Новости, политика, экономика, общество

120 рублей советскими ,сколько сейчас российскими?

В журнале The New Yorker в начале восьмидесятых была напечатана статья о том, что можно было купить в Советском Союзе на среднюю зарплату в 120 рублей. Интересно сравнить с положением дел в сегодняшней России с ее средней зарплатой в 30 000 рублей. Правда у меня есть сильные сомнения по поводу достоверности официальной статистики, но допустим. Не будем учитывать и колоссальную разницу в стоимости ЖКХ.

На 120 рублей в начале восьмидесятых можно было совершить 2400 поездок на метро / автобусе / колесе обозрения.

Сегодня - 545 поездок в Москве (цена одной поездки - 55 рублей), 1500-1600 поездок в Новосибирске (цена одной поезднки 18-20 рублей), в других городах желающие могут посчитать сами.

1710 стрижек машинкой в парикмахерской.
Сегодня - 125 стрижек (нашел самые дешевые по 240 рублей).

2000 больших 0,5-литровых кружек кваса.
Сегодня - 1000 бутылок по 0,5 (по 30 рублей).

1091 эскимо.
Сегодня - 600 эскимо по 50 рублей.

923 буханок пшеничного (белого) хлеба.
Сегодня - 750 батонов белого по 40 рублей (про качество лучше умолчим).

400 пачек сигарет с фильтром "Ява" или "Лайка".


Сегодня - 333 пачки Ява по 90 рублей.

320 комплексных ужинов из трех блюд в кафетерии.
Сегодня - 115 (считал минимальный набор в Макдональдс: бигмак + картошка + кола 260 рублей)

150 чугунных сковородок.
Сегодня - 39 по 755 рублей.

118 бутылок "Каберне".
Сегодня - 111 ("Каберне Совиньон Классик" 270 рублей).

24 утюга.
Сегодня - 15 по 1990 рублей.

Зато с водкой ситуация строго обратная:

В СССР на среднюю зарплату можно было купит 42 пол-литровых бутылок Московской водки, сегодня - 83 (Водка Московская особая, 360 рублей).

Дмитрий Чернышев


Источник: 120 рублей советскими ,сколько сейчас российскими?
Опубликовал:
Теги: город рубль буханка автобус Зарплата

Комментарии (125)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис NIKITIN
120 рэ. это моя зарплата в 1974 г. что я мог позволить себе на эти деньги за месяц : 20 раз посидеть в баре или кафе с девушкой - 20 р. , рубашка + брюки + куртка +ботинки - 30 р., слетать туда и обратно в Москву на самолете - 34 р. пожить в Москве неделю - 10р. питание 20 рабочих смет на заводе - 10 р. , продукты на месяц отдавал маме в общий котел 15 р. итого 119 рублей . если не летал в Москву и не покупал одежду каждый месяц - оставалось на карман 45-46 рублей . забыл дорогу на работу 20х2х3коп=1,2 рубля
Олег Кульков
Да, на две зарплаты по 120 рублей, я мог слетать из Москвы до Читы и обратно, да ещё на остаток покушать плотненько (стоимость авиабилета Москва-Чита в 80-х годах прошлого века - 95 руб. в одну сторону за одно место!) А сейчас я даже и не скажу, сколько же стоит авиабилет!!?? Могу только предположить!!! Удачи всем...
виктор одерихин 
95р-83г.Самолет БАКУ-ВОЛГОГРАД 25,50.
Игорь Иванов 
1981 г. самолет Соловки - Архангельск - 10 рублей...
Виктор З 
В 80-х билет на поезд из Череповца до Днепропетровска с пересадкой в Москве стоил около 20 руб
Олег Кульков
Это как раз в тот период, о котором Вы спрашиваете. Помню в 82-м году возвращался из отпуска - из Краснодарского края к месту службы в Читу. Долетев до Москвы, оказалось, что на ближайшие 4-5 дней нет мест на самолеты!!! Сдав авиабилет, получил на руки эти 95 рэ, приехал на ярославский жд вокзал, взял КУПЕЙНЫЙ билет Москва-Чита, который мне обошелся аж 46 руб. (с бельём). А на оставшиеся 49 рэ, все пять суток в пути я себе ни в чём (в плане еды) не отказывал, даже ещё на пиво хватало! Вот так как то
Талгат Гарафутдинов
1987 год, Казань-Ашхабад, 25 руб
Леонид Жуков 
в 88г.Москва чита ту 154. Стоимость билета 95р.
Alex Mag
Родственник в середине семидесятых зарабатывал около 200 ре мес. и мало что оставить мог в накопления. Это московский регион.
Василий Гуслянников 
Борис! Лишнего пишешь. Брюки стоили 40 рублей, куртка 100 рублей. А как жил в Москве неделю на 10 рублей, если койко-место в дешёвой гостинице стоила 2 рубля? А что же не пишешь о том, чтобы купить телевизор - надо было 5 месяцев не есть и никаких других трат? А сейчас 2 ТВ купишь на одну зарплату. А водки сколько купишь - сравни (25 бутылок - сейчас 120 бутылок). Мяса - в 3 раза больше. Да, проезд резко подорожал везде.
Александр Стефанец
В 1984г. из Могилёва в Симферополь (Ту-134) 34 руб.
Жигунов Александр
Alex Mag ,кто то из вас врёт,мне 130 в 1983 хватало,если не каждый день в ресторане "отдыхать"
владимир кулинченко 
86 год. Москва- Владивосток 180 р.
Жигунов Александр
Точно столько.Я на дембель из Читы летел в 1982г.
Эдуард Космачев
Статья нравится только потому , что для людей все подсчитали и пусть думают , когда было лучше .
Андрей Пажуков 
Что бы не говорили и писали,но в CCCP была вполне подходящая среда для жизни,для семьи(в семье нас было 3,а с родителями 5).Я ездил в города...Да что-то было в дефиците,но мы вполне обходились и без этого.Зато было спокойно,без какой-либо суматохи.Жили,учились,по больницам,в кино ходили,ездили... и не переживали за завтрашний день.
Александр Кисткин 
За год я за свет платил 14 руб, за квартиру 4руб0 коп в месяц. Ездил почти каждый год за счет профсоюза по городам ссср- бесплатно. Сейчас за квартиру в 100кв. плачу 12203 руб, за воду и канализацию 1700 и за свет 1200руб.А пенсия у меня 12076руб, стаж беспрерывный 45 лет. и каждый день вздрагиваешь слушая новости о поднятии цен и тарифов. очень страшно становится за наших детей, как они будут выживать. мы то пенсионеры свое уже отжили и только с теплотой вспоминаем годы, прожитые в советском государстве.
Виктор Бурлаков 
120 рублей,это не самая большая зарплата в СССР квалифицированный рабочий и специалист мог и больше зарабатывать.
Игорь Иванов 
120 рублей была моя зарплата в институте старшим лаборантом, такая же зарплата была у ассистента (младшего преподавателя), у простого лаборанта где то 60-80 рублей, у доцента 400 рублей, у профессора не то 600, не то 800 рублей... мой отец на производстве слесарем-монтажником 6 разряда имел зарплату 260 рублей, примерно такая же зарплата была у сварщиков 6 разряда, у слесаря 4 разряда примерно 170 рублей ...
Александр Стефанец
Я в 83-м получал 350 руб., работал КИПовцем пятого разряда.
Владимир Сычёв 
Господа всё это хорошо, сравнивать можно и нужно. Но у граждан СССР была одна, как бы назвать, вещь или преимущество, или право - уверенность в будущем. И похоже она была только в СССР. Капитализм по своей сути не предусматривает её, а дикий, то есть Российский капитализм, отрицает её напрочь. Граждане СССР не ложились спать с мыслью сократят его завтра и будет ли существовать его организация завтра. Вот это существенно отличала нас от народов других стран. подсчёты считаю надо вести от покупательской способности денег. За полторы тысячи рублей в мою молодость можно было построить дом размером 10х11 м. Мотоцикл стоил до 1000 р. Я демобилизовался из рядов СА в ноябре 1977 г. в мае 1978 г. купил ИЖ-ЮК3 с коляской. Работал техником-электриком в одном из хозяйств Ставропольского края. Про дефицит товаров могу сказать - создавался умышленно и по нерадивости чиновников, руководивших торговлей. Сам в этом убеждался несколько раз. Конечно в СССР тоже было много дури. Вернее творили её конкретные люди, но то что творится сейчас далеко за пределами любых норм и понимания. Я лично знал одного председателя колхоза, дважды Героя соцтруда, депутата верховного совета РСФСР. Когда попал к нему домой, даже разочаровался. В колхозе, которым он руководил, половина колхозников имела жильё лучшей планировки чем у него и богаче внутреннее убранство квартир. Да, будучи на вершине власти он многое мог и решал, но начал он реально с нуля. И ещё что меня поразило. Как то мы с ним заговорили о парторге колхоза, что тот не находит общего языка с людьми, как он сказал: Виктор Борисович боится людей. В это время у них был хороший специалист на эту должность, я его ему предложил. На что он мне ответил, я поставил бы его, но он в молодости подмочил свою репутацию ( чрезмерно увлекался алкоголем), люди могут не понять. Чесно, я сидел и глядел на него вытаращив глаза, для человека такого ранга мнение его колхозников было не безразлично. Самое главное я видел, он говорит искренне. И он был такой не один. Вот с такими людьми мне приходилось встречаться в молодости.
Султанов СМ 
Счастливый!Успел познать чисто духовную и нравственную жизнь!Жалко нынешнюю молодежь!
Александр Шитов
Красиво было на бумаге...да забыли про овраги. Когда я поступал в военное училище в 1973 году, со мной поступал абитуриент из воронежской области. Он прямо сказал, почему выбрал не лёгкую профессию офицера. Приехал без документов с направлением из военкомата... Ему было девятнадцать и первым его документов в жизни стал курсантский военный билет. В колхозе так сохраняли рабочую силу, паспорта не выдавали. Крепостные двадцатого века- жители сёл и деревень СССР...
Владимир Сычёв 
Александр Шитов пусть ваш знакомый не врёт. Я поступал в 1972 г. Никто ни кого не держал. Для начала поинтересуйтесь кто и когда выдавал паспорта в СССР. Лично я, по своим молодёжным бзыкам, паспорт получил за неделю до призыва в СА. Так что вы болтун или школяр, наслушавшийся баек деятелей типа Солженицина и ему подобных.
Александр Шитов
И я вас... тоже уважаю.
Александр Шитов
Сычёв, ты не путай полноценную южную чернозёмную ставропольскую область, таких областей в ссср было не более одного,максимум двух процентов земли.Включая Украину, заметь... Я тебе рассказал про северную часть воронежской области. Там люди не жировали как на Кубани, Украине, Молдавии. Бежали, искали лучшей жизни.
Александр Шитов
Вот карта чернозёмов России. Даже процента не добирают. Надо анализировать всю страну целиком, а не только своё "СЧАСТЛИВОЕ БОЛОТО"... КАРТА: https://geographyofrussia.com/russkij-chernozyom/
Сергей Уманец 
Уважаемый Александр! Не пытайтесь устанавливать истину с чужих слов! Я с Тульской губернии (это севернее Воронежской), призывался в 1972 году и нам в торжественной обстановке вручали паспорта! Так, что как-то Ваши слова вызывают недоверие...как минимум...
Александр Стефанец
Я в 1974 году жил в Белорусии, оттуда в этом году и бил призван в СА, но перед призывом тоже получил паспорт гражданина СССР.
Георгий Ситнянский
Шитов прав, выдача колхозникам паспортов, начавшись в 1961 г., закончилась только в 1981-м. Вам к 1972 успели выдать, а кому-то в 1973 ещё нет.
Александр Шитов
Воспоминания из детства... В далёком 1971г. , летом мы всей семьёй, на только что купленном "Запорожце", едем на Родину моих Предков в Рязанскую область. Едем по Атласу автомобильных дорог СССР. Купить его было не просто, это было одно из первых изданий. Отцу как то удалось его достать. Дороги обозначенные красным цветом- асфальт республиканского значения. Ехали несколько дней, проехали Молдавию, всю Украину (заезжали на обратной дороге, отвозили младшую двоюродную сестру в Николаев). Вокруг ухоженные недавно построенные дома выбеленные, под шифером, встречались и под оцинкованным металлом. Газовые трубы по всем сёлам, к каждому дому. И вот на дороге обозначение "РСФСР"... Дорога как раз за этой табличкой кончается. Т.е. дорога есть, грунт, как в поле. Асфальта нет... Отец с удивлением, дорога на карте красным цветом, как и раньше в Молдавии и на Украине, а асфальта нет. Т.е. вообще и не было. Деревни своим видом показывают на порядок меньший уровень жизни людей. Кругом серость, не обустроенность. Первая мысль, что люди такие... Когда до Москвы оставалось 300 км. в одну из таких деревень въехали, и только тогда бросилось в глаза... Нет электричества совсем, даже столбы не стоят. Дома под соломой. Газа люди не знали даже в городах, не то что в деревнях. Это 1971- вторая половина 20 века... Ещё тогда, мне малолетнему пацану стало не по себе, запомнил на всю жизнь. Как же так, республики СССР вокруг себя "сплотила Великая Русь...", а сама такая убогая. На днях, в передаче Соловьёва услышал от режиссёра Шахназарова: -Вот жили бы сейчас в СССР, строили дороги в Казахстане, заводы и фабрики в прибалтийских республиках, а так всё это строим в России. Может всё правильно, отстроим Россию- Матушку, и остальные подтянутся...
Владимир Дмитриев 
Я, как старший преподаватель Вуза, в 1970 году получал 120 р. в месяц. После защиты кандидатской диссертации стал получать 250 р. Сейчас, в должности профессора университета (в Питере), получаю 25 000 р. Откуда средняя зарплата 30 000 р.?
Михаил Алексеев
Владимир Вы забыли указать свою должность в университете(возможно на пенсии часов мало взяли)и размер пенсии. А работа частная имеется?
Владимир Дмитриев 
Мой оклад профессора по трудовому соглашению
Игорь Иванов 
Мы в начале 80-х, будучи студентами художественно-графического факультета, в конце года ездили в Москву на выставки. Билет на фирменном поезде Орел-Москва стоил 6 рублей, по студенческому 3 рубля, потом нам и это в бухгалтерии возврашали. Помимо выставок естесственно ходили по салонам художественным, по магазинам. Примерно на 200 рублей там столько всего набирали, что вечером еле еле сумку к обратному поезду тащили. Про колбасу и пр. я молчу, это само собой разумеется, посколку ездили за неделю до Нового года. Красок разных набирали по 20-30 тюбиков, туба стоила 15, 30, 40 копеек (сейчас цена тубы 200 рублей и выше), кисти, графические материалы, альбомы по живописи, этюдники (этюдник - кто не знает это ящик с ножками, на котором рисуют и пишут этюды, этюдник тогда стоил 19 рублей маленький, 20 рублей большой - половина месячной стипендии, сейчас этюдник стоит 4,5 тысячи рублей и выше). Это я пишу о тех, у кого сейчас дети и внуки учатся в художественных школах, училищах и пр. Сколько денег им приходится тратить сейчас не на обучение, а только на материалы. Нам это было дешевле. Да и помимо стипендии студент худграфа мог еще и подработать, стены где нибудь в школе или в садике расписать, стенды какие нибудь, опять же в колхозе где нибудь пионерскую или ленинскую комнату оформить... Сейчас нигде никому ничего не надо, да и денег нет, да иколхозов подчти не осталось...
Анатолий В
Владимир Дмитриев: "Откуда средняя зарплата 30 000 р.?"
Очевидно, из Росстата!
Пчелы не могут быть против меда!
Михаил Алексеев
Не о том думаем. Почему человек физического или умственного труда, создающий материальные блага получает в разы (или в сотни раз) меньше шутов и клоунов, что поют тройку одних и тех же песен или одинаковые рожи на сцене корчат?
Технический ОТДЕЛ
30 000рублей это средняя зарплата в московском регионе. В Волгограде ВЕДУЩИЙ ИНЖЕНЕР получает 15 000 рублей . ВПИ (филиал) ВолгГТУ
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
нельзя сравнивать напрямую,хотя некоторые позиции очень впечатлили.Главное в ссср была гарантирована возможность жзить учиться,работать и отдыхать.Чем больше зарабатывал тем лучше ел спал....Любой желающий ,если не нравится еда или жильё мог сам вырастить ,сам построить.Или поехать на север и заработать....Главное это выбор,который каждый делал сам и не боялся.Любой мог пробовать.Давай попробуй сегодня сорваться с места и поехать в другой горолд.Без работы,без жилья....И на... ты никому не нужен.
Александр Шитов
Только официально в России находят работу 12 000 000 приезжих из бывших республик СССР. Их всё устраивает... Может наши ищут более выгодную и менее трудную работу?
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Напаример в таджикистане росийская зарплата в 15тыс считается очень хорошей,у нас это меньше прожиточного минимума если вычесть ЖКХ.Я уже не говорю про случай если это мама с ребёнком.Приезжие живут впятером в одной комнате,питаются дошираками...К тому же работодателю выгоднее нанимать приезжего потому ,что он ,по сути,бесправен.Например можно принять на работу одного дворника,а оформить троих.Оджин будет обрабатывать тех двоих и молчать.
Александр Шитов
Не знаю как там в Таджикистане, не бывал. А вот какие дома- дворцы строят гастарбайтеры у себя на Родине в Молдавии, приехав из России с заработков видел... Зависть вот главный бич лентяя. При СССР это проходило, свою пайку имел каждый, не больше не меньше. Сейчас нет.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Не знаю,я в молдавии небыл....А вот с таджиками сталкивался часто,прошедшим летом они дом строили в 100 метрах от меня.Я поначалу дивился,а потом узнал что это дом на продажу.Вот кто то горя хапнет.
Про лентяев разговора нет.Они всегда были.Да,при ссср им было немного легче,но не очень то.Таких нигде не любили.в любой бригаде лентяй был изгоем и его,при первой же возможности ,старались уволить или перевести в другое место.
Александр Шитов
Вот мы и добрались до СУТИ... Хороший работник, как правило им и оставался до пенсии. Куда же девали нерадивых..? Их уволить было НЕЛЬЗЯ(!!!)Перевоспитать почти НЕВОЗМОЖНО(!!!) Вот и двигали их по партийной или общественной линиям. В итоги эти счастливчики становились ЭЛИТОЙ(!!!) общества. А часто и ПРАВЯЩЕЙ(!!!)Что и привело страну СССР-ерию к КРАХУ(!!!)Страну, которую СОЗДАВАЛИ(!!!) наши с вами ПРЕДКИ(!!!) на протяжении столетий своей КРОВЬЮ(!!!) и ПОТОМ(!!!)
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Нерадивых работников было не много.И их никуда не двигали.Это карьеристы.типа путина,матвиеко.... лезли по карьерной лестнице вверх и при первой же возможности предали и страну, и народ.Чести и совести у них никогда небыло,одни комплексы и жадность.Вот тут соглашусь именно они и становились правящей элитой.Но сами они не смогли бы.К краху страны привела организация,хорошо оршанизованная,законспирированная и управляемая из за бугра.Тут надо вспормнить андропова,который начал слом "социалистической" системы.Ведь это он создал организацию развалившую страну.По его инициативе при ЦК была создана комиссия про реформированию (читай слому) советской экономики.И ведь что удивительно в этой комиссии был будущий прихватизатор чубайс.А руколводил комиссией будущий генсек и первый (а так же послоедний) президент СССР горбачёв.Тут можно много писать фактов масса ,но замечу только,что именено в момент создания этой комиссии,1983г в питере работал некто путин и некто калугин.Вроде бы ничем не связанные факты,просто совпадение,но судя по последствиям так не скажешь.Не верю я в такие совпадения.
Вячеслав Владимирович 
Ваш комментарий короткий и самый содержательный!!! Главное-это когда ты нужен, когда ты уверен в том, что завтра наступит не хуже чем сегодня. Твои дети могут учиться там где могут и хотят учиться, а потом получат работу и могут расти. Ты дождешься пенсии и сможешь на нее жить, а не участвовать в шоу за выживание. И ведь правда хватит поносить СССР. Мои дед с бабушкой сказали в конце 60-х начале 70-х, что они только начали хорошо жить. Все необходимое было, жилье получили, детей 6 человек подняли. Дед после войны прошел чистку и жил свободно, ни кто его за почти 3 года плена не репрессировал, бабушка поволжская немка 4 года трудармии (кто слышал, тот поймет, что это такое. Моё детство и студенчество были самыми лучшими годами, а после 92 года началась гонка на выживание. Готов променять изобилие нынешнего г--на на уверенность в нормальной жизни следующих поколений.
Viktor Rudjak 
Про зарплату 15000 это правда, в средней азии, я месяц назад вернулся из Ташкента, где работал 4 месяца, там это средняя зарплата. А вот про то, что это выгодно работодателям - ложь. Мы в Новосибирске вынуждены были на неквалифицированные работы брать киргизов. Платили им те же деньги, что и местным. 1500 за двенадцати часовую смену. На эту работу местные не идут
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Это где же смены по 12 часов?Может вы лукавите?Нужны были временные работники ,без оформления?
Идиот
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Неверный вывод. Двигали пидаров наверх не потому, что те плохо работали внизу, а потому, что именно таких - пидаров - искали с и за лупой пидары из ЦК КПСС, чтобы отпердолить всех остальных и себацав СШАшку есть гуся подальше от места его кражи. Идет это с мамаева нашествия, которое представлял некое чмо, представляющийся якобы царем романовым. Когда эту блядь дырявую сникули с насранного мест в ограбленной стране, подельники запетушились, чтобы вернуть общак - сперва 41-45-м годом, а потом диверсией СССР изнутри - далее по тексту про пидаров и педрил ага и 93й год.
Георгий Ситнянский
Не помню, как в более ранние времена, а в последние годы перед "перестройкой" уверенности в будущем не было - то и дело слышались намёки, иной раз весьма прозрачные, что "застойному" социализму с более-менее человеческим лицом скоро кранты и опять начнётся сталинщина...
Абдулла Ургенишбаев 
В советском союзе жить былдо хорошо как говорил балбес в фильме Операция Ь! а хорошо жить ещё лучше В каждом времени жизни были свои плюсы свои минусы мне кажется в СССР было больше плюсов это моё мнение Бизнес есть бизнес.
tehsdm Овсянников
Вывод простой: пейте люди водку! А о последствиях думайте сами!
Алексей Клюкин
про качество продукции забыли написать для сравнения
Вячеслав Гуков
Какое качество, о чём речь? Россия держится На всём Советском! Где новое производство, новые предприятия? О взаимозаменяемости только трещат.
Сейткасым Муслимов
Почему про одежды, бытовую технику, автомобилей не написали. Тут как раз обратная картина получится. А про дефицит. В СССР человечности было больше, а в остальном только минусы.
Королев Кирилл
Про человечность в СССР надо еще подумать о каком времени идет речь. В довоенные и послевоенные годы на селе вообще не было зарплат.
Михаил Никишин 
Они и сейчас не во всех селах есть ;-)
Да, и каторжный труд тогда был только у зэков, а сейчас - это распространённая практика "эффективных" менеджеров
Руслан Стяжкин 
за двойную цену все продавалось в магазинах кооператор еще в до горбачева,,,бытовая техника на тот момент везде стоила дороже и за границей с руками отрывали наши часы радиоприемники фотоаппараты и,т,д так наши туристы делали себе валюту и после покупали джинсы и жевачку...
Viktor Shlyapnikov 
А кто нибудь считал сколько стоит уверенность в завтрашнем дне*
Александр Стефанец
Не знаю как в целом по стране, (а я тогда жил и учился в БССР, после службы там-же и работал, только незадолго до начала "перестройки", где-то в 84-м, уехал в Омск) особого дефицита не замечал. Всё было! Было в дефиците немногое, это наверное авто, тяжёлые мотоциклы (такие как "Минск" стояли свободно), хорошая мебель, ну и наверно модные "шмотки". Хотя модники находили выход с помощью пошивочных ателье.
Георгий Ситнянский
Ну, положим, каторжным был труд не только зэков, и не только при Сталине. А пенсии колхозникам только при Брежневе стали платить.
Александр Шитов
Воспоминания из детства... В далёком 1971г. , летом мы всей семьёй, на только что купленном "Запорожце", едем на Родину моих Предков в Рязанскую область. Едем по Атласу автомобильных дорог СССР. Купить его было не просто, это было одно из первых изданий. Отцу как то удалось его достать. Дороги обозначенные красным цветом- асфальт республиканского значения. Ехали несколько дней, проехали Молдавию, всю Украину (заезжали на обратной дороге, отвозили младшую двоюродную сестру в Николаев). Вокруг ухоженные недавно построенные дома выбеленные, под шифером, встречались и под оцинкованным металлом. Газовые трубы по всем сёлам, к каждому дому. И вот на дороге обозначение "РСФСР"... Дорога как раз за этой табличкой кончается. Т.е. дорога есть, грунт, как в поле. Асфальта нет... Отец с удивлением, дорога на карте красным цветом, как и раньше в Молдавии и на Украине, а асфальта нет. Т.е. вообще и не было. Деревни своим видом показывают на порядок меньший уровень жизни людей. Кругом серость, не обустроенность. Первая мысль, что люди такие... Когда до Москвы оставалось 300 км. в одну из таких деревень въехали, и только тогда бросилось в глаза... Нет электричества совсем, даже столбы не стоят. Дома под соломой. Газа люди не знали даже в городах, не то что в деревнях. Это 1971- вторая половина 20 века... Ещё тогда, мне малолетнему пацану стало не по себе, запомнил на всю жизнь. Как же так, республики СССР вокруг себя "сплотила Великая Русь...", а сама такая убогая. На днях, в передаче Соловьёва услышал от режиссёра Шахназарова: -Вот жили бы сейчас в СССР, строили дороги в Казахстане, заводы и фабрики в прибалтийских республиках, а так всё это строим в России. Может всё правильно, отстроим Россию- Матушку, и остальные подтянутся...
Владимир Вильский 
Правильно Считать надо через курс золота! Золото эквивалент денег!Банкноты 10 советских рублей и 100 рублей обеспечивались золотом!!! За границей только эти купюры менялись на валюту. Кстати в России пенсионер с пенсией 12000рублей выиграл суди получает 75 000 рублей. Советский стаж -главное условие для этого. Жаль в нашей стране нет прицидентов в суде как в США. Евреи уеховшие в Израиль тоже получают такую пенсию.
Олег Григорьян
Подход в корне неверный, так как раньше не было такой пропасти между получаемыми суммами среди работающих. Сегодня реальная з/п большинства людей не более 20 000 руб. Для получения представленной средней з/п в 30 000 нужно взять max по СМИ з/п Миллера в 50 млн.руб. и посмотреть, сколько раз в ней уложится по 30 тыс., что охватывает примерно 1 667 человек. При социализме будут участвовать з/п министра(примерно 450 руб.) и з/п низкооплачиваемого(примерно 60 руб.), т.е. в расчёт вовлекается всего почти 8 человек. Выводы Ваши.
Valerij Grig
Самое интересное, что в современной России на те же деньги, что и Советском Союзе,
можно приобрести товаров и услуг в 1,5 - 14,0 раз МЕНЬШЕ!!!)
Зато водки можно купить в 2 раза БОЛЬШЕ!!!))
Также - неплохие показатели по вину и сигаретам (только в 1,06 - 1,2 раза они дороже).
СЛАВА КАПИТАЛИЗМУ!
Игорь Ноздрин 
А если учесть бесплатные: образование, медицина, квартиры..... Но есть сейчас и положительные стороны: нет никакого дефицита, хочешь авто или дачу, или ....Но это вой, и ТОЛЬКО МОЙ, взгляд на этот вопрос.
Игорь Ноздрин 
И не говорите. И каждый из нас станет членом ФРС России.
Султанов СМ 
Сейчас мясо в магазине стоит порядка 300-450рублей за 1 кг, сделай его за 100рублей-вот тебе и очередь.В СССР в магазине мясо 1кг стоило в среднем от 1р.50 копеек до 2-х рублей, а на базаре от 3-х до 5рублей.Вывод:Очередь в магазине.Так что как такового дефицита не было-на рынках можно купить что хошь.
Идиот
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Автор не сравнил сколько можно было купить за ту и эту стипендию ВУЗа и сколько квартир можно было получить за ту и купить за эту, а также качество, а не количество, покупаемого сейчас говна и мусора, расфасованного в паке из-под продуктов со сроком годности от 5 лет до "вечно" и сколько продуктов тогда со сроком реализации то 6 до 12 часов. А также не сравнил сколько крала ОПГ КПСС тогда и она же с назвнием ЕР+1500 парт-говно-филиалов сейчас. А так статья в итоге сводится к анализу объема производства минус объем воровства - всё остальное - интеллектуальный изврат.
Сергей Давиденко 
Согласен. Иначе откуда у Миши "с пятнышком" Форос.
Алексей Самойленко 
А сейчас хлеб и привозить-то не надо. Некому... Нет уже почти села. И чем сегодняшние сотни тв-каналов лучше тех двух?! "Хлеба и зрелищ" - сколько сгинуло, живших под этим лозунгом...
Владимир Сычёв 
Вы правы. Село вымирает огромными темпами. Это я вижу своими глазами каждый день. насчёт каналов тоже правы. 200-300 каналов, а смотреть то и нечего. В основном все те же 2 канала. Только и на них бесконечные ток шоу бог знает про что, реклама и редко когда хороший фильм, испохабленный рекламой, через каждые 5 минут.
Александр Шитов
Сычёв не заморачивайся с каналами.., смотри "КУЛЬТУРУ". Меньше сиди на негативе из НЕТА. Выйди на улицу, раскрой глаза. Посмотри на количество детей вокруг, которое и определяет уровень жизни населения. Не беспризорных, заметь, а одетых как в сказках и откормленных с розовыми щёчками. В моё детство родительские комитеты собирали помощь НЕИМУЩИМ. Посмотри на коляски для деток, они выглядят не хуже современных авто. У нас в гарнизоне был один военторг на 9000 населения. Сейчас трудно сосчитать сколько магазинов в современных чудо- домах. Моя хрущёба, как гнойный нарыв среди современных домов. Всё ждём реновации. Чем мы хуже москвичей?
Владимир Сычёв 
Судя по тому что вы мне, незнакомому вам человеку, тычете, вы высокообразованный человек. Случайно не прапорщик? Я часто бываю на улице и без вашей подсказки вижу что происходит вокруг. Где мне сидеть больше, где меньше не вам решать. В отличие от вас сказочника, я имею доступ к информации о рождаемости и смертности, и кто, где и сколько рожает. "Сейчас трудно сосчитать сколько магазинов в современных чудо- домах." А для вас это как трудно сосчитать - раз, два, три, а дальше много? В ваше детство сколько было неимущих семей, и кто были эти семьи? А сколько их сейчас? Моя мать была председателем женсовета, я знал кто эти семьи. Вы хоть имеете представление сколько сейчас людей не неимущих, а живущих за чертой бедности? А чудо дома это где? Дети в Кемеровской области в школах падают в голодные обмороки от переизбытка радости современной жизнью? У нас страна стала малоимущей, за исключением нескольких сотен семей. Хотя чиновники, торгаши давно уже не граждане нашей страны по духу.
Александр Шитов
И... "Остапа понесло!". "Меньше читайте советские газеты.., так ведь других нет. Так вот не читайте вообще".- это классика. А теперь от себя: "Меньше знаешь- крепче спишь" "Вы такие счастливые в ссср, потому, что не знаете как плохо живёте"(опять не моё). Вот теперь это точно моё: Володя, береги здоровье, думай о хорошем!
Александр Шитов
Да и со званием ты здорово ошибся... "Так что вы болтун или школяр, наслушавшийся баек деятелей типа Солженицина и ему подобных."- тут твоё вы несколько не скрасило оскорбление незнакомого вам человека.
Владимир Сычёв 
Александр, вы не поверите, но о своё здоровье я берегу. Сейчас дешевле всего быть здоровым, а мне в моём возрасте это необходимо. Вообще то я не говорил что я был безмерно счастлив во времена СССР. Человеку свойственно быть всегда чем то недовольным. Я просто за честную и достоверную констатацию фактов.
Александр Шитов
Воспоминания из детства... В далёком 1971г. , летом мы всей семьёй, на только что купленном "Запорожце", едем на Родину моих Предков в Рязанскую область. Едем по Атласу автомобильных дорог СССР. Купить его было не просто, это было одно из первых изданий. Отцу как то удалось его достать. Дороги обозначенные красным цветом- асфальт республиканского значения. Ехали несколько дней, проехали Молдавию, всю Украину (заезжали на обратной дороге, отвозили младшую двоюродную сестру в Николаев). Вокруг ухоженные недавно построенные дома выбеленные, под шифером, встречались и под оцинкованным металлом. Газовые трубы по всем сёлам, к каждому дому. И вот на дороге обозначение "РСФСР"... Дорога как раз за этой табличкой кончается. Т.е. дорога есть, грунт, как в поле. Асфальта нет... Отец с удивлением, дорога на карте красным цветом, как и раньше в Молдавии и на Украине, а асфальта нет. Т.е. вообще и не было. Деревни своим видом показывают на порядок меньший уровень жизни людей. Кругом серость, не обустроенность. Первая мысль, что люди такие... Когда до Москвы оставалось 300 км. в одну из таких деревень въехали, и только тогда бросилось в глаза... Нет электричества совсем, даже столбы не стоят. Дома под соломой. Газа люди не знали даже в городах, не то что в деревнях. Это 1971- вторая половина 20 века... Ещё тогда, мне малолетнему пацану стало не по себе, запомнил на всю жизнь. Как же так, республики СССР вокруг себя "сплотила Великая Русь...", а сама такая убогая. На днях, в передаче Соловьёва услышал от режиссёра Шахназарова: -Вот жили бы сейчас в СССР, строили дороги в Казахстане, заводы и фабрики в прибалтийских республиках, а так всё это строим в России. Может всё правильно, отстроим Россию- Матушку, и остальные подтянутся...
Валера Ратников
Когда ЗП была 120 р, у меня был велик "Орлёнок" когда сломал переднюю вилку, спортивный, такой с кривым рулём и передачами. Отец в гор-топе работал грузчиком, мать секретарём начальника. Мороженное сыр, колбаса, были самые лучшие в мире, не то что сейчас.
Arthur Avanesyan
– Бабушка, а Ленин был хороший?

– Хороший, внучек, хороший.

– Бабушка, а Сталин был плохой?

– Плохой, внучек, плохой.

– Бабушка, а Хрущев какой?

– Когда умрет, тогда и узнаем.
вася
заходит с похмелья мужик в гастроном !!!!и кассе дыша перегарам продацу -три шейсят две !!!! он а ему вам в какой отдел ,с усмешкой !!!! он со злости в кондитеэрский!!! бля
Владимир Седышев 
Лучше делать выводы из сравнения доступных услуг до и после. Если нет "заначки" и доживёшь до нищенской пенсии (у большинства), то будут недоступны (дорого) лекарства (по числу аптек и рекламы - все больные), оплата учёбы детей и внуков, поездки, кружки и спортсекции, услуги ЖКХ и т.д. Сейчас от продуктов (отрава) ломятся ларьки (бедных покупателей много) и машин в избытке (пока есть работа и дают "невозвратный" кредит).
Василий Иванов
Что гадать арифметика простая. 120 рублей, 98 коп доллар, =122, 45 доллара была зарплата, которая по нынешнему курсу 66,15 = 8 099.(9)российских рублей. Так, что все, кто получает больше пусть в тряпочку помалкивают, а кто не получает пусть работу поищет. Одним словом не торгуйтесь Жора, а ищите деньги как говорят в Одессе. А деньги сегодня заработать значительно проще. Можешь тысячу профессий поменять и сотню тысяч организаций, зарабатывать деньги в интернете, да где угодно. Самое главное определись, что тебе надо. А хнаыкать, искать вчерашние плюсы не добрый удел. Найдешь и, что? Назад в социализм? Так этого уже не будет. Материально-техническая база социализма, созданная тремя поколениями наших предков, разворована , а остатки уничтожены, что бы не создавали конкурентноспособный продукт великим валом. Водки стало больше? А Вы пробовали то, что продается в бутылках с таким названием? Это, что угодно, но не водка. Не верите купите Абсолют в Глобусе и в любом магазине Швеции и устройте дегустацию. Много , чего не так творится в нынешней жизни , но совок не вернуть. Нет идейных, принципиальных, добрые если есть то нуждаются в заботе. Нужно думать как дальше жить.
Идиот
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Афтар статьи просто тупой мудак.
Александр Шитов
Ясно сейчас живём на много хуже.., в СССР в любой республике через дорогу ходили в любом месте. Сейчас в России столько машин, что по переходу не пройдёшь. "ЗавМаг, обувной отдел.., как простой инженер. Чёрный верх белый низ есть..? Есть! На продавца пелюём. Все ходим скучные, недовольные." Нет радости в жизни. Помню в конце семидесятых, будучи в Москве проездом на Камчатку, за какие то 220 советских рублей, у фарцы в ГУМе первые свои джинсы "1WELIS" выпросил.И милиция при этом не задержала... Совсем голодным следующий месяц не был, а радости на несколько месяцев вперёд. На камчатке джинсы стоили 350-380р. если найдёшь... Цветной ТВ в магазине 750р. Из под прилавка 800-850р. И то, если продавец свой человек. Новый А.м. "Жигули"- 6000р. На рынке подержанный 9000р. С мебелью та же картина. В магазинах, сначала занимаешь очередь, затем спрашиваешь: "Зачем стоим?" Очереди нет, можно в магазин не заходить, нет товара, пустые прилавки. К москвичам это не относится, только мой город юности, каждый день отправлял в столицу за 1500км. вагон мясных деликатесов.
Султанов СМ 
Если у тебя думки про джинсы и машины, значит голодным Ты не ходил, да об жилье не думал!Люди сегодня думают, как оплатит коммунальные, как выучить детей, как поправить здоровье, как бы работу не потерять.А у тебя только тряпки на уме, да и кастрюли на колесах!
Александр Шитов
Работать надо.., всё сейчас можно ЗАРАБОТАТЬ. А в СССР всё было ПО БЛАТУ и ИЗ ПОД ПРИЛАВКА. Деньги хоть мало но были, потому, что купить было НЕЧЕГО. Коммуналки в СССР вас устраивали, мне жалко ваших детей, если желаете им участи бедного но гордого советского человека, одурманенного мыслью, что он "Работает и ест".
Николай Воеводин
александр. Вроде ты и прав. Однако одной из основных задач Власти является такая организация жизни, чтобы бедных и нищих было минимальное количество
Viktor Rudjak 
Интересно, а где после 1970 года вы видели коммуналки?
Александр Шитов
Переехав с Камчатки в Калининград , совершенно легально с пропиской, около двух лет жили в двух комнатной государственной квартире на две семьи... Квартира 47,2 кв. м. на две семьи- шесть человек. Было это с 1981 по 1983 годы. Называлось это проживание "с подселением". Хрен редьки не слаще. Таких квартир в нашем районе был не один десяток.
Николай Воеводин
Подсчёт неверен в принципе. Надо сравнивать через эквивалент ВРЕМЕНИ. То есть, сколько времени тратил гражданин СССР на то, чтобы заработать на булку хлеба, кооперативную квартиру, автомобиль и т.д
Николай Зарубин 
Подсчет неверен- в 1974 зарплата в 120р, это зарплата не квалифицированного рабочего (мой отец и мама рабочие ж.д путей получали до 150р).
В 1980 моя зарплата техника -220р
Виктор З 
Дежурным электриком по 5 разряду я получал 320-350 р на металлургическом комбинате
Viktor Rudjak 
Мне тоже непонятно, откуда берутся цифры 120 руб. Я после института в 1979 году пришел на завод сменным мастером. Месячная зарплата составляла 230 руб грязными. Зарплату 120 руб.получали на заводе только неквалифицированные рабочие (грузчики, съемщики с линий). Рабочий 3 разряда получал 150-180 руб.(сдельщики). Четвертого - до 350 руб, более высокие разряды получали 450-600 руб. Мои стекловары получали от 200 до 350 руб (повременщики в зависимости от разряда от4 до 6).
Юрий Захаров 
А сколько может купить молока российский пенсионер на среднюю пенсию в 15 косарей, и на что брать остальное!?
Дмитрий Федоров 
Сейчас можно отдохнуть где угодно и когда угодно купить также главное быть кредитоспособным
Александр Малышев
Сравните стоимость и качество стиральной машины,пылесоса,микроволновки,компьютера,за которым все сидят и выражают свои мысли,автомобиля,поездки за границу(В Турцию),итальянскую обувь,джинсы,Стоимость стройматериалов (и возможность все это купить).Если сравнение будет в пользу СССР милости прошу на ПМЖ в Северную Корею.Счастливо.И по поводу уверенности в завтрашнем дне:Есть, есть уверенность ,что в сельском магазине хлеб обязательно привезут раз в неделю,обязательно.Две программы ТВ будут всегда.
Владимир Сычёв 
Представь себе сравнить могу, так как сам их ремонтирую после увольнения в запас. насчёт стоимости стройматериалов и возможности их купить, тоже не надо чушь говорить. Хлеб в магазин возили 2 раза в день, кроме того практически в каждом колхозе была пекарня. Где пекли практически домашний хлеб. Что бабульки скупали по 20 булок хлеба в магазине правда, кормили свиней. Так что не надо мне рассказывать про уверенность в завтрашнем дне в те времена, похоже вы о них знаете только по наслышке.
Александр Шитов
Вспоминаю свою бабушку в маленьком городке Рязаньщины. На её столе чёрствый хлеб и варёная картошка летом с огурцами со своего огорода. За счастье Хамса \она называла НА РУБЛЬ СТО ГОЛОВОК\. Пенсия колхозная в конце шестидесятых 14 \четырнадцать\ рублей. Себя бы прокормить какие там свиньи...
Александр Шитов
Очень похоже что вы в СССР не жили... Квартиру я получил в 1983... Аж 47.8 кв. м. на четверых . Полы в комнатах стягивал сам. В домоуправлении выбил пару половых досок БУ толще чем надо.,. В прихожей и кухне были настелены древесные плиты ДСП и квадратики линолиума ПХВ. Года через два этот слоёный пирог начал проваливаться. Так вот доски на пол пришлось купить у бывшего ЗЕКА- сержанта строителя за 1000 рублей. Купить легально было просто НЕГДЕ. На соседней стройке РАЗЖИЛСЯ радиатором для наращивания что бы дети не мёрзли. Грелись у электро плиты и трамвайного эл. обогревателя. Топить нормально стали лет десять- двенадцать назад. Лет пять как из крана пошла светлая питьевая вода не ржавая... Причём Солженицина припекли НЕ ПОНЯЛ... Я вырос и прожил самые лучшие в смысле ВОЗРАСТА годы в ссср.
Александр Шитов
Вспоминаю свою бабушку в маленьком городке Рязаньщины. На её столе чёрствый хлеб и варёная картошка летом с огурцами со своего огорода. За счастье Хамса \она называла НА РУБЛЬ СТО ГОЛОВОК\. Пенсия колхозная в конце шестидесятых 14 \четырнадцать\ рублей. Себя бы прокормить какие там свиньи...
Александр Шитов
У нас в области в 2018 г. из- за чумы свиней уничтожили половину поголовья свиней. Только в одном хозяйстве 138 000 голов. Мы с женой с опаской ждали, когда свинина начнёт дорожать и пропадать с прилавков... Не дождались(!!!) Даже "обидно" стало. Вчера по местному показали современный свиноводческий комплекс... В советской больнице было на порядок грязнее. Про советские вонючие сараи для выращивания скота я лучше промолчу. А кто жил в квартале от советского мясокомбината или по направлению ветра от оного..? Я жил рядом с меховым комбинатом. Мехов в магазинах не наблюдалось, но ЗАПАХ помню и теперь. А вы- "счастливчики" забыли это АМБРЕ..? Так вот свиное поголовье за не полных пол года полностью восстановили. Когда и при каком правители в ссср могло такое быть. Помню в детстве хлебные очереди за вонючим хлебом из- за некачественных дрожжей и кукурузной муки добавки в хлеб.
Александр Шитов
А ещё бабушка рассказывала, как они вырубали в саду плодовые деревья и кустарники... За эту "роскошь" надо было платить не малый НАЛОГ... Да были и "избранные" в ссср. Моя свояченица жила в городе- почтовом ящике... Снабжение у них было как в Москве. Туда пускали только родственников первой линии (отца, мать, брата, сестру). В этом небольшом городе- СЧАСТЬЯ были широкие проспекты, несколько музыкальных школ, а так же школ искусств и прочих бассейнов с саунами... В нём жили около 70 000 НЕБОЖИТЕЛЕЙ. Возможно и вы из ИЗБРАННЫХ.
Владимир Сычёв 
Александр, если вы это адресовали мне, так я родился в 1956 г. в одном из сёл Ставропольского края, где за малым исключением живу и сейчас. Мать вырастила меня одна. Родители разошлись когда мне было 9 месяцев. Мать учитель начальных классов. Дед и бабка были тогда уже пенсионеры, пенсия 12р. Мать получала 86 р. Первое моё образование Георгиевский техникум, факультет электрификация с/х. Сам поступил, сам учился. Практически вся молодость прошла при СССР. И без всякого сожаления скажу, это были самые лучшие годы моей жизни и не только в плане молодости. Просто я всегда имел цель в жизни и шёл к ней. Всё время работал, а не ждал манны небесной. И не заглядывал в стакан. Я никогда не говорил и не говорю, что времена СССР были идеальными, но такого что творится сейчас, невозможно было себе даже представить. Чтобы можно было сравнивать две эпохи, нужно было в них пожить, а делать выводы на основании чьих то рассказов по крайней мере некорректно. Я не знаю кто вы и от куда, но у меня жена из рязанской области, родилась в посёлке. Её родители живут там до настоящего времени. Что то я не видел у них на столе только картошку с огурцами, а они простые работяги. Так же они держали подсобное хозяйство. Солженицина я упомянул лишь в том плане, что он является одним из главных лжецов и очернителей СССР. У вас может сложиться мнение что я партийная номенклатура. Смею вас разочаровать. Ни когда, именно по идейным соображениям, я не был ни в одной партии. Вообще партию любую считаю вредным явлением, не несущего ни чего прогрессивного. В любой партии, партийные интересы, всегда выше интересов государства, а это вредно. Я ни в коем разе не хочу оскорбить вас и память вашей бабушки, но мы разные с вами. первое, что бросилось мне в глаза, когда приехал за женой это пьянство и отсутствие заботы о завтрашнем дне. Мы не ждали милости от властей, мы работали, обустраивали свою жизнь. Мне в наследство от деда досталась "хата" с земляным полом и без чердака. Я её сам обустроил. Настелил деревянные полы, сделал чердак, сварил водяное отопление. Уютный получился домик. Так же всегда занимались и занимаемся подсобным хозяйством. Зарплаты у нас были ниже, чем в центральной полосе России. По крайней мере я главный энергетик колхоза получал 145р. рабочий на заводе до 600. Сколько раз был в отпуске у родителей жены всегда видел пьянство. По поводу стройматериалов. Финский домик стоил 900 р.( это комплект столярки) и не был дефицитом из дефицитов. Так же колхозы и предприятия строили жильё для своих работников. Много мы строили сами. Собрался товарищ жениться, пришли, наделали самана, залили фундамент, покушали и разошлись, наёмные строители делали остальное. Помогали друг другу. В магазинах тоже было не шаром покати. Но как то обходились своим, домашним. Так что огульно хаять СССР не стоит, нужно ко всему давать взвешенную оценку. На счёт поездок путешествовать. Я в Астрахани садился на теплоход и за 25 р. доплывал до Москвы. Практически за такие деньги летал к брату в Сыктывкар. Раньше говорили, мы смотрим на мир глазами Сенкевича, сейчас на мир основная масса россиян смотрит глазами орла и решки. Вроде бы мир открыт, да вот только что бы на него посмотреть, нужно быть или работником банка, чиновником, или влезть в кредитную кабалу. Самое главное что в СССР у народа была уверенность в завтрашнем дне. Когда я вышел на пенсию в 2001 г., мой товарищ, директор райводоканала, часто говорил у тебя уже твоё ни кто не отнимет, а я каждый день еду на работу и думаю прийдёт приказ о сокращении или нет, знаешь как это выматывает. Тогда рубили всё под корень. Уничтожали целые организации. То что горят сейчас дома это последствия политики "демократов", а не наследие СССР. На тему СССР можно говорить бесконечно, притом и сторонники и противники будут находить аргументы и за и против. Лично я не хочу возврата в СССР. Я за построение социализма в России, хотя бы по Шведскому типу, но без всех бывших братских республик, иначе опять РФ будет дойной коровой, а лет через 30-40 опять обвинят в оккупации и начнут гадить.
Александр Шитов
Владимир, знаешь чем оптимист отличается от пессимиста... Так вот, что я тебе отвечу на твой на сколько длинный, на столько и не понятный комментарий. Я как тогда, так и сейчас считаю себя счастливым человеком... На чужое не заглядываюсь, людей не осуждаю (или стараюсь этого не делать). С некоторых пор понял простую истину: МНОГО ДЕНЕГ НЕ БЫВАЕТ, СЧАСТЛИВ ТОТ КОМУ ХВАТАЕТ. Россия страна крайностей, не можем мы жить в средине процесса. То нас закрыли занавесом "мама не горюй",и мы (не выездные)считали себя самыми счастливыми. То раскрыли так, что все проходимцы мира хлынули потоком. Теперь мы пожинаем плоды этой открытости. Но в одном мы с тобой схожи, обратно в ссср не хотим. Да и "Шведского типа" не жди или поезжай за ним в Швецию. Мы Россия, страна Православия, страна защитница обиженных страждущих, кормящая голодных. Нам с тобой посчастливилось родиться в стране, которой нет подобных... И путь у нас свой собственный, думаю что не просто трудный, а ещё и единственный во всех отношениях.
Александр Шитов
"Солженицина я упомянул лишь в том плане, что он является одним из главных лжецов и очернителей СССР."......... На правах ровесника, мой тебе совет из библии (по моему): -не суди ,да не судим будешь. Может ты прожил такую жизнь как он, может ты замерзал, проливал кровь,на войне? Может знаешь не по наслышке, что такое ГУЛ-аг..? Уверен, человек, прошедший подобное горнило жизни, будет честен перед своей совестью. Иначе зачем это всё..? И то правда, что он, как и все мы смертные ошибался в чём то. Наверняка...
Владимир Сычёв 
Александр, для начала поинтересуйтесь где этот воин света проливал кровь и за что попал в тюрьму. Что такое война я знаю не понаслышке. Ветеран боевых действий. На счёт изречения "-не суди ,да не судим будешь" поинтересуйтесь от куда оно пошло. Совесть она тоже у всех разная. Может он и честен перед своей совестью, но это его совесть. По поводу ошибок. Да мы смертные все, но только наши ошибки, по крайней мере мои, в отличии от его ошибок, вреда стране не принесли. Правда под давлением фактов он в конце жизни признался, что его писанина всего лишь литературное произведение, а не документальное. Вы почитайте того же Шаламова, его отзывы о Солженицыне.
Александр Шитов
Похоже ты его душеприказчик... Был у его смертного одра... Или всё же где то что то слышал, что то у кого то прочитал. Господи!!! Дай людям разум и раскрой глаза. От себя добавлю, делай выводы из своей собственной жизни, из увиденного, из прожитого. из пережитого. На заборе много чего пишут. Бумага тоже всё стерпит. Прощай.., если жизнь не воспитала терпимости, трезвости ума, рассудительности. Живи долго!
Владимир Сычёв 
Про собственный путь согласен. он должен быть только нашим. Без оглядки на других. И скажу больше. СССР это была страна, которую не поняли даже собственные граждане. Мы ещё не скоро осознаем что Союз был единственным в мире социальным государством. Да коряво, да с перегибами и недогибами, но всё это делали конкретные люди. Я говорю об СССР как об идее. А её одни не поняли, другие умышленно её опошлили.
Владимир Сычёв 
Я не буду вас в чем то убеждать. Просто познакомлю вас с некоторыми фактами. Вы восторгаетесь что за полгода востановили поголовье свиней. Пишите про вонючие коровники. Я работал на этих комплексах. Сейчас держу подсобное хозяйство. Применяю простейшие способы ухаживания за животными и запаха нет. Но речь о другом. Да сейчас свинья растёт полгода до 120 кГ. веса, а вы знаете благодаря чему это происходит. КРС растёт до товарного вида 450 кГ живого веса, 2,5-3 года. Поросёнок 11 - 12 месяцев. Долго, но это настоящее мясо. И другого варианта нет. Я знаю состав кормов применяемых современными производителями. сам делаю комбикорм по ихней рецептуре, только исключаю два компонента. Вы восторгаетесь что за полгода восстановили поголовье, а в СССР такого не было. Так и падежей таких масштабов не было. И это правда. Я не собираюсь вас в чём то убеждать. Нравится травить себя антибиотиками, пожалуйста. О вонючих сараях для скота. Я в 1990 году поступил на работу в откормочный совхоз. Так называемые вами сараи были оборудованы установками микроклимата и работали в автоматическом режиме, меня потому и пригласили туда на работу. Всё зависело от руководителя. Задумайтесь почему в самой богатой стране Европы Германии самый высокий процент онкологии. Мои родственники живущие там, говорят причина в том, что у них уже давно нет натуральных продуктов питания. По поводу АЧС. В соседний район приехали товарищи из стольного града, предложили продать свинокомплекс. Руководитель отказался. Чрез 2 недели АЧС. И это в нашем регионе не первый раз. Мясокомбинаты как фонили тогда, так и фонят сейчас, ни чего не поменялось. Да и не поменяется. Такое производство. И где вы видели вонючий хлеб? Где вы жили в детстве?
Владимир Сычёв 
Спасибо за пожелание. Действительно пора прекратить этот бесполезный разговор. И знаете, я с детства не читаю надписей на заборах.
Viktor Rudjak 
Дурак ты батенька, малолетка и поешь по антисоветской пропаганде. А пропаганда и жизнь это две разные вещи
Viktor Rudjak 
Генерал Власов тоже воевал и даже был награждён. Но ведь это не отменяет его предательства и висилицы, на которой эту мразь повесили. Солженицын был точно такой же мразью. Жаль, что не повесили
Георгий Ситнянский
У меня есть сведения о бывшей сельской учительнице с пенсией 9 (девять) рублей (конец 1960-х).
Russian Shark 
Каменщик 3 р получал 320 руб на строительстве жилдомов.
Александр Шитов
"...Рязанцы недоумевали, почему ни в магазинах, ни даже на колхозных рынках просто невозможно купить мясо, в то время как все союзные газеты трубят, что Рязанская область в прошлом году побила все рекорды по его заготовке." https://news.mail.ru/society/43431908/?frommail=10
Александр Шитов
Воспоминания из детства... В далёком 1971г. , летом мы всей семьёй, на только что купленном "Запорожце", едем на Родину моих Предков в Рязанскую область. Едем по Атласу автомобильных дорог СССР. Купить его было не просто, это было одно из первых изданий. Отцу как то удалось его достать. Дороги обозначенные красным цветом- асфальт республиканского значения. Ехали несколько дней, проехали Молдавию, всю Украину (заезжали на обратной дороге, отвозили младшую двоюродную сестру в Николаев). Вокруг ухоженные недавно построенные дома выбеленные, под шифером, встречались и под оцинкованным металлом. Газовые трубы по всем сёлам, к каждому дому. И вот на дороге обозначение "РСФСР"... Дорога как раз за этой табличкой кончается. Т.е. дорога есть, грунт, как в поле. Асфальта нет... Отец с удивлением, дорога на карте красным цветом, как и раньше в Молдавии и на Украине, а асфальта нет. Т.е. вообще и не было. Деревни своим видом показывают на порядок меньший уровень жизни людей. Кругом серость, не обустроенность. Первая мысль, что люди такие... Когда до Москвы оставалось 300 км. в одну из таких деревень въехали, и только тогда бросилось в глаза... Нет электричества совсем, даже столбы не стоят. Дома под соломой. Газа люди не знали даже в городах, не то что в деревнях. Это 1971- вторая половина 20 века... Ещё тогда, мне малолетнему пацану стало не по себе, запомнил на всю жизнь. Как же так, республики СССР вокруг себя "сплотила Великая Русь...", а сама такая убогая. На днях, в передаче Соловьёва услышал от режиссёра Шахназарова: -Вот жили бы сейчас в СССР, строили дороги в Казахстане, заводы и фабрики в прибалтийских республиках, а так всё это строим в России. Может всё правильно, отстроим Россию- Матушку, и остальные подтянутся...
Владимир Гуляев 
1972-1977гг. : "А еще, уже на первом курсе, нам начали платить стипендию – 54 рубля! Тем, кто сдал вступительные экзамены на 4 и 5. Появились свои, кровные, учением заработанные деньги! И выплачивалась она все 12 месяцев в году. Пересмотр о выплате стипендии был персональный после каждого семестра.
Помнится, билет до Москвы на самолете стоил – 48 рублей! А для студентов так вообще – 24.
Со второго курса учёба пошла бодрее: спецпредметы, курсовые, производственные практики. Калькуляторов тогда не было, не говоря о персональных компьютерах. Многие вычисления мы делали в уме (это одно из достижений Советского образования!) или быстро производили на листочке бумаги.
Самый доступный «калькулятор» – логарифмическая линейка. Очень интересное устройство и пользовались мы раньше им часто! Помнится, производили довольно-таки сложные вычисления: умножали, делили и возводили в разные степени, извлекали корни, находили логарифмы и выполняли всякие тригонометрические вычисления. А, вот как она работает, сейчас уже без инструкции сразу и не вспомнить.
А ещё был арифмометр «Феликс» - чудо вычислительной техники. Он очень пригодился нам при выполнении курсовых и дипломных работ, хотя его можно было взять только на какое-то время в бухгалтерии какого-нибудь предприятия. В техникуме их было несколько штук, может с десяток, не больше.
Потом некоторым учащимся за хорошую учёбу, уже на втором курсе, и мне в их числе, стали платить повышенную стипендию – 66 руб. 50 коп. Это были – Деньги!
После зимней сессии на неделю я решил слетать на Алтай деда с бабушкой проведать. Билеты Норильск-Красноярск-Барнаул на самолет, туда и обратно, обошлись по 27 рублей, от Барнаула до деревни деда (90 км) – 83 копейки на ПАЗике, гостинцы: бутылка водки деду (3 рубля 12 коп.), 3 булки настоящего ржаного хлеба (42 коп.), 3 банки сгущенки (62 коп. х3 =1 рубль 86коп.), 3кг красной рыбы (3рубля 90коп.). Ну и в остатке у меня осталось около рубля от одной месячной стипендии в 66 руб. 50 коп. Вот такая была поездка с Севера на Алтай на одну неделю. Сможет ли сегодняшний студент пошива 2018-2019 года повторить всё тоже на одну месячную стипендию? Однозначно – нет.
Производственные практики мы проходили 1-2 раза в год, по одному месяцу, и по-настоящему, на действующих норильских стройках: учились выполнять кирпичную кладку, укладывали бетон, штукатурили. Получалось не сразу, но старались. По окончании практики получали зарплату: рублей по 200 -250. Север! СССР! И это факт, что так и было.
Владимир Гуляев 
«Любой труд в советские времена был в почёте, а пролетарий пользовался не меньшим уважением, чем работник умственного труда. Быть рабочим в СССР было выгодно, престижно и даже перспективно.
Без рабочих - токарей, фрезеровщиков, сварщиков - советское производство не достигло бы таких высоких результатов. Именно на рабочем классе держалась промышленность Советского Союза.
В 80-е годы советская экономика по валовым показателям занимала второе место в мире, уступая только США. СССР входил в первую десятку стран мира с самым высоким уровнем жизни. При этом производительность труда в промышленности в СССР оставалась ниже, чем в США, в 2 раза. Доля Советского Союза в мировой промышленной продукции составляла 20%.» http://www.aif.by/social/chem_gordilsya_sssr_rabochiy_klass___vsegda_v_pochete
Заводы и фабрики работали, шахтёры «выдавали на гора» уголь, выпускались тысячами трактора и комбайны, КраЗы, ЗИЛы, БеЛАЗы и пр.
Пять 8-мичасовых рабочих дней в неделю, 24 дня полноценного ежегодного отпуска…
И зарплату платили! Вовремя.
«На заводах действовала сдельная система оплаты труда. Ведь опытный токарь, фрезеровщик работал в несколько раз быстрее, чем молодой специалист. Он мог выполнить две нормы, а значит, и заработать больше.
Так сколько же получал хороший специалист?
Валерий Григорьевич Чертков (бывший директор РУП «Могилевский завод транспортного машиностроения «Могилевтрансмаш», заслуженный работник промышленности РБ, президент Могилевской ассоциации промышленников и предпринимателей) вспоминает: его оклад как директора завода был равен 320 рублей. Рабочие – специалисты 6-7-го разряда тоже зарабатывали хорошо: до 300 рублей в месяц.
(Примечание: минимальная заработная плата в СССР с 1977 года равнялась 70 рублям в месяц (Постановление Совмина СССР от 24 декабря 1976 года)).
Также рабочие получали премии: месячную, квартальную, годовую, «прогрессивку». Предусматривалась и премия по итогам социалистического соревнования. Размер стандартной премии был установлен в диапазоне 20-40% оклада и зарплаты.
Поощрительные выплаты могли достигать и 100%. Но такие случаи были исключительными.
Кроме того, лучших рабочих поощряли бесплатными путевками в санатории, туристическими поездками».
http://www.aif.by/social/chem_gordilsya_sssr_rabochiy_klass___vsegda_v_pochete
Примечание: Относительно зарплат и стоимости товаров, к примеру:
Цена авиабилета в 1977г. Новосибирск-Москва составляла 56.00 рублей, для школьников и студентов – 28 рублей.
Средняя зарплата инженера со стажем 3 года – 150 рублей,
Средняя зарплата старшего инженера со стажем 3 года – 175 рублей,
Зарплата начальника участка (в производстве) – 400 рублей,
Зарплата первого секретаря обкома партии (КПСС) – 450 рублей,
Зарплата министра СССР – 800 рублей.
Профсоюзная путёвка на Чёрное море – 12 рублей,
Квартплата за однокомнатную квартиру – 12 рублей в месяц,
Пенсия в колхозе – 22 рубля.
Женские кожаные сапоги – 40 рублей.
(ниже для желающих адрес с ценами в СССР в 1977г.)
http://visualweb.ru/wow/cccp_old_prices/
Так мы жили через 25 лет после окончания войны 1941-45гг., такие цены и зарплаты практически были с 1970-х и до 1985г., с незначительными изменениями.
Александр Шитов
В СССР всё было.., только не всем хватало. (В.В.Путин).
Виктор Выдрин 
Зато сейчас каких-то несчастных 17 тыс рублей-и ты уже средний класс.
Александр Шитов
Страна безверия, иллюзий, бесконечных очередей за ВСЕМ (!!!), подхалимов- неумёх во всех властных структурах, спец пойках и спец распределителях. Страна которая могла существовать только при авторитарном режиме и беспределе власти. Режим ослаб страны СССР не стало... Жалею о том времени только по молодости.., и о живых родителях.
Ivan Bellew 
нужно каким-то образом высчитать, чему они сейчас бы равнялись, эти 120 советских рублей. А тогда уж и смотреть, что на них сейчас купить можно. Было бы интереснее.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Сколько сейчас стоят советские мотоциклы?
Сколько сейчас стоят советские мотоциклы?
0
Авто-Тема 10:07 06 авг 2021
Самые надежные 15-летние автомобили и сколько они сейчас стоят
Самые надежные 15-летние автомобили и сколько они сейчас стоят
2
Авто-Тема 16:01 21 окт 2023
Пенсии в США сравнили с российскими
Пенсии в США сравнили с российскими
87
Ваши новости 09:16 04 май 2021
Сколько стоил бензин в СССР и сейчас
Сколько стоил бензин в СССР и сейчас
229
Ваши новости 04:02 24 июн 2018
Китайские пенсии сравнили с российскими
Китайские пенсии сравнили с российскими
20
Ваши новости 09:15 07 мар 2021
Стало известно, когда «Москвичи» станут полностью российскими и какую деталь локализовать труднее всего (только не смейтесь)
Стало известно, когда «Москвичи» станут полностью российскими и какую деталь локализовать труднее всего (только не смейтесь)
12
Авто-Тема 15:06 27 окт 2023
Сколько зарабатывают актрисы фильмов для взрослых 
Сколько зарабатывают актрисы фильмов для взрослых 
16
Мужской журнал 13:01 05 дек 2017
Сколько сейчас реально стоит ремонт квартиры и как не оказаться по уши в долгах? 5 полезных советов
Сколько сейчас реально стоит ремонт квартиры и как не оказаться по уши в долгах? 5 полезных советов
3
Все о работе руками 12:00 12 окт 2023
В суде выяснилось, что после перерасчета 2900 «фронтовых рублей» рублей превратились сейчас в 29 копеек
В суде выяснилось, что после перерасчета 2900 «фронтовых рублей» рублей превратились сейчас в 29 копеек
21
Ваши новости 08:01 10 фев 2021
Сколько сейчас стоит доллар в советских рублях
Сколько сейчас стоит доллар в советских рублях
26
Ваши новости 04:02 05 ноя 2018
Как сейчас сохранить свои денежные накопления?
Как сейчас сохранить свои денежные накопления?
60
Мужской журнал 18:04 13 мар 2022
Вырастить имбирь из покупного — проще простого. Вы больше не будете покупать имбирь в магазине за бешеные деньги
Вырастить имбирь из покупного — проще простого. Вы больше не будете покупать имбирь в магазине за бешеные деньги
0
Все о работе руками 09:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства