Персональные данные россиян в эпоху тотальной цифровизации невозможно защитить на 100 процентов даже на ключевом сервисе госуслуг. Свидетельство тому – очередная утечка, произошедшая из-за ошибок в настройке ПО сервера «Госуслуги Югры», в результате чего личные сведения 30 тысяч жителей Ханты-Мансийского АО стали достоянием в т.ч. сомнительной интернет-общественности. Что примечательно – оператор большинства государственных баз ПД «Ростелеком» заявил, что утечки вообще не было, хотя власти региона ранее заявили об обратном. Нулевая ответственность при очень слабой защите – характерная черта эпохи «сквозных идентификаторов» граждан и глобальных информационных реестров.
О том, что персональные данные пользователей портала госуслуг оказались выложены в свободном доступе, сообщил
«В процессе мониторинга теневых форумов, где распространяют базы данных, был выявлен тестовый пример дампа сервера с логами доступа, к предположительно сервису госуслуг для Ханты-Мансийского автономного округа. В ходе анализа тестового экземпляра, было установлено, что он получен из открытого индекса Elasticsearch-сервера, оставленного в свободном доступе из-за ошибки конфигурирования», – сообщил Оганесян.
«Действительно, 28 декабря выявлена утечка данных. По итогам предварительного расследования, проведенного центром информационной безопасности ЮНИИТ, это была утечка технических данных, так называемых «логов» прокси-сервера. В данных, к которым был получен доступ, содержится информация технического характера, необходимая для отладки взаимодействия информационных систем», – сообщили ТАСС в департаменте информационных технологий и цифрового развития Югры.
Действительно, «логи» сервера являются легкой мишенью для различных алгоритмов хакеров – о том, как взламывать логины и пароли через доступы к логам, можно узнать очень много через простой поиск видеороликов на том же YouTube. При этом в отличие от тех персональных данных пользователей госуслуг, что успели скачать и выложить в свободный доступ, на сервере есть и другие, имеющие существенное значение – например, токены авторизации для доступа в личные кабинеты с мобильных устройств. Пока достоверно не известно, можно ли с помощью этих токенов получить доступ в личные кабинеты граждан, но на сегодняшний момент эта уязвимость закрыта. Если, конечно, верить официальному представителю Минкомсвязи.
А вот реакция «Ростелекома» на произошедшее сильно удивляет. Там не мудрствуя лукаво
Будет уместно бегло оценить масштабы утечек персональных данных россиян за последнее время – только самые известные громкие случаи, ставшие достоянием СМИ. В июле 2018 г.
Не важно, человеческий фактор «на местах», либо коварные вездесущие хакеры воруют жизненно важные сведения населения – пора признать одну простую вещь. Для цифровой экономики, т.е. «экономики данных», основным товаром становится непосредственно человек – его «цифровой след», «цифровой профиль» и т.п. Она полностью исключает приватность и стремится к созданию огромных сводных реестров, в рамках которых одним кликом мышки можно увидеть всю подноготную гражданина, все его предпочтения, увлечения, личные характеристики, образование, болячки и т.д. Но на любой товар, особенно такой сверхприбыльный в наше время, всегда найдется свой вор. Так что совершенно очевидно, что из соображений национальной и персональной безопасности, никакие единые реестры населения, «цифровые профили», электронные паспорта и т.д. вводить недопустимо. Что, вероятно, дойдет до нашей компрадорской оцифрованной «элиты» только тогда, когда будет уже слишком поздно.
РИА Катюша
Комментарии (0)