Каждый год развитие технологий угрожает все новым профессиям. Машины уже научились составлять простые иски, и корпорации сокращают юридические отделы, в некоторых организациях автоматизированы процессы формирования финансовой отчетности, и им не нужны бухгалтеры, даже некоторые тексты в СМИ экспериментально написаны искусственным интеллектом (ИИ), и ходят слухи о полной победе машины над человеком. Так ли это на самом деле, где находятся пределы автоматизации, и когда искусственный интеллект сможет заменить чиновников и депутатов.
Технологическому детерминизму подвержены не только крупные корпорации, но и целые государства. Прорыв, о котором так часто говорит Владимир Путин, не представляется без развития новых технологий, в числе главных президент в рамках последнего послания Федеральному Собранию назвал: каналы связи, большие данные и искусственный интеллект.
Развитие технологий ИИ, по мнению президента, является ключевым условием прогресса во всех остальных областях. Так как именно с помощью искусственного интеллекта мы можем качественно менять привычные процессы работы с данными, принятия решений и организации всей системы госуправления.
Неслучайно ИИ стал одним из элементов важной госпрограммы развития цифровой экономики, на которую правительство потратит
В каких сферах новые технологии могут заменить чиновников и госслужащих?
Важно отметить, что тренд является общемировым. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECED) все большее число стран
Сферы применения новых технологий в системе госуправления
Существующие технологии уже сегодня позволяют автоматизировать часть функций, выполняемых чиновниками и госслужащими. Их можно подразделить на несколько больших групп.
Аналитические функции. Практически в любом госоргане существуют аналитические отделы, которые занимаются сбором и обработкой информации для разных задач. Развитие открытых и больших данных, а также автоматизированных инструментов работы с информацией позволяет значительно сократить штаты таких отделов. Сегодня один аналитик данных может сделать больше, чем ранее мог сделать аналитический отдел, состоящий из 5-10 человек. Поэтому новые технологии могут реализовать мечты некоторых политиков, предлагающих
Конституирующие функции. Большое число сотрудников госорганов занимается тем, что так или иначе подтверждает некую информацию. Любой госслужащий, занимающийся верификацией и выдачей неких подтверждений, бланков, справок может быть заменен блокчейн технологией, которая и подразумевает возможность подтверждения достоверности того или иного действия.
Попытки избавиться от обилия справок посредством оптимизации внутренних процессов уже предпринимались ранее. Например, в 2016 году правительство запретило запрашивать у заявителя уже имеющиеся у госорганов документы. Это требование позволило наладить нормальный документооборот между ведомствами, однако так и не позволило сократить число госслужащих, которые эти справки выдают.
Уже известны успешные случаи проведения локальных выборов посредством блокчейн технологии (в таком случае можно было бы в разы сократить штат ЦИК), однако о повсеместности этой практики говорить пока рано.
Функция принятия решений. Здесь речь идет о руководящих звеньях, которые в отдаленной перспективе могут быть заменены искусственным интеллектом. Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин в интервью АК говорил о том, что в недалеком будущем ИИ мог бы заменить депутатов: «Мы все прекрасно понимаем, что человек может не иметь достаточно количества информации. Он может находиться под влиянием некоторых факторов, иметь какие-то корыстные цели. Вот если будет сделано решение, которое будет способно комплексно анализировать информацию, например, следить за динамикой аварий в каком-то регионе. Проводить анализ, определять проблему, например, что она заключается в низкой пропускной способности какого-то перекрестка, из-за него стало хуже. Если найти причину, мы можем на это воздействовать и решить эту проблему», — отмечал эксперт.
Все эти технологические изменения в системе госуправления расположены в порядке убывания их распространенности: аналитические функции уже замещаются машиной, а полноценный ИИ, по оценкам экспертов, может быть создан через 5-15 лет.
При этом каждая новая технология сталкивается со своим набором проблем. Если бы их внедрение не было сопряжено с различными трудностями, то эти инновации были бы внедрены и в России, и в других странах мира, однако пока существует целый ряд объективных ограничений.
Ограничения
Низкий уровень информационной грамотности чиновников. Средний возраст политиков и чиновников в России составляет 55,5 года, сообщает
Высококвалифицированные кадры не идут на госслужбу, потому что в частной сфере они смогут заработать гораздо больше.
Цифровой нигилизм населения. Помимо кадровых трудностей в госорганах существует и цифровой нигилизм граждан, которые с опаской воспринимают новые технологии. Например, в крупных городах России несколько лет функционирует онлайн запись на прием к врачу, но многие граждане продолжают стоять в очереди. На сайте Госуслуги зарегистрированы десятки миллионов человек, но очень часто граждане используют этот сервис только для быстрого оформления загранпаспорта. Поэтому иногда созданные технологические условия остаются невостребованными самими гражданами.
Финансовые ограничения. В условиях финансового кризиса, который, согласно прогнозам аналитиков Bank of America, может случиться уже в начале 2019 года, власть старается избавиться от затратных проектов, без которых система сможет функционировать. Все технологические новшества приносят эффект в долгосрочной перспективе, а во время переходного период эффективность госуправления может даже снижаться, так как процесс трансфера инновации неминуемо несет с собой издержки.
Границы внедрения ИИ. Это ограничение в большей степени справедливо для функций принятия решений. Вообще, границы внедрения искусственного интеллекта в политических и социальных процессах изучаются достаточно давно. Здесь в качестве примера можно вспомнить работу первопроходца в области машинного обучения Артура Сэмюэла «Искусственный интеллект: граница автоматизации», которая была опубликована в 1962 году.
Парадокс, по мнению Сэмюэла, заключается в том, что человек, который создает такие машины, будет всегда более развитым, чем конечный продукт. Человек, обладающий определенными навыками не в состоянии создать машину, которая бы обладала всем набором навыков и действовала бы лучше его. Каждый раз, когда человечество создает что-то новое, оно само по себе становится лучше, потому что для нового, ему пришлось измениться самому.
Поэтому до сих пор ходят споры о том, сможет ли искусственный интеллект когда-нибудь по-настоящему заменить человека.
Перспективы
Госпрограмма «Цифровая экономика», заместители министров по цифровому развитию и инновационные технологии стали новым трендом во властной риторике, однако пока все эти новшества встречают слишком большое сопротивление.
Ограничения, которые мы перечислили, — далеко не единственные трудности, с которыми сталкиваются инноваторы во власти. Достижение результата зачастую не помогают и многомиллиардные вливания из бюджета. Пока проект построения Цифровой экономики рискует повторить судьбу Открытого правительства, которое весной этого года после 6 лет работы было упразднено.
Конечно, это не значит, что инновации в российской системе госуправления обречены на провал и абсолютно бесперспективны. Речь идет о большом количестве вызовов, на которые у правительства должны быть подготовлены ответы. Иначе блокчейн и ИИ так и останутся модными словами в документах к госпрограммам, и так и не станут реально действующими инструментами.
Комментарии (0)