Новости, политика, экономика, общество

Судить историю могут только те, кто любит Россию

Статья президента России Владимира Путина «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим» быстро разошлась на цитаты. В значительной мере она обращена ко внешнему читателю – и посвящена рассмотрению причин, приведших к Второй мировой войне: начиная с Версальского договора, навязанного Германии после Первой мировой войны мстительными победителями, и заканчивая недальновидной политикой ряда держав перед самым началом гитлеровской агрессии против Польши.

Но в статье есть и очень важные тезисы, касающиеся нашего собственного государственного и национального сознания, того, как мы видим свою историю – и здесь очень важно обратить внимание на ту взвешенную позицию, которую она обозначает.

 

Эта позиция не является каким-то внезапным гениальным прозрением. Она утверждает простой и понятный здравый смысл. Но именно здравого смысла так часто не хватает в том, как люди видят историю, и особенно историю войны.

Существует два ложных подхода к оценке событий того времени. Первый представлен восточноевропейскими националистами – и нашими либералами, которые говорят, что Великая Отечественная война, на самом деле, это не столкновение народов с безоговорочным злом нацизма, а «борьба двух тоталитарных монстров», которые сначала видятся одинаково злыми, а затем, на практике, гитлеровский режим подается как предпочтительный. Во всяком случае лицам, которые сотрудничали с нацистами, в том числе и в несомненных военных преступлениях, устанавливаются памятники и мемориальные доски, в честь дивизий СС проводятся шествия и другие памятные мероприятия.

В рамках этого взгляда на историю русские люди не только не являются наследниками победителей, спасших мир от нацизма, но напротив – наследуют вину за обиды, причиненные другим народам в тот период истории. Им следует смотреть на своих дедов и прадедов не с благодарностью, а с отвращением и стыдом.

Вера в коллективную наследуемую вину – и право тех или иных политических движений эту вину вменять – эффективный инструмент политической манипуляции. Как мы видим, например, в сегодняшней Америке, где громилы считают себя в полном праве жечь и грабить, потому что выступают от имени жертв прошлых несправедливостей. А жертвы погромов и поджогов должны стоять перед ними на коленях, потому что они каким-то фантастическим образом связаны с давними угнетателями. То, что среди громил есть белые, а среди пострадавших – черные, никому не мешает. Как не мешает бывшим высокопоставленным партийным и комсомольским функционерам в постсоветских республиках притеснять русских в отместку за «советскую оккупацию».

И статья ясно говорит о том, что с Россией так не получится: «Однако многие наши партнеры пока не готовы к совместной работе. Напротив, преследуя свои цели, они наращивают против нашей страны количество и масштаб информационных атак, хотят заставить оправдываться, испытывать чувство вины, принимают насквозь лицемерные политизированные декларации».

Дело СССР в борьбе с нацизмом было правое, жертвы, понесенные нашими народами, заслуживают вечного почитания. Попытки заменить это видение истории на другое – где СССР и Третий рейх уравниваются, или даже прославляются те, кто сражался на стороне нацистов – должны быть с негодованием отвергнуты.

Однако есть и другой ложный подход – Победа в Великой Отечественной войне как-то оправдывает и даже прославляет большевистскую революцию, установившийся в ее результате режим и лично Сталина. На все преступления этого режима – и его лидера – предлагается закрыть глаза во имя великой Победы.

Это было бы тяжкой несправедливостью по отношению к жертвам расказачивания, коллективизации, массовых репрессий, гонений на Церковь и других трагических страниц нашей истории.

Более того, такое пренебрежение к урокам истории обрекало бы нас на их повторение. Поэтому так важно, что в статье дана ясная негативная оценка ряду действий Сталина именно как «преступлениям против собственного народа»: «Сталин и его окружение заслуживают многих справедливых обвинений. Мы помним и о преступлениях режима против собственного народа, и об ужасах массовых репрессий».

