Во Франции вспоминают о Севрском договоре, а Киев присматривается к тюркскому интегризму
Конфликт из-за принадлежности приграничного шельфа и крупных нефтегазовых ресурсов на стыке Эгейского и Средиземного морей между двумя участниками военно-политического блока НАТО – Грецией и Турцией – в любой момент может перерасти в фазу открытого вооружённого противостояния. Дополнительные факторы, способствующие эскалации напряжённости в регионе – усиливающаяся антигреческая кампания с отчётливыми нотками пантюркизма в Турции на фоне фактического вмешательства в конфликт Парижа на стороне Афин и Никосии.
Несмотря на вялую риторику в поддержку Греции и Кипра, периодически раздающуюся из Брюсселя, уступать Анкара явно не намерена. В очередной раз это подтвердил 26 августа президент Эрдоган:
«Мы призываем наших собеседников успокоиться и держаться подальше от ошибок, которые приведут их к разрушению. Турция не страна, терпение которой стоит испытывать. Если мы говорим, что намерены сделать что-то, то мы это сделаем, и мы готовы к последствиям. Кто готов столкнуться с нами и поплатиться за это, давайте, выходите. Или же уйдите с нашей дороги».
Очевидно, что в случае дальнейшего обострения конфликта функционирование транзитных евроазиатских газо- и нефтепроводов через Турцию может оказаться под вопросом. Уже сегодня поставки газа по трубопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток» сведены к минимуму. Помимо целенаправленной линии на максимальную диверсификацию газовых поставок в Турцию (с уходом от «излишней» зависимости от России и Ирана), речь может идти о завуалированном требовании более активно поддержать позицию этой страны в её острых спорах с Грецией и Кипром.
«…Эрдоган подпитывает сильный в его стране миф о пробуждении Османской империи. Долгое время Европа считала Турцию надежным партнером и даже потенциальным членом ЕС, хотя та оккупировала половину Кипра, государства-члена ООН и Евросоюза. Что еще хуже, Турция возвращается к своим давним мечтам, регулярно посягая на суверенитет соседних греческих островов», – беспокоится французская «Фигаро». В отношении греческих государств Турция «предпринимает сегодня новые нарушающие их суверенитет шаги, чтобы усилить влияние на этой бывшей османской территории». Небезынтересно, что ведущее французское издание вспомнило об
О том, как Франция «защитила» христиан и чего стоят её риторические упражнения, хорошо свидетельствуют события в Киликии столетней давности, подписание в 1921 году франко-турецкого договора и аннексия в 1940 году Турцией Александретты, за которой по примерно схожей модели могут последовать и другие районы северной Сирии, в том числе Идлиб. «Анкара подливает масла в огонь сирийского конфликта, чтобы ликвидировать курдское население и практически не скрывает намерение аннексировать север Сирии. Что еще хуже, турецкое правительство без колебаний поддерживает террористические исламистские группы в Сирии, а также экстремистские и ультранационалистические группы в Европе», – перечисляет «Фигаро» источники и составные части турецкого экспансионизма, и помалкивая при этом о вкладе Николя Саркози в сокрушение «режима Каддафи», поддержку «вооружённой оппозиции» в Сирии и т.д. Странно было не видеть очевидное ранее, и теперь турецкие спецслужбы и ЧВК бросают вызов Франции уже в её африканской былой колониальной вотчине. Так, в Мали в ходе последних событий заявили о себе «Чёрные волки», в то время как турецкий лидер пытается в своей публичной риторике рядиться в тогу едва ли не всемирного борца с «колониализмом и угнетением».
Некоторые французские и греческие эксперты предлагают задуматься о путях возвращения Францией своих политических позиций в Сирии, Ливане и, шире, в «Леванте» (Восточном Средиземноморье), коих она лишилась в середине 1940-х годов не без соучастия США, Великобритании и Турции. Безоговорочная поддержка Греции в ее конфликте с Турцией – составная часть таких планов Парижа. Косвенно это подтверждается, весьма оперативной и значительной (при этом политически обусловленной) помощью Ливану в связи
Мандаты Великобритании и Франции на Ближнем Востоке, 1920-45 гг.
Истоки острой греко-турецкой пограничной конфронтации, помимо экономической подоплёки, имеют глубокие исторические корни. Одним из итогов неудачной для Османской империи войны с Италией (1911-13 гг.) стал захват последней не только Ливии, но также островов Додеканес (около 2400 кв. км) с примыкающей акваторией на юго-востоке Эгейского моря. Однако границы между Италией и Турцией не были согласованы почти на всём их протяжении, причём неопределённость сохранилась и после распада Османской монархии.
В конце 1944 г. эту островную гряду (где сконцентрировалась часть эвакуированных из «материковой» Греции германских войск) захватили британцы, стремившиеся получить «временную» опеку над стратегически важным районом на стыке Эгейского и Средиземного морей. Турция стала требовать «возвращения» этого архипелага, Лондон отказывался. Советский Союз выступал за передачу Додеканезских островов Греции — участнице антифашистской коалиции и испытавшей на себе итальянскую агрессию в ноябре 1940 года и итало-германскую в апреле-мае 1941 года. Такая позиция сохранялась даже несмотря на развязанный в Греции в 1945-50 гг. британскими оккупантами и поддерживаемыми ими «правыми» властями антикоммунистический террор и на угрозу вторжения в «просоветскую» тогда Албанию.
В 1946 г. британская администрация Додеканеса была заменена греческой, что также не привело к согласованию морских границ в сопредельном с Турцией районе. А с января 1948 г. архипелаг, на основе Парижского мирного договора с Италией (1947 г.) официально был включен в состав Греции. Вступление обоих государств в 1952 году в НАТО на время смикшировало отягощённой тяжёлой исторической памятью приграничные споры. Не претендуя формально на сами острова (до поры до времени?), Анкара активно оспаривает морские границы Греции, находящиеся там только в 3 – 5,5 милях от турецкого побережья.
Разведка на рубеже 1960-х – 1970-х годов британскими и американскими компаниями потенциально крупных запасов нефти и особенно газа в примыкающей к Додеканезским островам акватории привели к обострению этих споров, сопровождавшемуся периодическими военными эксцессами. И хотя посредничество НАТО не позволяло разразиться турецко-греческой войне, события вокруг оккупация летом 1974 года турками северного Кипра (1) после попытки энозиса (присоединения острова к Греции) создали новый узел противоречий, предельно обострившийся по мере разведки шельфовых энергоресурсов. Не сняло проблем и подписание в 1975 году Анкарой и Афинами Хельсинкского заключительного акта с небезызвестным тезисом о нерушимости послевоенных европейских границ. В середине 1990-х и в начале 2010-х годов Греция и Республика Кипр договаривались о совместном освоении шельфа вблизи Додеканеса, а также у северо-западного побережья Кипра, что не было реализовано по причине противодействий Турции.
Нефтегазовые ресурсы Восточного Средиземноморья и Эгейского бассейна
Накал страстей объясняется большими запасами нефти и газа в бассейне Геродот между Грецией, Кипром и Египтом, значительная часть которых находится на территории Греции (в юго-восточном секторе эгейской акватории вблизи островов Додеканес – Прим. авт.). Немалые по объему месторождения нефти найдены и в акватории моря к югу от Крита, «но принадлежат ли эти территории Греции, Египту или Ливии – до конца не определено. Также является предметом конфликта Греции и Турции углеводородный шельф греческого острова Кастелоризо на юго-востоке Эгейского моря (наиболее отдалённый остров архипелага Додеканес – Прим. авт.). Но страны не могут договориться о границах в этих районах» (2).
Турецкое геологоразведочное судно Oruc Reis в сопровождении военных судов и при поддержке с воздуха вошёл в спорный район. Обострение турецко-греческих споров содержит не только экономическую компоненту, являясь составной частью геополитической дестабилизации Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Юго-Восточной Европы. Дальнейшее развитие событий не в последнюю очередь зависит от реагирования на экспансионистские устремления Турции со стороны соседних стран и великих держав. Как представляется, любые возможные коалиции будут иметь сугубо ситуативный и непродолжительный характер – в силу множественности интересов не только отдельных государств, но и негосударственных субъектов внешнеполитической деятельности (крупные корпорации, трансграничные преступные группировки и т.д.).
* * *
Параллельно «наращиванию мускулов» в Средиземном море, Анкара укрепляет основанный в 1995 году «Тюркский совет» (в составе самой Турции, Азербайджана, почти всех стран Центральной Азии и Венгрии в роли наблюдателя). В частности, имеются планы о создании в рамках этого «этнически» окрашенного блока не позже 2022 года зоны свободной торговли, что неизбежно поставит новые вопросы перед ЕАЭС и, отчасти, перед ОДКБ, куда входят Казахстан с Киргизией. Эта идея продвигается Анкарой вот уже несколько лет, и кое-каких результатов добиться удалось. В частности, сведены к минимуму ввозные и вывозные пошлины в торговле между странами совета, что наверняка способствует легальному и не очень реэкспорту в Россию, Белоруссию и Армению товаров из Турции, а также из Узбекистана и Туркменистана.
Кроме того, о растущем интересе к «Тюркскому Совету» со стороны официального Киева можно было недавно узнать из
Алексей Балиев, Андрей Арешев
Примечания
(1) Интересно, что в середине 1960-х годов «оппозиционная» Москве Албания в 1974-м заверяла националистический режим «чёрных полковников» в готовности Тираны оказать Афинам военную помощь в случае прямого военного конфликта Турцией.
(2) Информация российско-греческого аналитического портала «Greek.Ru», 2 февраля 2011 года.
Комментарии (0)