Участники августовских событий 1991 года предотвратили еще большую катастрофу, чем развал СССР.
Снос памятника Ленину. Рига, Латвия 1991 г
19 августа 2021 года исполняется 30 лет со дня события, истинные обстоятельства которого до сих пор либо извращаются, либо замалчиваются. Речь о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.
Не собираюсь оправдывать или осуждать деятельность членов ГКЧП. Цель данного материала - разобраться на основе фактов и документов.
Итак, обратимся к документам.
Первый из них – это стенографический отчёт IV-го Съезда Советов народных депутатов СССР. Съезд проходил в декабре 1990 года. На нём президент Советского Союза Михаил Горбачёв выступил с инициативой о проведении первого референдума в истории СССР. Представляя свою инициативу, Горбачёв прямо заявил, что плебисцит необходим для легитимации формирования нового государства. Поэтому он настаивал, чтобы на референдум был вынесен вопрос о «формировании нового Союза суверенных государств на федеративной основе».
Учреждение нового государства предполагает ликвидацию старого. Видя это, съезд отверг предложение главы государства. Вместо референдума о ликвидации СССР депутаты проголосовали за плебисцит о сохранении Союза. 17 марта 1991 года состоялся плебисцит не о ликвидации, а о сохранении СССР. 77,85% граждан СССР, участвовавших в референдуме, сказали сохранению Союза «да».
Cъезд народных депутатов СССР. 1991 год.
В то же время Президиум Верховного Совета Казахской ССР отступил от решения, принятого Съездом Советов народных депутатов СССР. Он принял решение провести республиканский, а не всесоюзный плебисцит. На последний был вынесен вопрос не о сохранении СССР, а об учреждении «Союза равноправных суверенных государств». Предложив поддержать данную формулировку, высший орган власти Казахской ССР пообещал, что голоса «за» будут засчитываться в пользу «сохранения Советского Союза». Однако после проведения референдума использовал его итоги, чтобы добиваться создания нового объединения. Призвал «подписать новый Союзный договор». Опираясь на этот призыв, глава СССР реанимировал свою идею о ликвидации Союза и создании на его остатках ССГ.
23 апреля 1991 года Михаил Горбачёв собрал в своей подмосковной резиденции Ново-Огарёво руководителей 9 союзных республик и убедил их подписать совместное заявление о начале «переходного периода». Из совместного заявления следовало, что запускалась ликвидационная процедура по прекращению СССР. До момента подписания нового Союзного договора устанавливался период, в течение которого следовало разделить активы, урегулировать вопросы долгов, подготовить к ликвидации органы управления и др.
Само подписание нового Союзного договора намечалось на 20 августа 1991 года. В этот день планировалось учредить Союз Суверенных Государств (ССГ). Из подготовленного к подписанию проекта Союзного договора следовало, что в компетенции центра оставались только эмиссия единой валюты, хранение золотого запаса и урегулирование внешних долгов. Подчеркнём: все остальные функции переходили в компетенцию республик.
В ССГ согласились войти только 3 из 15 республик СССР. Это РСФСР, Казахская ССР и Узбекская ССР. Подчеркнём: только они согласились подписать новый договор 20 августа 1991 года.
Красным и оранжевым обозначены республики, которые были готовы войти в состав Союза Суверенных Государств (ССГ); чёрным — государства, отказавшиеся подписать новый союзный договор.
Причём авторы этого проекта умудрились ещё и «углу́бить процесс». Подписантами Союзного договора должны были стать главы 17 автономных республик. 16 из этих автономий входили в состав РСФСР, а ещё одна – в Узбекскую ССР.
Из проекта Договора о ССГ видно, что автономные республики уравнивались в правах с союзными республиками. Их предполагалось наделить правом на введение собственного гражданства, на проведение самостоятельной внешней политики, на формирование своих законодательных и налоговых систем, армии и спецслужб. Отношения автономий с РСФСР и Узбекской ССР должны были регулироваться межгосударственными соглашениями. Наконец, за ними закреплялось право «свободного выхода». Они смогли бы в любой момент выйти из РСФСР и Узбекской ССР.
Когда знакомишься с приведёнными документами, из них видно, что в момент создания ГКЧП речь уже шла не о распаде СССР, а о распаде России. И в этом отношении последствия Договора о ССГ были бы страшнее последствий Беловежских соглашений. Не случайно именно пункт о наделении республик правом выхода из РСФСР, по признанию Олега Бакланова, Валентина Варенникова и других участников августовских событий 1991 года, окончательно убедил их в необходимости создания ГКЧП.
Добавим, что сам Государственный комитет был создан по поручению председателя Кабинета министров СССР, что соответствовало действовавшему на тот момент законодательству.
Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев и Председатель Совета Министров СССР Николай Иванович Рыжков. IV Съезд народных депутатов СССР.
И последнее. Если говорить о виновности любого индивидуума, то её может установить только суд. В «деле ГКЧП» окончательную точку поставил Верховный суд Российской Федерации. В своём постановлении от 11.08.1994г. он признал, что в деяниях «гекачепистов» не было состава преступления по статье «измена Родине в форме заговора с целью захвата власти».
После этого называть участников ГКЧП «заговорщиками», да ещё в рамках школьной программы – значит воспитывать, поощрять в обществе правовой нигилизм.
Комментарии (61)