Новости, политика, экономика, общество

Армения бросила военный вызов Москве

На фоне уголовного преследования главы ОДКБ Хачатурова дрейф Еревана в сторону НАТО все заметнее

Светлана Гомзикова

На фото: премьер-министр Армении Никол Пашинян (в центре на первом плане) (Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС)

Материал комментируют:

Владимир Евсеев

В Армении по обвинению в совершении антиконституционного переворота арестован бывший глава республики Роберт Кочарян. И одновременно инициировано уголовное преследование на том же основании действующего генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) генерал-полковника Юрия Хачатурова.

Речь идёт о событиях начала марта 2008 года, когда после избрания на пост главы государства Сержа Саргсянасторонники проигравшего кандидата — первого президента Армении Левона Тер-Петросяна — спровоцировали в Ереване массовые беспорядки. При разгоне протестующих десять человек погибли и более двухсот получили ранения.

Приказ на жесткий разгон манифестантов якобы отдал именно Кочарян, руководивший Арменией на тот момент. А генерал Хачатуров, который занимал тогда должность коменданта ереванского гарнизона, непосредственно командовал силовиками.

В субботу суд общей юрисдикции Еревана в административном районе Шенгавит принял решение арестовать экс-президента на срок два месяца. Хачатурова после предъявления аналогичного обвинения обещали отпустить под залог в 5 млн. драмов (около 11 тыс. долларов). Однако в любом случае это решение не делает ситуацию менее скандальной. Поскольку обоим высокопоставленным политикам грозит до пятнадцати лет тюрьмы.

Мало того, официальный Ереван уже предложил международным партнерам начать процесс замены генсека ОДКБ (в эту организацию кроме Армении входят еще Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), объясняя все случившееся с Хачатуровым внутриармянскими делами.

«Это строго внутренний правовой процесс, (в ходе которого) гражданин Армении вовлечен в уголовное дело в Армении. В то же время, принимая во внимание важность обеспечения репутации ОДКБ, Армения предложила странам-членам организации начать процесс замены генсека», — заявил пресс-секретарь МИД республики Тигран Балаян. Он подчеркнул, что «официальный Ереван привержен укреплению ОДКБ и продолжит активную работу в этом направлении».

Российское внешнеполитическое ведомство, которое, по словам замминистра иностранных дел Григория Карасина, «внимательно следит» за ситуацией, со своей стороны, напомнило армянским коллегам, что «в соответствии с правилами процедуры ОДКБ именно армянская сторона должна официально инициировать отзыв своего гражданина с поста генерального секретаря ОДКБ, если решение о таком отзыве было принято в Ереване».

Вопрос в том, какие на самом деле цели преследует новое руководство Армении, нагнетая сейчас весь этот скандал вокруг человека, который возглавляет военно-политический союз, созданный фактически по инициативе России? И зачем Ереван действует так демонстративно?

— Новый премьер Никол Пашинян таким образом самоутверждается, — комментирует ситуацию заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Формально, конечно, он может объяснять это выполнением неких своих предвыборных обязательств. Но нарушает закон. И это создает определённый прецедент. Потому что в соответствии с конституцией Республики Армения нельзя было арестовывать бывшего президента Роберта Кочаряна. Противоречат эти действия и ряду других армянских законов, в частности, закону о чрезвычайном положении 2012 года, который, кстати говоря, в Европе был поддержан.

Предпринимая подобные шаги, пытаясь покрепче взять власть в свои руки, Пашинян лишь расшатывает внутреннюю ситуацию в стране. Потому что не только представители Республиканской партии, но и представители партии Дашнакцутюн не одобряют подобные действия. Никто не возражает против наведения порядка, но надо это осуществлять в рамках закона.

Что касается ареста действующего генерального секретаря ОДКБ, это просто нонсенс. Потому что если, например, к нему есть какие-то претензии, то их надо было согласовать хотя бы с Российской Федерацией. А мы даже не знаем, насколько претензии к генсеку обоснованы. Развитие ситуации идет по скандальному сценарию.

Можно было бы подумать, что у нынешнего руководства Армении просто нет политического опыта — что, к слову, полностью соответствует действительности, — если бы с подобным мы уже не сталкивались.

Можно вспомнить, например, инцидент с военнослужащими 102-й российской военной базы в Гюмри, произошедший совсем недавно, 17 июля, в регионе Артик. Фактически там ничего страшного не произошло. В рамках учений разведчики случайно зашли на территорию армянского села Паник, где имитировали атаку на колонну военной техники, напугав местных жителей стрельбой холостыми патронами. Российская сторона всячески пыталась ситуацию сгладить. Были встречи командующего 102-й базой и и.о. посла РФ с министром обороны Армении. В Ереван прилетал замкомандующего нашим Южным военным округом. Но за этим с армянской стороны почему-то последовали заявления, что нужно пересмотреть условия базирования российских войск на территории Армении. Хотя срок действия договора о базе продлен до 2044 года.

То есть, речь уже зашла об изменении статуса российской базы. И что вообще непонятно — одновременно почему-то возник вопрос и о российских пограничниках, которые охраняют армяно-турецкую границу.

На самом деле, наша военная база в Гюмри не предназначена для обороны Нагорного Карабаха, как, возможно, считают некоторые в Ереване. Но она является гарантом суверенитета Республики Армении в условиях мощнейшего давления со стороны Турции.

Поэтому такого рода действия в России вызывают, как минимум, недоумение. Прежде всего — сама манера поведения армянских партнеров.

«СП»: — Возможно, у них претензии и к ОДКБ?

— Хочу напомнить, что несколько государств-членов ОДКБ очень возражали против назначения представителя Армении на эту должность. В частности — Казахстан. И в течение довольно длительного времени генерального секретаря в ОДКБ вообще не было, был исполняющий обязанности.

Хачатурова назначили с большим трудом только в 2017 года. И вот теперь власти Армении обвиняют его, по сути, в госперевороте. Хотя Хачатуров тогда, как человек в погонах, лишь следовал приказу вышестоящего командования. То есть, выполнял служебные обязанности…

Такого рода действия — односторонние, далеко не всегда мотивированные, которые противоречат действующей Конституции Армении — вызывают у России сожаление, как минимум. И это происходит на фоне визита Пашиняна в Брюссель на саммит НАТО, где он упрекает страны Североатлантического альянса в том, что те оказывают политическую поддержку Армении, но не оказывают ей должной материальной поддержки.

Посмотрите, насколько тесно развивается сотрудничество Армении с НАТО.

«СП»: — После этой поездки премьер Армении дал интервью, в котором сказал, что сотрудничество с западным блоком будет продолжено, но вступать в НАТО его страна не собирается. Он пытается усидеть на двух стульях сразу?

— На двух стульях пытался усидеть Саргсян. А Пашинян фактически активизировал движение на Запад.

Я напомню, что Армения является членом ЕврАзЭС. Но при этом имеет — пусть и усеченное — соглашение об ассоциации с ЕС. Армения является членом ОДКБ. И в то же время тесно сотрудничает с НАТО. И более всего — с США.

Американское посольство в Армении является самым крупным посольством на Южном Кавказе. Его территория допускает размещение на ней порядка двух тысяч американских военнослужащих.

Армения, видимо, хочет в рамках политики комплементарности (комлементарность предполагает дополнение) несколько изменить свою позицию на международной арене. При Саргсяне основной вектор (российский) дополнялся западным. Т. е. Саргсян, как вы верно сказали, сидел на двух стульях. А Никол Пашинян хочет пересесть, главным образом, на западный стул. Но при этом получать от России определенные преференции: дешевый природный газ, оружие на льготных условиях и т. д. И чтоб Россия защищала Армению, обеспечивала ей безопасность от Турции.

То есть, он хочет быть на Западе, однако при этом все получать от России в прежних объемах. И хочет, чтобы Россия его поддерживала.

Но если ты хочешь, чтобы тебя поддерживал Запад, тогда пусть тебя Запад защищает и в зоне Нагорного Карабаха. Пусть заботится о твоей безопасности от Турции — государства-члена НАТО. Пусть этим тогда занимаются твои западные партнеры, если ты так уж настроен на все более тесное сотрудничество с Западом.

Но если ты нарушаешь собственную Конституцию, арестовываешь бывшего президента, ты должен понимать, что можешь оказаться следующим. Любой инцидент может быть повторен.

Если Пашинян смог отстранить от власти путем давления Сержа Саргсяна, то не возникнет ли в будущем такая ситуация, которая аналогично обернется против него? Он может получить тот же бумеранг, когда выяснится, что не борется с олигархами, а просто меняет одних олигархов на других.

«СП»: — Но какие последствия политика Пашиняна будет иметь для нас и для ОДКБ, в частности?

— За будущее Организации Договора о коллективной безопасности переживать, я думаю, не стоит. Пусть Армения о себе больше заботиться. И о собственной безопасности.

Да, любые подобные действия у нас вызывают удивление, мягко говоря. Потому что люди руководят Арменией всего несколько месяцев, а за это время успели столько уже наворотить, что у меня, например, возникает вопрос: они вообще понимают, в каких условиях находятся? Что Азербайджан открыто готовится к возобновлению боевых действий в Карабахе? Что для этого меняет собственное законодательство? Что чрезвычайно обостряется ситуация в зоне Нахичевани? Причем, все более активно туда вовлекается Турция.

И вот в условиях, когда на границах Армении ситуация ухудшается, нынешнее руководство, по сути, проводит политику на обострение отношений с РФ. Я не вижу здесь никакой логики.

«СП»: — А наша база в Гюмри? Что будет с нею?

— При нынешнем армянском руководителе понятно, что никто никаких гарантий дать не может. Что люди, которые пришли сейчас к власти, все поголовно — западной ориентации. Причем, движение на Запад они ускоряют. Их понятие комплементарности подразумевает не дополнение России Западом, а дополнение Запада Россией. Но в этом случае Россия, как суверенное государство, имеет право вести себя с Арменией так, как считает нужным.

Поэтому о последствиях должны думать не мы. Потому что даже если представить (я рассуждаю гипотетически), что базу мы выведем, Россия это переживет. Другой вопрос: переживет ли это Армения? Об этом идет разговор.

Ее руководители должны больше думать не о нас, а о собственной безопасности. В противном случае страну ждут очень серьезные проблемы. Вплоть до возможности потери, например, Нагорного Карабаха. Потому что если кто-то считает, что зону безопасности можно сдать и при этом сохранить Нагорный Карабах, я, как военный эксперт, в этом глубоко сомневаюсь. Считаю, что за сдачей зоны безопасности может последовать сдача Нагорного Карабаха в целом.

Поэтому здесь не стоит драматизировать — эти проблемы не российские. А вот Армения сама себе создает проблемы чрезвычайно серьезные, последствия которых сейчас даже трудно предсказать.

Но если им такого рода проблемы нужны, мы все равно не сможем помешать — oни же суверенное государство. Но в Ереване должны представлять себе последствия, которые получат в результате своих шагов.

А в это время

По сообщениям зарубежных СМИ, министр обороны Армении Давид Тоноянв воскресенье, после визита в село Паник и встречи с командованием дислоцированной в Гюмри 102-ой военной базы РФ, заявил, что не исключает: некоторые положения армяно-российского договора о статусе российских погранвойск, дислоцированных на территории Армении, могут быть пересмотрены. «Это не документы, высеченные на камне. И с течением времени возникают проблемы, которые требуют договорно-правовых изменений. И это, конечно, будет сделано», — сказал министр.


Источник: Армения бросила военный вызов Москве
Опубликовал:
Теги: фото Закон доллар отношение Москва

Комментарии (23)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Красноруженко
Если бы мне раньше сказали,что Украина, Литва, Латвия и т. д. будут Россию считать "ВРАГАМИ" я бы набил тому морду, но сейчас уже не удивлюсь если армянское руководство подставят свой зад не только Турции но ещё и америкосам. Конечно Армении самой решать с кем ей быть, но пусть прежде почитают историю армянского народа и кто был защитой?
Георгий Ситнянский
"армянское руководство подставят свой зад не только Турции..." - тут вы ошибаетесь. Позиция Армении не в последнюю очередь вызвана шашнями ВВП с Эрдоганом. Предала этим Россия и некоторых других традиционных союзников - например, греков или курдов. Что же, нашим "борцам за несвободу" не впервой "делать друзей России врагами, не сделав врагов друзьями" (В.О. Ключевский).
Эдик Сафарян 
Армения никогда не отвернётся от России! Доказано историей. А такие заказные статьи-провокации, расчитаны на таких как ты не умных человечиков.
Николай Чиж 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Пока Турция под боком.
adik baxov 
Надо не забыть что Россия тоже 'древноармянская земля'.
олег коршунов 
Под чьим же чутким руководством мы находились, когда все эти братские народы, нам стали злейшими врагами ??? (Если бы мне раньше сказали,что Украина, Литва, Латвия и т. д. будут Россию считать "ВРАГАМИ")...даже при конченом алкаше, этого невозможно было представить... А незаменимое ничтожество, своей мудрой политикой, воплотил это в жизнь... Или опять, все идут не в ногу, один бравый ПУ в ногу идет ???
Владимир Сычёв 
Nikolai Baranixin нам что нужны очередные нахлебники. Крым понятно, это исконно российская территория и проживает там русский народ. А эти дармоеды нахрен нам нужны. Только лишний геморрой от всех этих народов бывшего СССР. Главное, чтобы когда их начнут дербанить турки и персы, наши доброхоты правители не приняли их в Россию. Они же кроме как ошиваться на рынках, ни чего другого путнего делать не умеют. Жаль что за то что сейчас существуют Грузия,Армения заплачено большой русской кровью.
Эдик Сафарян 
Привет Сыч! Почитай историю сколько армянских генералов были в русской, советской, российской армии. И где ты видел армян на рынках. Российские сельхоз рынки принадлежат не армянам и не грузинам. Это ты широко раздвинул свои булки и никак не встанешь с колен своим рабским мышлением. Ты, Володька Сычёв - профессиональный провокатор. И не тебе, ограниченному нечеловеку, рассуждать о армяно-российской дружбе. Лечись...
Николай Чиж 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Что было то было-мы были как братья. Но пришли новые и "голодные".
Виктор Игнатов
На юге россии у моря , в частности в Анапе всё аккупировано обнаглевшими армянами и ведут они себя как хозяева ,не только рынки захватили давно пора уже всех ваших собрать и в карабах в карабах
Уктам Ражабов 
Политику ведут громкими словами, а делают кровью солдат и потом лица простого народа!
mgb Морозов
Надо вывести наши войска из Гюмри срочно на ...территорию смежного Азербайджана! А Алиев это сделать позволит! А дальше ... запасаться поп-корном! И наблюдать...
Алексей Сибиряк
Хотят повоевать - пусть повоюют.
Армении надо вернуть захваченную турками территорию.
Западная Армения, хоть и осталась в пределах Турции, но так и не стала турецкой землёй.
Вот и продать армянам калибры.
Nikolai Baranixin
Не следует нам оставаться "американскими наблюдателями", и спокойно ждать очередного предательства от бывших "братьев". А следует немедленно провести "крымский вариант", и чтобы о так называемой армении даже памяти не осталось!
Часть Российской империи - и точка!
Виктор Игнатов
На хрен они тут не нужны их в россии и так полно
Роман Кузнецов
Нашим политикам надо еще учиться и учаться. А для этого нужна воля, сила и независимость. Для некоторых вся жизнь в Европе и США. Как тут быть независимым. Как быть независимым от диаспор. В 1988 году жил в Ставрополе. В Армении в то время происходили большие беспорядки. Армяне побежали в Россию. В округе Ставрополя Армяне стали скупать дома. Все скупали подряд, что можно. В некоторых пунктах одни Армяне, заполонили все. Это как, это наша умная политика? Нас разъединяют, а пришлых массами собирают в одном месте. В 2012 жил в Адлере. Идешь по центральным улицам на магазинах сплошные таблички с армянскими фамилиями. Пагасян, Тарасян, Бабаян и т.д. В кафе зайти нельзя, в барах седят пиво пьют одни армяне, ведут себя нагло. Заходишь - ищут повод задраться, пока не поставишь на место. Сами армяне мне рассказывали, мол каталикоз всех армян сказал, заселяйте эти сочинские земли, эти земли будут нашими. Хорошо В.В. Путин разбавил это все - построил Олимпиаду. Считаю это правильным.
