Госдума ударными темпами приняла поправки в законодательство, обеспечивающие реализацию инициатив президента Владимира Путина по улучшению демографической ситуации в стране. Изложенные в послании Федеральному собранию задачи позиционируют в качестве очередных мер поддержки семей с детьми, что не совсем корректно. На самом деле речь идет о создании предпосылок, в первую очередь материальных, чтобы увеличить суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной) к 2024 году до 1,7 против нынешних 1,5. Насколько достижима цель, разбирался «Профиль».
Семейные ценности
Одно из главных изменений связано с материнским (семейным) капиталом. Теперь родители могут его получить уже после рождения первенца. Единственное ограничение – ребенок должен появиться на свет после 1 января 2020 года. Размер выплаты в настоящее время составляет 466,6 тысячи рублей. В дальнейшем материнский капитал будет ежегодно повышаться на уровень инфляции.
При этом действие программы, и это еще одна важная инициатива президента, продлено до 2026 года. Как показывает опыт, средства материнского капитала используются главным образом на приобретение жилья. Ставка делается на то, что семьи с помощью этих денег смогут решать квартирный вопрос, что называется, на перспективу. Например, планируя рождение второго или третьего ребенка. Аргументом в пользу такого решения может стать собственное жилье, в котором у малышей будет своя комната.
В выигрыше останутся и семьи, ранее получившие материнский капитал, если в них появятся новые дети. Им причитается «добавка» в размере 150 тысяч рублей. Таким образом, новые участники программы смогут получить от государства в общей сложности по 616,6 тысячи рублей.
После появления третьего ребенка семье полагается еще одна выплата в размере 450 тысяч рублей, которую, в отличие от материнского капитала, можно использовать только на погашение ипотечного кредита. Несложно подсчитать, что многодетные родители, ставшие таковыми после 1 января 2020 года, на улучшение жилищных условий получат из казны более 1 млн рублей. Сумма не столь значимая для Москвы или Петербурга, но во многих регионах она составляет примерно половину стоимости квартиры или дома.
Еще одна мера поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет, в которых доходы на человека ниже прожиточного минимума, – ежемесячные выплаты на ребенка. Минтруд подготовил поправки в госпрограмму «Социальная поддержка граждан». Размер выплаты будет свой для каждой территории. Все определяется прожиточным минимумом, установленным в конкретном регионе. В текущем году выплаты в среднем составят 5,5 тысячи рублей в месяц, а в следующем году почти в два раза больше – 11,5 тысячи рублей.
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, это решение может коснуться предположительно 2,4 млн человек, а затраты бюджета в 2020‑м составят 159 млрд рублей. Еще 122,4 млрд рублей направят на выплаты по новой схеме материнского капитала.
Меры по повышению рождаемости реализуются последние 13 лет. В 2007 году была разработана стратегия поддержки семей с детьми и введен материнский капитал. Два года назад утвержден национальный проект «Демография», предполагающий увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 ребенка к 2024 году. Напомним, по прогнозу Росстата, к 2024 году показатель может находиться в диапазоне от 1,54 до 1,74. При этом даже при реализации оптимистичного сценария уровень рождаемости в России останется ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения – 2,1–2,2 ребенка.
Дефицит молодых мам
Большинство специалистов считают, что предпринимаемые государством меры по поддержке семей с детьми оказали определенное положительное влияние в период 2007–2015 годов. Благоприятная тенденция была связана не столько с изменением установок на рождение детей (сколько детей семья планирует иметь), сколько с улучшением внешних факторов. Родители хотели завести второго ребенка, но откладывали эти планы на более позднее время.
Введение материнского капитала многим семьям помогло ускорить принятие решения. Хотя на старте программа выглядела декларативно. Например, была оговорка, что сертификат на маткапитал можно было использовать только по прошествии трех лет. В Минфине исходили из того, что родители, в первую очередь мамы, якобы должны еще доказать, что дети для них высшая ценность и они умеют их не только «делать», но растить и воспитывать.
За этим угадывался типично бухгалтерский подход, чтобы как можно дольше не давать использовать положенные деньги. Объяснения чиновников не выдерживали критики уже потому, что под ограничения подпали многодетные семьи, в которых старшие дети не только пошли в начальную школу, но и достигли совершеннолетия.
Кризис 2008 года, когда правительство было вынуждено принимать экстренные меры по спасению экономики и недопущению роста социальной напряженности, стал основанием для отмены нелепого «испытательного срока». Однако бэби-бум, зафиксированный в России в 2007 году, продолжался до 2015 года. Потом страна погрузилась в новый кризис, усугубленный демографической «волной» – снижением рождаемости в 90‑е годы, когда мамами становились внучки рожденных в годы Великой Отечественной войны, да и экономические трудности периода сыграли свою роль.
Сейчас пришло время, когда представители этого немногочисленного поколения сами становятся родителями. Однако даже многомиллиардные вливания в поддержку материнства и детства не способны в полной мере компенсировать дефицит женщин репродуктивного возраста. Более того, статистика свидетельствует, что спад рождаемости затронул даже регионы, в которых многодетные семьи традиционно были нормой.
Углы падения
Государство столкнулось с рисками депопуляции – с сокращением численности населения. По прогнозам, несмотря на принимаемые меры, в ближайшие десятилетия россиян будет становиться все меньше, и к 2050 году, вероятнее всего, останется всего около 142 млн человек.
Решение проблемы в условиях низкой рождаемости за счет миграции представляется достаточно спорным. Адаптация мигрантов требует довольно значительных затрат бюджета. Кроме того, далеко не всегда культурные установки новообращенных граждан РФ оказываются идентичными с установками местного населения. Поэтому современная модель государственной демографической политики основывается на возрождении ценностей семьи, воспитывающей двух и более детей.
Однако традиционные общества в большинстве случаев предполагают патриархальный уклад, характерный и для семейных отношений. Факторы же, определяющие рождаемость, в настоящее время психологические и коренным образом отличаются от ценностей традиционной семьи. В странах с развитыми экономиками дети перестали быть экономическим подспорьем, от их числа не зависит социальный статус родителей.
Даже для простого воспроизводства на одну российскую женщину должно приходиться 2,1–2,2 ребенка. Но до таких показателей еще очень далеко
Shutterstock / FotodomМодель рождаемости в развивающихся странах в большей степени соответствует институциональной структуре традиционного общества, когда решение значительной части жизненных проблем завязано на институт семьи. Это совместная экономическая деятельность, без которой практически не выжить, присмотр за детьми и передача знаний, отдых и обеспечение в старости. Вписать такую модель в современный социум, семимильными шагами движущийся к шестому технологическому укладу, нереально.
Все врут календари
Как представляется, системная поддержка государством семей с детьми, в частности, направленная на создание дополнительной мотивации родить первого ребенка, может позволить достичь поставленной цели – довести суммарный коэффициент рождаемости до 1,7 ребенка. Ожидается, что до 2024 года произойдет сдвиг в календаре рождений. То есть семьи с большой долей вероятности могут принять решение о рождении первенцев и последующих детей, пока действуют меры поддержки. Сложность в том, что количество женщин репродуктивного возраста (15–49 лет) в соответствии с прогнозом Росстата сократится на 2,8–3,5%. Поэтому даже при самом благоприятном раскладе неизбежен спад рождения детей на 20–36%. Ничего сделать с этим нельзя – повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 2,1–2,2 ребенка – задача по определению недостижимая.
До сих пор ее не удалось решить ни одной из европейских стран. Даже у самых «рожающих» стран – Франции, Ирландии, Швеции, Албании и Черногории – суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году составил 1,8. Чтобы переломить неблагоприятную тенденцию, необходимо трансформировать действующую модель социальной политики, сделав ставку на воспитание семейных ценностей вообще и рождение детей в частности. Семьям с маленькими детьми нужны не только пособия и единовременные выплаты (маткапитал или целевые выплаты на погашение ипотеки по 150 тысяч рублей).
Назрели системные изменения на рынке труда, например, принятие долгосрочных программ развития семейного предпринимательства, создание социальной инфраструктуры, позволяющей родителям совмещать домашние обязанности и воспитание детей с профессиональной реализацией.Противоречия здесь нет. Сочетание работы и семейных устремлений по факту способствует повышению рождаемости. Данные ОЭСР свидетельствуют, что в странах, в которых женщины в большей степени вовлечены в экономическую деятельность, стабильно высокие показатели рождаемости.
С помощью системы семейных пособий возможно увеличение доходов временно неработающих родителей с учетом их иждивенческой нагрузки. Конечно же, это будет поддержка для многих семей с детьми, однако в условиях существующей системы оплаты труда от бедности всех не избавит.
Еще одним шагом может рассматриваться увеличение доли бюджетных расходов на семейные и материнские пособия до 2,2% ВВП. Задача ставилась еще в 1996 году в президентском указе об основных направлениях государственной семейной политики. К сожалению, дальше деклараций о намерениях дело не пошло. Более того, соотношение расходов казны на семейные и материнские пособия и величины ВВП в России сократилось с 1% в 1996 году до 0,9% в 2016 году. Динамика косвенным образом свидетельствует, что семейной политике еще только предстоит стать в России национальным приоритетом.
Автор – профессор кафедры народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова
Комментарии (0)