Новости, политика, экономика, общество

Возрождение «Байкала»: что не так с российской многоразовой ракетой?

А нужна ли многоразовость?

Многоразовые (вернее, частично-многоразовые ракеты) состоялись. Это железобетонный факт. Компания SpaceX за последние годы уверенно доказала, что первая ступень ракеты-носителя Falcon 9 может не просто совершать эффектную вертикальную посадку после запуска, но и быть повторно использованной для других запусков. В теории это открывает неслыханные ранее возможности по снижению цены стартов космических ракет. Но это в теории. Сейчас точки зрения на пользу от многоразовых ракет-носителей сейчас сильно разнятся. Так, глава европейской ArianeGroup Ален Шармо в интервью немецкому изданию Spiegel Online заявил следующее:

Предположим, у нас будет ракета, которую можно использовать повторно десять раз, тогда мы будем строить ровно одну ракету в год. Это не имеет смысла. Я не могу сказать моим командам: «всем пока, продолжим работу в следующем году!»





Опираясь на его слова, известный российский популяризатор науки Виталий Егоров называет главным препятствием на пути многоразовости ограниченность грузопотока на орбиту.

Но здесь нужно озвучит ряд нюансов. Во-первых, европейцы из ArianeGroup никакой многоразовой ракеты не имеют. Современные конструкторы из Европы вообще далеки от создания аналога тяжелой Falcon 9, несмотря на представленный ранее странный концепт Adeline. Не будут же в ЕС официально признавать отставание от SpaceX: тем более, в преддверии испытании новой европейской ракеты Ariane 6, которая не сможет похвастаться многоразовостью. По крайней мере, на первом этапе. Во-вторых, рынок космических запусков, как и любой другой, на месте не стоит. И что будет через десять-пятнадцать лет, никто не сможет точно спрогнозировать. Но с большой долей вероятности многоразовые ракеты смогут хорошо в него вписаться, даже если они будут обеспечивать экономию средств в 10-15% в сравнении с одноразовыми стартами. В современном мире это очень серьезная заявка на успех.


Посадка первой ступени американской ракеты Falcon 9


Что есть и что будет

Вообще, идея создать российскую многоразовую ракеты зародилась не на пустом месте. И дело тут вовсе не в советских проектах и даже не в американской SpaceX. Достаточно вспомнить российский проект «Корона», работы в рамках которого началась еще в 1992 году. Намеревались создать многоразовую одноступенчатую ракету-носитель с вертикальным взлетом и посадкой: носитель легкого класса, который смог бы выводить на низкую опорную орбиту до семи тонн грузов. Степень многоразовости РН в целом — 100 полетов, отдельных ее элементов — не менее 25. Сейчас сложно говорить о ее перспективах, но, похоже, все в прошлом. Новостей о «Короне» давно нет, а новая стратегия Роскосмоса явно не благоволит новым-старым (уж простите за такой каламбур) отечественным разработкам. Рогозин четко обозначил несколько основных самых важных направлений и пока что не собирается их пересматривать. Сюда, в частности, входят многострадальная «Ангара», новая ракета «Союз-5» и, конечно, «Федерация» (перспективы последней, к слову, все равно очень туманны). Сейчас похоже, этот список пополнился перспективной многоразовой ракетой легкого класса.


Многоразовая ракета-носитель с вертикальным взлётом и посадкой «Корона»


Ракета налегке

В последние месяцы про такой носитель слышно все чаще. Сама по себе идея кажется очень богатой. Ведь сейчас отчетливо видна «мода» не столько на многоразовые ракеты, сколько на ракеты-носители легкого класса. Логика проста: они дешевые, при этом смогут выводить на орбиту какую-то часть коммерческих грузов. То есть, легкие/сверхлегкие ракеты-носители в ближайшие несколько лет имеют все шансы прочно укрепиться на рынке. Falcon 9 им не угрожает — он претендует на другую нишу. Как, впрочем, и перспективная многоразовая ракеты от Blue Origin под названием New Glenn.

Со стороны все выглядело хорошо. Но вот дальше начались странности. В августе этого года на авиационном форуме в Ульяновске сын Дмитрия Рогозина генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин заявил о работах в рамках далеко не новой, но ранее никем не реализованной и весьма неоднозначной концепции, которая сильно отличается от того, что создал Маск. Речь идет о возвращаемой ступени самолетного типа.

Это то решение, которое мы реализуем на уровне аванпроекта. Сдали эту работу в «Роскосмос»


– отметил Рогозин-младший.

У нас на морскую платформу садиться некуда. «Роскосмос» совместно с Фондом перспективных исследований поставил задачу, как сделать так, чтобы посадка была самолетного типа


– добавил гендиректор ПАО «Ил».

То есть, возврат первой ступени можно будет осуществлять примерно так же, как возвращались челноки «Спейс Шаттл» и «Буран».


Сразу бросаются в глаза откровенно ошибочные формулировки. «На морскую платформу садиться некуда» нельзя назвать аргументом, ведь посадки первой ступени ракеты Falcon 9 проводили, в том числе, на площадки на земле и это не было проблемой. К тому же, по словам академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, у компании «Ил» нет достаточного опыта проектирования таких систем.

В свое время такими системами занимался и Туполев, и Мясищев, и Микоян. Почему доверили «ильюшинцам» — непонятно


– заявил он.

Академик отметил, что дороговизна описанного «самолетного» подхода была понятна экспертам еще в 80-е. Вероятно, это одна из причин, по которой «не выстрелил» проект «Байкал». Напомним, речь шла про многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя «Ангара». Основная идея проекта заключалась в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся по-самолетному. Разрабатывал проект ГКНПЦ имени М.В.Хруничева.

Тем не менее, отказываться от многоразовой ракеты легкого класса российские специалисты, судя по всему, не намерены. Уже в сентябре в Фонде перспективных исследований заявили, что в ближайшие четыре года российские конструкторы создадут полнофункциональный демонстратор возвращаемой ступени такого носителя. Работу непосредственно над проектом, получившим название «Крыло-СВ», начнут в первой половине 2019 года.

Источник отметил, что «полным ходом» идет подготовка техзадания. Изготовлять ступени хотят с использованием исключительно российских материалов: головным исполнителем является ЭМЗ им. Мясищева. Обратно на Землю ступень будет возвращаться на гиперзвуковой скорости. В ФПИ заявили, что для отработки автоматической посадки и дозвуковых режимов полета будут использовать дозвуковые демонстраторы, в то время как для отработки гиперзвуковых режимов, используют, соответственно, гиперзвуковые.

Реализовать проект намерены в широкой кооперации с целям рядом российских предприятий предприятий. Создание демонстратора профинансирует Фонд перспективных исследований, а затем «Крыло» намерены включить в федеральную программу.


Предположительный вид многоразовой системы «Байкал»


Более детальные сроки на сегодня неизвестна, как неизвестна роль в нем Алексея Рогозина. Неприятное чувство здесь может сгладить только вышеупомянутый европейский проект Adeline, который, в принципе, при всей туманности технической формулировки, концептуально близок к тому, о чем сейчас говорят российские чиновники. Независимых экспертов, судя по всему, даже это не «греет».

Ноги (как у ракеты Falcon 9) требуют минимальной массы и доработки, чем остальные варианты. Посадить по-самолетному можно. Сэкономить на этом — нельзя


– заявил недавно Виталий Егоров.

Опять же, проекты проектами, а на практике космическую ракету «самолетного» типа еще никто не реализовал. Да и не факт, что реализует. История с канувшими в лету российскими космическими проектами наглядно это демонстрирует.

Автор: Илья Легат

Использованы фотографии:

Home


Источник: Возрождение «Байкала»: что не так с российской многоразовой ракетой?
Опубликовал:
Теги: скорость история лето Фотография мода

Комментарии (9)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Pavel Ivashkin 
Нужно вопрос переформулировать: "Что не так с российской космонавтикой?"
И сразу дать ответ - ВСЕ мегапроекты, на которые государство выделяет большие деньги в первую очередь тратятся на распилы и откаты. Количество проектов похороненных с 90-х годов и до сегодня - уйма. Там и "Байкал" и "Клипер" и "Корона" - да вообще всё. До сих пор летаем на слегка модернизированных королевских еще "Союзах". "Ангара" без возвращаемого "Байкала" смысла не имеет вообще, она проигрывает в стоимости американским возвращаемым ракетам. Если посчитать в цене данной ракеты не только изготовление, а стоимость двадцати лет разработки - она просто как из золота сделана.

"Энергию" с "Бураном" успешно похерили, хотя это был готовый проект для освоения Луны и Марса (до 200 тонн в проекте Энергия могла выводить на НОО - ничего подобного нет в природе и даже не планируется). А ведь даже проектировали межпланетные корабли уже.

Если бы не, млять, нашествие "эффективных менеджеров", у нас бы к 2000-му уже была и база на Луне, и база на Марсе и своя орбитальная станция. Которую, к слову, похерили только потому что жалко было выделять денег на ДВЕ станции, а МКС - это же "международное партнерство"... Но нужно ведь выбирать, либо флот стомиллионных яхт и дворцы для элиты, или Луна и Марс. Даже вопроса нет в том, что ОНИ выберут.
С И
Аффтор! Тема си... не раскрыта совершенно! Ни разу не упомянуты проекты на базе М-55, Миг-31 и др.
"...а на практике космическую ракету «самолетного» типа еще никто не реализовал. Да и не факт, что реализует. "
Здрасссте! А проект Берта Рутана Вам не известен совсем? Уж лет как 15 успешно осуществлен. Пока суборбитальный, но уже до орбитального рукой подать.
Никита Антонов
Тема не раскрыта. Пустой звук, а не статья.
Ivan Kosov
Подозреваю что автор не ставил целью раскрыть тему.Скорее целью было вызвать обширную дискуссию, на тему целесообразности подобных проектов.И согласен что у нас довольно много не состоявшихся проектов.А многие проекты очень перспективны.И лично я не совсем понимаю зачем изобретать велосипед?И к чему делать ставку на дорогую ракету,которая в любом случае имеет ограниченный срок службы?Насколько я помню была разработка целой серии орбитальных самолетов-кораблей много разового использования.Почему не достать их и не довести до ума?Ведь это и дешевле и намного выгоднее.Ведь некоторые из них уже прошли испытания, и при небольшой доработке могут пойти в серию.Такие как "Буран" например.
Геннадий Кульдяев
Не российская, а Советская. Всё что сейчас выдают за современные разработки и открытия, было изобретено в СССР в 60е-70е годы, в стране в которой акромя калош ничего не выпускали. А сколько уже продали за рубеж.
Петр Лопух 
С космосом все будет в порядке. Россия решила военные вопросы, с армией, решит и с КОМОНАВТИКОЙ! Необходимо время и ресурсы. А они есть. Нельзя все раскрывать!
Всеволод Китайев 
Поклонникам "многоразовости" следует почаще вспоминать судьбу 50% многоразовых спейсшаттлов. Причем в данном случае многоразовым собираются объявить то, что несет наибольшие нагрузки при старте: первую ступень...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Появилось видео удара Су-30СМ ракетой Х-35 по фрегату у берегов Сирии
Появилось видео удара Су-30СМ ракетой Х-35 по фрегату у берегов Сирии
6
Ваши новости 18:02 27 апр 2018
Хроники сибирской Атлантиды: как часть суши на берегу Байкала ушла под воду
Хроники сибирской Атлантиды: как часть суши на берегу Байкала ушла под воду
1
Мужской журнал 11:00 14 янв 2022
Возрождение СССР: предсказание «спящего пророка» о России
Возрождение СССР: предсказание «спящего пророка» о России
26
Мужской журнал 10:01 19 дек 2018
Преимущества посещения Байкала зимой
Преимущества посещения Байкала зимой
1
Авто-Тема 15:13 21 апр 2021
Почему дворяне в Российской империи предпочитали говорить по-французски
Почему дворяне в Российской империи предпочитали говорить по-французски
35
Мужской журнал 09:01 25 мар 2020
Оптимизация российской медицины и чрезмерная смертность населения
Оптимизация российской медицины и чрезмерная смертность населения
59
Ваши новости 02:00 11 фев 2022
Королева приземлений. Раскрыты особенности многоразовой ракеты «Крыло – СВ»
Королева приземлений. Раскрыты особенности многоразовой ракеты «Крыло – СВ»
0
Ваши новости 17:54 20 апр 2021
«Белый лебедь» Ту-160 может обзавестись новой сверхсекретной ракетой
«Белый лебедь» Ту-160 может обзавестись новой сверхсекретной ракетой
3
Ваши новости 20:25 24 июн 2021
Тайны Байкала: откуда в озере самая чистая вода на планете
Тайны Байкала: откуда в озере самая чистая вода на планете
1
Мужской журнал 06:02 21 сен 2018
Лед Байкала даст возможность прочесть историю Вселенной
Лед Байкала даст возможность прочесть историю Вселенной
5
Ваши новости 14:16 15 мар 2021
Раскрыты реальные потери российской армии
Раскрыты реальные потери российской армии
28
Ваши новости 02:01 06 дек 2017
2 отличных способа удалить пятна с потолка, если вас затопили
2 отличных способа удалить пятна с потолка, если вас затопили
0
Все о работе руками 06:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства