Новости, политика, экономика, общество

К покорителям Сибири и Кавказа появились претензии

Решение увековечить память Ермака в Тобольске получило неожиданный отпор - местные татарские активисты назвали идею провокацией, направленной на разжигание межнациональной розни. Нечто похожее произошло ранее в Сочи – там демонтировали памятник солдатам Кавказской войны. В итоге складывается парадоксальная ситуация: в современной России у людей, созидавших страну в ее нынешних рубежах, появились оппоненты.

Инициатива общественников из Тобольска – поставить гранитный крест в городском парке в память о 435-летии со дня гибели первопроходца Ермака Тимофеевича – вызвала  скандал. Группа представителей татарской общественности Тюменской области обратилась властям всех уровней: тобольскому мэру Максиму Афанасьеву, спикеру областной думы Сергею Корепанову, и наконец, к губернатору региона Александру Моору – с призывом «остановить провокационные действия».

Появление очередного  памятника Ермаку, по мнению авторов заявления, направлено «на разжигание межнациональной розни, нарушение стабильности в отношениях между народами в сегодняшних непростых условиях».

 

«Надо выбирать для памятников знаковые исторические личности, воспитывающие новые поколения в духе мира и созидания, а не войны и раздора», – говорится в обращении, подписанном представителями Национально-культурной автономии сибирских татар в Тобольске и татарской общественной организации «Наследие».

С другой стороны в конфликт включилось Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел». Властям следует проанализировать провокационные действия борцов с памятником Ермаку, призвал в комментарии каналу   «Царьград» член Совета «Двуглавого орла» Андрей Афанасьев. В иитоге проект, с которым выступил фонд «Возрождение Тобольска» и которое благословил настоятель Тюменского казачьего храма отец Владимир Язов, застопорился.

На первый взгляд, происходящее выглядит странно, учитывая, что памятники Ермаку Тимофеевичу уже давно существуют по всей России – они установлены в Новочеркасске, Омске, Томске, Новосибирске, Сургуте, Иркутске. Да и в самом Тобольске в том же саду Ермака памятная стела стоит с 1848 года.

Возмущение представителей сибирских татар заставила вспомнить о недавнем инциденте в Краснодарском крае. Напомним в июне в Адлере, на месте первого русского форта, построенного в 1837 году, открыли  памятный знак, посвященный русским солдатам, сражавшимся и погибшим на Кавказской войне. С протестом выступила Общественная палата Абхазии и группа черкесских активистов, часть из которых представляла турецкую черкесскую общину.

Менее чем через две недели после открытия памятного знака, администрация Сочи отменила согласование его установки и демонтировала монумент. Чуть позже Кабардино-Балкарский правозащитный центр потребовал демонтировать в северокавказских регионах все памятные знаки, посвященные участникам Кавказской войны, воевавшим на стороне Российской империи и убрать из муниципальной топонимики имена россиян, чьи имена связаны с присоединением Кавказа к России.

 

В соцсетях уже успели сопоставить споры о необходимости монументов покоритлем земель на Кавказе, а теперь и в Сибири – с массовым осквернением и сносом «неправильных» памятников, охватившем Западную Европу и США во время недавних  погромов. Сравнительно недавний и географически близкий к Сибири пример – требование индейцев Аляски демонтировать памятник правителю  Русской Америки Александру Баранову.

«Это новое для нас явление, которое в значительной степени, по-видимому, импортировали из США, – сказал газете ВЗГЛЯД историк и политический обозреватель Николай Сванидзе. –  Но теперь деваться некуда, хорошо это или плохо, но это так, теперь это придется иметь в виду».

Впрочем, в самой Тюменской области не связывают требование местных татар с новейшими американскими веяниями. «То что атаман Ермак «узурпатор и захватчик» – это последовательная  позиция части местных татар. Противоречия по поводу постановки памятника русскому покорителю Сибири время от времени возникают с татарской общиной, не со всей конечно, а с теми, кто ближе к религиозным, историческим татарским организациям», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД тюменский политолог Александр Либерман.

«К примеру, около пяти лет назад депутат нашей городской думы Альбина Селезнева объявила сбор средств на памятник Ермаку Тимофеевичу, что встретило резкое возражение татарской общины», – напомнил Либерман. А в прошлом году в соседней Омской области национально-культурная автономия сибирских татар обратилась к губернатору региона Александру Буркову с призывом убрать уже установленный монумент атамана, который был установлен при въезде в город Тара. Подобные сюжеты повторяются с завидной регулярностью.

Еще в 2002 году Тобольско-Тюменская епархия РПЦ предложила мэрии Тюмени установить монумент Ермаку в сквере его имени. Глава Национально-культурной автономии татар Тюменской области Файзулла Камалов назвал идею с памятником кощунственной. Протест был подкреплен тем, что на месте сквера, где планируется поставить памятник, раньше находилось старинное мусульманское кладбище. «Но в целом,

понятно, что к покорению Сибири Ермаком в XVI веке представители сибирских татар вряд ли могут относиться положительно: у их предков была своя государственность –

 

Сибирское ханство, свои правители из рода Чингизидов, своя политика», – отметил тюменский политолог. При этом, подчеркнул Либерман, все споры по поводу того, увековечивать ли русского покорителя Сибири, проходили мирно, и «до сих пор удавалось договариваться».

В любом случае, недовольство коренных жителей Сибири можно понять, заметил Сванидзе.  «Ермак для России традиционно героический персонаж. Но он же в Сибири кого-то покорял. И потомки тех, кого он покорял, против установки ему памятника, их тоже можно понять, – отметил собеседник.  - Поэтому, видимо, придется обойтись без памятника Ермаку в Тобольске. Можно установить его где-нибудь в другом месте, условно говоря, в Москве».

В свою очередь, политолог Михаил Ремизов с тревогой воспринял сообщения о демаршах сибирско-татарских и черкесских активистов.  «Очевидно, что создание страны происходило не бесконфликтно. Но именно потому что состоялся сибирский поход атамана Ермака, что были военные кампании на Северном Кавказе, сегодня эти территории являются частью единой страны. Если мы отказываемся от того, чтобы уважать тех, кто сделал это возможным, значит, мы отказываемся уважать саму нашу страну, – сказал Ремизов газете ВЗГЛЯД. – Это не вопрос межэтнических отношений русских с татарами, это вопрос лояльности к российской государственности в целом».

К слову, напомним, что в прошлом году, также задолго до борьбы с «памятниками колонизаторам и расистам» в США, президент Татарстана Рустам Минниханов  выступил резко против предложения учредить памятную дату в честь победного окончания стояния на  реке Угре.

Решением для подобных случаев, по мнению Ремизова, может стать подход, который до последнего времени использовался в США по отношению к памяти о Гражданской войне. «И проигравшая сторона могла получать свою дань уважения, – заметил политолог. – Условно говоря, возможно необходим и памятник Ермаку и памятники, или какие-то формы воздания памяти, тем, с кем он сражался». 

«Надо изучить фигуру Ермака со всех сторон, его вклад в развитие региона, искать компромиссы исключительно путем общественных слушаний. Если вопрос действительно волнует значительную часть региона, можно провести социологический опрос, и только потом принимать решение», – предложил в комментарии газете ВЗГЛЯД член президентского Совета по правам человека Александр Брод.


Источник: К покорителям Сибири и Кавказа появились претензии
Опубликовал:
Теги: отношение форма война Новосибирск Москва

Комментарии (41)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис NIKITIN
а че давайте поставим памятник и Чингисхану , ведь его войско из монголотатар прошло по Руси и пожгло кучу городов и деревень, не жалея ни женщин, ни детей, изнасиловало сотни тысяч женщин тогдашней Руси, и надпись на памятнике "СЛАВА ТАТАРАМ УНИЧТОЖАВШИМ ЖИТЕЛЕЙ РУСИ " и заодно и Гитлеру , "как борцу с коммунизмом " нынешние пидарасы ведь уже не раз писали , что надо было сдать немцам Ленинград....
ИСТОРИЯ РОССИИ -это часть нашей прошлой жизни и переделать ее стараются мелочные людишки , под сеюминутную выгоду для них , все они разных мастей не только за границей, но и местные и не важно кто они по нацианальности татары , туркмены ,черкессы , евреи или русские, живущие в настоящее время на территории бывшего СССР...
Все они забывают, что благодаря этим прошлым событиям ОНИ и живут сейчас и брызгают слюной на Ермака , на Ленина , на Сталина ...
Георгий Ситнянский
"и брызгают слюной на Ермака , на Ленина , на Сталина ..."
Давайте всё-таки - "котлеты отдельно, мухи отдельно".
Sergey Kychkin 
Да кавказцы нагнули Русских, теперь татары, вот и талитарность стасибо путину а в канституции не чего не сказано о РУССКИХ, а вот т.Сталин был за русский народ.
Георгий Ситнянский
Сталин был за русский народ? И в чём это проявлялось?
Георгий Ситнянский
Как всегда, совковата лепит дизлайки, не отвечая ничего по существу.
Салават Латыпов 
Борис, твои слова: "...а че давайте поставим памятник и Чингисхану , ведь его войско из монголотатар прошло по Руси и пожгло кучу городов и деревень, не жалея ни женщин, ни детей, изнасиловало сотни тысяч женщин тогдашней Руси, и надпись на памятнике "СЛАВА ТАТАРАМ УНИЧТОЖАВШИМ ЖИТЕЛЕЙ РУСИ "..."

Возможно, ты самый крутой специалист по унитазам, но, по истории... Каким образом, например, казанские татары соотносятся к Чингисхану? Как русские покоряли казанских татар?
Sergey Kychkin 
как всегда, Ситнянский блещит своим развитием, которое ниже уровня моря
Георгий Ситнянский
На своё развитие посмотри, совковата! Что вы вообще умеете, кроме кидания дерьмом в оппонентов!
Sergey Kychkin 
как можно дерьмо в дерьмо кидать??? ты и есть кусок дерьма!!!
Георгий Ситнянский
Ну я же говорю, только и умеете, что ругаться.
Александр Золотов 
Националистические диаспоры хорошо организованы и ВСЕМЕРНО ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ нынешней властью , поставившей себе цель - ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА ! Развал экономики , образования , медицины а самое главное - ЗОМБИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ ...Воспитание бездушных , апполитичных , меркантильных, лживых и беспринципных, легко поддающихся влиянию СМИ...Все уже видели к чему это привело в Украине ...ХОТИТЕ ЦЕЛОВАТЬ НОГИ ПОДОНКАМ ??? Продолжайте верить ЕР и поддерживать нынешний чиновничий и олигархический беспредел .
Алексей Шеин 
"нехороший" Ермак обидел "душкку"Кучума.
В те времена все вокруг Руси были белые и пушистые, одни русские страшные и злые
Валера Апёнышев
гоша ситнянский ты опять раздуваешь не понять что. ты антисоветчик и антроссийскую пропагадну ведешь. езжай в пидоссию или к пшекам, и лай на росиию. стыдно тебя читать
Георгий Ситнянский
Опять "антисоветчик" = "русофоб"?
Дмитрий Алексеев 
"Повстречались, как-то раз Русофил и пидорас, ой, извините - русофоб!" :-)
Сергей Мацедонский
А что думают те народы, которых в свое время покорили монголы-татары? Каково их отношение к татарам после 800 лет жизни? Татар с русскими разъединяет фигура Ермака? Это значит, что они частью России себя не считают, продолжают жить вольным сибирским народом монгольского происхождения? На самом деле здесь нет ничего национального - это чисто экономический интерес. Те, кто хочет не отдавать налоги в бюджет РФ, хочет быть удельным князьком, тот стимулирует все эти процессы. Хотя выступает вроде общественность, и вопрос не экономический, но уши зачинщиков сепаратизма торчат. То же самое на Кавказе: местные царьки оборзели и начинают педалировать на "национальное сознание". Впереди с лозунгами выстроили так называемую общественность, и баламутят. А нужно и важно ли это простым людям? У простых людей тоже чисто экономические интересы - заработать на содержание семьи и нет им никакого дела до этих интриг. И еще: там, где ВОЗМОЖЕН конфликт, всегда сует нос пятая колонна, потому что на фоне даже локального недовольства можно ситуацию раскачать. Царькам нужно хвост прижать и все наладится.
Салават Латыпов 
Сергей, твои слова: "...А что думают те народы, которых в свое время покорили монголы-татары? Каково их отношение к татарам после 800 лет жизни?..."

Я татарин, и мои предки были жестоко завоёваны так называемыми татаро-монголами, и что я должен о них думать?
Олег Ткаченко
Сванидзе известный русофоб
Алексей Сибиряк
Недобитые басмачи поднимают свои поганые головы вслед за недобитыми бандеровцами.
Русский народ должен воссоединиться. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Прибалтика.
Георгий Ситнянский
Киргизию забыли. И Украина - без Галичины, которая российской никогда не была. Вот только для этого нам самим надо измениться, чтобы с нами хотелось интегрироваться.
Евгений Рачков
георгий, а ты случайно не попал по программе обмена школьниками, которую активно проводил госдеп. А то что то сильно от тебя несет замашками пиндосовского халуя. Катился бы в свою пиндосию и жил бы в соответствии со своими взглядами. А то где ты не появляешься, везде поганишь Россию и прославляешь штаты. Хотя там ты своим хозяевам не нужен, тебя и держат на поводке в России, что ты выливал дерьмо на страну в которой вырос. Если уж так для тебя все плохо, так катись где по твоему хорошо, или хозяева не разрешают покинуть родную конуру?
Георгий Ситнянский
Быдло всегда считает, что все, кто смеет с ним не соглашаться, проплачены врагами...
Андрей Сергеевич
Не важно, проплачен ты или нет. Тобой давно пора фонарный столб украсить.
Георгий Ситнянский
Я не столь кровожаден. Совковатниками надо украсить зоопарк. А ещё лучше Кунсткамеру.
Игорь Рудин
Вот с тобой интегрироваться - это себя не уважать, причем совсем!
Георгий Ситнянский
Ну вот наши бывшие братья по СССР явно так не думают. Пока таких, как я, в России хоть немного слушали, реинтеграция со скрипм, но шла, в 2003-2004 и Украина впервые с 1991 проявила желание войти (в Единое Экономическое Пространство). А вот от вас шарахаются как от чумы.
Александр КОРОБКОВ 
Насчет коренных (татар) жителей Сибири это ещё надо разобраться?
Валера Апёнышев
судя по всему надо уничтожить памятник ерофею павловичу в хабаровске и переименовать город в какой то "ульчинск". ведь там раньше ульчи жили. не нравиться возня с заявлением татар. в армии друг татарин был.
Николай Шопп 
Блядь что деется - то в стране, эта гребаная власть доведет Россию до развала
Андрей Сергеевич
Ты это только сейчас понял? Лучше поздно, чем никогда.
Георгий Ситнянский
"Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,
Когда б сказал такое я!"
Сразу бы призвали "фонарный столб мной украсить"!
Василий Фокин 
Нужно просто прекратить ставить памятники присоединителям и "покорителям". Любое присоединение любых земель к любой стране в любое время происходило НАСИЛЬСТВЕННО. Нужно принять историю такой, какая она есть, рассказывать её ПРАВДИВО в книгах и СМИ, поскольку большинство нынешнего населения ничего не читает. Хватит рассказывать байки про "ДОБРОВОЛЬНОЕ" присоединение народов к России, а прежде к Руси всего того, что составляет нынешнюю страну. Наша великая страна собиралась на крови, но это не повод её хаять. ДРУГО ПУТИ ТОГДА НЕ БЫЛО! Тот же сибирский хан Кучум постоянно грабил и жёг русские поселения в Прикамье, откуда и пошёл Ермак заниматься тем же самым в Сибирь. Такими тогда были ВСЕ "покорители" чего угодно. Как и сейчас, первой целью была ВЫГОДА, а "национальные интересы" возникали потом. Кучум и Ермак - одного поля ягоды, оба действовали одинаковыми варварскими методами и то, что повезло Ермаку не делает его ни героем, ни преступником. Это просто ход жизни. Такими методами действовали и московские князья в борьбе, например, с Великим Новгородом, - так же рубили, жгли, насиловали новгородцев только для присоединения богатого края к Москве. Так что теперь поставить памятник "покорителям Великого Новгорода"? Достаточно уже каменных идолов истории. История должна быть в голове и в душе. И не будет склок о том, какой захватчик "героичнее и величее". Чтобы ни у кого не возникало желания повернуть историю вспять.
Георгий Ситнянский
Иван III, присоединитель Новгорода к Москве, никого не жёг и не насиловал. Это всё делал его внук сто лет спустя, и отнюдь не только в Новгороде.
Андрей Клюев
А на колени! Как перед неграми.......
Максим Мокеев 
Татаролерантность )))
Владимир Чуприн 
Все желающим сносить памятники считаю необходимо объяснить, что русские государство-образующий народ. Чиновников поддерживающих снос памятников убрать из власти. Призывы сносить памятники - это стремление развалить Империю и должны пресекаться жестоко.
Михаил Андрианов 
Борис NIKITIN, учи е матчасть, Чингисхан не покорял Русь, этосделал
Михаил Андрианов 
Борис NIKITIN, учите матчасть. Чиргизхан не покорял Русь, это реализовал его внук, Хан Батый. Жора Ситянский ну просто круглый дурак. Вата сокрушила гитлеровской нацизм,самую чёрную и страшную силу ХХ столетия. Этим гордиться надо, а этот деятель уподобляется тупорылым и тупоголовым галичанам.
Георгий Ситнянский
Дурные примеры заразительны...
Георгий Ситнянский
Совковата настолько растеряла остатки мозгов, что даже на очевидные вещи лепит дизлайки.
Георгий Ситнянский
Какой нормальный человек станет спорить, что дурной пример американских BLM'ов оказался заразительным? Но совковате пофиг...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Находки Сибири которые наука не может объяснить
Находки Сибири которые наука не может объяснить
20
Мужской журнал 07:01 05 июн 2019
Россиянка описала ад на горнолыжных курортах Кавказа
Россиянка описала ад на горнолыжных курортах Кавказа
45
Ваши новости 16:16 21 янв 2021
В недрах Сибири скрывается гигантская природная бомба!
В недрах Сибири скрывается гигантская природная бомба!
26
Мужской журнал 11:01 28 мар 2019
Почему крестьяне XVIII-века в Сибири старались селиться подальше от Сибирского тракта, и зачем, их заставляли садить берёзы
Почему крестьяне XVIII-века в Сибири старались селиться подальше от Сибирского тракта, и зачем, их заставляли садить берёзы
7
Мужской журнал 09:01 13 янв 2022
Донские казаки предъявили претензии властям Украины
Донские казаки предъявили претензии властям Украины
4
Ваши новости 06:00 07 сен 2018
СОБР утомили выходцы с Кавказа
СОБР утомили выходцы с Кавказа
56
Ваши новости 16:01 03 дек 2019
«Лесные люди»: почему жители Сибири никогда не едят медвежатину
«Лесные люди»: почему жители Сибири никогда не едят медвежатину
18
Мужской журнал 07:01 06 ноя 2020
Уникальные фото жителей Сибири
Уникальные фото жителей Сибири
6
Мужской журнал 05:00 18 мар 2020
Чайная столица России: история Кяхты — Песчаной Венеции Сибири
Чайная столица России: история Кяхты — Песчаной Венеции Сибири
3
Мужской журнал 09:01 05 янв 2022
Как изменится карта России через 50 лет: в Сибири появятся новые города, а Москва и Петербург объединятся
Как изменится карта России через 50 лет: в Сибири появятся новые города, а Москва и Петербург объединятся
37
Ваши новости 19:01 17 сен 2021
Русские должны переписать карты: Азербайджан выдвинул территориальные претензии
Русские должны переписать карты: Азербайджан выдвинул территориальные претензии
195
Ваши новости 09:16 21 дек 2020
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
0
Авто-Тема 09:53 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства