Новости, политика, экономика, общество

Баширов: Белорусы не отвернутся от России

Никто в Беларуси не станет отрицать того факта, что Россия очень много делает для поддержки экономики страны. Именно этот фактор и является решающим в отношении белорусов к России, считает политолог, ведущий телеграмм-канала «Политджойстик» Марат Баширов. Об этом он заявил в интервью корреспонденту «Телескопа» Эдуарду Шаповалову.

– Как вы относитесь к случившемуся в Беларуси за последние полгода? И что ожидать стране в преддверии грядущей конституционной реформы?

– На мой взгляд, правительство Беларуси опоздало с этими реформами. Отсюда и были эти массовые гуляния. Я не называл бы их сильно оппозиционными, так как костяком этих уличных выступлений были так называемые рассерженные горожане, как их называют в России. Эти люди, в принципе, достаточно лояльны к режиму, но при этом недовольны некоторыми социально-политическими процессами в стране. Поэтому, на мой взгляд, руководство Беларуси, сделало правильные выводы и двинулось в сторону конституционной реформы.

Это демонстрирует стремление руководства изменить страну. И, в первую очередь, не с точки зрения резких политических реформ, а со стороны легализации рыночных отношений. Как мне это видится. Да, с этим связаны определенные риски, но с другой стороны понятно, что в наше время нельзя находиться в полуплановой экономике в самом центре Европы. И с этой точки зрения руководству Беларуси необходимо решаться на определенные экономические реформы. При этом нужно будет заранее озаботиться социальными гарантиями для самых малообеспеченных слоев населения, которые нужно будет поддерживать вне зависимости от тех реформ, которые будут проводиться. Эта ошибка была сделана в России в 90-х. И, как мы видим, при Путине это сейчас компенсируется.

Очень важным моментом тут является то, какие поправки в конституцию будут приняты и какие меры интеграции между РБ и РФ будут осуществлены. Россия заинтересована в том, чтобы Беларусь была стабильным процветающим государством. Прежде всего, это связано с тем, что у нас существует тесное экономическое сотрудничество и кооперация. Второе – через Беларусь идет транзит газа и нефти. И третье, у нас существует лояльный договор о взаимной поддержке, и Россия это ценит. Надеемся, что все перемены, которые будут проходить в Беларуси, будут учитывать эти три фактора.

– Как вы думаете, правильную ли позицию заняла Россия по отношению к случившемуся в Беларуси? Не рискует ли Россия потерять народ Беларуси из-за того, что люди будут ассоциировать Лукашенко с ней и чем жестче будет его режим, тем больше будут не любить Россию?

– Ну, во-первых, Беларусь – это самостоятельное государство. Во-вторых, люди, живущие в Беларуси, сравнивают все с тем, что происходит в той же России. И, на мой взгляд, очень многим это нравится. С одной стороны, сильная власть, которая защищает очень важные ценности для тех людей, которые исповедуют православие и которые говорят на очень близких языках. С другой стороны, народ Беларуси не может отрицать того, что Россия очень много делает с точки зрения экономической поддержки. К примеру, льготные цены на те же углеводороды. Это очень серьезная поддержка.

Да, к Лукашенко есть некоторые вопросы, и у нас в том числе: да, он слишком долго находится у власти, слишком авторитарен. Но при этом нельзя отрицать, что ему все время удается решать очень важные вопросы с точки зрения экономического взаимодействия с Россией. Мне кажется, что это главный аргумент, на который смотрят люди. Им есть с чем сравнить. Они могут сравнить положение дел с тем, что происходит в Прибалтике, а там фактически полностью уничтожена промышленность, и сельское хозяйство дышит на ладан. Они могут посмотреть на Украину, где уровень жизни в Киеве еще более-менее, но в остальных городах он просто ужасающий, и цены на то же электричество или горячую воду растут невероятными темпами. В Беларуси же никто даже не думает о таких проблемах.

Вот эти факторы и определяют конечное отношение белорусов к РФ. Ну и плюс, конечно, фигура самого президента Путина, чрезвычайно популярна в Беларуси.

– Можно ли сказать, что в сложившейся ситуации, когда Россия поддержала Лукашенко, протесты затихли, на санкции всем плевать, Лукашенко необязательно что-то менять в стране? И если изменения будут, то какие?

– Я считаю, что Лукашенко будет проводить реформы, но не теми темпами, которые ожидали на Западе. И, на мой взгляд, это правильно. Все-таки постепенность важнее. Демократия – штука хорошая только когда ей не манипулируют.

Манипулировать в условиях демократических режимов очень легко. Соцсети абсолютно прозрачны. Особенно для людей молодого и среднего возраста. Они прекрасно черпают всю информацию из интернета. Поэтому, если вы делаете очень быстрые демократические реформы, вы можете нарваться на еще большие перекосы.

Посмотрите на то, что происходит в Армении. Они создали ситуацию, когда президент – это фактически номинальная фигура. Избирается парламент, парламент избирает премьера. И мы видим, какая там чехарда. На мой взгляд, все страны, которые вышли из СССР, должны двигаться в сторону плавного развития демократической системы. Иначе отдача будет такая, что может отбить вообще интерес от этой модели управления.

– Как вы думаете, те процессы, которые запустились с недавних пор: объединение выпускных экзаменов ЕГЭ и ЦТ, Лукашенко предлагает размесить в РБ российские самолеты. Можно ли сказать, что интеграционные процессы в рамках Союзного государства наконец активизировались? Или пока рано об этом говорить? Какие еще практические решения должны быть приняты со стороны руководителей наших стран, чтобы усилить интеграцию?

– Самое главное, нельзя допустить, чтобы Беларусь стала такой же территорией серой политики, как Украина. То есть, когда западные страны используют страну в своих интересах. Их не интересует Украина как таковая, им нужно лишь напряжение между нашими странами. Это при том, что украинский народ живет так же бедно, как и жил.

Нужно предпринимать такие интеграционные шаги, которые бы не позволили никому, кто придет после Лукашенко, разыгрывать эту карту.

Поэтому все грядущие экономические реформы и реформы, направленные на обеспечение взаимной безопасности, необходимо делать с учетом того, чтобы связь между Беларусью и Россией не разрывалась. Ведь устроить такую же чехарду как в Украине или в Прибалтике очень легко. Беларусь не такое уж и большое государство. И, будем честны, в случае вооруженного конфликта между войсками НАТО и РБ, Беларусь не устоит без поддержки. Вот все эти факторы необходимо учитывать, когда мы говорим про грядущие реформы. И я очень надеюсь, что Лукашенко мыслит именно в этом направлении и руководствуется именно такими рисками.


Источник: Баширов: Белорусы не отвернутся от России
Опубликовал:
Теги: безопасность Беларусь Россия власть вода

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Сибиряк
Троцкий был политической проституткой.
А Лукашкеко с Пашиняном какие-то политические бляди.
В Беларуси надо срочно провести Референдум с одним вопросом:
«Чего вы хотите:
А. Установления в Беларуси фашистско-бандеровского режима по образцу украины;
Б. Вхождения Беларуси в состав России».
И сделать все, как люди захотят.
Как современно звучит призыв Гоголя.
Бузыкин Александр 
Москва много делает не для белорусов, а для режима Лукашенко. Это далеко не одно и то же. При этом даже не особо скрывая заинтересованность в подавлении протестов. А сам по себе уровень жизни белорусов в кремле никого не интересует.
Антон Луценко
Ошибаетесь во всём, кроме заинтересованности российского правительства в подавлении белорусских протестов. Вряд ли вы осознаёте, что вызываемая протестами остановка предприятий способна ударить по уровню жизни народа быстрее, больнее и сильнее, чем самая жёсткая авторитарная власть, в течение десятилетий загружающая эти предприятия работой. Вряд ли осознаёте, ибо считаете словесные фетиши типа "демократии" и "сменяемости власти" важнее такой чепухи, как ежедневный заработок реальных живых людей.
Бузыкин Александр 
А вы что же, безгрешный и никогда не ошибаетесь?
Российское правительство тут вообще не при чем. Не оно определяет финансовую политику, это лишь механический исполнитель решений АП.
Вряд ли миллиард, присланный из Москвы, дошёл до белорусских предприятий и рабочих.
Антон Луценко
Вообще-то, Александр, ваши иллюзии насчёт того, что ВВП и его администрация лично курируют абсолютно все направления российской политики, ещё сто лет назад определялись как "наивный монархизм". Кроме того, основывать твёрдые суждения на гипотетических допущениях (это я о вашей фразе про "вряд ли миллиард дошёл") - дурной тон даже в бытовом общении.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Инцидент с флагом показал: от Украины отвернутся даже «американские хозяева».
Инцидент с флагом показал: от Украины отвернутся даже «американские хозяева».
0
Ваши новости 16:01 13 ноя 2017
Путин отказался от Медведева во главе списка «Единой России»
Путин отказался от Медведева во главе списка «Единой России»
78
Ваши новости 10:12 20 июн 2021
Уехавшие в Россию белорусы сравнили две страны
Уехавшие в Россию белорусы сравнили две страны
1
Ваши новости 07:00 04 янв 2022
Что предсказывали России афонские старцы
Что предсказывали России афонские старцы
3
Мужской журнал 11:03 21 май 2018
Какие силы хотят сделать из России «Московию»
Какие силы хотят сделать из России «Московию»
65
Ваши новости 10:01 14 дек 2021
Белорусы отказались дружить против России
Белорусы отказались дружить против России
0
Ваши новости 14:01 14 янв 2018
Чем отличается жизнь в белоруссии от россии
Чем отличается жизнь в белоруссии от россии
33
Ваши новости 13:02 22 янв 2018
Белорусы требуют ввести карантин, Лукашенко предлагает им спасаться сливочным маслом
Белорусы требуют ввести карантин, Лукашенко предлагает им спасаться сливочным маслом
5
Ваши новости 10:31 04 апр 2020
Отношение весьма неоднозначное: белорусы на камеру рассказали, что они думают о российском тв
Отношение весьма неоднозначное: белорусы на камеру рассказали, что они думают о российском тв
3
Ваши новости 14:02 26 янв 2019
Белорусы — не славяне, Беларусь — это Литва: мифы националистов
Белорусы — не славяне, Беларусь — это Литва: мифы националистов
2
Ваши новости 03:00 17 июн 2019
Фиаско Тихановской: белорусы не хотят бастовать, майданщики костерят «Нехту»
Фиаско Тихановской: белорусы не хотят бастовать, майданщики костерят «Нехту»
30
Ваши новости 10:31 28 окт 2020
17 опасных дизайнов лестниц, которые попытаются вас убить, как профессиональный киллер
17 опасных дизайнов лестниц, которые попытаются вас убить, как профессиональный киллер
2
Все о работе руками 06:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства