Новости, политика, экономика, общество

Уравниловка. Или как социализм мешал зарабатывать предприимчивым.

Ругая советское прошлое, многие упоминают такой негативный момент, как уравниловка.

Те, кто об этом говорят, наверняка считают себя талантливее, трудолюбивее и инициативнее, чем остальные. И не хотят иметь заработную плату, как у всех.. А кого же они себе противопоставляют?

Ну обычно звучит, что остальные - это лодыри, тунеядцы и алкоголики.

Ну, действительно - люди все очень разные. С разными способностями, талантами, темпераментом, возможностями.

Естественно, есть те, кто работает больше и лучше. Но больше и лучше кого? Лодырей и алкоголиков?

Лодыри и алкоголики, естественно, тоже присутствуют. Куда же без них. Но их процент несоизмеримо мал по сравнению с остальными. Достаточно оглядеться по сторонам, даже в наше нелегкое время. Люди в основном не страдают алкоголизмом и достаточно много и зачастую тяжело работают.

Большинство людей, все-таки, обычные трудящиеся. И даже если они работают всего 8 часов в сутки и после идут домой к семье, или учатся или имеют какие нибудь другие увлечения и хобби, это никак не подпадает под определение тунеядцев. Они работают. Да, может быть, они делают меньше, чем вышеописанные нелюбители уравниловки, может быть, не в том талантливы и не так самозабвенны в труде... но они работают. Пусть средне, но это не алкоголики и не тунеядцы.

И именно их больше всего. Больше, чем лодырей и алкоголиков, больше, чем ударников труда.

Теперь прикинем, насколько результат труда такого середнячка может отличаться от результата ударника. Взять к примеру изготовление каких-нибудь деталей.

Ну допустим, один делает 10 простых деталей а второй 15 сложных. Разница будет в 2 раза? В 5?

Или в тысячи раз? Может быть в миллион?

Возьмем токарей. Существовало деление на разряды. Естественно,  специалист более высокого уровня выполнял более сложную и высокооплачиваемую работу. Ну неужели новичку доверят изготовление сложной детали?

Или, может, не существовало Отдела Технического Контроля? И руководство не ругали за брак и невыполнение плана? Естественно,  специалистов высокой категории ценили.

Помощник токаря в 80-х годах получал 90-100 рублей, токарь 4 разряда - 300-350 руб, а высшего разряда около пятисот.

Можно было больше получать за разряды, категории, степени, за выслугу лет, норму выработки, стаж, различные награды, сверхурочные, праздничные. И это в пределах одной специальности.

Существовали и специальности с разной оплатой труда. Можно было не сильно заморачиваться и работать где-нибудь уборщицей за 50-60 рублей. А можно было окончить институт, постажироваться на периферии и получать в несколько раз больше. Или работать на севере, или в шахте, где зарплата шахтеров-проходчиков доходила до 1000 рублей и выше, и была даже выше зарплат директоров шахт.

Плюс к этому - разнообразные льготы, санатории, пансионаты, приоритет в получении жилья, направления в вузы от предприятий и т.п.

Разве можно это назвать уравниловкой?

Как мы разобрали выше, если человек стремился больше заработать, препятствий этому советское государство не ставило, а наоборот, поощряло.

Но как же заработать еще больше?

Ведь больше 24 часов в день человек работать не может. Значит и зарабатывать больше определенной суммы тоже не в состоянии. Вспомните Остапа Бендера, который столкнулся с тем, что не мог потратить свой миллион. Почему? Потому что такие деньги можно было заработать только одним способом - и раньше это называлось нетрудовые доходы.

Получается, что невозможность заработать сверх собственного труда и называют уравниловкой?

А именно это и пресекало советское государство.

Ну, а зачем это было запрещать? Почему бы не отпустить ситуацию? Пусть занимаются, кто чем хочет. Как сейчас. Разрешить частную собственность на средства производства, нанимать людей...

Вот был директор шахты, он не рисковал жизнью, не работал в забое, поэтому получал меньше шахтера. Его трудовое участие оценивалось именно так. Владельцем шахты было все общество и результаты труда шахтеров распределялись на всех. Эти деньги поступали в так называемые фонды общественного распределения, при помощи которых строились больницы, детсады и прочее жилье.

По-моему, вполне справедливо.

Но получается, такое положение вещей не устраивает "противника уравниловки".

Видимо, его больше устраивает, когда владельцем шахты является один человек (в идеале - именно он), и присваивает себе все, что производят работники. Которые вынуждены уже из собственного кармана, становящегося все меньше и меньше, оплачивать себе и своим родным лечение, обучение, жилье и т.п..

А ведь это закономерный результат разрешения нетрудовых доходов. Именно так работает рынок и конкуренция. Сначала появляется много "хитровыделанных" Остапов Бендеров, потом они присваивают себе предприятия и набирают работников. Затем в конкурентной борьбе начинают друг друга жрать. Их становится все меньше, и они становятся все богаче и голоднее.

А остальные, "неспособные" к бизнесу или к искрометным идеям (как полегче срубить бабла), или даже способные, но выкинутые уже из конкурентной борьбы более беспринципными своими коллегами - вынуждены стать наемными работниками, зарплаты которых становятся все меньше и меньше из-за непомерного аппетита любителей жить за счет чужого труда.

Но некоторые думают, что возможен другой, какой-то третий, сказочный вариант, где и овцы сыты и волки целы.

Кто же из них двоих?..

Ан нет. Третьего не дано.

Разрешение получать нетрудовой доход тут же ведет к социальному перекосу и расслоению, и позволит одним неконтролируемо богатеть, а другим, основной массе, так же неконтролируемо беднеть. Ибо если где-то прибыло, значит где-то убыло.

То есть, по сути, если государство не защищает своих граждан из-за одного хитрозадого тунеядца, на грань выживания встают сотни и тысячи обычных трудяг. Не алкашей и лодырей, как любят представлять их... настоящие лодыри и тунеядцы - те, которые хотят, ничего не делая, загребать результаты чужого труда.

И скорее всего, поэтому они считают "уравниловкой" ту систему, которая не позволяла им получать барыши чужими руками.

"..Вот, они тоже приносят пользу и тоже трудятся..." - скажут любители свободного рынка. Токарь своим трудом приносит пользу и себе и обществу. 

А какую пользу приносит обществу пронырливый спекулянт, делец или капиталист?

Кроме как лишать трудящихся результатов собственного же труда?

Организовать производство? Что-то уже тридцать лет никак не могут организовать. В советское время, почему-то, справились в более короткие сроки и без участия последних. Наверное, что то не так делали...

Источник.


Источник: Уравниловка. Или как социализм мешал зарабатывать предприимчивым.
Опубликовал:
Теги: деньги работа жизнь часы социализм

Комментарии (43)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Талгат Гарафутдинов
Разрешение получать нетрудовой доход тут же ведет к социальному перекосу и расслоению, и позволит одним неконтролируемо и безнаказанно богатеть, а другим, основной массе, так же неконтролируемо беднеть. Что сейчас мы и имеем!
Валерий Санин
Почему все говорят о брежневском социализме И ни кто не говорит о Сталинском, при котором были колхозы,артели,хозрасчёт.И который сломал ГЕНИЙ ГЛУПОСТИ кукурузник.
Георгий Ситнянский
При кукурузнике по крайней мере с голоду миллионы не умирали...
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Гондон, при кукурузнике СССР, впервые, стал закупать пшеницу за границей.
Valerij Grig
(Александру Ткаченко): Зато сейчас, в России этот список закупаемых за границей продуктов питания расширился до десятков тысяч наименований.)
Valerij Grig
А с чем, собственно говоря, Анатолий Гладков, поставивший мне дизлайк, не согласен?
СССР закупал за границей не так много наименований продуктов питания - остальное производилось в стране.
Сейчас же на полках магазинов России 80 процентов импортных продуктов питания. В этом, наверное, заключается преимущество предпринимательской деятельности в России? - Зачем развивать своё сельское хозяйство, если можно зарабатывать деньги на закупке и перепродаже импорта?
Valerij Grig
Вот и Миша Потапов туда же.))
Александр К
Существовала цель важная-накормить советский народ многострадальный. Для того целину окучивали, современные технологии применяли, международное сотрудничество поощряли, в частности для накормить вдоволь. А насчёт кукурузы придумали дурачки советские, которые так и не поняли задач и смысла внедрения новой агрокультуры. Типа, наподобие росдурачков, которым картофель в своё время указывали сажать и культивировать. Так до бунтов и мятежей доходило дело на фоне отсутствия элементарных знаний и опыта агротехнического. Тех российских властей особо и не осуждают за ту картофельную эпопею. Прижилась картошка через годы и активно поедается.
Георгий Ситнянский
"Гондон, при кукурузнике СССР, впервые, стал закупать пшеницу за границей".
Да при Усатом Упыре по этому поводу просто не парились: мало зерна - ну и пусть несколько миллионов помрёт, бабы новых нарожают.
Борис NIKITIN
собременные олигархи - это просто воры , воруют недра страны , жируют заграницей , не вкладыаая ни копейки в государство, которое их, ну так получилось выростило, воспитало , да видно плохо, не помнящие родства, которым насрать на Родину , да и нет у них родины, есть только желание захапать побольше наворованного.
Олег Мельник
хорошая статья все правильно подмечено и за 30 лет только идиот или аферист не поймет что капитализм это власть ублюдков хитрожопых и вообще капиталист равно фашист!
Александр Зиновьев
Всё ровно по К. Марксу. И дополню - первая профессия ТОКАРЬ! В первую зарплату, не аванс, он был у всех в цеху одинаков, я убедился КАК оценивается труд соседа по станку, дяди Васи. Мот сто двенадцать рублей и его 480-т! Я и так учился и стремился, а тут такой пример. Так что в СССР, а до этого в Монархии было всё логично! Даже в Монархии ещё логичнее - там один работник мог семью ОРАВУ кормить! Что не получилось в СССР!
Миша Потапов 
Если бы разрешили кооперативы брали бы с них налоги, то було бы как в Китае и ни каких 90-х.
Валерий Фоменков
В том лишь случае, если кооператив (предприятие) предприниматель создал бы на свои финансы. А своровать ресурсы, которые были созданы всей страной и "приватизированы" по плану чубайса и продажного алкаша - это уже не бизнес, это уголовное преступление. За которое, кстати,ни алкаш (покойник, но у него ведь есть родственники, присвоившие наворованное), ни чубайс, благодаря нынешнему "гаранту" до сих пор наказания не понесли.
Георгий Ситнянский
Ну да, как китайцы сделали: сначала просто разрешили частника, потом, когда у народа появились честно заработанные деньги, постепенно начали приватизацию госпредприятий - за эти деньги.
Георгий Ситнянский
Если бы он только "мешал зарабатывать предприимчивым"! Но и рабочие сплошь и рядом получали одинаково независимо от индивидуальных результатов. Это и называлось "уравниловкой" или ещё "обезличкой". Более того, вся система была построена так, что тот, кто поступал как положено, проигрывал тому, кто нарушал. На себе многократно испытано.
Ну, а нынешние как бы капиталисты, неспособные ни на что созидательное - они к нам из Америки на парашютах спущены? Или это наша же сменившая вывеску номенклатура?
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
"Испытатель".
Сергей Алексеев 
Работал на заводе Но о специальности помошник токаря не слышал Да и зарплат в 350-400руб тоже 200-250 старые токаря получали
Алекс Груман
Я после школы не поступил в институт и год работал на заводе. Начинал слесарем 2-го разряда. Первая ЗП была 106 руб. Потом поболее. Через полгода занял первое место на предприятии на конкурсе молодых слесарей. Дали 3-й разряд. Стали давать более сложные детали. ЗП доходила до 170 р. И это 17-летний пацан. Со школьной скамьи. Ребята, кто трудился на нашем слесарном участке годами, зарабатывали до 400 р. Был дедок один. С шестым разрядом. Вот ему давали филигранные задания. Никто другой не мог их сделать. И закрывали ему за месяц нарядов на 600 р. Так что кто хотел - тот зарабатывал. Воровать, конечно, в промышленных масштабах, было сложно. Поэтому и скулят те, кому не давали воровать.
Валерий Виноградов 
Согласен. Я в 60е учился в вечерней школе и работал токарем 2 разряда, получал 80р. Высококвалифицированные токари в моем цеху получал чуть более 200р. Но тут была еще такая штука, и меня с первых дней работяги предупреждали - не пытайся превышать норму, срежут расценки. И так он и было.
Александр Плохов
Сейчас бы тебе ген.директор сократил.как молодого с 3 разрядом,закупив станок с ЧПУ....
Сергей Нечухаев 
Сталкивался с этим. Перевыполнил план - получил больше, но в следующий месяц перевыполнение становилось нормой. Расценки снижались.
Геннадий Матюхин 
Все правильно, зарплата квалифицированного рабочего везде была 200-250 рублей, хоть на заводе, хоть на стройке! А по 400-500 руб получали на заводах лекальщики, расточники. Их было несколько человек на крупный завод.
Салават Латыпов 
Статья написана крайне неграмотным человеком. Логика просто "Ах!". Если нет конкурентного стимула, остаётся лишь стимул лодырничать - меньше работать при той же зарплате. Насмотрелся я на эту идиотскую уравниловку в своё время и в колхозах и на заводах. Если все примеры из прошлой жизни написать, это много томов получится. Только бестолковым и лодырям уравниловка выгодна. Помню, как я после армии встав за станок, решил установить рекорд и сделал за смену 600 деталей вместо 300 по плану. Мой бригадир узнав мой результат пришёл в бешенство, покрыв меня всеми матами, которые он знал. Он сказал, что из-за меня могут всем повысить нормативы при той же зарплате, и спрятал все мои "лишние" детали.
Человечество ещё не придумало подобающей, эффективной, развивающей альтернативы для конкуренции, на основе частной собственности. Маленький пример: кто будет лучше управлять заводом: тот, кто сам построил себе завод или назначенный чиновник, встроенный в вертикаль чиновничьей власти? В чём стимул для чиновника финансировать НИОКР если нет конкуренции и всё спускается сверху по плану и в любом случае купят? Как может быть реализована S - кривая развития технических систем при плановой экономике? Где лучше продавать свою продукцию: там, где 100 покупателей, или там, где несколько тысяч? (Намёк на отсутствие мирового рынка для сбыта продукции при СССР, из-за конкуренции в связи с отсутствием НИОКР.) Откуда брать средства на НИОКР, когда производимая продукция ограничена небольшим рынком сбыта?
Валерий Фоменков
Хорошо расписал, вот только назови хотя бы одного барыгу, захватившего то, что ему не принадлежит, не принадлежало и принадлежать не может, который "сам себе построил завод"?
Салават Латыпов 
Валерий Фоменков, ребята, если у вас не хватает образования, или вы не понимаете написанного, то, пожалуйста, не лезьте в дискуссию. Я, что, про барыг, что-то захвативших тут писал? Идите к криминалистам, юристам со своим вопросом.
Георгий Ситнянский
"...назови хотя бы одного барыгу, захватившего то, что ему не принадлежит, не принадлежало и принадлежать не может, который "сам себе построил завод"?"
А зачем нашему "как бы капиталисту", в своё время назначенному и встроенному в вертикаль, а теперь "прихватизировавшему" завод по каналам номенклатурного распределения, что-то самому созидать? Я же и говорю - проблема в том, что номенклатура как была, так и осталась правящим классом, отсюда и все беды.
Дмитрий X
"какую пользу приносит обществу пронырливый спекулянт, делец или капиталист?"
А для чего комуто приносить какую то непонятную пользу? Каждый критится как умеет. Кто мешает остальным стать "пронырливыми спекулянтами"? Он сам себя обеспечивает, и создаёт рабочие места другим.
Александр Зиновьев
К-Вирус показал всем, что спекулянт СТРАНУ не содержит!
Борис NIKITIN
"...Он сам себя обеспечивает, и создаёт рабочие места другим." ой, да несмешите ... сам он только жопу себе подтереть может или нажраться устриц или каломбера , чтобы потом подтереть жопу обосравшись от несварения .... Покажите мне хоть одного создавшего завод типа КАМАЗ , ЧМЗ , АВТОВАЗ ...создает места на украденном заводе или украденной нефтяной вышке.....ЖАЛЬ ОТМЕНИЛИ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
И откуда же спекулянты возьмут то,чем можно спекулировать?
Valerij Grig
(Дмитрию Х): Ну вот и "крутятся" сейчас в "свободной" России новоявленные олигархи-миллиардеры, не принося никому, кроме себя "непонятную пользу". "Они сами себя обеспечивают", разворовывая государственные богатства: нефть, газ, лес, которые принадлежат всему народу. А новые рабочие места создаются только в этих сырьевых отрослях, чтобы ещё больше выгребать из недр страны воруемые богатства. А что ещё кроме этой основной "продукции" поставляется за границу?
Дмитрий X
А для чего создавать именно заводы типа КАМАЗ? Эти заводы убыточны. Ваши высказывания жлобские. "Раз я сам в жопе, то у те кто чего то достиг, воры, жулики и взяточники."
олег алексеев 
Муть, и зарплат таких у токарей не было в 80-х, и сравнительный анализ эффективности капитализма и социализма не выдерживает никакой критики. Я в начале 70-х работал техником-конструктором в техотделе ВПТИ тяжмаш, у нас, по среднему, выработка была 7 листов А1 в месяц на человека, а я день, свободно "клепал" 2 листа. Т. е. мог выполнить 3 месячных плана, но надбавка за перевыполнение не превышала 30% от оклада, вот я и купил больше чем работал. Уравниловка была мама не горюй.
Александр Плохов
как же ты купил,больше чем работал?
Олег Архипов
Кто везёт-на том и едут,эта народная поговорка как нельзя лучше описывает "уравниловку".В любом коллективе всегда найдётся "шланг",а то и не один,а где их не было-те были "бригадами коммунистического труда"и зарабатывали больше,потому что и делали больше и лучше,за счёт таких и выезжали целые предприятия.А "шланга" попробуй тронь !-у него или блат,или стучит,или потомственный пролетарий,в общем незаменимый такой.
Александр К
Системная проблема была не только в количестве заработанного, но и в свободной реализации плодов своего труда. В условиях советского дефицита товаров и услуг, ценных товаров в частности, большие заработки обесценивались повсеместной коррупцией, на фоне того самого дефицита. Если не в терпежь, то переплачивали за дефицит вдвое...втрое...пятеро и даже более того. Авто с большим пробегом продавался дороже нового, иногда в разы. Она нужна такая экономбредятина эффективным трудящимся?
Василий Семенников 
Не,не как раз объем продукции в обществе, и соответственно, денег будет больше. Или другими словами, будет выше производительность труда, поэтому и платить будут больше, что мы собственно и видим.
Валерий Виноградов 
Согласен. Я в 60е учился в вечерней школе и работал токарем 2 разряда, получал 80р. Высококвалифицированные токари в моем цеху получал чуть более 200р. Но тут была еще такая штука, и меня с первых дней работяги предупреждали - не пытайся превышать норму, срежут расценки. Так и было. Если я вместо нормы, скажем 90 втулок за смену сделаю 120, то после снижения расценок я буду получать те же 80р, а может и ниже, а почему, спросите вы? Да просто: заготовок вовремя не привезут, резцов не окажется у инструментальщиков.. Ну чем не потогонная система Тейлора загнивающего капитализма? Но это ни в коем случае нельзя назвать уравниловкой. Снижение себестоимости любой ценой, партийный лозунг превыше всего, и в этом я вижу крах нашей социалистической экономики.
Василий Семенников 
Дело в том, что помимо выработки рабочего, нужно ее еще и организовывать. Да, капитализм несправедливая система, но эффективная. Социализм справедливая но не эффективная. Все просто. Либо всем по рублю кому то два, либо всем по 3 а кому то 300
Александр Белозеров
Видимо, не все просто, раз Вы так ошибаетесь. Если общий объем рублей остается постоянным (иначе просто рубль будет дешевле сам по себе), то скорее - либо всем по рублю, а кому-то 2, либо всем по 10 копеек, а кому-то 300р. А то не срастается как-то общий объем рублей.
Василий Семенников 
Производительность труда больше, больше объем продукции больше объем(или скорость оборота) денег
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Россияне массово захотели в социализм
Россияне массово захотели в социализм
34
Ваши новости 18:00 15 сен 2021
Украина начала зарабатывать на Крымском мосту
Украина начала зарабатывать на Крымском мосту
15
Ваши новости 00:01 22 май 2018
Нельзя столько зарабатывать
Нельзя столько зарабатывать
17
Все о работе руками 01:01 19 июн 2020
Коронавирус вернет Россию в советский социализм
Коронавирус вернет Россию в советский социализм
42
Ваши новости 05:16 20 апр 2020
Социализм вернется !!!
Социализм вернется !!!
1
Ваши новости 17:02 19 ноя 2017
Коллекционер Валерий Ворожищев: "Каким был сталинский социализм?"
Коллекционер Валерий Ворожищев: "Каким был сталинский социализм?"
2
Ваши новости 13:48 24 янв 2019
Почему мы позволяем всяким мразям себя оскорблять и зарабатывать на нас деньги?
Почему мы позволяем всяким мразям себя оскорблять и зарабатывать на нас деньги?
20
Ваши новости 15:31 14 янв 2021
Почему нельзя вернуть социализм? капитализм же вернули!
Почему нельзя вернуть социализм? капитализм же вернули!
1
Ваши новости 08:02 23 янв 2018
А зачем нужно было социализм уничтожать?
А зачем нужно было социализм уничтожать?
3
Ваши новости 13:01 27 дек 2018
Роза Сябитова раскритиковала желание женщин зарабатывать и строить карьеру
Роза Сябитова раскритиковала желание женщин зарабатывать и строить карьеру
0
Ваши новости 21:01 12 ноя 2021
Зачем на электрической вилке делают специальные вырезы — а вы и не в курсе
Зачем на электрической вилке делают специальные вырезы — а вы и не в курсе
3
Все о работе руками 08:00 10 сен 2023
Где, ни в коем случае нельзя использовать монтажную пену! 5 самых частых ошибок в применении
Где, ни в коем случае нельзя использовать монтажную пену! 5 самых частых ошибок в применении
0
Все о работе руками 09:01 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства