Депутат Госдумы России Михаил Дегтярев в интервью телеканалу «Дождь» заявил: «Сделать союзное государство не на принципах, которые не работают 20 лет, а на других принципах. Спросить народ, как вы хотите жить с Россией в Союзном государстве? Может народ хочет воссоединиться, как крымчане? Надо спросить белорусов…»
И если убрать слово «воссоединиться», то вполне нормальная фраза, имеющая право на обсуждение.
Однако, Беларусь, как таковая, вернее территория современной страны, никогда не была российской в полном понимании этого слова. В силу географического положения белорусские земли входили в состав многих государств, к сожалению, не было именно Беларуси – существовало широко известное
К слову, данное княжество, существовавшее с середины XIII века, находилось на территории современной Беларуси, которая входила туда полностью, большей части Литвы, Украины, Смоленских, Брянских и Курских земель России, части Польши, Латвии, Эстонии и Молдавии. В XV-XVI веках ВКЛ – соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство на восточнославянских землях и в целом в Восточной Европе. Прекратило существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.
Поэтому слово воссоединиться – не уместно, как минимум. Правильнее сказать, создать с Россией полноценное Союзное государство равноправных партнеров.
Справочно:
Союзное государство – надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Беларуси и России и периодически собираются на своих заседаниях, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующей сфере.
Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
В общем и целом мы уже имеем готовый прототип Европейского союза, идентичного экономического и политического объединения 28 европейских государств. Только необходимо отметить, что по целому ряду показателей Союзное государство обгоняет тот же ЕС. В частности, в сфере обеспечения безопасности: создана единая система ПВО, Региональная группировка войск (сил), имеется общая военная доктрина, проходят союзные учения и т.д.
Другой немаловажной и отсутствующей в других евразийских интеграционных проектах сферой является обеспечение прав граждан Союзного государства. Внешняя политика двух стран имеет согласованный характер и оформляется каждые два года обновленным документом. Официальные Минск и Москва выступают с согласованных позиций в ООН, ОБСЕ и других международных площадках.
Российско-белорусские отношения и их всесторонний характер имеют важное значение не только для Минска, но и для Москвы. На Высшем Государственном Совете, и на союзном Совмине, и в двустороннем формате подписаны многие соглашения. К сожалению, они не все выполняются.
В настоящее время основной проблемой во взаимоотношениях между двумя странами является то, что Россия на всех своих уровнях ставит перед Минском простой выбор: хотите поддержки – давайте интегрироваться дальше, не хотите – как хотите.
Продолжением недопонимания значимости всех участников союза и равноправия является то, что многие видят в новом образовании возрождение СССР, а Москва, по праву правоприемницы бывшей столицы некогда великой державы, пытается играть ту же главенствующую роль. И, если некоторые высокие чиновники не перестанут так думать – ничего путного из этого не выйдет.
Настало время, когда Россия должна предложить Беларуси и всем странам СНГ вернуться в состав единой страны, отметил еще один российский «эксперт» – руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
И в этом высказывании прослеживается четкая взаимосвязь – все страны объединяйтесь под общее руководство Кремля, что уже не приемлемо в современных условиях.
Равноправие – основы существования всех мировых союзов. Так, в ЕС с помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Аналоги существуют и у нас.
Очевидно, что главные противоречия России и Беларуси лежат скорее в экономической области, а не в политической. И главные среди них – равные цены на энергоносители, равное налогообложение, создание эмиссионного центра, единой валюты и некоторые другие вопросы.
Да, быть может, чтобы не давать ряду «экспертов» лишний повод утверждать о потере Минском суверенитета, если будет принято решение о создании эмиссионного центра в Москве, ввести другое название общей валюты – пусть условно талер. Эмиссионный центр может располагаться и на базе Нацбанка в Минске. Главное чтобы это было под общим контролем, в том числе и общественным. К данному единству страны ЕС шли почти 50 лет.
За прошедшие же с момента создания Союзного государства почти 20 лет споры между Москвой и Минском возникают постоянно. Это и объяснимо – на пути к интеграции надо преодолеть немало проблем. Несмотря на то, что у нас свободная экономическая зона, Беларусь регулярно предъявляет требования к России в неуместных пошлинах на товары, несправедливой цене на энергоносители. Россия, в свою очередь, в открытии границы без согласования, ввоз запрещенных товаров, «неправильной» молочки и мяса…
В том же ЕС все страны равны и имеют одинаковые права, подчиняются единым требованиям независимо от размера и экономического состояния, есть общий руководящий орган организации и существуют национальные власти, в общий бюджет страны ЕС отчисляют установленный процент от ВВП (в среднем после Brexit Еврокомиссия пересмотрела структуру взносов и он снизится с 1.17% до 1,14% процентов).
Большинство вопросов возникает из-за того, что ряд ключевых решений стороны принимают исключительно из своей выгоды, без учета партнера. Самым проблематичным на сегодняшний день стало введением российской стороной налогового маневра.
Именно из-за него 25 декабря состоялся визит Александра Лукашенко в Москву.
«Что касается цен на нефть, ситуация изменилась три года назад. В течение этих трех лет из-за налогового маневра мы потеряли почти 4,5 млрд долларов. Мы понимаем, что в ближайшие годы, примерно до 2024 года, понесем потерь еще на 10,5 млрд долларов», – констатировал Лукашенко. Для Минска это огромные средства.
Возникает стойкое ощущение того, что политические и бизнес элиты обеих стран не готовы были пойти на полную реализацию достигнутых договоренностей, ведь это означало бы идти на уступки. Белорусы видят в этом угрозу «раствориться» в России. Москва, фактически отойдя от союзных отношений, предлагает Минску или поглощение, или «ничего личного – только бизнес».
Ни одна из сторон не готова к серьезным переменам. Белорусской стороне нужно понять, что в современном мире нет полноценных бескорыстных братских отношений – есть нормальные, добрососедские, но со своими экономическими интересами и геополитическими взглядами.
Официальный Минск должен иметь свою независимую экономику, армию, политические взгляды, которые не будут зависеть насколько в тот или иной момент существуют хорошие отношения между странами.
Имея все это, можно вести речь о более выгодных вариантах сотрудничества, в том числе и об интеграции в рамках различных договоренностей, объединений и союзов, но на равных правах. Российской стороне нужно понять, что, несмотря на хорошее отношение белорусов, сложившиеся отношения в различных сферах, давлением и шантажом единое государство не построить.
В условиях милитаризации Европы, существующей русофобии, обострения конфронтации с Брюсселем и особенно с Вашингтоном Москве и Минску необходимо найти компромиссы и уже решить быть наконец или не быть Союзному государству или хватит для нормального существования двух стран уже имеющихся соглашений и договоренностей. Главное делать это открыто и в интересах населения обеих государств, а не политических и олигархических элит.
Владимир Вуячич
Комментарии (0)