«Идеологическая диверсия»: обозреватель
Фактура и легенда
У этого фильма прекрасные стартовые условия: режиссер Резо Гигинеишвили — история захвата борта Ту-134 в ноябре 1983 года тбилисской золотой молодежью в Грузии стала легендой.
Причем легендой антисоветской: в 90-х годах мемориал погибшим летчикам в авиагородке в Тбилиси был осквернен, а террористка Тинатин Петвиашвили — единственная не расстрелянная по приговору суда — досрочно выпущена Звиадом Гамсахурдией на свободу (и, говорят, припеваючи живет на Кипре).
Афиша фильма «Заложники» для западного кинорынка.
В основе фильма — подлинная история о событиях 1983 года, когда шестеро парней и одна девушка пытались угнать самолет с целью побега из СССР. Фото кадр из фильма / kino-teatr.ru ФОТО кадр из фильма / kino-teatr.ru
В сумках у молодых были гранаты и пистолеты. Захват начался с того, что пассажиру Соломонии бутылкой из-под шампанского проломили голову: на борту молодожены пили, поили окружающих и приняли обычного человека за сотрудника авиационной безопасности. Соломония погиб.
Экипаж тоже летал тогда с оружием: штурман Гасоян — герой! — сидел на закрытом шторкой штурманском месте, остался незамеченным террористами, открыл ответный огонь и застрелил двоих, стюардесса Крутикова — героиня! — под пулями помогла затащить в кабину умирающего Шарбатяна и заблокировать дверь (а сама осталась снаружи). Борт развернулся обратно на Тбилиси.
Фильм «Заложники» вышел на широкий экран России 21 сентября 2017 года. ФОТО кадр из фильма / kino-teatr.ru
В аэропорт приехали первый секретарь ЦК компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель КГБ Алексей Инаури, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и рыдающие, ничего не понимающие, вытащенные из-за праздничного стола родители. Пассажиры выпрыгивали на летное поле и ломали ноги: борт совершил жесткую посадку, один из люков разгерметизировался.
Штурм начался в шесть утра, командовал им тогда капитан группы «А» Михаил Головатов.
Вывели всех живых, всех террористов судили и приговорили к высшей мере, кроме невесты, тонкой девушки с порченым лицом гоголевской нечисти. Расстреляли и духовного отца террористов, священника, который играл в кино и собирался пронести в самолет пистолеты под церковным облачением…
И все это, в общем, есть в фильме Гигинеишвили. Есть возмущение людей: «Чего они хотели? У них все было!» — и крамольное: «Жаль, что им не удалось выехать: ровно через два месяца они просили бы своих родителей забрать их обратно». Есть отнюдь не глупые сотрудники спецслужб, которые ЗНАЛИ о готовящейся эмиграции и предупреждали потерянных и потерявших контроль над оболтусами родителей…
Есть много правды.
И вся она полностью перечеркивается финальными кадрами: родители, рыдая, копают землю в чистом поле: по слухам, здесь хоронили расстрелянных. Бегут по лужам, падают. Тел нет.
Тинатин, вышедшая на свободу невеста, приходит в дом расстрелянного жениха и говорит его матери: «Мы все время слышали, в какой несчастной стране вы живете, как вы хотите уехать».
Последний титр: «20 мая 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон, отменяющий запрет на выезд за границу».
Занавес. Деткам ни за что сломали жизнь.
Есть такое слово — «предвзятость»
— Есть ощущение принижения ответственности, — веско говорит командир группы «А» полковник КГБ Михаил Васильевич Головатов. Это он в 1983 году командовал штурмовой группой, спас пятьдесят пассажиров и членов экипажа (четырех заложников убили террористы). — В фильме наглядно оправдываются захватившие самолет и обвиняется Советский Союз как государство, которое держало людей в заложниках. Деталей много, я начну с главного: захваченные самолеты не выпускали за границу совсем не потому, что СССР — тюрьма народов.
Полковник КГБ Михаил Васильевич Головатов в 1983 году командовал штурмовой группой, спасшей десятки заложников. ФОТО Личный архив
— А почему же?
— В советское время не каждый экипаж мог войти в связь со службами аэропорта иностранного государства. Пример: был захвачен Ан-24, выполнявший рейс из Ленинграда в Петрозаводск, террористы потребовали лететь в Швецию, и борт ушел за границу. Пилот кружил над Стокгольмом, не понимая диспетчера, пока мимо по чистой случайности не проходил Ил-72, выполнявший рейс из Гандера в Москву. Пилот второго судна смог связать Ан-24 и наземные службы, передал угол посадки и высоту сброса скорости. Как только «Ан» сел, у него кончилось горючее. От катастрофы Стокгольм отделяли минуты.
Так же и тот захваченный в 1983 году рейс Тбилиси — Батуми — Киев — Ленинград не мог сесть в Турции: пилоты не говорили по-английски…
Полковник помнит все обстоятельства дела: после штурма он участвовал в следственных действиях, начиная от трассологических экспертиз и закачивая проверкой показаний обвиняемых на местности.
Полковник Головатов и сегодня помнит все обстоятельства событий 1983 года. Фото: Ульяна Скойбеда
Резо, а где же зверства террористов?
— Я думала, вы скажете другое. Перед фильмом я почитала доступные источники и вычитала многое. Как пассажиров заставляли ходить под себя, на кресла («Все равно все умрут, поэтому нечего стесняться»), как целились в полуторагодовалого ребенка! Как людей ставили живым щитом, обещали расстреливать раз в пять минут и заставляли прикрывать иллюминаторы руками, как раненая пассажирка Кундеренко легла на пол, над ней наклонился врач-террорист Паата Ивериели и сказал: «Это серьезная рана, ты, наверное, уже не выживешь, хочешь, я тебя пристрелю, чтобы не мучилась?» Все это есть в показаниях свидетелей на суде и в обвинительном заключении, И ЭТОГО НЕТ в фильме Резо Гигинеишвили! У него террористы — грустные ребятки, которые сидят и переживают, а гадкие спецслужбы даже не пускают к ним родителей! На самом деле эти «ребятки» перемочили полсалона, там десять только раненых! Они стреляли в свою подругу, которую взяли с собой втемную: девушка думала, что едет в свадебное путешествие, они издевались над бортпроводницами, не давали людям пить… Гигинеишвили НЕ МОГ ЭТОГО НЕ ЗНАТЬ, он ведь заявляет в интервью, что фильм строго документальный! Что он собирал свидетельства очевидцев!
— Это называется предвзятое освещение событий. Когда самолет приземлился, и люк открылся, террористы еще на пробежке выкинули на взлетно-посадочную полосу стюардессу Ирину Химич. Она навсегда осталась инвалидом.
— А в фильме Химич сама выпрыгнула и осталась невредимой! И ее — слов у меня не хватает — играет прекрасная Надя Михалкова! А что бы правду не показать? С фекалиями и инвалидными колясками? Это, не дай бог, разрушило бы миф про бедных жертв плохого СССР?
— Давайте о мифах. В картине армейское подразделение зачем-то открывает огонь по садящемуся самолету — это не соответствует действительности (зато хорошо ложится в концепцию «плохие глупые советские спецслужбы уморили детей». — Ред.). Неправда, что с террористами не вели переговоров: во время одних наш сотрудник принял «невесту» Тинатин за заложницу и попытался выдернуть ее из люка! Она в ответ ударила его в пах… В фильме показано, что спецслужбы из самодурства не дают родителям поговорить с детьми: на самом деле это дети отказались встречаться с родными.
1983 год. Инструктаж перед штурмом, крайний справа — Михаил Головатов. Фото Личный архив
…В общем, черное заменено на белое и белое на черное. В периодической печати есть данные, что тот самый «жених», игравший в «Покаянии», был поклонником нацизма, изрисовал комнату свастиками и носил на шее крест капеллана гитлеровской армии, а другой угонщик был конченым наркоманом. Угадайте: есть это в фильме?
Но главный аргумент — на сладкое.
Резо Гигинеишвили устами героев трижды говорит, что молодожены не хотели захватывать самолет с людьми: два рейса соединили случайно, а они хотели быть на борту одни.
«Так улетать из страны мы не хотели», — упрекает свекровь Тинатин. Та горько усмехается: «ТАК мы тоже не хотели».
Увы! Как утверждает Головатов, и это не соответствует действительности. На рейс Тбилиси — Батуми, на который хотели сесть террористы, билеты тоже были раскуплены. Когда его соединили с рейсом Тбилиси — Киев — Ленинград, заложников просто стало больше. Но они все равно были бы.
Июнь 2017 года. Оператор Владислав Опельянц, получивший приз в номинации «За лучшую операторскую работу», и режиссер Резо Гигинеишвили (справа), получивший приз в номинации «За лучшую режиссуру» за фильм «Заложники» на церемонии закрытия «Кинотавра». Фото: Владимир Веленгурин
Каждое слово неправда
— Штурм начался в 6.02 и закончился в 6.05. В фильме показано, как наша группа бежит по полю со стремянками, это неверно: мы с 4.00 лежали рядом с самолетом и слушали, что внутри. Ребенок орал. Террористы были вне себя, угрожали его убить. Мы вошли: на борту кровь, нечистоты, трупы. Вывели террористов, потом первым вынесли ребенка (ребенка нет в мире, созданном Резо Гигинеишвили. — Ред.). В фильме показано, что мы ведем задержанных коридором позора, их бьют — это неправда, на летном поле их тут же сажали в машины и отправляли в СИЗО. Мы спасли им жизнь: после штурма толпа грузин в пять тысяч человек, за сутки собравшаяся возле аэропорта, смяла кордон армейцев, смяла милицейское оцепление, и ее остановили только наши бойцы — выстрелами из боевого оружия в воздух (готовой устроить самосуд толпы грузин нет в фильме Резо Гигинеишвили. — прим. ред.)…
В общем, Гигинеишвили создал народный эпос. Вытертую ластиком действительность. Мог создать новый «Экипаж»: героизм раненого пилота Габараева, во время стрельбы совершавшего резкие маневры самолетом вверх-вниз, чтобы сбить террористов с ног, это позволяет — но! — у грузин болит другое. Какая ими руководила плохая Россия!
До героизма ли тут в самом деле.
Вопрос один: нам это надо — зачем?
Хочется ткнуть в едва зажившую язву? Пересмотреть «Покаяние», с которого начала расползаться ткань не самой плохой страны в мире? Выкопать труп советской Родины и еще разок надругаться над ним, как подсказано в этом сыгравшем чудовищную разрушительную роль фильме?
Не удержусь, скажу о еще одной неправде, которой очень удивился наш спецназовец: богатейшая, одетая во все дефицитное Грузия 80-х годов в нашей картине показана нищей. «Они могут обмануть новое поколение, выросшее в 90-х, но я-то помню. И кожаные диваны, которые приезжие из Тбилиси скупали в Москве, и три ряда тарелок в ресторанах: такой бедной свадьбы просто не могло тогда быть. В фильме показана послевоенная Грузия…».
Но замысел режиссера и это вменяет в вину России.
Я думаю: а может, пусть грузины сами копаются в своих обидах?
Неблагодарность — страшный грех, и Бог отпустит им что следует.
Могли выехать легально. Не захотели
На суде, когда террористам указали, что они происходят из высокопоставленных семей, ранее выезжали за границу как туристы и легко могли эмигрировать таким способом, преступники раскрылись: «Вот когда отец и сын Бразинскасы* улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там почетными академиками сделали, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?»
Тюрьма народов же, Резо. Вот и я о чем.
P. S. Специально для талантливого режиссера Гигинеишвили сообщаем, что практика невыдачи тел террористов родственникам принята во всем мире.
Ульяна Скойбеда
* Террористы - вдохновители грузинской золотой молодежи
Комментарии (0)