Диаспоры у них сильные по всем регионам. Если нахамят, попробуй задень кого нибудь, набежит сразу 100 человек. Русский за русского не пойдет. Каждый сам по себе, причину найдет и справедливость свою личную в свое оправдание отыщет, но не пойдет. А Армяне не побоятся. Их диаспоры разберутся. Армяне - братья. Им отдали определенные ниши. Асфальт в России везде кладут они. И другое. Посмотрите как ведет себя Пашинян. На Кавказе мне как то местные сказали. Мы любим русских. Спрашиваю: "Почему". Ответ: "Русские работают честно и хорошо. Взяток не берут. Здесь Кавказ. Потому, что если возьмут, наши их сразу застучат, выведут на чистую воду, посадят. А наши могут все. Это наша земля". Армяне - это тоже Кавказ. Вот и получается, что в России братьям - преференции, а в Армении у них мы должны быть честными, хорошо работать, воевать за них. И они сами будут решать в какую сторону смотреть, требовать от нас, решать как с нами поступать, и доводы приводить, ведь в Вашей стране, СССР, Российской империи много армян генералов. Я это к тому, что политика должна быть одна - кто сильный того и мясо. Как у англосаксов. А у нас мясо надо отдать не своему народу, а соседям-братьям, а то они обидятся и подумают, что мы не справедливы к ним. Пашинян - президент Армении, выбор народа. Думаю, что Армяне не церемонились бы с нами, если бы мы были армянами в Армении, а они россиянами в России.
олег коршунов 
Полностью согласен с засилием армя везде... Только удивляюсь, твоему восторгу в отношении путина ??? В Москвобаде, благодаря его чуткому руководству Славян осталось 30%...это включая хохлов, прибалтов и белорусов. Кстате азеров в москве 15%...есть регионы где все еще печальнее... Русские вымираю уже необратимо... Хорошо он разбавляет нас...Гитлеру учиться и учиться...
sergey chernyaev
Мы везде ищем братьев. Сирийские братья, братья- болгары. Всем готовы оказать братскую помощь. Армянские диаспоры есть во всех западных странах и в США. Они существуют там достаточно долго и приобрели ощутимый вес. Поэтому президенты Франции, и США высказываются в поддержку Армении. Вспомните легендарного "французского" певца Шарля Азнавур(яна)? Или очень известного американского писателя Вильяма Сарояна? Братская Армения? Армения не менее близка Франции и США, но тогда является ли друг наших "недругов" нашим другом, или он просто использует нас?
Эдик Сафарян 
Морозов, ты же Мамедов! Ты что спрятался под русской фамилией!? Дешевый провокатор с московского рынка гнилых помидоров. Ты что герой? Закрывай свой прилавок трус и вперёд в Карабах, тебя там увидят в прицел снайперы, твои бывшие бакинцы-одноклассники, которых ты выгнал из Баку.
DonskayaKazachka
https://youtu.be/DbzgOa807GA
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Армения потеряла смысл существования
Армения потеряла смысл существования
25
Ваши новости 08:01 27 окт 2021
Колумбийка о жизни в Москве: Переезд в Россию – это вызов
Колумбийка о жизни в Москве: Переезд в Россию – это вызов
1
Ваши новости 02:01 23 ноя 2017
Куда повернет Армения после отставки президента
Куда повернет Армения после отставки президента
7
Ваши новости 17:01 30 янв 2022
Разведка США: «Россия бросила нам вызов»
Разведка США: «Россия бросила нам вызов»
3
Ваши новости 10:01 12 окт 2017
Модель бросила диеты и полюбила свое пышное тело 
Модель бросила диеты и полюбила свое пышное тело 
12
Мужской журнал 16:00 18 мар 2018
Является ли Армения независимым государством?
Является ли Армения независимым государством?
39
Ваши новости 08:01 31 окт 2021
Армения хитростью избежала стратегической катастрофы
Армения хитростью избежала стратегической катастрофы
32
Ваши новости 19:00 27 окт 2020
«Вокруг света за 72 дня». История журналистки, которая бросила вызов самому Жюлю Верну
«Вокруг света за 72 дня». История журналистки, которая бросила вызов самому Жюлю Верну
8
Мужской журнал 09:00 28 мар 2021
Вашингтон бросает вызов Москве в Чёрном море
Вашингтон бросает вызов Москве в Чёрном море
4
Ваши новости 12:41 09 апр 2021
Литва бросила сдуру вызов Китаю
Литва бросила сдуру вызов Китаю
1
Ваши новости 10:31 15 дек 2019
Зачем Россия укрепляет военный кулак в Калининграде
Зачем Россия укрепляет военный кулак в Калининграде
33
Ваши новости 19:00 04 дек 2020
Спящие красавицы: 15 смешных фотографий кошек, которые уснули в интересных позах
Спящие красавицы: 15 смешных фотографий кошек, которые уснули в интересных позах
0
Все о работе руками 08:21 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства