Украина начинает потрошить иностранные авиакомпании, летающие над полуостровом
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:
Украина взыскала первый штраф за полет над Крымом. Об этом сообщил пресс-центр Командования воздушных сил ВСУ со ссылкой на Государственную авиационную службу.
Отмечается, что штраф был наложен на казахстанскую компанию Euro-Asia Air, воздушное судно которой 8 августа 2019 года выполнило полет над полуостровом. Официально штраф наложен за нарушение государственной границы Украины.
«Казахские авиалинии признали свою вину и добровольно оплатили эти средства. Поэтому госбюджет Украины недавно пополнился на 136 тысяч гривен (около 5,9 тысячи долларов — ред.)», — говорится в сообщении пресс-центра Командования в Facebook.
Ранее Гепрокуратура Украины возбудила уголовное дело после прибытия первого поезда в Крым из Санкт-Петербурга. В ведомстве заявили о незаконном пересечении границы Украины.
Напомним, что Украина официально прекратила воздушное, железнодорожное и автобусное сообщение с Крымом с 25 октября 2015 года. С этого момента Киев регулярно выписывает штрафы российским авиакомпаниям. Сумма этих штрафов уже достигла 13 миллиардов гривен (примерно 560 миллионов долларов). Среди «нарушителей» — «Аэрофлот», «ВИМ-Авиа», «Глобус», «Нордавиа», «Россия», «Саратовские авиалинии», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Ямал», Red Wings, и не только.
Понятно, что российские компании ничего платить не будут, но вот стоило ли это делать казахстанской? Не создает ли это тревожный прецедент?
— Штраф в данном случае наложен символический, — считает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— В казахстанской компании, вероятно, посчитали более простым и дешевым способом решить проблему, заплатив.
«СП»: — Почему это первый случай? До этого пять лет никто не летал над Крымом или никто не платил?
— Украина очень любит деньги и очень любит получать деньги из воздуха. В данном случае — в прямом и переносном смыслах. Киеву очень трудно взыскать штрафы по таким абсурдным требованиям. Я думаю, если Украина подаст новый иск к другому авиаперевозчику, то его просто проигнорируют. Сомневаюсь, что у Киева есть способ надавить на зарубежную компанию.
«СП»: — Может, казахстанской компании все же не следовало создавать прецедент?
— Это безусловная ошибка. Прецедент создан. Теперь авиакомпании из Казахстана нужно или готовиться платить новые штрафы, или изменять маршруты полётов. Коснется ли это других авиаперевозчиков? Склонен считать, что едва ли. Почему бы самой Украине не заплатить штрафы за гибель малайзийского «Боинга», самого самолета и его экипажа и пассажиров? Ведь они, с точки зрения, летели в воздушном пространстве Украины, Донбасс ведь — Украина. Почему украинцы не заплатят всем жертвам трагедии в своем небе?
«СП»: — А могут ли они применить какие-то санкции к российским компаниям? Они им регулярно выписывают штрафы, а толку?
— Применять могут, но вот пойдут ли наши компании на выплату штрафа? Хотя после недавнего решения «Газпрома» заплатить почти 3 миллиарда долларов «Нафтогазу» я уже не уверен ни в чем. Сами украинцы не спешат вернуть долги, которые они взяли у России. У нашего же «Газпрома» и высших чиновников слишком щедрая душа, раз для них 3 миллиарда долларов — пустяк, который не жалко отдать «братской» Украине. Я цитирую заявление
«СП»: — Москва может что-то противопоставить этому? Или нам не так важно, летает ли кто-то из иностранцев над Крымом или нет?
— Россия может ответить зеркальными мерами. Вспомним противостояние по автоперевозкам, которое завершилось не в пользу Украины. Вероятно, сейчас Москва идет на тактические уступки ради решения стратегических задач. Но если даже так, то информационная подача этой линии выглядит провальной. Поэтому заявления руководства «Газпрома» и того же Козака вызывают столь сильное возмущение в обществе.
«СП»: — Когда, по-вашему иностранные самолеты будут приземляться в крымских аэропортах, а корабли заходить в порты?
— Думаю, пока существует в своих нынешних границах государство под названием Украина, то ничего подобного не случится. С другой стороны, и крымчане, и Россия в целом как-нибудь переживут эту потерю, хотя, конечно, возобновление в полном объёме международного авиа- и транспортного сообщения существенно улучшила бы инвестиционный климат на полуострове, подняло бы на новый уровень туристический сектор и т. п.
— Штрафуя самолеты зарубежных компаний, пролетающие над Крымом, украинский режим превращается в того самого крохобора, который стремится понадкусить чужие яблочки, чтобы они — не дай Боже — не достались кому-нибудь другому, — подчеркивает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин — По факту Киев теряет гораздо больше: не только возможность торговать яблоками, но и сколько-нибудь приличную репутацию. Самолеты зарубежных компаний и сегодня облетают воздушное пространство Украины, а завтра на всех летных картах в центре Восточной Европы будет обозначена большая черная дыра в виде черепа с костями.
Что касается казахстанской компании, то ее, очевидно, пугает позиция «мирового сообщества». Казахам кажется, что украинский идиотизм пользуется поддержкой со стороны западных фискальных структур, а потому — от греха подальше — предпочли по-тихому заплатить штраф…
Но выписанный казахам штраф, а самое главное — его оплата, это, вне всякого сомнения, прецедент. Его используют в международных судах при рассмотрении дел против российских авиакомпаний. Что ж, это лишний раз подтверждает правоту России, построившей мост в Крым.
«СП»: — Российским компаниям они уже выписали штрафов на 560 миллионов долларов. И что? Есть ли у них возможность создать какие-то проблемы?
— Украина, безусловно, может завалить западные суды исками против российских авиакомпаний. Однако принятие решений в пользу Киева будет в данном случае противоречить международным соглашениям о свободе воздушного пространства, и никто не будет пересматривать существующие правила из-за блажи украинских властей.
«СП»: — Кстати, почему наши авиакомпании не боятся летать в Крым, летая при этом в страны Запада, а Сбербанк и мобильные операторы боятся работать в Крыму? В чем разница?
— Существует большая разница между Сбербанком и, например, Аэрофлотом. Аэрофлот — российская компания, действующая в рамках соответствующих международных договоров о свободе воздушного пространства. В то время как Сбербанк вот-вот станет компанией с доминированием иностранного капитала (по крайней мере, г-н Греф ведет названный банк именно к этому), да и действует он, как я думаю, под надзором МВФ и Всемирного банка, которым закон не писан.
«СП»: — Что Россия может этому противопоставить?
— Россия может много чего противопоставить Украине. Например, объявить всю территорию Украины (или, по меньшей мере, Левобережье) оккупированной Соединенными Штатами территорией, после чего начать наступление на нацистский режим с требованием к нацистам убраться из Киева — «матери городов русских». Но очевидно, что российские власти этого не сделают. Они будут продолжать маневрировать и медленно поддавливать Киев по газовому вопросу, по проблеме Донбасса и т. п. — в надежде на постепенное отрезвление населения «незалежной» и смену Киевом — рано или поздно — своей внешней и внутренней политики.
Комментарии (0)