Такой вывод следует из обсуждения в Госдуме с участием чиновников и бизнесменов
В Госдуме с участием экспертов и представителей заинтересованных ведомств обсудили проект закона о создании системы, которая должна позволить российскому Интернету существовать отдельно от мирового — и одновременно позволить властям контролировать содержание распространяемой в России информации. Законопроект будет принят — из хода дискуссии это стало очевидно.
Открывая расширенное заседание Комитета по информполитике, информационным технологиям и связи, его глава Леонид Левин («СР») сказал, что интернет-инфраструктура давно стала кровеносной системой экономики, ключевые серверы находятся за пределами России, международная напряженность нарастает, и «государство просто обязано реализовывать меры по защите от внешних воздействий».
ADVERTISEMENT
Мы не знаем, какие санкции еще будут и какой длительности, Президент РФ «сделал ставку на собственные силы», и потому предпринимаются оправданные, как следовало из слов депутата, шаги «не к самоизоляции, а к защите своих интересов».
Вместе с тем Левин обратил внимание на «сложность предполагаемых технологических преобразований» и на то, что четкого понимания «ресурсного обеспечения» (то есть кто за все заплатит) этих преобразований пока нет.
От имени группы сенаторов и депутатов, подписавших внесенную в Госдуму в декабре 2018 года и родившуюся где-то в недрах Совета безопасности инициативу, выступал Андрей Луговой (ЛДПР).
«Мы не делаем свой Интернет, мы создаем замещающую инфраструктуру, которая будет задействована в случае, если нас отрежут», — сказал он.
Будет организован контроль за соблюдением правил маршрутизации интернет-трафика, минимизируется возможность передачи за рубеж данных, которыми обмениваются российские пользователи между собой, а в случае угроз (и только!), подчеркнул депутат, предполагается введение централизованного управления нашим Интернетом.
Да, операторам связи придется устанавливать на сетях специальное оборудование, которое позволяет определять источник передаваемой информации и ограничивать к ней доступ, если информация эта у нас запрещена. Зато тем же операторам не надо будет самим мучиться с блокировками сайтов по требованию Роскомнадзора и тратить на это силы, деньги и средства, соблазнял представителей отрасли Луговой.
Замглавы Минкомсвязи Олег Иванов доложил: официальный отзыв правительства на законопроект еще не утвержден. Но «концептуально, по целеполаганию» подготовленный этим ведомством проект отзыва инициативу поддерживает.
«Мы четко понимаем, что сейчас Интернет и система связи настолько внедрены в социальную сферу общества, так сильно влияют на экономические связи, что государство просто не имеет права оставлять все это без должного контроля», — заявил чиновник. Но критических замечаний к тексту законопроекта очень много, признал он.
«Нужны ли для реализации требований закона дополнительные средства, и если да, то заложены ли они в бюджете?» — спросил г-н Левин. (Законопроект-то был внесен без расчетов — авторы на голубом глазу уверяли, что никаких дополнительных средств не потребуется.)
Иванов ответил, что «от Минфина пока заключения нет». Но в Минкомсвязи считают, что «наибольшая часть затратных предложений уже содержится в программе «Цифровая экономика». Насколько весома эта часть? Чиновник не уточнил.
Концептуально поддержали законопроект представители Роскомнадзора, Федерального агентства «Россвязь» и ФСО — столь дружная поддержка означала, что политическое решение «принимать» уже принято, и на самом верху.
У экспертов и представителей сотовых операторов о качестве подготовленного документа и предлагаемых им нововведениях мнение было более критическим — но не категорическим.
Например, Аркадий Кремер (Ассоциация документальной электросвязи) поблагодарил авторов за подготовленный документ, но подверг сомнению целесообразность многих его положений.
Значительная часть проблем уже решена действующими законами («О персональных данных» и о защите объектов критической инфраструктуры), сказал он. К тому же замена нынешней общественно-государственной модели координации действий операторов связи, «одной из наиболее передовых в мире», на государственное управление «содержит риски снижения качества управления и ухудшения имиджа России в мире».
А вице-президент МТС Руслан Ибрагимов сказал, что вопросы обеспечения работоспособности Рунета при отключении российских операторов от корневых серверов давно обсуждаются отраслью с правительством и к этой части законопроекта претензий нет.
Но есть и вторая цель — «введение обязанности устанавливать спецоборудование, способное вмешиваться в маршрутизацию», и здесь технические и финансовые детали непонятны. Даже если это оборудование операторам связи дадут бесплатно, кто оплатит установку, адаптацию, техобслуживание и ремонт? «Мы предполагаем, что все это ляжет на наши плечи», — сказал г-н Ибрагимов.
К тому же ограничения на работу сети связи при росте трафика в связи с цифровизацией экономики «может привести всю сеть в целом к деградации». И непонятно, кто будет отвечать перед миллионами потребителей, если они через суд потребуют возмещения убытков за медленный Интернет или невозможность доступа к каким-то ресурсам…
Комментарии (0)