Отметим здесь принципиальное отличие от либерального подхода. В либеральной картине мира преступления Сталина – это то, что следует вменить народу, это русские люди должны испытывать стыд и вину, платить и каяться за преступления режима. В статье дана другая оценка – это преступления именно против народа. Если как либералы, так и сталинисты отождествляют народ с режимом (первые – чтобы нападать на народ, вторые – чтобы оправдывать режим), то здесь проводится ясное разделение. Есть политический режим – и есть народ, который пострадал от его преступлений. 

Четко негативная оценка дана и политике большевиков: «Конечно, в период этой страшной, кровопролитной войны некоторыми людьми овладевали страх, растерянность, отчаяние. Имели место предательство и дезертирство. Давали о себе знать жестокие разломы, порожденные революцией и Гражданской войной, нигилизм, издевательское отношение к национальной истории, традициям, вере, которые пытались насаждать большевики, особенно в первые годы после прихода к власти».

В самом деле, мы можем либо игнорировать реальную историю и пытаться заменить ее совершенно выдуманным вариантом – в подобных попытках сейчас нет недостатка – либо признать (и осудить) несомненно нигилистический и разрушительный характер большевизма.

Здравый смысл и элементарная нравственность подсказывают – осудить то, что достойно осуждения. В частности, издевательское и нигилистическое отношение большевиков к России или сталинские репрессии. И напротив, почтить то, что достойно почтения – как подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Суждение о событиях нашей истории – достойных, славных, трагических или ужасных – принадлежит нам, тем, кто любит Россию. Это наше дело – осудить наших злодеев и прославить наших героев. Одно не может и не должно мешать другому. А на тех, кто в принципе враждебен России и во всем видит лишь повод для нападок на нее, не стоит и оглядываться.


Источник: Судить историю могут только те, кто любит Россию
Опубликовал:
Теги: история отношение война Россия

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Ситуация настораживает: Россию могут втянуть в новый конфликт
Ситуация настораживает: Россию могут втянуть в новый конфликт
49
Ваши новости 16:01 21 сен 2021
Любит ли вас кошка? 15 способов узнать это
Любит ли вас кошка? 15 способов узнать это
9
Все о работе руками 08:48 30 мар 2024
Что, Антон, помогла тебе твоя вто? Россию будут судить за помощь собственным предприятиям?
Что, Антон, помогла тебе твоя вто? Россию будут судить за помощь собственным предприятиям?
15
Ваши новости 19:00 24 дек 2021
83 самых сексуальных момента за всю историю кино
83 самых сексуальных момента за всю историю кино
6
Мужской журнал 07:40 13 ноя 2017
18 мужских задумок, которые могли прийти в голову только тем, кто любит работать руками
18 мужских задумок, которые могли прийти в голову только тем, кто любит работать руками
4
Авто-Тема 18:07 27 янв 2019
7 доказательств того, что собака вас любит
7 доказательств того, что собака вас любит
3
Все о работе руками 05:59 03 июн 2023
10 самых жутких исчезновений за всю историю
10 самых жутких исчезновений за всю историю
8
Мужской журнал 10:01 17 апр 2021
Почему Европа не любит русских и любит англо-саксов
Почему Европа не любит русских и любит англо-саксов
16
Ваши новости 01:01 04 авг 2017
Девушка Неймара Сорая Вучелич любит ездить за рулем без белья
Девушка Неймара Сорая Вучелич любит ездить за рулем без белья
25
Мужской журнал 09:58 19 ноя 2017
8 главных признаков, что кошка любит своего хозяина
8 главных признаков, что кошка любит своего хозяина
4
Мужской журнал 08:00 17 июн 2020
5 признаков того, что кошка вас не любит
5 признаков того, что кошка вас не любит
3
Мужской журнал 08:01 20 июл 2021
Сербский вклад в историю новороссии
Сербский вклад в историю новороссии
4
Ваши новости 14:23 07 июн 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства