На экраны вышел фильм «Зоя». Прекрасно, что это произошло, но, к сожалению, произошло в пандемическое время – и потому будет трудно оценивать реальный успех данного кино в прокате. А меж тем это важно. И вот почему.
Зоя Космодемьянская – знаковый герой русской истории. Это пример истинного мужества подростка, кровавой рукой вброшенной в жесточайшую мясорубку. Когда мы говорим о детях на войне, то в первую очередь вспоминаем Зою – и становится очевидно, что во многих тех совсем юных людях присутствовало то, что позволяло им возвышаться над остальным, наливало их мощью, дарованной верой. Они побеждали смерть высшими идеалами, утверждая торжество над ней жизни.
Однако уже в новейшее время, когда принялись поступательно развенчивать героев прошлых лет, Зою Космодемьянскую не только оттеснили, но и постарались выставить в, что называется, совсем ином свете. Тут, конечно, в первую очередь вспоминаются карикатурные слова карикатуриста (тавтология намеренная!) Бильжо, заявившего, что Зоя была не героиней, а обычной сумасшедшей.
Сути это, безусловно, не меняет; однако желающие поверить в ересь – поверили. Фокус тут ведь в том, что подобный ход используется неслучайно. Он практичен и отработан – и нужен для тотального обесценивания. Мол, подвиг, выражаясь аллегорически – это не праведный огонь, пылающий внутри, а только вспышка, отблеск. То есть, подвиг совершается не благодаря и во имя (идеалов, ценностей и т. д.), а вопреки.
К сожалению, часть общественности именно так и видит. Вспомним, к примеру, как
Я останавливаюсь на данных деталях подробно, потому что они – ключ к прописыванию героев в современности, в цивилизационном коде народа. А именно эту задачу на доступном уровне и решает кино. И мы видим, как государство инвестирует гигантские деньги в производство фильмов военно-патриотической тематики. Они призваны не только развлекать, но и просвещать, утверждать ценностные идеалы (в том числе, и противоборствуя переписи истории).
Справедливости ради, удаётся это не всегда. Очень часто наоборот. И тогда выходит то, что несёт отрицательный идеологический заряд – да и кинематографически выглядит так себе. Впрочем, есть и положительные примеры – «28 панфиловцев», как вариант. «Зою» – пусть и с натяжкой – также можно отнести к удачным работам.
Здесь – и это главное – создатели попытались дать подлинную картину становления Зои. Не факт, что в полной мере получилось, но они очень старались. Собственно, те вещи, о которых я говорил выше (теперь ясно почему), и отразились в фильме. За это стоит сказать спасибо.
Да, местами создатели не избегают штампов – о, этот Сталин! – однако в целом очень четко ведётся линия: подвиг есть единственное средство против тотальной жестокости как главного атрибута зла. И зло это банально в своей отвратительности. Лица нацистов, сводящих ад к картинке, одновременно обыденны и потусторонни, как и черти, принимающие человеческий облик. Они рациональны, они логичны, но это выстроенность безумия. А вот истинное величие кроется в той девочке, которая идёт на великую жертву с полной осознанностью и тем разбивает любое зло.
Контуры этого есть в ленте «Зоя» – за то мы говорим спасибо. Главное – чтобы со временем контуры эти проступили яснее и чётче. Тогда, дай Бог, наше кино выйдет на новый уровень.
…последний фильм о Зое Космодемьянской появился в сороковых годах прошлого века. А далее – тишина. Что ж, пришло время разрушить трусливое молчание. Сделать это сейчас, когда повсюду шумы, крайне трудно, но – тем важнее подступы. Говорить в первую очередь с теми, кто не только не знает Зои, но и подчас вообще глух к подвигу. Говорить с ними, говорить убедительно.
Комментарии (1)