Как мы ни надеялись на лукавство греков по отношению к Госдепу с его Фанаром (мол, признать их детище — «СЦУ» пообещали, но решили тянуть: либо пока Варф не сдохнет, либо в Греции власть на менее зависимую от «гегемона» не поменяется), предстоятель Элладской церкви признал-таки эту самую «СЦУ».
Соответствующее приветствие архиепископ Афинский Иероним направил Епифану 28 октября. «Разрушена преграда, стоявшая меж Вами и нами, православными и братьями во всем», — ликует греческий архипастырь по поводу победы (как он полагает) ереси фанарского папизма над канонами Святой Церкви. Апостольские правила и постановления Вселенских соборов, как известно, воспрещают какое бы то ни было общение православных (тем более — архипастырей) с самозванцами и раскольниками, разрушающими Тело Христово.
Письменно лобызая Епифания «поцелуями святыми», предстоятель ЭПЦ доходит до высшей степени иудства: «Желаем, чтобы Ваше Блаженство всецело освободило Церковь Украины от волнений, которые будоражили ее, разрушая ее единство, и восстановило в ней в полной мере мир». То есть это не Епифанова контора принесла в Украину религиозную войну. Не её покровитель — томосоносный Пётр со всей его вертикалью власти, силовыми структурами и карательными органами ополчился на каноническую Церковь на Украине. Не духовные чада «СЦУ» — военизированные фашистские формирования обеспечили массовые захваты православных храмов. Это некие абстрактные «волнения» «будоражили «Церковь Украины, разрушая её единство». А миссия Епифана — «восстановить мир».
Чем же ответила Московская патриархия на эту запредельную по цинизму хуцпу?
Пока (на момент написания данной статьи) ничем. Если не считать реплики главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Волоколамского Илариона, пойманного журналистами в кулуарах очередного экуменического сборища: «Мы сожалеем о том, что Элладская церковь приняла такое решение, но мы понимаем, что Элладская церковь несамостоятельна — нет полноценной автокефалии, полноценной самостоятельности, половина ее иерархов вообще являются иерархами Константинопольского патриархата, своей какой-то внешней политики у нее нет, поэтому она всегда следует в фарватере Константинопольского патриархата».
Вот это «сожаление» о том, что поместная церковь, пусть и вассальная, по сути, вступила в войну своего сюзерена с твоей церковью — и всё?! Похоже, владыка Иларион ещё не может отойти от шока, связанного с публичным пренебрежением к нему со стороны госсекретаря США. Помпео, как известно, на прошлой неделе отказал в приёме, казалось, всему такому важному и незаменимому митрополиту. Вместо него госсекретарь США с громкой помпой принял Епифана. Что же — достойный венец всей той пассивной и соглашательской (в лучшем случае) политики, которую вёл по отношению к вторжениям Фанара на каноническую территорию РПЦ наш церковный МИД.
Не случайно, в журналах синода РПЦ от 29 октября доклад Илариона о визите в США лишь «принят к сведенью». «Благодарности за понесенные труды» не выражено, что случается крайне редко, учитывая стандартную византийщину формулировок синода.
Вместе с тем в этом официозе обращает на себя внимание то, что при перечислении встреч митр. Илариона в США первым упомянут архиепископ Экуменического патриархата Элпидифор (тот самый — идеолог фанарской русофобии и правая рука Варфоломея). Лишь за ним — архиепископ Антиохийского патриархата. И это после прошлогодних заявлений синода РПЦ да и того же главы ОВЦС (МП) о том, что Экуменический патриархат поставил себя «вне канонического поля православия». То есть за год войны Фанара с Церковью Московская патриархия не только не перевела в практическую плоскость свои определения и предупреждения еретикам, но, фактически «сдала назад». Показательно, что и Элладский патриарх, видя пустоту этих угроз, сел строчить поздравление Епифану чуть ли не через день после того как ознакомился с обращёнными к нему жесткими предупреждениями предыдущего синода РПЦ.
Теперь митрополит Иларион уже тешит себя надеждами, что «ни одна другая поместная Церковь не последует этому печальному примеру».
Действительно, печальный пример…
Вот и пришлось отвечать оборзевшим грекам Отделу внешних церковных связей УПЦ (МП).
«Данное решение является ножом в спину канонической Украинской Православной Церкви, которая все годы страдала от церковного раскола, и продолжает страдать от раскольников и сегодня, отстаивая канонический порядок в Церкви», — сразу определились с иудиными лобызаниями Иеронима в Киевской митрополии.
«Жаль, что интересы греческой солидарности, которые сегодня фактически стали проявлением этнофилетизма, выше интересов всей полноты Православия. Жаль, что геополитические и политические факторы взяли верх над Православной Церковью в Элладе, которая подверглась внешнему давлению», — продолжают авторы заявления (глава ОВЦС УПЦ (МП) — митрополит Луганский Митрофан; его зам. — прот. Николай Данилевич). И тут важно не только указание на нестойкость предстоятеля ЭПЦ пред внешними факторами — послами и консулами США и зависимыми от них собственным правительством и Фанаром (который даже по уставу Элладской церкви контролирует значительную часть епархий ЭПЦ). Главное — указание на ересь этнофилетизма (принесение национальных интересов в жертву церковным).
То, что церкви греческой традиции (и в первую очередь Экуменическая) открыто ставят принадлежность к своей нации превыше канонов Церкви (в которой, по слову апостола, нет ни эллина, ни иудея), было известно ещё в позапрошлом веке. «Грустно признаться, но я вижу, как Православие в Греции все больше превращается в национальное знамя, а не есть потребность народной души, — писала Королева эллинов Ольга Великому Князю Константину Константиновичу. — …Вспоминают о православии, только когда это нужно для политики». Поэтому, на самом деле, вполне органично и предсказуемо было шокировавшее многих прошлогоднее заявление Варфоломея о «первенстве греческой нации в православии».
Тогда отповедь Варфоломею дал выдающийся греческий богослов протопресвитер Феодор Зисис. Сегодня против позиции Варфоломея и Иеронима уже открыто выступили сотни греческих священников, включая с десяток архиереев. Так почему же не вовлечь все здоровые греческие силы в всеправославное обсуждение фанарских ересей?
«Выражаем сердечную благодарность тем архиереям, священникам, монахам и мирянам Элладской Православной Церкви, которые возвышали свой голос и призывали Архиепископа Иеронима и иерархию Элладской Церкви не делать этого (признания «СЦУ», — Д.С.) и смело с дерзновением свидетельствовали об истине и защищали канонический порядок в Церкви», — обращается к ним ОВЦС УПЦ (МП). Вместе с тем авторы заявления не подтверждают окончательно возможность сослужения с противниками признания «СЦУ», пока они остаются в лоне ЭПЦ. Такую возможность ещё полмесяца назад допускал синод РПЦ. В заявлении ОВЦС УПЦ (МП) поясняется, что «вхождением в литургическое общение с людьми, которые не имеют законного рукоположения, Элладская Церковь ставит открытым вопрос о возможности нашего дальнейшего евхаристического общения с ней». То есть — со всей полнотой ЭПЦ. Канонически это верно. В ЭПЦ долго «не замазанными» сослужением с еретиками не останется никто. Потому что сослужение или общая молитва только с молившимися с раскольниками — уже заражение. А ведь рано или поздно даже не поддержавшему Иеронима священнослужителю придётся сослужить ему.
Но что же делать с греками благочестивыми? Как отделить их от греков лукавых? Возможно, подтолкнуть их к общению со старостильными христианскими общинами Греции? Это ни много ни мало 800 тыс. человек, отделившихся от священноначалия ЭПЦ, принявшего в прошлом веке григорианский (католический) календарный стиль. И, главное отличие от украинских ряженых самосвятов, у греческих старостильников есть епископы, не потерявшие апостольского преемства через рукоположение. Так не начать ли с ними общение?
«Окончательное решение о возможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении и сослужении с духовенством Элладской Церкви будет принимать Священный Синод Украинской Православной Церкви», — говорится в заявлении УПЦ (МП).
Что же, будем уповать не только на мудрость наших иерархов, но и на их решительность.
Комментарии (0)