФОГ-2.

К примеру, рано утром 2 мая 1945-го большая часть немцев, оборонявших Рейхстаг, была выбита с верхних этажей и засела в подвале, готовясь к отражению советской атаки. Несомненно его штурм был бы кровопролитным, если бы не фугасные огнеметы. После того, как огнеметчики выпустили в подвал струи огня, распространившееся по помещениям пламя вынудило немцев сдаться. Оценивая действия 10-го огнеметного батальона, начальник химической службы 79-го корпуса майор Мельниченок писал, что «в операции по взятию Рейхстага большую роль сыграли ФОГ-2».

Впрочем, фугасные огнеметы имели ту же проблему в использовании, что и реактивные снаряды. Тяжелые баллоны было непросто перемещать под вражеским огнем. Да и их установка перед «подрывом» требовала времени. Однако, как и в случае с М-31, если ФОГ-2 давал удачный залп, от врага практически ничего не оставалось, так как эффект от пламени в помещениях был очень высоким.

* * *

 

В завершение рассказа о малоизвестных фактах штурма Берлина стоит отметить важную деталь. Берлинская операция стала совокупностью боевого опыта, накопленного Красной армией в течение войны. Это хорошо видно из действий тыловых и медицинских служб, работа которых была эффективной, потому что советское командование учло недостатки предыдущих наступательных операций, постаравшись их избежать. Нестандартное же применение таких видов оружия, как фугасные огнеметы и реактивные снаряды, свидетельствует о том же. Используя такой подход при штурме Берлина, советские части внесли в тактику городских боев новые способы уничтожения противника, избегая при этом лишних потерь.


Источник: Штурм Берлина потребовал от Красной армии особой изобретательности
Опубликовал:
Теги: транспорт история война армия красная

Комментарии (86)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Igor
Мой комментарий немного о другом. Я безусловно помню и горжусь подвигом наших дедов. Мой дед погиб в 43. Но... История нечему нас не научила. Сейчас от меня 10 км до "Градов", "Пионов", "Нон" и прочей хейрни. Я в Луганске, 10 км до линии разграничения в пос.Желтое и 20 км до г. Счастье. Какая ирония, г.Счастье!?, в котором теперь нет счастья. За сотни лет человечество преуспело, задействовало лучшие умы для чего? Для изобретения новых, эффективных способов уничтожения себе подобных. Гонка вооружения, так это называется. Сосед придумал прощу, я лук, сосед арбалет, я пистоль и так до ядерных боеголовок и боевых дронов. С прискорбием надо констатировать мы на пути самоуничтожения. Это не паника не нагнетание, отнюдь. Просто констатация фактов. Вот в том месяце погиб ребенок под Донецком. Говорят сбросили с дрона взрывное устройство. Доказать или опровергнуть не кто не может. Боевые роботы уже не фантастика. А кто сказал, что сюжет "Терминатора" не воплотится в жизнь. Конечно, многие скажут "Мы не доживем и не увидим". Конечно не увидим, а наши дети? Внуки и правнуки? Если конечно мы не взорвем этот шарик нахрен вообще. Вот такие грустные мысли. С Днем Великой Победы товарищи!
Гаврила Иванов
Да, согласен.Классно написано, наверное только недавно рассекретили материалы. Я думал, что только автор вспомнит о полевых прожекторах , а тут просто море новой информации.
Бузыкин Александр 
Ну особых секретов тут поведано не было. Тактика применения фугасных огнеметов была опробована ещё в Сталинграде. Стрельба одиночным залпом из М-31 прямой находкой тоже была освоена в Харькове (весна 1943) и под Бреслау...
Применялся ещё и "скрестный артналет", когда по укрепленному зданию лупили шрпанельными снарядами с почти перепендикулярных углов (рассеивание осколков тогда было наиболее максимальным). Был ещё и так называемый "пробой", когда саперы пробивали направленным взрывом стену здания и пехота выходила на параллельную улицу..
Бузыкин Александр 
Штурмуя Берлин Красная Армия уже накопила немалый опыт применения тактических приёмов в уличных боях и осаде фортификационных сооружений. Позади были Сталинград, Харьков, Киев, Познань, Бреслау, Кенигсберг..
Саперно-инженерные бригады, ударные штурмовые группы, точечная огневая поддержка, группы мобильного резерва, отлаженная линия снабжения и эвакуации, системы связи с передовым подразделениями - все это нарабатывалось годами и достигло своего пика в Берлинской операции. Но необходимо помнить, что все это было оплачено большой кровью.
Владимир Михайлов 
Самое главное - Берлин взяли штурмом и измором одновременно. Беженцам разрешили проход через фронт и они переполнили город. Склады осаждённых были на окраинах и их взяли в первые дни, гарнизон и жители остались без продовольствия.
Владислав Мельник 
Очень жаль, что об этом опыте позабыли в январе 1994г при штурме Грозного.
Гаврила Иванов
Хм, вы полагаете, что надо было чеченцев жечь огнеметами. Вы вообще то в своем уме,барин ? Ведь из них есть и были герои Советского союза.Не будите зверя тут публично и если у вас есть проблемы с умственным здоровьем и если сегодня не опохмелились! Слава всевышнему, что так все закончилось, а то так бы и сейчас воевали не понятно за что, сами с собой. Вы немного думайте перед тем, что написать, вас читают по всей России могут показать пальцем что думают о таких писателях как вы..
николай сосновский 
Владислав, сравнил. Штурм Грозного имел такое жк значение как и штурм Берлина?
николай сосновский 
А он привык быть провокатором.
Владислав Мельник 
Гаврила, сам опохмелись. Где я написал, что чеченов надо жечь огнеметами? А вот бездумный ввод бронентехники, которую жгли из-за каждого угла, полная несогласованность в действиях подразделений имело место быть. В общем, опять воевать учились.
Владислав Мельник 
Речь не значении, а о ведении боевых действий ы городских условиях. Второй раз на те же грабли.
николай сосновский 
Против кого мы в Грозном воевали? Против фашистов? Или против бандитов? Разные враги и разная тактика боя. Да, в Грозном надо было действовать по другому, но явно не так как в Берлине. В Грозном было мирное население, а в Берлине всех и вся под ружьё поставили.
Бузыкин Александр 
Лично вы в Грозном не воевали. Поэтому местоимение "мы" в данном случае не употребимо.
Владислав Мельник 
Враг он и в Африке враг. А многие из этих бандитов вели себя хуже фашистов. Буденновск и Беслан тому подтверждение. Мирное население есть всегда и везде, всех и вся под ружье не поставишь. И оно всегда страдает в первую очередь во время боевых действий. Паша Грачев Ельцину обещал Грозный двумя полками ВДВ взять, а сам в том числе 18-них пацанов новобранцев на штурм погнал.
Бузыкин Александр 
Не всех. Всех, кого могли, уже давно призвали на фронт (даже старших возрастов до 55 лет) Фольксштурм это подростки до 18 лет и ветхие деды 60+ Берлинский гарнизон в конце апреля представлял собой абсолютный хаос - зенитчики, техники люфтваффе, курсанты, полицейские, фельджандармы, пожарные, саперы, тыловики, югенды. Все солдаты как правило пожилых возрастов вспомогательных служб. Все более или менее боеспособное, было брошено на фронт под Зееловскими высотами на линию "Вотан" Разбитые части 9 армии (11ак и 712 пехотная дивизия) 21 апреля прорвавшиеся в город с востока, несколько усилили гарнизон.. но не настолько, что бы отразить наступление со всех сторон.
николай сосновский 
А надо было ядерными бомбами закидать? Или ковровые бомбардировки проводить? Там было обойтись "хирургическим путём": выборочные удары по двум-трём ключевым зданиям в городе и всё бы закончилось не начавшись в Чечне.
николай сосновский 
Ещё как уместно, т.к. воевали граждане России.
николай сосновский 
Второй раз? А первый раз где был?
николай сосновский 
Это называется - гражданская война. В ХХ веке она два раза была в России.
Бузыкин Александр 
Да нет. Тогда была гражданская война, не спорю. А с начала и до середины 90х имел место национальный сепаратизм. Разные явления.
Владислав Мельник 
В Чечне все вообще можно было решить политическим путем, но алкаш Ельцин не захотел садиться за стол переговоров с Дудаевым и определять статус Чечни в составе РФ, и понеслась. Выборочные удары по двум- трем ключевым зданиям уже ничего не решали. Больше двух лет воевали до позорного Хасавьюртовского перемирия.
николай сосновский 
Т.е., мы в Берлине в 1945 году обосрались и немцы отбили свою столицу?
николай сосновский 
Национальный сепаратизм - это одно из явлений гражданской войны.
николай сосновский 
Можно было, но Ельцина больше заботила выпивка, а не страна.
Владислав Мельник 
Я этого не писал. Просто бойцов в Грозном положили немеряно и бронетехники потеряли зазря.
николай сосновский 
Согласен. Из-за тупого командования много народу зазря положили. Технику вообще не надо было в город пускать.
serge panther 
Чеченская война--позор России.
Бузыкин Александр 
Откуда вам то знать? Вы ему наливали или сиживали с ним за одним столом? Ну любил он выпить, ну а кто из нас не без греха...
Как говорится, сам жил и другим жить не мешал.
Бузыкин Александр 
Технику нельзя в город пускать?
Вы себе вообще представляете структуру современной армии и любой наступательный вид боя в условиях города? Без техники сегодня даже штурм пяти домов сопряжен с трудностями и потерями в личном составе.
Грозный брали в спешке, имело место незнание условий и недооценка возможностей противника. Кроме того, личный состав был на две трети не готов к выполнению боевых задач.
николай сосновский 
Среди командования в то время были морально разложившиеся алкаши. А технику легко жечь с крыш домов из гранатомётов и коктейлей Молотова.
николай сосновский 
Он мешал жить всей стране. А на публике очень часто появлялся в дым пьяный. Яркий тому пример - вывод российских войск из Германии в 1994 году когда его чуть не тошнило у микрофона. Лидер государства не имеет права нажираться на публике.
Бузыкин Александр 
Болтовня. Танковый батальон 131 омсбр применялся изначально неправильно. Пуликовский несмотря на возражения командования майкопской бригады днем 30 декабря 1994 изменил первоначальную задачу (обеспечение коридора для продвижения в город 81 мсп на БТР-70) и поставил целью - захват жд вокзала. На марше колонны подверглись массированным атакам боевиков. Бригада вышла к вокзалу и закрепилась, ожидая помощи извне. 1 января 1995 их деблокировали ночью (батальон 276 Уральского полка и половина 81 гв.мсп) Через сутки их снова отрезали от группировки "Север" На 3 января потери одной только 131-й бригады составили 22 танка Т-72 и 45 БМП. В городских условиях вообще нельзя использовать БМП, эта машина легко уязвима для мин и гранатометов всех типов. Погибший комбриг Савин доказывал моздокскому начальству и Пуликовскому (Северная группировка) о невозможности применения ТАКИМ образом техники. Впереди должна идти инженерная разведка и саперы под прикрытием штурмовых групп 104 сводной ВДД в пешем боевом порядке. Следом разведка полка и лишь затем первая колонна на БТР с интервалом движения в 70-100 метров между машинами. Танки и БМП задействовать как точечное огневое прикрытие в предместьях на открытых для маневра пространствах. Постепенно выжимая боевиков из зачищенных кварталов, разграничивать город на сектора и ставить блокпосты, контролируя обстановку с воздуха. Но его не послушали, в штабах группировки царило шапкозакидательское настроение. Только к концу января научились наконец правильно использовать своё техническое преимущество.
Бузыкин Александр 
Конкретно за себя говорите. Вы не народ. Вот мне лично он не особо мешал. Лично мне плевать на то, как его подлавливали телерепортеры, главное - его дела и их последствия. Да, дурил и пил, делал глупости.. но всегда признавал свои ошибки и старался их исправить. По мере сил, конечно.
николай сосновский 
А толку от того, что он признавал свои ошибки и пытался их исправить когда вся страна лежала в руинах, а иностранные компании за бесценок вывозили наши ресурсы?
Бузыкин Александр 
Что за бред. Какие руины? А что касаемо ресурсов, ещё неизвестно когда их вывезли больше - в 90е или за двадцать один год правления нашего светлейшего. Отвыкайте глаголить штампами.
николай сосновский 
А я не штампами глаголю. Я жил в 90-е и знаю о чём говорю. Люди по году зарплату не получали, разгул бандитизма и беспредела и прочие прелести "святых девяностых". Это вы, я вижу, тёпленько пристроились под крылом бандитизма в те годы, а люди выживали только за счёт подсобных хозяйств. Армии не было, правоохранительных органов не было, промышленности не было, медицины не было, а была только безнадёга и наркомания.
Бузыкин Александр 
Так и в это время не на облаке жил. То, что братки шалили и пацаны клей нюхали согласен. То, что зарплату задерживали по несколько месяцев - тоже было. Ну а остальное - расхождение штампы. Медицина сегодня ничуть не лучше чем в 90-е, менты и нынче крышуют торгашей и блядей, заводы как остановились в 93-95 так и сегодня не работают. Про спорт вообще молчу - одни платные секции. Уровень безработицы высок. Высшее образование не востребовано, по специальности работают единицы. По уровню жизни и размерам доходов сегодня мы ненамного ушли от 90х.
Всё так же кормятся с участков и чем дальше - тем больше.
Так в чем прогресс?
николай сосновский 
От нищеты у нас столько автомобилей и столько любителей отдыхать за границей?
Бузыкин Александр 
Про компьютеры забыли, планшеты и смартфоны..
А техническом прогрессе краем уха слышали?
Что же касается авто, то РФ занимает 54 место из расчёта на 1000 человек (между Черногорией и Ливией) Ниже нас Мексика и Суринам. При этом изношенность автопарка в Сибири составила в среднем 13 лет..
Бузыкин Александр 
С каких пор двухнедельный отдых в Тае стал мерилом достатка? 900 долларов или 63 тысячи рублей. Думаю каждому по силам отложить эту сумму за год. Если конечно не пить ханку каждый день..
николай сосновский 
И много россиян в 90-е годы в Тае отдыхало?
николай сосновский 
А вы видели швейцарский планшет или смартфон? И какая изношенность автопарка в той же Германии? И что мешает россиянину взять новый автомобиль? Наверное, потому что россияне не хотят лишний раз в кредит влазить? На Западе большинство населения в кредитных долгах.
Бузыкин Александр 
Чуть больше, чем в 80е... то есть единицы. И то в середине и ближе к концу 90х. Как только люди стали конвертировать рубли в доллары и получили первые загранпаспорта, узнали для себя что полететь за границу не страшно.
Можно ещё спросить, а сколько стоил в 90х сотовый телефон?
Бузыкин Александр 
Видел собственными глазами. В ФРГ, Южной Корее изношенность меньше общемировой - в пределах 3-4% Просто там невыгодно содержать старый автомобиль и действуют строжайшие правила контроля СО по стандарту Евро4. А мешает россиянину взять более новую машину недостаток средств при грабительском банковском проценте. И наоборот, проценты в немецких банках гораздо ниже российских.. что стимулирует граждан ФРГ к кредитам. Они их не отягащают, а российский кредит это ярмо.
николай сосновский 
Сделайте так чтобы наши банки работали хорошо. Сможете?
николай сосновский 
Сотовый телефон в 90-е годы стоил очень дорого. Точные цифры сказать не могу. Но и в США мобила была тоже не у каждого в начале и середине 90-х. А то, что за рубеж в 90-е летали чуть больше чем в 80-е, я вам открою секрет - и чуть больше чем в царские времена.
Михаил Михайлов
... надо было защикотать их досмерти. До полного обводнения штанов !
Владимир Михайлов 
Не думаем совершенно, беда! Поехали бы чеченцы этими автобусами в Москву, штурмовали бы Ельцина - их бы вся Россия целовала!!!! А они почему-то пошли на роддом и "Норд-Ост"? Интересно, кому это выгодно было, но не чеченцам?
Валера Апёнышев
сергей бройдо ты похож на самку собаки. СВОЛОЧ ТЫ. КАКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ С ОРУЖИЕМ И СОПЛИВЫЕ МАЛЬЧИШКИ? ТЫ ХОТЬ ДУМАЕШЬ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ ЛИБО В ГОЛОВУ ЕШЬ? ЗА ТО ЧТО ЗАМАРАЛ ЖУКОВА И ПРИПИСАЛ СЛОВА ВЕЛЛЕРУ ТЕБЯ БОГ НАКАЖЕТ. ПЛОХО ,ЧТО Я НЕ ИМЕЮ ОТНОШЕНИЯ К ЮРИСТАМ. А ТО ВЧИНИЛ БЫ ИСК СЕРГЕЮ БРОЙДО ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ НАШЕГО СЛАВНОГО ЖУКОВА. МОЖЕТ КТО НАЙДЕТСЯ И ОТ ИМЕНИ ПОТОМКОВ ЖУКОВА ПРЕДЯВИТ ИСК ТАКОМУ БРОЙДО.
Сергей Бройдо 
ты без головы жил, без нее и подохнешь. славный мудак
Aleksandr sheliakin
Валера Апёнышев , один вопрос, спорить о Жукове можно много, вопрос. Где в статье написано, что именно Жуков и его талант полководца был решающим во взятие Берлина? А вот разные воинские подразделения и части, как раз своим умением и смекалкой, и опытом, как раз и нанесли главное поражение , так что не надо кричать о Жукове так грозно, тем более за один толь ко его приказ о наказание родственников тех кто попал в плен, стоит самого судить. Спасибо Сталину, отменил его.
Так где в статье о таланте Жукова? Ну, кроме хрущевского вранья..
Валера Апёнышев
БРОЙДО Я ПОМРУ ТОГДА КОГДА, ВСЯКИЕ БРОЙДО ЗАТКНУТСЯ. ОТ БЕССИЛИЯ И ЗЛОБЫ.СХОДИ К ТЕРАПЕВТУ ПРОВЕРЬСЯ. А ТО У ТЕБЯ СЛУЧИТЬСЯ ИНСУЛЬТ ОТ ВСЕЛЕНСКОЙ ЗЛОБЫ. ВИДИМО ТЕБЕ ОТКАЗАЛИ В В ФИНАНСАХ. КАК ИНОАГЕНТУ.ВОТ И ЗАХОДИШЬСЯ ПОГАНОЙ СЛЮНОЙ.
Владимир Чуприн 
Статья о смелых и умелых.
Бузыкин Александр 
Единственное, что было неотработанным, это война под землёй - подземные коммуникации (особенно берлинский метрополитен, бункеры под правительственным кварталом и эвакуационные тоннели) Где то читал, что армейская разведка двух фронтов в ходе Берлинской НО даже получила по шапке от Жукова за не достоверные и неполные разведданные о системе обороны подземного Берлина. Слишком большие жертвы понесли из за этого наступающие части, когда внезапные фланкирующие удары немцы наносили с тыла. Советским частям было не рекомендовано спускаться под землю в неизвестные тоннели, а просто идти дальше. Саперы заваливали взрывом проходы, отмечая вешками завал и тоже спешили за штурмующими.
Сергей Бройдо 
Да конечно, как ближе к концу войны, так самую главную роль сыграла изобретательность тыловиков. И запуск реактивных снарядов из самопальных гробиков.... Ну слов нет. А остальные основные рода войск так, покурить вышли, пока огнеметчики Берлин брали. Не прошло и 4 лет войны, как тыловики научились снаряды подвозить аж за 20 километров. Ну просто герои епт. А вопросом, нахрена вообще надо было обосраться, как срочно Берлин брать, и положить на Берлинской операции несметное количество бессмысленных жертв, никто не задается? Взяли бы в котел, и через несколько дней сдались бы фашисты. Так нет, надо было несколько сотен тысяч срочняком в землю уложить. Ну да ничего, как говорил Жуков, чего жалеть то, бабы новых нарожают.
Валера Апёнышев
СЕРГЕЙ БРОЙДО-А ТЫ ВЕДЬ ПОХОЖ НА ГАДА ПОЛЗУЧЕГО.ПОГЛЯДИТЕ НА НЕГО-СТРАТЕГ ВЫИСКАЛСЯ. А ТЫ ХОТЬ СОБРАЖАЕШЬ ,ЧТО ПОБЕДУ У НАС МОГЛИ УКРАСТЬ? НАГЛОСАКСЫ И ПИНДОСЫ.А ТАМ И НЕДАЛЕКО ДО ПЛАНА "НЕМЫСЛЕМОЕ".ПОЧИТАЙ ВОСПОМИНАНИЕ ЧЕРЧИЛЯ. А ТАК СИДЯ НА ДИВАНЕ КРИТИКОВАТЬ НАШИХ СЛАВНЫХ ПРЕДКОВ МНОГО. ДАЖЕ СЛИШКОМ МНОГО.А МОЖЕТ БЫТЬ ТЫ САМ НАГЛОСАКС ЛИБО ПИНДОС? ТОГДА ПОНЯТНО, ЧТО ТЫ ЖАЛКИМИ ЛЯГУШАЧЬИМИ ЛАПКАМИ ПЫТАЕШЬСЯ ЗАМАРАТЬ НАШИХ ВОИНОВ.
Денис
Не сдались бы - они были сильно заряжены идеологически. И второе - Жуков такого не говорил.
Михаил Килин
"Бабы новых солдат нарожают" сказал не Г.К. Жуков, а писатель Михаил Веллер в фантастическом рассказе "Трибунал" в 2001 году, вложив эту фразу в уста своего персонажа, названного Жуковым.
Сергей Бройдо, проверяйте источники, прежде чем на них ссылаться, а то глупо выглядите.
То же самое со срочным взятием Берлина: на кону стоял вопрос долгосрочной послевоенной безопасности СССР, зависящей от выгодного для СССР раздела Германии между союзниками. Не забывайте, что уже была спланирована операция "Немыслимое". Уже была спланирована бомбардировка гражданских объектов Хиросимы и Нагасаки для устрашения СССР.
Почитайте серьёзные источники и Вы найдёте ответы на свои вопросы.
Просто так ради своих амбиций никто солдат под огонь противника не толкал.
Бузыкин Александр 
Никакой операции "Немыслимое" никогда не существовало. Даже в планах. Нет ни единого документа, подтверждающего этот миф.
Что же касается сроков, то Москва торопила Жукова, а тот подгонял командующих армиями. Причина просто - Джугашивили не доверял обещаниям союзников, хотя те выполнили все условия Ялтинской конференции и дальше линии разграничения по Эльбе не заходили.
Михаил Килин
Плана бомбардировки Японии атомными боеприпасами тоже не существовало?
Бузыкин Александр, если Вы так хорошо осведомлены, скажите, пожалуйста, а какова была цель этих бомбардировок гражданского населения и транспортных узлов вдали от линии фронта?
И Фултонской речи Черчилля никогда не было?
Скажите ещё, что и НАТО все условия объединения Германии выполнил и не стал расширяться на Восток.
На самом деле ответ на вопрос о спешке при взятии Берлина прост и очевиден: была ли выгодна союзникам ситуация, при которой СССР усилился и победил нацизм? Нет, не была. Иначе бы второй фронт открыли раньше.
Были ли союзники удовлетворены сложившейся расстановкой сил в Европе в 1945 году? Нет, не были. Намерены ли могущественные государства менять расстановку сил в свою пользу? Да, вся история Британии и США это подтверждает.
Значит, союзники изначально имели намерения отодвинуть границы влияния СССР как можно дальше от Европы, затем ослабить и ликвидировать.
Было ли это сделано? Да, было. В 1991 году это план союзники выполнили.
Понимал ли это Сталин? Разумеется.
Именно поэтому Сталину были критически важно не допустить союзников в Берлин. А если бы у них была на то хоть малейшая возможность, они бы ей воспользовались и не известно, сколько лет или, может быть, даже месяцев СССР смог бы радоваться мирному небу. А форсированный штурм Берлина обеспечил нашей стране вот уже 76 лет относительного мира.
николай сосновский 
Во первых, Жуков про баб рожающих ничего не говорил. А во-вторых, фрицы бы не здались если бы город взяли в кольцо. Война - это не видеоигрушки.
николай сосновский 
Есть масса документов в открытых источниках про операцию "Немыслимое". Интернет в помощь. Хотя бы в Яндексе наберите.
николай сосновский 
А Бузыкин Александр действует по принципу: Я не видел, значит этого не было. Он, даже, радио не считает источником информации.
Сергей Бройдо 
Ну так Веллер правильный писатель и правильно сказал. Я почитал и достаточно нашел, чтобы быть точно уверенным, что преступник Жуков просто слил в смерть очередные сотни тысяч людей, для того, чтобы красиво доложить. Конкуренцию он устроил, кто первый понтливо доложит о взятии Берлина, а ради понтов людей то не жалко. Мразь он, преступник и подонок.
Сергей Бройдо 
а куда они, суки делись бы? детишки из гитлерюгенда и пенсионеры с оружием, какие из них вояки? Обосраться от страха перед ними?
Бузыкин Александр 
Не смешивайте кислое с розовым. Речь о апреле 1945 года. Послевоенный мир это в первую очередь атомный паритет и никакие речи никакого отношения к этому не имеют.
Что же касается стратегии применения дальней бомбардировочной авиации, то союзники два года планомерно и методично разрушали экономику рейха с воздуха. Рурский экономический район (металлургическое сердце Германии) перестал существовать благодаря действиям B-17 и "Ланкастеров"... а это десятки тысяч единиц бронетехники дополнительно - танки, бронетранспортеры, самоходки, гаубицы. Морские порты, судоверфи, заводы, транспортные узлы, железные дороги, бетонные аэродромы, склады, резервуары, гидроэлектростанции - все подверглось разрушению именно с воздуха. Если бы ВВС КА имели бы на вооружении дальние тяжёлые бомбардировщики такого класса, то СССР точно так же разрушал с воздуха экономическую инфраструктуру рейха на востоке.
Не понимаю ваших стонов.
Бузыкин Александр 
Нет такого. Специально интересовался. Ни одного документального источника, одни перепечатки одних и тех же измышлений.
Ни одной фамилии, ни одной даты, ни номера и названия документа... одна фантасмогория.
Георгий Ситнянский
А что Черчилль такого сказал в Фултонской речи? Что СССР подмял под себя пол-Европы, отгородил "железным занавесом" и не собирается на этом останавливаться. А разве не так?
николай сосновский 
Веллер эту версию высосал из пальца. Ради понтов придумал несуществующую фразу Жукова.
николай сосновский 
А я нашёл эти документы. Достаточно не полениться и заглянуть в интернет.
Сергей Бройдо 
Это кто там был заряжен-то? Обосравшиеся от страха необстрелянные молокососы из гитлерюгенда? Или пенсионеры седовласые, кому всучили оружие и погнали на убой? Или остатки деморализованных войск, которые знали, что выжили потому, что просто драпали быстрее других? Пердучим паром они заряжены были. Война требует ресурсов, боеприпасов, еды и много другого, и тогда было всем предельно ясно, что все, считаные дни остались, не за что кровь лить. Так нет же, коммунисты взяли и уложили столько народа в самом конце, и за что? За ПОНТЫ!
Теперь за Жукова. Может он что-то и не говорил, не докажешь, но он это делал на самом деле. Он совершил целый ряд убийств офицеров по собственной прихоти, просто так, еще на Халхин-Голе. И эти преступления ему сошли с рук, после этого он неоднократно убивал офицеров просто так, не понравился, не то сказал, плохое настроение, дурные вести. Преступник и подонок. Непонятно вообще, какой судьбой ему удалось вылезти по головам сослуживцев на самый верх, он никто ни как военный, ни как офицер, и ни как полководец. Полуграмотный сержантишка с Первой мировой, необразованный,но готовый на любое преступление, для того чтобы выслужиться. Это и было востребовано. В результате он просто уничтожал своих солдат, бездарно и бессмысленно бросая их в топку, и рапортовал, кончился материал, шлите следующих. И не он один такой был. Поэтому то из парней призывов 1921,22,23 годов вернулись только трое человек из каждой сотни призванных. да и то , наверное комиссованные.
Так что главное, это не слова, а дела. И если бы Жукова в 1941 не послали в Питер покомандовать, то и блокады Ленинграда бы не было.
Вот, к чему привел русский народ Жуков:
http://sergeiivanov.blogspot.com/2019/04/blog-post.html?m=1
Вот что писал о войне Астафьев:
Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001), фронтовик, писатель, Герой Социалистического труда, лауреат 5 Государственных премий.

1987 г:

«Не надо лгать себе! Хотя бы себе! Советская военщина — самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она «победила» 1:10! Это она бросала наш народ, как солому, в огонь… Сколько потеряли народа в войну-то? Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови.
[…]
Все мы уже стары, седы, больны. Скоро умирать. Хотим мы этого или нет. Пора Богу молиться! Все наши грехи нам не замолить: слишком их много, и слишком они чудовищны, но Господь милостив и поможет хоть сколько-нибудь очистить и облегчить наши заплёванные, униженные и оскорблённые души».


Тут судя по всему собрались толпой патриотики типа "Можем повторить"?
Вы суки можете только пива повторить, не вставая с дивана, и срсать на всех и вся в комментах.
Бузыкин Александр 
Так представьте скорее нам их на обозрение. Не томите почтенную публику..☺️
Бузыкин Александр 
Что значит "форсированный штурм Берлина"..? Войска 1-го Белорусского в первые двое суток завязли на Зееловских высотах, понесли большие потери в живой силе и технике. Фронт Конева Ставка ВГК развернула от юга к западным предместьям Берлина. Получилась классическая форма окружения с внешним и внутренним кольцами. Задержка или намеренное промедление ничего не давало советской стороне. Часть немецкой 9 армии, прорвавшейся в столицу с востока, усилила берлинский гарнизон. Брать столицу рейха в любом варианте предстояло в кратчайшие сроки и потери были неизбежны. В качестве способов снижения потерь предлагалось разрезать город на сектора и планомерно, очищая квартал за кварталом, выдавливать немцев к северо-западу... но немцы построили оборону по принципу "фестунгов" (защита узловых точек) и отходить куда либо вообще не стали. Берлин конечно можно было взять и неделей позже, только маловероятно, что бы это сказалось на потерях.
Георгий Ситнянский
На самом деле "Нечего солдат жалеть, бабы новых нарожают" сказал принц Конде лет за 300 до того. Понятно, французский аристократ выражался изящнее, примерно так: "Меня интересует лишь то, сумеют ли французские женщины произвести на свет больше младенцев мужского пола, чем я за это время потеряю солдат".
Валера Апёнышев
тоже стратег выискался
николай сосновский 
Но принц Конде это же не кровавый совковый коммуняка Жуков! Поэтому, будем цитировать Жукова. Даже, если он такое не говорил.
николай сосновский 
Я уже давал ссылки. В Яндексе набираете "Операция "Немыслеммое""
николай сосновский 
Жили бы эти пенсионеры с гитлерюгентом в Берлине и снабжали бы их по воздуху американцы всем необходимым.
Андрей Фатеев
а зачем проверять? главное, пи...дануть чё-нить в эфир, не думая особо
Валера Апёнышев
бузыкин ты тоже подсеваешь америкосам и наглосаксам. ХТО ты такой ,что судишь наших предков и настояших людей моей страны. Я как вижу слово бузыкин меня передергивает от отвращенияка таким бузыкиным. вплоть до рыготины
Бузыкин Александр 
Рыгай где нибудь в подворотне. Подальше от нормального общества.
Антон Луценко
Быдло Георгий, абсолютно не так. Русский перевод Фултонской речи Черчилля целиком можно прочитать вот здесь: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/fultonskaya-rech-uinstona-cherchillya-1946-goda.html
Вот только одна проблема - о "железном занавесе" там сказано совсем другое: "Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море и до Триеста на Адриатическом море, на Европу опустился железный занавес. . Столицы государств Центральной и Восточной Европы — государств, чья история насчитывает многие и многие века,— оказались по другую сторону занавеса. <...> По нашу сторону железного занавеса, разделившего надвое всю Европу, тоже немало причин для беспокойства". Таким образом, Черчилль в течение всей речи так и не сказал, что "железный занавес" был опущен по команде из Москвы.
Что же до галлюцинаций шизофреника Форрестола про зловещие планы советских завоеваний, то в другой ветке я вам уже говорил о бездоказательности этого бреда. Пытаясь мне возразить, вы цитировали фантаста К.Закорецкого, который без единой ссылки на документы рассказывал, как Сталин собирался захватить Корею, Японию, США, Европу, Ио, Ганимед и другие спутники Юпитера, параллельно насаждая дружественные режимы на Луне, Марсе и Венере, чтобы потом с этого плацдарма начать экспансию вдоль ближайшего рукава нашей Галактики (сарказм). Проблема в том, что без документальных подтверждений всем этим домыслам цена - грош за ведро, и то лишь в базарный день и в припадке жалости к продавцу.
Валера Апёнышев
АЛЕКСАНДР ШЕЛЯКИН(ИЗВИНИТЕ МОГУ ОШИБИТСЯ С ВАШЕЙ ФАМИЛИЕЙ - НЕ ПРО РУССКИ НАПИСАНА) ВОТ ВЫ САША ТОЖЕ ЗАШКАЛИЛИСЬ НА ОДНОЙ ИДЕЕ-ЖУКОВ ТИРАН, НЕ ЖАЛЕЛ СВОИХ СОЛДАТ, ГНАЛ НА ПУЛЕМЕТЫ И ПР. ПР. И ОТКУДА ТО ВЗЯЛИ ПРО ХРУЩЕВСКОЕ ВРАНЬЕ.И ИЗЛАГАЕТЕ СВОИ ИДЕИ, КАК НЕПРЕЛОЖНЫЕ ИСТИНЫ. А У МЕНЯ ДРУГОЙ ВЗГЛЯД НА НАШЕГО СЛАВНОГОГО ПОЛКОВОДЦА ЖУКОВА. СКОЛЬКО РАЗ ОН УДОСТОИН ВЫСОГО ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА? ЗА КРАСИВЫЕ ГЛАЗА ТАКОГО НЕ ДАЮТ И ЗА ТИРАНСТВО ТОЖЕ. ВИЗВИНТЕ, НО НАДО ВАМ ПРИВЕСТИ В ПОРЯДОК МЫСЛИ. ПОЧИТАТЬ МЕМУАРЫ, ОТЧЕТЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ. А ТО ВЫ РАЗГЛАГОЛЬСТВУЕТЕ КАК ЖЕРТВА ЕГЭ И ПИСАК ТИПА СОЛЖЕНИЦЫНА И АСТАФЬЕВА.ДА ЕЩЕ ПРОСКАЛЬЗЫВАЮТ В ВАШЕМ ВЕЩАНИИ МИТОДИЧКИ НАПИСАННЫЕ В ВАШИНГТОМСКОМ ОБКОМЕ. НЕ УЖЕЛИ ВАМ ТАК СЛАДОК ШЕЛЕСТ АМЕРИКАНСКИХ РУБЛЕЙ? ГДЕ ГОРДОСТЬ РОССИЯНИНА? ТАК И БУДЕТЕ ПАЧКАТЬ НАШУ ИСТОРИЮ НИ ХРЕНА НЕ ПОНИМАЯ.КРОМЕ МЕТОДИЧЕК АМЕРИКОСОВ.СТЫДНО САША ШЕЛЯКИН.ГДЕ ГОРДОСТЬ ЗА НАШУ СТРАНУ?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Наталья Штурм полностью обнажилась на отдыхе
Наталья Штурм полностью обнажилась на отдыхе
48
Мужской журнал 23:06 06 авг 2017
Замалчивается Варшавой: Как поляки мстили немцам после ухода Красной армии
Замалчивается Варшавой: Как поляки мстили немцам после ухода Красной армии
47
Мужской журнал 10:01 25 ноя 2021
Эту страну не победить: как русская смекалка выручала солдат Красной армии
Эту страну не победить: как русская смекалка выручала солдат Красной армии
43
Авто-Тема 23:37 19 мар 2018
Царские военспецы Красной армии – предатели или герои?
Царские военспецы Красной армии – предатели или герои?
57
Мужской журнал 09:01 10 мар 2019
Эта привлекательная девушка - рядовой израильской армии
Эта привлекательная девушка - рядовой израильской армии
34
Мужской журнал 11:02 05 сен 2017
Предательство 1941: пленные армии
Предательство 1941: пленные армии
46
Мужской журнал 10:00 13 май 2021
Разгром Крымской орды: штурм Арабата и Кафы
Разгром Крымской орды: штурм Арабата и Кафы
4
Мужской журнал 09:01 17 июн 2021
А было ли письмо из Берлина?
А было ли письмо из Берлина?
4
Мужской журнал 08:01 31 июл 2021
Мотоциклисты Красной Армии: как они громили немцев под Сталинградом
Мотоциклисты Красной Армии: как они громили немцев под Сталинградом
1
Авто-Тема 12:56 06 май 2019
Последний парад белой армии
Последний парад белой армии
16
Мужской журнал 10:01 08 мар 2021
Военные и политические элиты Великобритании об армии СССР накануне войны
Военные и политические элиты Великобритании об армии СССР накануне войны
9
Мужской журнал 10:01 29 май 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства