Провозглашенная в Литве политика «энергетической независимости от России» заканчивается крахом. Например, отопление в стране в этом сезоне подорожает как минимум на треть, а последствия будут печальными и для населения, и для промышленности. Причем похожая ситуация наблюдается и в других странах, особенно рьяно занимающихся гибридной войной против России.
Начать стоит издалека. 27 октября 2014-го в порту Клайпеды ошвартовался гигантский плавучий терминал сжиженного природного газа (СПГ) Independence («Независимость»). Эта 294-метровая плавучая коробка была собрана по заказу Норвегии специально для Литвы в Южной Корее. На судне оборудовали четыре терминала для сжиженного природного газа, общая вместительность которых достигает 170 тыс. кубометров. Хранилище обслуживает интересы литовской компании Klaipedos naftа («Клайпедская нефть»), 72% акций которой находятся в собственности государства. Сам проект
Во имя «энергетической независимости»
В Литве дату 27 октября 2014 года назвали одной из самых значительных в истории государства – столь же важной, как и выход из Советского Союза и вступление в НАТО и Евросоюз. Дескать после того, как под давлением Евросоюза Литва вынуждена была «выключить» оставленную ей Советским Союзом Игналинскую АЭС, республика попала в «энергетическую зависимость» от российского Газпрома – а это плохо, очень плохо. Но появление плавучего терминала в Клайпеде позволило Литве вновь обрести долгожданную свободу.
«Одним судном мы решим две крупнейшие проблемы: газа и электричества», –
При этом Литва призывала и призывает все остальные страны ЕС последовать собственному примеру – и максимально отказаться от российского газа. Так, в мае этого года заместитель министра иностранных дел Литвы Арнольдас Пранцкявичюс принял участие в неформальном Совете по общим делам ЕС, состоявшемся в португальской Коимбре. Во время встречи обсуждались вопросы будущего Евросоюза.
«ЕС должен еще больше снизить свою энергетическую зависимость от третьих стран, включая поставки газа из России и электроэнергии с небезопасных атомных электростанций (намек на Белорусскую АЭС – прим. ВЗГЛЯД)», –
Сама Литва взялась за построение своей «энергетической независимости» семь лет назад очень рьяно – по крайней мере, на словах. 28 октября 2014 года судно Golar Seal
Довольно скоро эйфория литовцев от обретения долгожданной «энергетической независимости» начала потихоньку сдуваться. Перевод газовой системы государства на новые источники лишь привел к
Брали бы пример с белорусов
В итоге Газпром с рынка Литвы никуда не ушел – российский
Как и другие государства ЕС, Литовская Республика в последнее время несет большие экономические потери из-за растущих цен на голубое топливо.
В середине сентября
Литовские власти приступили к решению проблемы традиционным для себя путем – языком, вовсю обличая Россию. «Россия замедлила поставки газа – с тем, чтобы повлиять и оказать давление на государства – члены ЕС, а прежде всего на Германию, дабы ускорить запуск "Северного потока"», – громогласно
А тем временем завод азотных удобрений Achema, являющийся крупнейшим потребителем газа в Литве, вынужден сократить производство. По словам генерального директора Achema Рамунаса Миляускаса, это произошло из-за резкого повышения цен на голубое топливо. Управленец
Надо сказать, что литовские промышленники оказались не одни в такой ситуации. Например, норвежский производитель удобрений Yara International ASA из-за увеличения стоимости газа
Как
У литовцев и украинцев собственная гордость
При этом в прошлом году в Минске жаловались, что немцы на споте покупают газ по более выгодным ценам, чем установлены по контракту для белорусов. «Вчера я получил информацию, что Россия продает природный газ в Европе в это непростое время до 70 долларов: 65–68, но никак не 127 долларов, как для Беларуси. Какая здесь ситуация и обстановка, на что мы можем рассчитывать в будущем? Хотелось бы знать, что к настоящему времени предпринято по снижению цены на природный газ для Беларуси», –
Что касается Украины, то она продолжает закупать российский газ под видом «европейского» – что лишь увеличивает его стоимость. «Бытовые потребители стоят на пороге очередного повышения коммунальных тарифов, которое в этом году обещает быть особенно болезненным. У президента Владимира Зеленского был реальный шанс положить конец абсурдной энергетической политике Петра Порошенко. На первый год его президентства выпали переговоры по заключению нового транзитного контракта между Газпромом и Нафтогазом. В Москве открыто заявляли, что хотят заключить с Киевом пакетное соглашение, которое включало бы в себя договоренности о прямых поставках газа. Этот шаг казался взаимовыгодным и логичным. Но возвращаться к такому формату отношений с Газпромом Зеленский не пожелал – и получил взамен газовый кризис», – констатирует Ильяшевич.
В Литву же беда пришла другим путем. Здесь «гирей на ногах» стал тот самый плавучий терминал Independence, превратившийся в «насос», выкачивающий деньги из Литвы.
Ежегодно литовская госкомпания Ignitis
В свою очередь, аренда судна и обслуживание терминала обходятся литовским потребителям в 66 млн евро ежегодно. В 2024 году терминал нужно будет выкупить или продолжать платить 25–35 млн евро в год: в зависимости от срока соглашения – 10 или 20 лет. Данные же об остаточной стоимости Independence не раскрываются, однако аналитики полагают, что к 2024 году она должна составить 121–160 млн евро.
«Замечательная литовская схема: невыгодные контракты заключает государство, а платить за это должны бытовые и промышленные потребители. По иронии судьбы больше всех эффект от эксплуатации СПГ-терминала в Литве ощущает та самая Achema. Она не только закупает газ в Клайпеде по долгосрочным контрактам, но и платит самый большой налог. Налог, который сопоставим с фондом заработной платы предприятия. Сам порядок возмещения убытков, которые генерирует СПГ-терминал, Achema уже несколько лет оспаривает в суде», – отмечает Ильяшевич.
Кстати, на днях иск литовского предприятия был
Комментарии (0)