В режиссуре есть такой термин – наивный зритель. Суть его в том, что иногда режиссеру или кинокритику стоит взглянуть на тот или иной фильм не с точки зрения его профессионального разбора, а глазами простого обывателя, не имеющего ничего общего с кинопроизводством
Когда я думал над этой статьей, я долго не мог решить с какой стороны подойти к рассказу о новом фильме «Т-34», но в конце концов я задал себе вопрос: ты хочешь утомлять читателя режиссерской терминологией или хочешь рассказать ему простым языком о своих впечатлениях? И я решил идти по второму пути, поэтому вы не прочтете о «сверхзадаче», «сквозном действии», «предлагаемых обстоятельствах», это будет взгляд того самого «наивного зрителя», но с оговоркой, выросшего на советских фильмах о войне и не плохо знающего фильмы о войне зарубежные, по крайней мере, наиболее сильные из них. Хотя иногда я буду себе позволять небольшие отступления в историю кино, но это только для дела.
Безусловно, «Т-34» нельзя назвать военной драмой, как, например, фильм «Иди и смотри» Элена Климова, нельзя назвать его и авторским взглядом режиссера на войну, как фильм «Взвод» Оливера Стоуна, нельзя назвать этот фильм и эпическим полотном о Великой Отечественной, как киноэпопея «Освобождение» Юрия Озерова. Так что это за кино? Конечно, это блокбастер, или говоря по-русски — «супер-боевик». Сам термин «блокбастер» появился в 70-е годы в США и обозначал создание высокобюджетного, с участием популярных актеров, коммерчески успешного фильма для массового зрителя. Его главная задача – сделать кассу. Это ни хорошо, ни плохо, это просто его задача. Мы живем, все-таки, в капиталистическом обществе, где главный критерий любого проекта, будь то производство телефонов или съемка фильма – коммерческая успешность.
Вот как только ты это понимаешь, и главное принимаешь, то смотреть фильм легко и приятно, но у меня, как у наивного зрителя, повторюсь, выросшего на советских фильмах о войне, проблема была в том, что я не хотел воспринимать фильм о побеге из концлагеря наших танкистов, как блокбастер, буквально физически не принимал мой разум этого и положение усугубляло то, что я пытался сравнивать «Т-34» с советским фильмом основанном на таком же сюжете – «Жаворонок» (1964 года) режиссеров Никиты Курихина и Леонида Менакера. Безусловно, в «Жаворонке» были свои перегибы в отдельных местах связанные с политической конъюнктурой того периода, но это был фильм о людях. Хороших, плохих, но людях. В «Т-34» было одно сплошное зрелище. Честно скажу, это чем-то напоминало гладиаторские бои. Немного режиссуры, этих назвали хорошими, этих назвали плохими, чтобы зрителю было за кого болеть, и дальше одно сплошное зрелище.
Где-то к середине просмотра я заставил себя перестать ждать от фильма истории о людях. Стало полегче. Продолжил смотреть фильм, как боевик. И тут снова появились проблемы. Как боевик он оказался достаточно проходным кино, пусть и напичканым хорошими спецэфектами, а местами даже вполне себе добротной актерской игрой, хотя мне искренне жаль актеров фильма, они молодцы, они старались, это было видно, но как им играть то, чего нет в фильме? Как им выстраивать отношения героев, если диалоги такие наивные, что просто заполняют время между очередным зрелищем в виде танковых баталий? Получилось нечто такое:
Бах-бах-бах… спецэфекты… бах-бах… еще спецэфекты… игра «Танчики» – вид сверху… перекинулись словами, пара не очень качественных шуток… бах-бах-бах… спецэфекты… немного пробили на слезу зрителя патриотизмом… бах-бах-… спецэфекты… шуточки-прибауточки… финальный бах-бах, финальные спецэфекты… Благородно пожали руки наш пленный танкист и эсэсовец… Толерантненько… Песня Окуждавы в титрах для зрителей старшего поколения и хэппи энд!
Итого: касса уже 2 миллиарда рублей. Рекорд!
Теперь, что мне понравилось в фильме.
Прежде всего работа с костюмами и реквизитом. Молодцы! Уважение и низкий поклон. Так же как работа с гримом. На уровне! Про музыку, к сожалению, ничего не скажу, ее там просто нет. Вернее, есть некий звуковой ряд, возможно, скаченный из библиотеки ютуба, который сам по себе, а фильм сам по себе. Об актерской игре я уже написал выше. Актеры молодцы, но им просто не дали возможности раскрыть себя во всю мощь, за что большое «спасибо» автору сценария и режиссеру.
В принципе, вот и все, что я имею сказать о фильме «Т-34» глазами наивного зрителя.
Меня могут спросить, так что такие фильмы не нужны? Отвечу – нужны, конечно, нужны! Нам вообще надо больше снимать фильмов. Разных фильмов. Ведь если мы не будем снимать, если мы не будем конкурировать, каким образом мы будем развивать отечественный кинематограф? На самом деле, я просто хотел сказать о том, что, видимо, я — «динозавр», такое бывает с возрастом, и мне, и таким людям как я, подобное кино не интересно, такое тоже бывает, но опять же, говоря о том, что нам нужно больше снимать, я подразумевал и то, что, в конце концов, у нас появятся новые режиссеры, которые снимут хорошие фильмы о Великой Отечественной и для таких ворчунов как я, очень хотелось бы дожить до этого дня…
Комментарии (22)