Пятый год продолжается вооружённый конфликт на Украине и как-то конца пока в обозримой перспективе не видно. Видно только то, что в существующей ситуации, которая явно не устраивает ни одну из сторон, ни их заграничных «кураторов» с запада и с востока, решение само собой не появится. То есть положение надо менять. Но и возникающие предложения по возможным переменам с одной стороны также явно не устроят другую – Украина, по крайней мере при существующей там сейчас власти, ни в какой форме не признает самостоятельность самопровозглашённых Донецких республик, даже в рамках автономии в составе Украины, а ДНР и ЛНР после всего произошедшего вряд ли добровольно возьмут и перестанут сопротивляться, сдаваясь на милость киевским властям.
При этом с обоих сторон продолжает литься кровь, умирают люди, происходят разрушения и так далее. Все это публично осуждают, опять же на обеих сторонах, попеременно обвиняя друг друга то в нарушениях уже не поддающихся подсчёту перемирий, то в размещении на линии фронта и использовании запрещённых «Минскими соглашениями» вооружений. При этом ссылаясь на эти самые «Минские соглашения», опять же обе стороны на одном дыхании добавляют, что соглашения эти вообщем-то совсем и не работают, и в той форме, в которой существуют, эффективно работать не могут, но тут же и опять же обе стороны конфликта постоянно заявляют о своей непоколебимой приверженности этим самым «Минским соглашениям» и отсутствии альтернативного пути решения ситуации. И в российских, и в украинских СМИ проблема Донбасса обсуждается практически не переставая, но, к сожалению, чем дальше тем больше все эти обсуждения принимают форму рутины и «переливания из пустого в порожнее», тем не менее эфирное время идёт, народ на экранах телевизоров, в радио-эфирах и на интернет-порталах горячо спорит, реклама оплачивается... а люди на Донбассе тем временем продолжают умирать, каждый день... Какой-то страшный сюрреализм.
При этом, опять же, всем здравомыслящим гражданам понятно, что в этом конфликте сами по себе ни власти Украины, ни власти ДНР и ЛНР ничего решить не могут и по большому счёту ничего из себя не представляют. За Украинский режим решает вроде-как «коллективный запад», за ЛДНР соответственно Россия. Поэтому, как бы ни кощунственно это звучало, но для поиска решения проблемы смотреть надо не на «линию разграничения», а по факту на линию фронта, а именно на тех, от кого во всём этом реально что-то зависит. Небезынтересно, что в отличие от самой зоны конфликта, здесь с момента его начала в 2014 году, позиции сторон и их отношение к происходящему несколько видоизменились.
Если обратить внимание на «кураторов процесса» с украинской стороны, то есть так называемый «коллективный запад», то мы увидим, что во-первых, поддержка ими киевского режима уже далеко не такая однозначная и всеобъемлющая, а во-вторых, и сам «западный лагерь» по этому вопросу уже сильно раскололся, и «трещина» снова проходит по так называемой «евро-атлантической солидарности». На одной стороне опять оказываются европейцы, постепенно вспоминающие о собственных интересах, на другой – США, которые эти самые европейские интересы всё больше и больше открыто игнорируют. Европа, естественно, от ситуации на Украине сильно страдает и напрямую заинтересована в её скорейшем разрешении, как и в завершении самого вооружённого конфликта, видимо, уже каким угодно способом.
На европейцев давят возникшие из-за проблем на Украине антироссийские санкции, хотя официально Россия, как и США и ЕС, стороной в конфликте не является; киевская власть, пришедшая с помощью запада и получившая изначально полную западную поддержку, в глазах европейцев себя полностью дискредитировала как зашкаливающим уровнем коррупции и беспорядка в стране, так и явной радикализацией и потворствованием откровенно фашистским элементам на своей территории; затянувшиеся по факту настоящие боевые действия, происходящие прямо на границах Евросоюза, кроме чисто гуманитарных аспектов несут в Европу и криминализацию, резкое увеличение незаконного оборота оружия, а также в не последней степени проблему пребывания на территории ЕС всё большего количества радикально настроенных людей, имеющих реальный боевой опыт и что называется «понюхавших крови», и это как самих украинцев, так и европейцев, среди которых активно процветает «военный туризм» в зону так называемой АТО на Украине.
Совсем противоположная ситуация наблюдается в Соединённых Штатах – здесь всем от украинского конфликта практически сплошная выгода. Во-первых, это естественно очаг дестабилизации прямо у границ России, сделанный с помощью самих же США, но, как по инструкции, чужими руками – какая разница если это исламские радикалы из того же ИГИЛ или украинские националисты даже под знамёнами гитлеровских СС, если работают в данный момент на американские интересы. Во-вторых, сам факт дестабилизации на границах и санкции под всё это дело ослабляют как Россию, так и Европу, то есть главных конкурентов США в регионе, экономически, опять же повышая конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность самой Америки. В-третьих, Украина конечно бедная страна, но всё-таки тоже какой-никакой рынок сбыта для вооружения, пусть даже и устаревшего и бывшего в употреблении, иногда можно для красоты и пару новых противотанковых ракет или снайперских винтовок подкинуть, чтобы совсем хорошо всё смотрелось... В-четвёртых, весь этот не утихающий вооружённый конфликт очень хороший повод для подтягивания и размещения в Восточной Европе американских войск, для защиты европейских союзников, естественно, как иначе, от российской военной угрозы, которая вон она, под носом уже, и постепенно приближается... А всё это вместе взятое ничто иное как полный позитив для экономики Соединённых Штатов, чего так активно добивается господин Трамп. То есть здесь и снова расхождение интересов Европы и США уже обозначается абсолютно чётко.
Позиция России, хотя глобально и не поменялась с 2014 года, но тоже претерпела существенные изменения. Также видимо пришло и понимание изначально допущенных стратегических ошибок. Причём главной такой ошибкой скорее всего стало само вступление в официальный диалог с киевским режимом, пришедшим к власти в стране незаконным путём, и тем самым его фактическое признание и легитимизация, а данному процессу теперь уже вряд ли можно дать «задний ход». Результатом всего этого сегодня является крайне странная ситуация в отношениях России и Украины: в политическом плане и на международной арене по факту война, идеологически – война, а на практике и в экономике всё ещё достаточно активное сотрудничество с различными украинскими предприятиями и с властью, представляемой сейчас президентом Петром Порошенко, а одновременно и с никем не признанными республиками Донбасса и, соответственно, с их представителями как от новоиспечённых госструктур, так и от бизнеса.
Режимы в поддерживаемых самопровозглашённых республиках, после спада первой волны эйфории и всенародного патриотического подъёма, также совсем не оказались «мягкими и пушистыми». Пришедшие там к власти товарищи тоже оказались (вот незадача!) кроме того, что патриотами, так ещё и просто людьми, со своими личными желаниями и интересами. А получив в свои руки и реальную власть, и обеспечивающую эту власть реальную силу, естественно решили всем этим воспользоваться и в собственных корыстных целях в том числе – на Донбассе начался эквивалент российских «лихих девяностых», правда, взглядом к ситуации и проходящим боевым действиям, в сильно ускоренной и концентрированной форме. Форма местами, видимо, была настолько концентрированная, что представители небезызвестной российской частной военной компании вместо поддержки сил местного ополчения на передовой были вынуждены заняться жёстким утихомириванием не на шутку разгулявшихся местных «полевых командиров». Но это, в данной ситуации, опять же можно рассматривать как исключительно частную инициативу.
В.В. Путин чётко сказал, что российских вооружённых сил на Донбассе нет, а значит их там нет. Это не издёвка, это закономерный факт, так как в отличие от некоторых своих визави в других странах, действующий российский президент явно не настолько глуп, чтобы во всеуслышание выдавать откровенную чушь. Российских войск на Донбассе нет ровно в той же степени, как там нет и войск НАТО, а частная инициатива и частные военные компании формально не являются вооружёнными силами какого-либо государства, и такое государство не может нести за их действия никакой формальной ответственности. Кстати, ЧВК, хоть и являются некой вполне реальной боевой силой, не обладают ни таковой численностью, ни набором вооружений, чтобы оказать существенное влияние на ход боевых действий в целом. Но то, что российской армии на Донбассе сейчас нет, не значит, что её там и не будет. В отличие от США, затягивание конфликта так же, как Европе и России, уже стало не выгодно даже и действующей киевской власти – вяло текущая война высасывает силы и бюджет с одной стороны, подрывая позицию самой власти у населения со стороны другой, а заграничный денежный поток и транши МВФ несколько поиссякли из-за аномально расцветающей на Украине поголовной коррупции и криминала. У Киева варианта решения проблемы два – прямые переговоры с Донбассом и в результате хотя бы ограниченный, но суверенитет ЛДНР, например, в рамках федерализации всей страны, или попытка захвата мятежных территорий силой.
Причём для Украины плохие оба варианта: если в первом случае всё может кончиться крымским сценарием через некоторое время, то во втором случае России скорее всего придётся ввести войска или хотя бы поддержать самопровозглашённые республики точечными ударами, не переходя границы. Финал, скорее всего, будет как и у первого варианта, но значительно быстрее и большей кровью на обоих сторонах, а также и с большей потерей территорий для Киева, возможно и вообще с ликвидацией режима президента Порошенко. Единственная надежда украинских властей может быть в этом случае на то, что под страхом международной реакции Россия не решится на прямой конфликт. Но надежда эта слабая, и на фоне явной усталости от целой ситуации в Европе чем далее, тем слабее. США на прямой конфликт с Россией из-за Донбасса не пойдут, а ЕС просто, скорее всего, самоустранится.
На первый взгляд, действие находится в некоем цейт-ноте, выражаясь шахматным языком, выхода из которого нет. Но в своё время на различные вопросы об отсутствии жёсткой реакции России в ответ на различные провокации и открытые враждебные действия со стороны других государств или их правительств В.В. Путин ответил в том смысле, что и без видимых резких ответов, Россия «играет в долгую, и в долгую выигрывает». И здесь, в том числе, эта линия возможно прослеживается. Ведь явно «не работающие», но при этом пока и никем не отменённые «Минские соглашения» являются как раз изначально заслугой именно российского президента, а также именно «Минские соглашения» при всех их недостатках являются единственным реальным действительным международным документом, подтверждённым даже на уровне ООН каким-то образом регулирующим ситуацию на Донбассе. Также это единственный легитимный международный документ, в котором ДНР и ЛНР фигурируют в качестве субъектов. Россия по этим самым «Минским соглашениям» не являясь стороной конфликта, является тем не менее одним из «гарантов» по исполнению зафиксированных в документе договорённостей. А как в таком случае Россия может гарантировать исполнение «Минских соглашений», если два других гаранта – Германия и Франция – со своей стороны никаких конкретных мер не принимают (и что-то мне подсказывает, что и принимать не будут), а воюющие стороны на дипломатические усилия не реагируют?...
Остаётся применение силы, для так сказать «принуждения к миру» (этот термин и способ действия тоже уже известен) и защиты близкого русскоговорящего населения. Что-то подобное провернул в Сирии господин Эрдоган под предлогом защиты близкого туркоманского населения на приграничных с Турцией территориях. И хотя никакого мало-мальски легитимного повода у турецких войск для этого не было, уважаемое мировое сообщество на это никак не отреагировало, санкции против Турции введены не были, а самого Эрдогана никто даже особо критиковать не стал. То есть прецедент есть. Можно возразить - да, прецедент есть и в Косово, а санкции за Крым тоже есть. Но санкции всё равно будут, потому что они не за Крым и не за Донбасс, они просто против России и того, что она из себя в настоящее время представляет. Но в случае открытого вступления России сейчас в решение украинского конфликта силовым путём, закон, снова, пусть и дискутабельно, но на нашей стороне, а пыл «коллективного запада» по этому поводу уже явно поубавился.
Для России это принесёт некоторое спокойствие на юго-западной границе, ДНР и ЛНР будут признаны и защищены, создавая при этом по крайней мере на первом этапе некую буферную зону, а Украина останется в тех границах, в которых её оставят, отдавая вопрос смены режима уже на откуп самим украинцам. Европа на такой вариант, скорее всего, молча согласится, а США... в отношениях с США ничего не изменится в любом случае. А если изменится, то только в лучшую сторону, они ведь по-другому и не понимают.
Автор: Алексей Пишенков
Использованы фотографии:
Главная
Комментарии (16)