Новости, политика, экономика, общество

Чем ответить на страшные обвинения в адрес советского подводного аса

25 ноября – годовщина смерти легендарного советского подводника Александра Маринеско. Того самого человека, который утопил немецкое судно «Вильгельм Густлов». Почему некоторые историки осуждают Маринеско за гибель тысяч женщин и детей и считают его «атаку века» военным преступлением? Обоснованность подобных обвинений легко разобрать по аналогии с атаками немецких подводников.

В советское время было принято считать, что торпеды подводной лодки «С-13» Александра Маринеско принесли смерть тысячам гитлеровцев на «Густлове». Говорилось, что среди пассажиров на судне находились до ста подготовленных экипажей подводных лодок нового типа, а также партийные функционеры и представители военной элиты. Однако с падением Советского Союза все изменилось.

Разные версии – разные взгляды

Исчезновение железного занавеса внесло существенные коррективы в советскую версию гибели лайнера. Оказалось, что на самом деле большую часть его жертв составили не военные, а гражданские лица, среди которых было много женщин и детей. Такой «разворот» в истории гибели «Густлова», считавшейся  «атакой века», привел к возникновению мнений о неправомерности его потопления. Это, в свою очередь, породило парадоксальный вывод, что командир «С-13» – не герой, а военный преступник, виновный в гибели пассажиров. Более того – даже знавший о нахождении на борту лайнера беженцев.

 

Несмотря на большое количество исторических публикаций, опровергающих эту версию, она оказалась живучей. В данном случае ее сторонники, оказавшись под впечатлением произошедшей трагедии, демонстрируют незнание как правил, так и сути подводной войны. А ведь в ее истории уже были аналогичные случаи, когда на месте Маринеско оказывались подводники других стран.

К примеру, за пять лет до потопления «Вильгельма Густлова» в Атлантике немецкая подлодка U-48 отправила на дно британское судно «Сити оф Бенарес», перевозившее детей. После войны англичане пытались привлечь ее командира – подводного аса Генриха Бляйхродта к суду за содеянное. Рассмотрим эту историю подробнее, чтобы понять, есть ли на Александре Ивановиче Маринеско хоть какая-то вина в гибели гражданских лиц.

Эвакуация детей

Начало войны оказало свое влияние на экономику Великобритании, зависящую от импорта. В результате введения на море конвойной системы импорт сократился на четверть. Жителям метрополии пришлось потуже затянуть пояса, так как не все суда с грузами продовольствия достигали портов, становясь жертвами немецких подлодок и авиации. Правительство Великобритании было вынуждено ввести нормированное распределение некоторых видов продуктов, перейдя к карточной системе.

Эта мера сказалась на питании англичан, рацион которых теперь отличался от довоенного. Особенно от этого страдали дети. Поэтому неудивительно, что уже зимой 1939–1940 гг. с Британских островов началась добровольная эвакуация гражданского населения.

 

Первоначально она не поддерживалась британским правительством, являясь частным желанием граждан уехать от войны в США и Канаду. Однако по мере ухудшения военной ситуации – с началом налетов люфтваффе и появлением угрозы высадки вермахта в Великобритании – в британском парламенте стали поднимать вопрос об организованной эвакуации детей за океан. Летом 1940-го по поручению премьера У. Черчилля был создан Совет по распределению детей в доминионах (англ. Children's Overseas Reception Board, сокр. CORB), взявший на себя расходы по их перевозке за океан.

Разумеется, путь в Канаду малышам пришлось бы проделать на торговых судах, пересекая Атлантику. В то время это было связанно с огромным риском из-за угрозы атак немецких подлодок – британский торговый флот терял в среднем по три парохода в сутки. Но, судя по всему, в британском руководстве мало кто об этом задумывался, планируя перевозку детей морем. Первое судно с маленькими пассажирами на борту ушло в Канаду в июле 1940 года в составе одного из конвоев.

 

Поначалу транспорты, везущие детей, не были торпедированы, хотя потери в их конвоях были. Но это была лишь отсрочка судьбы. 28 августа из Ливерпуля вышел конвой ОВ-205, в составе которого были лайнеры «Ранджитата» и «Фолендам» с очередной партией малышей на борту. На последнем также находился коммодор конвоя контр-адмирал Ноулз со своим штабом, получивший предупреждение, что по курсу ОВ-205 действуют немецкие подлодки.

«Серые волки» адмирала Деница не заставили себя долго ждать. Ровно в полночь 31 августа «Фолендам» был торпедирован подводной лодкой U-60 Адальберта Шнее.

К счастью, тогда никто не погиб. Экипаж и пассажиры, включая 320 детей, перешли в шлюпки и позже были подобраны другими судами конвоя, нарушившими инструкцию, запрещавшую такие действия. Таким образом, все окончилось относительно благополучно, вследствие чего никто из участников никаких уроков из этого случая не вынес. 

Британская пресса подняла шумиху о счастливом спасении детей, и англичане, похоже, стали жертвами собственной пропаганды. Игнорируя тот факт, что по чистой случайности на месте происшествия оказались три судна, готовые спасать людей с риском для себя и в нарушение инструкций, они посчитали, что и впоследствии подобные спасательные операции будут так же успешны. Но новое такое событие вылилось в трагедию.

Погибшие в океане

Если верить морским приметам, то конвой ОВ-213, вышедший в море в пятницу, 13 сентября 1940 года, не ждало ничего хорошего. Первые три дня плавания прошли спокойно, так как ордер из 20 судов сопровождали три военных корабля. Но на четвертые сутки эскорт оставил ОВ-213, чтобы встретить конвой из Канады и сопроводить его в порт. Далее суда ОВ-213 должны были идти без охраны, возглавляемые пассажирским пароходом «Сити оф Бенарес», на котором находился коммодор конвоя контр-адмирал Макиннон и очередная группа эвакуируемых детей.

Немецкая подводная лодка U-48 заметила ОВ-213 утром 17 сентября. Однако волнение на море не способствовало перископной атаке, поэтому ее командир Генрих Бляйхродт решил не торопиться с нападением, ожидая темноты. Он преследовал конвой весь световой день, а с наступлением сумерек перешел к решительным действиям. Лодка атаковала конвой ровно в полночь, выбрав целью для своих торпед большое пассажирское судно, шедшее первым в центральной колонне. Это был «Сити оф Бенарес», который немцам удалось поразить лишь третьей торпедой, ставшей роковой для парохода и его пассажиров. После торпедирования судно продержалось на плаву около 15 минут. Его экипаж не подался панике и сумел спустить несколько шлюпок на воду, несмотря на бурное море.

Однако в шлюпках успели разместиться не все. Крен парохода усиливался, поэтому люди стали прыгать за борт в надежде быть подобранными шлюпкой. В этой ситуации остро стоял вопрос о спасении детей. По настоянию капитана все предыдущие трое суток они тренировались садиться в шлюпки при сигнале учебной тревоги. Но когда пришло время настоящего испытания, немногие из ребятишек смогли это сделать, так как шторм вызвал у них приступы морской болезни. Поэтому большинство детей не смогли покинуть тонущий пароход.

Сразу после атаки U-48 ордер конвоя распался, и его суда разошлись в разные стороны, не оказав помощи гибнущим с «Сити оф Бенарес». Помощь пришла лишь спустя сутки, когда на место гибели судна прибыл британский эсминец, сумевший подобрать из шлюпок и воды 105 выживших. Еще 42 человека, дрейфовавшие в шлюпке, были спасены другим эсминцем.

Итог трагедии был таков: на судне погибло свыше 250 человек, из них 77 детей. После этого британское правительство свернуло работу Совета по эвакуации детей в доминионы.

Сравним с «Густловым»?

Генрих Бляйхродт пережил войну, став в итоге британским пленным. Великобритания учинила над ним суд, сочтя потопление «Сифи оф Бенарес» военным преступлением. На суде Бляйхродта обвинили в том, что он намеренно атаковал пароход, заранее зная о нахождении на его борту детей.

Однако немецкий подводник вины не признал. Он утверждал, что «Сити оф Бенарес» был законной целью для атаки, так как шел в конвое. А во время нее ни командир, ни другие члены экипажа U-48 не знали о грузе и пассажирах судна. Выслушав доводы обвиняемого, судьи сочли их справедливыми. Бляйхродт был оправдан.

Ничего удивительного в решении английского суда нет. Действительно, атака «Сити оф Бенарес» в составе конвоя была правомерна, а руководствуясь выбором цели, немецкий подводник остановил взгляд на самом крупном судне, не имея о нем больше никаких сведений. Как следует из вахтенного журнала U-48, ее экипаж узнал название торпедированной цели лишь после того, как она начала радировать в эфир, запрашивая помощь.

 

Получается, что истории атак «Сити оф Бенарес» и «Вильгельма Густлова» очень схожи. Как и английское судно, немецкий лайнер имел на борту эвакуируемых гражданских лиц, включая детей. Он также вышел в море, являясь частью конвоя 2-й учебной дивизии подводных лодок. Немецкое командование планировало отправить в этом конвое больше судов, но не все они оказались исправны. В результате из Данцигской бухты он вышел в усеченном виде: «Вильгельм Густлов» и два эскортных корабля.

Кстати, о его эскорте. Хотя один из его кораблей был вынужден вернуться обратно, немецкий лайнер продолжил путь в охранении миноносца «Леве», что подтверждается как немецкими документами, так и вахтенным журналом «С-13». И хотя на момент атаки советской лодки «Леве» несколько приотстал от «Густлова», это юридически не лишило лайнера статуса конвоя. Нужно отметить, что, как и Генрих Бляйхродт, Александр Маринеско не мог знать, кто находится на атакуемом им судне. Он видел перед собой цель, которая сначала охранялась военным кораблем, а затем некоторое время шла одна, предоставив шанс на атаку, которым Маринеско и воспользовался.

В завершение обратим внимание на важный факт. В отличии от «Сити оф Бенарес», бывшего гражданским судном в составе конвоя, «Вильгельм Густлов» на момент гибели имел на борту вооружение в виде зенитных орудий и официально считался вспомогательным судном кригсмарине, то есть де-факто являлся военным кораблем. Таким образом, можно сказать, что если британский суд не нашел доводов признать военным преступлением потопление Генрихом Бляйхродтом гражданского судна, то на этом фоне какие-либо претензии к атаке «Вильгельма Густлова» Александром Маринеско можно признать несостоятельными и нелепыми.


Источник: Чем ответить на страшные обвинения в адрес советского подводного аса
Опубликовал:
Теги: транспорт история женщина море лето

Комментарии (69)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Федор Трофимов 
Вот что написано в "Википедии", о потоплении фашистскими летчиками госпитального судна "Армения" "Но юридически, вооружение «Армении» (на корабле были установлены четыре 45-мм пушки 21К[6] и четыре 12,7-мм пулемёта), а также следование в составе конвоя с охранением из боевых катеров и самолётов лишило её защитного статуса и сделало законной военной целью. ...Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тысяч человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек"
"Вильгельм Густлофф" имел вооружение? Да, зенитные орудия. Перевозил действующих военнослужащих? Да. Как минимум 916 офицеров и курсантов подводников.Следовал в составе военного конвоя? Да. Вопрос закрыт.
вадим гришаев 
Вместе с "Арменией" на дно ушло мирных жителей в 7 раз больше, чем на Титанике. И после этогго Маринеско виноват?
Бузыкин Александр 
Не виноватый он. Отчего вы так возбудились, как будто вам укол адреналина поставили. Никто никогда даже и не ставил вопрос о вине Маринеско.
Вам бы успокоиться и попить седативное.
Федор Трофимов 
А отчего вы возбудились 11 сентября 2001? Ну снести арабы пару домишек, и что?
Бузыкин Александр 
При чём тут 11 сентября?
Где связь между Балтикой, Маринеско и Нью-Йорком? Какой то бред.
Федор Трофимов 
Между вашими комментариями и темой статьи связь еще меньше, девонька. Успокойтесь и попейте седативное.
Бузыкин Александр 
Мда, совсем у вас всё печально...
Федор Трофимов 
Да у вас, в сша, тоже не весело...
вадим гришаев 
Я давно интересуюсь судьбой этого героя. После того, как он потопил тот кораблик, Маринеско впал в немилость начальства. Его изгнали из флота. И то ли хотели посадить, то ли посадили за незаконное перемещение кроватей из одного помещения в другое.
Бузыкин Александр 
У вас? Лично я к штатах штатам никаким боком.
Это у вас опять разыгралось воображение...
Марков Николай 
Сначала судите тех кто приказал сбросить и сбросил атомные бомбы на Японию. Там все знали что все умрут. А потом разберем эту статью.
Валерий Неклюдов 
На войне, как на войне. Немцы что хотели, то и получили. А сколько наших беззащитных беженцев немецкие летчики и подводники потопили и расстреляли в 1941-42 гг., в том числе на Балтике а Черном море при эвакуации!
Бузыкин Александр 
Юридических обвинений в адрес Маринеско никогда не было. А мораль на войне всегда за скобками.
Неточность в тексте одна. В кригсмарине во время войны вообще не было пассажирских гражданских судов, все плавсредства вооружались орудиями и зенитными автоматами, считаясь вспомогательными транспортными кораблями. Риск гибели на войне гражданских лиц существовал всегда и он увы неизбежен.
Сергей Бутенко 
на войне,как на войне!никто фашистскую пакость на Русскую землю не приглашал...
Nikolai Baranixin
"Чем ответить".....Чем ответить?! "Калибрами", "Искандерами", "Тополями" и "Ярсами"! Гаубицами и огнеметами! Без пощады. Под корень.
Виктор Светухин 
"Под корень" - к геноциду призыв ? На каку нацию осерчали ? Чем не угодила ? Или просто глупость ляпнул впроброс ?
Роман Белич 
Надо устроить геноцид всей немецкой нации! Эти падальные люди никогда не оставят желания развязать новую войну! Поэтому надо воспользоваться их "опытом" в создании концлагерей, где беспощадно уничтожать всю арийскую расу под корень, на уровне ДНК, чтобы и намёка не осталось от их генов! Точно так же поступить и с жидами--все беды от них!
Георгий Ситнянский
"Надо устроить геноцид всей немецкой нации! Эти падальные люди никогда не оставят желания развязать новую войну!"
Давно оставили. В отличие от вас и вам подобных.
Юрий Шальнов 
Немцам можно напомнить потопление госпитального судна "Армения" в Чёрном море, которое было отмечено огромными красными крестами! Тем не менее немецкие лётчики потопили его и погибли многие тысячи раненых и гражданских людей, но это запад не интересует, а путинская власть кроме недоумения и робких возражений, похоже больше ни на что и не способна!
Бузыкин Александр 
А какое отношение имеет тот "хейнкель", сбросивший торпеду на "Армению" к пресловутому "западу"..?
Не понимаю и не вижу аналогии.
Исикава Такубоку
Конечно опять виноват Путин.... А вот при Синем Борьке власти бы отстояли нашу правоту!!!
Валера Апёнышев
А ТЕБЕ ПОДПИНДОСНИК ЭТОГО НЕ ПОНЯТЬ
Федор Трофимов 
Часть деталей этого самолета была изготовлена на немецких заводах Г. Форда (США), некоторые на заводах Шкода (Чехия). Топливо поставлялось Венгрией, Румынией, и США. Ну уж если это не пресловутый "запад", тогда что у вас называется западом?
Бузыкин Александр 
Ну тогда наши Ла-5 и Ил-2 тоже вполне могут считаться западными, ведь алюминий, никель, молибден, медь, авиаприцелы, радиооборудование, высокооктановый бензин нам поставлялись из за океана.
Получается, "запад" воевал с "западом", если следовать вашей логике.
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Бузыкин именно так и было.
Федор Трофимов 
"Если мы увидим, что выигрывает Германия, нам следует помогать России, если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше". Гарри Трумэн. Нью Йорк Таймс 24 июня 1941 года. Так что с нами действительно воевал "объединенный запад", просто некоторая его часть ещё и старалась заработать на войне побольше, продавая оружие противнику. Ничего личного, просто бизнес, не так ли?
Бузыкин Александр 
Кто такой был Трумэн в 1941 году, что бы его частное мнение на что то влияло в Вашингтоне? Германия покупала сырьё у нейтральных стран либо забирала у стран-сателлитов. Ни о каких поставках с воюющими странами нет ни единого факта.
Верить в подобную муть могут только персонажи с низким уровнем развития и напрочь утратившие чувство реальности.
Валерий Юрьев
В 1941 году Гарри Трумэн был конгрессменом, сенатором от штата Миссури, то-есть далеко не рядовым гражданином.
Федор Трофимов 
То, что в американских школах об этом не рассказываю, не значит, что этого не было. Филиал завода "Форд" в Пуасси, Франция, исправно работал всю войну, производя грузовики и авиакомплектующие для вермахта. Часть деталей шла из сша. Также результативно работал филиал Форда в Кельне. К моменту начала Второй мировой войны совокупные вклады американских корпораций в свои немецкие филиалы и представительства составляли порядка 800 миллионов долларов. Вложения компании Ford — 17,5 миллионов, Standard Oil of New Jersey (ныне существующей под вывеской Exxon) - 120 миллионов, General Motors — 35 миллионов, ITT — 30 миллионов. Значительная часть компании Opel принадлежала General Motors. А Opel, между прочим, производила моторы для Junkers-88, которые очень неплохо "оттоптались" по высадке союзников в Нормандии. Так что "блахародные американсы" своих "зольдатиков" особо не жалели.
Бузыкин Александр 
И дальше что? Воле конгрессмена подчинены флот, армия и промышленные концерны?
Федор Трофимов 
Конгрессмен всего лишь выражает волю промышленных концернов. Надеюсь слово "lobby" вы слышали?
Бузыкин Александр 
Ничего подобного. Конгрессмен выражает позицию своего избирательного округа в своём штате. Лоббизмом занимаются председатели сенатских комиссий при условии партийного большинства.
Бузыкин Александр 
Автозавод в Пуасси действительно всю войну выпускал двухосные грузовики "Рено" по фордовской лицензии. Вермахт приобретал их для нужд снабжения частей и местной полиции. А вот про завод Форда в Кёльне - это неправда. Такого не было. Авиадвигатели для Ju-88 производились в Ингольштадте, Рехлине и Швейнфурте. Так что о ваши песни про "блахародных америкосов" не находят фактических подтверждений. Кстати, завод в Пуасси после войны финансово пострадал за помощь немецким властям. Спасло от закрытия его лишь то, что руководство завода предоставило документы о том, что конструктивно эти грузовики не могли (в отличии от Опель-Блица) транспортировать военную технику и быть переоборудованы в платформы для зенитных орудий, тяжёлого вооружения. Использовались в качестве транспорта для живой силы, фуража и малогабаритных грузов до 1 тонны. По тогдашней классификации такая автотехника относилась к гражданской.
Думаю, что пара сотен таких автомобилей не сильно поспособствовала силе немецкой армии.
Федор Трофимов 
Речь шла о факте сотрудничества бизнес элит сша и третьего рейха. Вы его признали. А недавно отрицали. Врать, девонька,тоже уметь надо!
Бузыкин Александр 
Какие там бизнес элиты, девонька? Один завод, выпускающий грузовики-однотонки - это сотрудничество? Да этого еле хватит на снабжение нескольких тыловых батальонов в течении года.
Не делайте мне смешно. Один полярный конвой, доставляющий одномоментно сотни тысяч остродефицитных грузов - это сотрудничество.
Шестаков Игорь 
В 1983 году, в тогда еще Ленинграде, я пообщался с одним человеком. В 1941 году ему было 6 лет. Первую блокадную зиму он чудом выжил, из всей семьи остались он и его тетка. Летом 1942 таких детей собрали и решили вывезти из блокады. Их погрузили на баржу, прицепили к буксиру и отправили по Ладоге. При этом всем детям выдали белые панамки. Налетели немецкие самолеты, баржу утопили. Этот человек тонул, захлебывался, но его спас матрос с буксира, который прыгнул за ним в воду. После спасения он увидел, что вода буквально покрыта плавающими белыми панамками. Еще здесь справедливо вспомнили теплоход "Армения". После таких историй не воспринимаются всерьез обвинения Маринеско в жестокости и геноциде, тем более Густлов шел под военно-морским флагом.
Бузыкин Александр 
А кто обвиняет то? О каком геноциде речь?
Нормальная боевая операция.
Роман Белич 
Да о чём вы здесь буровите, правозащитники? Да за то, что немцы просто творили в СССР при нападении, надо было при взятии Берлина не церемониться, а травить эту свору газом, жечь в печах, использовать весь запас боеприпасов, добивая этих вшивых ублюдков с их бауэрами, семьями, детьми, делая всё это на их глазах, а потом медленно сажать их на колы! Око за око, зуб за зуб! Вот тогда русскую нацию почитали бы при одном только упоминании о ней! А то новая шавка, объявившаяся в бундестаге, хочет разговаривать с нами с позиции силы! Кишка тонка, сразу получит порцию "Цирконов"!..
Георгий Ситнянский
"надо было при взятии Берлина... травить эту свору газом, жечь в печах, использовать весь запас боеприпасов, добивая этих вшивых ублюдков с их бауэрами, семьями, детьми, делая всё это на их глазах, а потом медленно сажать их на колы!"
Такого, вообще-то, даже гитлеровцы в отношении нас не делали. Превзойти нацистов в зверстве - задача, мягко говоря, не из лёгких. Но нет таких рубежей зверства, подлости, тупости и др., которые совковата не могла бы взять!
Ruslan Ivanov
На этот гнилой вопрос история давно ответила! « Кто к нам с мечем придёт, тот от меча и погибнет !» - Александр Невский
Валерий Юрьев
Это перефраз библейского текста из Евангелия от Матфея :" говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Вероятно, составители евангельских текстов воспользовались уже готовой формулой, которая существовала в античном мире, в частности в Древнем Риме «Кто воюет мечом, от меча и погибает»

Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» (1938) советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899—1951), когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»
ОЛЕГ ПЧЁЛКИН 
надо просто послать всех пиздаболов нахуй
Виктор Зверев 
Это полемика не о чем. Ядерная бомбардировка Японских городов, осмысленная и специальная. Ковровые бомбордировки советских городов немцами, союзниками Дрездена и других немецких городов. Кораблик потопили ой ой... печалька то какая.
Владимир Кольцов
Каждый мнит себя стратегом, видя бой издалека.
Владимир Ховрашов
В оригинале: "...видя бой СО СТОРОНЫ"...
Ильдар Минхаметов
Разрушение моего государства тоже начиналось с вашей либерастической пропаганды.
Владимир Кольцов
Каждый мнит себя стратегом видя бой издалека.
Алексей Калиниченко 
Блин, провокационная статья. За такую х-ню надо бить в морду. Когда гитлеровских лётчики бомбили Ленинград они, конечно же, не знали, что могут убить ребёнка или женщину.
Бузыкин Александр 
Любая бомбардировка и любой артобстрел ведут к непреднамеренной гибели гражданского населения. Но ни одна из сторон не отказывалась от этого способа ведения боевых действий. Пуск торпеды по кораблю в военное время, идущего под военно-морским флагом, оснащенного средствами ПВО - нормальная боевая практика для всех флотов мира.
Предмета для столь ожесточенных, но пустых споров, я не вижу.
Предлагаю закрыть тему.
Бузыкин Александр 
По поводу того, считать ли Маринеско "асом" у многих морских историков и специалистов имеются серьёзные возражения. Во время предыдущих четырёх боевых походов он не добился каких либо значительных успехов на Балтике. Один поврежденный сухогруз и один тральщик за три года - весьма слабовато, что бы считаться асом. Все изменил пятый поход. Тут ему сказочно повезло. Правда выпустить с короткой дистанции торпеды по крупнотоннажному судну, лишенному свободы маневра (шёл по прибрежному фарватеру без охранения и топовых огней) - задача не архисложная. Все равно что попасть дробью в неподвижного зверя. Торпедирование "Штойбена", шедшего из Пиллау морским фарватером и в охранении, было задачей посложнее. Маринеско успел догнать конвой в надводном положении и на пересечении курсов дать залп.
Но до лавров Лунина, Гаджиева, Девятко ему было далеко. И по числу боевых походов, по сложности задач и результативности.
Федор Трофимов 
Пишу тебе, Володя, с Садового кольца,
Где с неба льют раздробленные воды.
Все в мире ожидает законного конца,
И только не кончается погода.
А впрочем, бесконечны наветы и вранье,
И те, кому не выдал бог таланта,
Одним лишь утверждают присутствие свое,
Пытаясь обкусать ступни гигантам.

Ю. Визбор. "Письмо Высоцкому"
Сергей Кузнецов
Уважаемый,данный высер"..Один поврежденный сухогруз и один тральщик за три года - весьма слабовато, что бы считаться асом...."крайне неуместен.Вы не берёте в расчёт тот момент,что весь флот Балтики практически был блокирован....И надо было быть великим асом или просто сумашедшим,чтобы пробиться через эту блокаду!
Бузыкин Александр 
То что КБФ почти всю войну был заперт в Финском заливе... отчего то не мешало советским подводникам прорываться через Минные заграждения к балтийским коммуникациям противника и срывать грузоперевозки.
Такие командиры подлодок как Травкин, Осипов, Матиясевич, Грищенко, Коновалов, Фисанович, Могилевский, Ярошевич, Богорад имели на своём счету с десяток и более потопленных вымпелов, по двадцать и более боевых выходов в море. Вот эти командиры могут считаться подводными асами с куда большим основанием.
То, что Балтфлот был блокирован 3 года, не отменяет его боевой активности.
Георгий Ситнянский
"То, что Балтфлот был блокирован 3 года, не отменяет его боевой активности".
Как сказать, как сказать. Между Таллином и Хельсинки была протянута сплошная заградительная сеть, которую невозможно было прорвать. И лишь после того, как 4 сентября вышла из войны Финляндия, а 22-го того же месяца немцы оставили Таллин, ситуация изменилась.
Федор Трофимов 
Да успокойтесь, уже, госпожа вагиноамериканец! Что может житель сша знать о мастерстве подводной войны, если американские подводники действовали в условиях отсутствия противодействия противника в районе своих баз, а что либо подобное Поркала - Уддской минно-артиллерийской позиции им даже в ночных кошмарах не снилось! Что же касается упомянутых офицеров:
Травкин - основную часть побед одержал на К52,которой командовал, начиная с конца 1943 года (кода наступление советских войск позволило частично деблокировать финский залив).
Осипов - погиб в 1943, при попытке форсировать Поркала - Уддский ВР
Матиясевич - командовал подводным минным заградителем "Лембит", сравнивать его результативность с Маринеско может только человек, в вопросах подводной войны абсолютно некомпетентный.
Грищенко - был самым последовательным противником действий подводных лодок на БТВД в 1942 - 1943 годах, в условиях тотального превосходства сил и средств противника, и невозможности прорывать минно-артилерийские позиции в финском заливе.
Коновалов также как и Матиясевич, командир подводного минзага Л3, комментарии см. выше.
Фисанович - служил на Северном флоте, и был убит союзниками. И еще большой вопрос, была атака "Либерейтора" случайностью, или спланированной акцией. Но к действиям Балтфлота эта история никак не относится.
Могилевский как и Коновалов и Матиясевич,командовал подводным минзагом Л 21, сравнение с Маринеско - предельно некорректно. Ярошевич командир ПЛ Щ310 в 1943 году.Несколько раз пытался прорвать минно-артиллерийские позиции противника, для выхода на оперативный простор. Безрезультатно.
Богорад - основные победы одержал в 1944 году, приняв у Ярошевича Щ 310
Всё сказанное не умаляет ни мастерства, ни героизма названных офицеров, а лишь подчеркивает тяжесть оперативной обстановки.
И в качестве "вишенки на торт" - С 13 заметила "Густлов", идя в условиях умеренного шторма в ПОЗИЦИОННОМ положении. Для "знатока подводной войны по американски" - это когда над водой только рубка, самый опасный режим, в шторм - требующий исключительного мастерства командира.
Так что, девонька, прекращаем писать про подводников, начинаем писать про приключения какашки. Это у вагиноамериканца лучше получается.
Бузыкин Александр 
Кто говорит, что просто? Наоборот, все было очень сложно и подплав КБФ не огромные потери на минных заграждениях "Насхорн" и "Зигель" Но несмотря на трудности, "щуки", "эски" всё таки проходили и наносили удары, ставили свои мины.
А что касается сетевого заграждения "Валрос", которое немцы и финны поставили в самой глубоководной части Балтики между о.Нарген со стороны эстонского берега и мысом Поркала с финского, то эта сеть просуществовала полтора года с весны 1943 до сентября 1944. Тогда действительно наш подводный флот был блокирован и потери немецких конвоев снизились до минимума. С выходом из войны Финляндии советские тральщики мгновенно демонтировали сетевое заграждение у финского берега и уже в октябре подводники КБФ добивались успехов.
Бузыкин Александр 
Про Маринеско как командира ПЛ знали до февраля 1945 только его непосредственное начальство и сослуживцы по подплаву. Никто про него не писал, особых достижений не имел, из общего ряда не выбивался. Если бы он не схватил за хвост неслыханную удачу в своём пятом походе, то вряд ли мы когда нибудь вообще о нём знали. Случай на войне - фактор немаловажный. Что же касается встречи С-13 с "Густловым" то она не была случайной. И дежурил Маринеско у подходов к Данцигской бухте совсем не случайно. Командование имело абсолютно точную информацию от разведорганов флота о погрузке крупнотоннажного лайнера в порту, которая шла не одни сутки. Немцы тоже понимали, что выход в море такого судна не может остаться незамеченным для разведорганов СССР и Британии. Обе стороны выжидали несколько дней. Немцы надеялись, что у подводников, загнанных под воду авиацией и миноносцами, закончится ресурс автономности. Маринеско надеялся на то, что раньше у немцев кончится терпение. Да и обстановка под Данцигом уже не позволяла медлить. С-13 сначала услышала "Густлов" и пошла на сближение. Противолодочного эскорта у немцев не было, лодка прекрасно видела курс и скорость лайнера. Дальше дело техники.
Георгий Ситнянский
"американские подводники действовали в условиях отсутствия противодействия противника в районе своих баз"
Учи матчасть, аналосовковатник!
Бузыкин Александр 
Вспомнил. Был такой советский фильм "О возвращении забыть" с Александром Филиппенко в роли Маринеско. Сюжет фильма максимально точно передаёт обстановку и планы сторон в районе Данцигской бухты. Все хотели пересидеть и обхитрить друг друга. И будь у немцев люфт во времени ещё бы на трое суток, их план возможно бы и сработал. Но прорыв советских войск к балтийскому побережью лишил немцев времени и они вынуждены были пойти на риск. Недаром они выбрали прибрежный фарватер, хотели на максимальных узлах пройти опасный сектор. Штормовая погода и погашенные бортовые огни затрудняли визуальное наблюдение. Но С-13 как раз в это время собиралась всплывать для зарядки батарей, когда акустик доложил о шуме винтов. Моментально определив курс и скорость цели, рассчитали "треугольник" и вышли надводным ходом в точку пересечения даже с запасом. Стреляли с короткой дистанции практически в полигонных условиях носовыми торпедами.
Уже после войны специалисты, разбирая эту ситуацию, признавали что у "Густлова" был шанс проскочить этот коридор, будь С-13 на поверхности в момент прорыва около часа. Но шанс был минимален, поскольку Маринеско точно знал, что корабль будет прорываться только вечером или в начале ночи (днём его бы накрыла наша авиация). Для регенерации и подзарядки батарей ПЛ всплывала в предрассветное время ненадолго и через час опускалась вниз, контролируя гидроакустическую обстановку.
Федор Трофимов 
Примеры противодействия американским ПЛ, при выходе из баз, пожалуйста.
Примечание: потомок американских свинопасов не может оскорбить,по определению.
Александр Соколов-П
На войне как на войне! Да и в первой половине прошлого века стандарты гуманизма были иные. И не только в СССР — везде ...
Игорь Новиков 
сравнивая его действия со зверствами фашистов против гражданского населния, вы ставите его в один ряд с военными преступниками. все верно! сотворил то же, что гнида-фашист, сам стал гнидой-фашистом. все.
Федор Трофимов 
Хорошая логика. Продолжим рассуждать в ней. 3й рейх ОФИЦИАЛЬНО провозгласил ТОТАЛЬНУЮ войну на уничтожение населения СССР. За то, что Маринеско не прошел на лодке по утопающим, кромсая выживших винтами, ему в Германии памятник должны поставить. Не так ли?
Бузыкин Александр 
Вообще то подобное действие квалифицируется как военное преступление. Было несколько подобных случаев, когда командиры немецких подлодок отдавали приказ об открытии огня по выжившим в воде после торпедирования. Все они получили по 10-15 лет тюрьмы, судили их англичане военно-морским судом.
Федор Трофимов 
То есть вы подтверждаете, что каких либо претензий, юридических, моральных или профессиональных, по отношению к командиру С13, Алекандру Маринеско нет, и быть не может. Что и требовалось. Коварная штука, это англо-саксонское прецедентное право, правда?
Бузыкин Александр 
Маринеско не виноват. Ни по какому праву, хоть морскому, хоть прецедентному...
Что непонятного?
Виктор Шаповал
Немцы две мировые войны топили всех подряд.и ничего.Маринесло утопил НЕ ГРАЖДАНСКОЕ СУДНО,А ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ.и при этом перевозивший команды подводных лодок,ТЕХ ,КТО НЕ ЗАМОРАЧИВАЛСЯ.КОГО ТОПЯТ.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Страшные находки из ледников
Страшные находки из ледников
6
Мужской журнал 10:01 06 авг 2021
Нездоровые фантазии: Захарова иронично ответила на обвинения Грузии в адрес России.
Нездоровые фантазии: Захарова иронично ответила на обвинения Грузии в адрес России.
19
Ваши новости 14:02 28 авг 2017
Новые обвинения в адрес Петрова и Боширова
Новые обвинения в адрес Петрова и Боширова
2
Ваши новости 08:21 23 апр 2021
Китай выдвинул серьёзные обвинения США
Китай выдвинул серьёзные обвинения США
29
Ваши новости 20:00 11 апр 2021
Мария Шукшина: "Нас в покое не оставят, последствия будут страшные"
Мария Шукшина: "Нас в покое не оставят, последствия будут страшные"
79
Ваши новости 11:01 04 окт 2021
Кровавая графиня Батори или Страшные тайны Карпат
Кровавая графиня Батори или Страшные тайны Карпат
19
Мужской журнал 10:01 26 янв 2022
Самые страшные подводные монстры
Самые страшные подводные монстры
2
Мужской журнал 08:00 20 янв 2022
Как Иран поможет России ответить Западу
Как Иран поможет России ответить Западу
26
Ваши новости 22:01 17 янв 2022
Самые страшные женщины на земле
Самые страшные женщины на земле
10
Мужской журнал 10:59 21 мар 2019
Пророк о возрождении Советского Союза
Пророк о возрождении Советского Союза
84
Мужской журнал 06:00 02 мар 2021
Сванидзе раскритиковал решение суда о геноциде советского народа
Сванидзе раскритиковал решение суда о геноциде советского народа
155
Ваши новости 04:01 29 окт 2020
Минздрав изменит состав автомобильной аптечки: что придется докупить
Минздрав изменит состав автомобильной аптечки: что придется докупить
0
Авто-Тема 13:49 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства