Существует миф, что Хрущёв освободил миллионы невинно осуждённых, реабилитировал жертв политических репрессий при Сталине. На деле этот миф не имеет никакого отношения к действительности. Масштабную амнистию провёл Берия, а Хрущёв освободил в основном бандеровцев.
Общая ситуация
Жертвами политических репрессий принято считают людей осужденных по статье 58 (пп. 2-14) Уголовного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (УК РСФСР). В УК других республик Советского Союза имелась аналогичная статья. В реальности большинство пунктов этой статьи не было связано с политикой. Сюда входили: организация восстаний, шпионаж, вредительство (к примеру, печатание фальшивых денег), терроризм, саботаж (преступная халатность). Схожие статьи имелись и имеются в УК любых государств, в том числе и в современной РФ. Чисто политической была лишь статья 58-10: пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания. Что влекло за собой лишение свободы на срок не ниже 6 месяцев. Обычно, в мирное время, срок по этой статье не превышал 3 лет. Отличительной чертой статьи 58 являлось то, что после отбытия наказания по этой статье граждане отправлялись в ссылку и не имели права возвращаться к себе на малую родину.
В 1953 году в лагерях ГУЛАГа находилось 467,9 тыс. заключенных, осужденных по статье 58. Из них особо опасными государственными преступниками (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и пр.) было 221,4 тыс. человек. Они находились в особых лагерях МВД СССР. Также имелось ещё 62,4 тыс. ссыльных. В результате общее число «политических» составляло 530,4 тыс. человек. Всего в лагерях и тюрьмах СССР в 1953 году содержалось 2 млн. 526 тыс. человек.
Амнистия Берии
26 марта 1953 года глава МВД СССР Лаврентий Берия подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение всех заключенных, которые были осуждены на срок до 5 лет. Также предполагалось освобождение женщин с детьми до 10 лет, беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия отмечал, что из 2,5 млн. заключённых только 220 тыс. человек являются особо опасными государственными преступниками. Амнистия не распространялась на опасных преступников (бандитов, убийц), контрреволюционеров и осужденных за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Также министр внутренних дел предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет и отменить ссылку для лиц, которые отбывали сроки заключения по 58 статье. Берия отмечал, что ежегодно осуждается свыше 1,5 млн. человек, причём большинство за преступления, которые не представляют особой опасности для советской государственности. Если не улучшить законы, то и после амнистии, через 1-2 года в общее количество заключенных снова достигнет прежней цифры.
Поэтому министр предложил немедленно изменить УК, смягчить уголовную ответственность за нетяжкие преступления, и за хозяйственные, бытовые и должностные преступления наказывать административными мерами. Также на имя председателя Совета Министров СССР Маленкова Берия направил отдельное представление об амнистии всех осужденных внесудебными органами (в том числе «тройками» НКВД и Особым совещанием ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД) с полным снятием судимости. В основном здесь речь шла о тех, кто был осужден во время репрессий 1937-1938 гг.
На следующий день после получения записки Берии, 27 марта 1953 года, Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об амнистии» всех заключённых, чей срок не превышал 5 лет, а также уменьшении в два раза сроков других заключенных, кроме осуждённых на 10-25 лет за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. В первую очередь из мест заключения освобождались беременные женщины и имеющие малолетних детей, несовершеннолетние, старики и инвалиды. К иностранцам амнистия применялась на общих основаниях.
В итоге по амнистии на свободу вышли 1 млн. 200 тыс. человек, прекращены следственные дела на 400 тыс. человек. Среди освобождённых было почти 100 тыс. человек, которые были осуждены по 58 статье («политических»), но не входивших в категорию особо опасных преступников. Также по указу об амнистии были досрочно освобождены все высланные, то есть те, кому запрещалось проживать в определенных местностях и городах. Сама категория высланных была ликвидирована. Освободили и часть ссыльных — тех, кто должен был проживать в определенном поселении. Предложения Берии об амнистии лиц, осужденных внесудебными органами по статье 58, не нашли отражения в данном указе. Таким образом, первое крупномасштабное освобождение «политических», почти треть от общего количества, провёл «кровавый упырь» Берия (
Стоит также помнить, что Берия начал свою деятельность на посту наркома НКВД осенью 1938 года с пересмотра всех дел на людей, осужденных в 1937-1938 гг. В течение только 1939 года он освободил из заключения более 200 тыс. человек, включая и тех, кому не успели привести в исполнение приговор о расстреле. Заметим, что в том же 1939 году было осуждено по 58 статье УК 63,8 тыс. человек, то есть на свободу при Берии вышло в 3 раза больше, чем было осуждено.
В конце лета и осенью 1953 года Берия планировал произвести крупномасштабное возвращение на родину депортированных во время войны народов. Весной 1953 года в советском МВД были разработаны проекты соответствующих указов, которые в августе планировали представить на утверждение в Верховный Совет и Совет Министров СССР. Планировалось до конца 1953 г. вернуть на места прежнего проживания около 1,7 млн. человек. Но в связи с арестом (или убийством) Л. П. Берии 26 июня 1953 года эти указы так и не состоялись. К этим планам вернулись только в 1957 году. В 1957—1957 гг. были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Эти народы вернулись на свои малые родины. В 1964 г. были отменены ограничения в отношении депортированных немцев. Но указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят лишь в 1972 году (то есть уже после Хрущева. Очередь крымских татар, турок-месхетинцев, греков, корейцев и некоторых других пришла только в период горбачёвской «перестройки». То есть роль Хрущёва в освобождении депортированных народов преувеличена. Это был план Берии, который реализовали в усечённом виде.
Амнистия Хрущёва
4 мая 1954 года Президиум ЦК КПСС принял решение о пересмотре всех дел на людей, осужденных за «контрреволюционные преступления». Для этого были сформированы специальные комиссии, в которые были включены руководящие работники Прокуратуры, МВД, КГБ и Министерства юстиции СССР. Центральную комиссию возглавил генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко, местные – прокуроры республик, краев и областей. К началу 1956 года комиссии рассмотрели дела в отношении 337,1 тыс. человек. В результате получили свободу 153,5 тыс. человек, но только 14,3 тыс. из них были официально реабилитированы. К остальным применили указ «Об амнистии».
Кроме того, в сентябре 1955 года вышел Указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.». Значительная часть политзаключенных попала именно под эту амнистию. К началу января 1956 года количество лиц, осужденных по 58 статье УК, составляло 113, 7 тыс. человек. В основном это были люди, которые с
Кроме того, после доклада Хрущёва на ХХ съезде (февраль 1956 года) было решено провести показательное освобождение и реабилитацию политзаключенных. Сразу после съезда были созданы специальные выездные комиссии Верховного Совета СССР. Работали они прямо в местах заключения и получили право принимать решения об освобождении или снижении срока наказания. Всего было сформировано 97 таких комиссий. Уже к 1 июля 1956 года комиссиями рассмотрено свыше 97 тыс. дел. Освобождено со снятием судимости свыше 46 тыс. человек. Но только 1487 человек реабилитированы как осужденные по сфальсифицированным материалам. Таким образом, 90% политзаключенных было освобождено еще до знаменитого ХХ съезда. То есть роль Хрущёва в освобождение из лагерей и ссылок политических заключенных сильно преувеличена.
Почему Хрущёв решил освободить бандеровцев, власовцев и прочих предателей
Для начала стоит вспомнить, что советская власть не была такой «кровожадной», как это старались внушить народу разного рода «перестройщики» и «демократизаторы». Амнистии бандеровцам и прочим «лесным братьям» регулярно проводились ещё при Сталине. Советское правительство умело сочетало политику «кнута и пряника», стараясь не только силой подавить нацистов, но и многих рядовых бандитов вернуть к мирной жизни. На Украине инициатором многих амнистий выступил лично Хрущёв. Кроме того, в мае 1947 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни». В результате с 1947-го года бандеровцам и прочим нацистам «вышка» уже не грозила, даже за самые страшные военные преступления и акты геноцида в ходе Великой Отечественной войны и позже. То есть «кровавый сталинский режим» всеми силами пытался вернуть даже эту, самую «отмороженную», часть общества к мирной жизни.
В сентябре 1955 года вышел Указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Были освобождены из мест заключения и от других мер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы, пособники гитлеровцев; осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Осужденным на срок свыше 10 лет сроки сокращались наполовину. Что интересно, таких граждан не просто амнистировали, т. е. помиловали, но и снимали судимость и поражение в правах. В итоге многие бывшие украинские нацисты, бандеровцы и члены их семей смогли быстро «перекраситься», и в дальнейшем войти в советские и партийные органы. К 80-м годам, «перестройки» они, по разным данным составляли, от трети до половины украинской государственной, партийной и хозяйственной верхушки.
Также необходимо отметить, что несмотря на подавляющую долю РСФСР и в населении и в экономическом вкладе в развитие Союза, у коммунистов РСФСР не было, в отличие от прочих республик собственной компартии. Была партия СССР, были компартии союзных республик, включая компартию Украины (КПУ). В силу отсутствия компартии России-РСФСР, КПУ обладал самым большим весом в КПСС (как вторая по численности населения республика СССР). Большая часть союзного руководства была представлена выходцами из УССР.
По мере устранения старых большевиков, сталинцев, что началось с приходом Хрущёва к власти. Десталинизации, разоблачения «культа личности», совмещённого с чисткой партийного, государственного и хозяйственного аппарата от сталинцев, Хрущёву необходима была опора в советской верхушке. Он сделал ставку на украинское крыло советской элиты. А украинское общество, по сути, сельское, «кулацко-мещанское» (промышленно развитые города, центры на востоке Малой России). Здесь очень выражен эффект кумовства, схожий с родоплеменным принципом, только людей продвигают не по родоплеменному, клановому принципу, а по родственно-товарищеским связям и отношениям. То есть Хрущёв делал ставку на местный национализм, который быстро перерастает в нацизм. Схожая ситуация была и в других союзных республиках и нацреспубликах и автономиях РСФСР.
Таким образом, досрочное освобождение бандеровцев, власовцев, полицаев и прочих военных преступников вполне вписывалось в политику хрущёвской «перестройки» (
Поэтому многие начинания и дела Сталина свернули, либо постарались исказить, «перестроить». В частности, не стали проводить намеченную реформу компартии с целью отлучения партии от власти и создания «ордена меченосцев» (элиты, подающей пример всему обществу). Со времени Хрущёва элита-номенклатура постепенно превращается в класс социальных паразитов, что в итоге и убило советскую цивилизацию. Сталинский (народный) социализм постепенно переводят на рельсы госкапитализма, где партийные чиновники стали превращаться в новый класс эксплуататоров. Был нарушен основной принцип социализма – «каждому по труду его», введена уравниловка в оплате труда. Были нарушены основы нормального функционирования промышленности и сельского хозяйства, что привело в противовес сталинскому снижению цен на товары первой необходимости, к непрерывному повышению цен (искажение социализма). Под видом военной реформы Хрущёв организовал мощную атаку на советские вооруженные силы: уничтожен океанский флот, программа строительства которого была запущена Сталиным; большие проблемы возникли в военном самолётостроении и других направлениях военного строительства; огромное количество новой боевой техники, оружия утилизировали; выбросили на улицу большое количество кадровых, боевых офицеров, старшин, костяк победоносной армии.
Русский рубль лишили золотого обеспечения. Нанесли страшный удар по русской деревне, которая только восстановилась после коллективизации. Тысячи малых населенных пунктов, деревень объявили «неперспективными» (по сути, нынешняя «оптимизация» сельской России — это продолжение этого же страшного дела). Направили русскую молодежь поднимать национальные окраины. Это был мощный удар по государствообразующему русскому этносу, демографический потенциал русских (истоки которых — в деревнях русских губерний) понёс большой урон. Разрушили разумные основы советской внешней, глобальной политики, рассорились со "вторым человечеством" — Китаем, который при Сталине уважал и ценил «старшего русского брата», стали помогать различным режимам в Азии и Африке в ущерб интересам русской державы и русского народа. В целом это была «перестройка-1», направленная на ликвидацию «красной империи» СССР.
Первую попытку обрушить советскую цивилизацию смогли обезвредить. Хрущёва отправили на пенсию. Однако дело было сделано. СССР ещё по инерции совершал победы, шёл вперёд, но его фундамент был подорван. Катастрофа 1985—1993 гг. стала неизбежной.
Автор:
Комментарии (12)