Сейчас в соцсетях бурно возмущаются репликой депутата Сергея Вострецова о людях с высшим образованием. Напомню, на днях представитель не представленной в парламенте Трудовой Партии заявил, что россияне категорически не хотят работать. Депутат с «обострённым чувством социальной справедливости» высказался так:
Ко мне на прием всё время приходят странные люди, которые жалуются, что у них по два-три высших образования, а они не могут найти работу. Когда я им указываю, что биржа труда ломится от вакансий маляров, уборщиц, продавцов, они воротят нос. Ну так и кто им виноват, что они такие белоручки? Не можешь заинтересовать работодателя своими профессиональными навыками — иди работай руками и плати налоги.
В соцсетях, понятно, никаких альтернативных мнений не допускается, там во всём и всегда виноваты власти. В реальной жизни однако многие соглашаются с депутатом. Так, мой знакомый преподаватель вуза считает, что человек с высшим должен или отработать 10 лет по специальности, или вернуть потраченные на его обучение деньги обратно в бюджет. «Окончил вуз и не можешь найти работу?», — ехидно спрашивает воображаемого выпускника Иван Петрович, — «А может, голубчик, нужно было больше внимания учебникам уделять?».
Лично я с такой жёсткой постановкой вопроса не согласен. Согласен я с Германом Грефом, который находится на передней палубе технологических перемен и ясно видит всё то, что остальные увидят только через 10-15 лет. Недавно глава «Сбербанка» заявил, что в России уже сейчас наблюдается огромный дефицит специалистов в области современных технологий, и что цены на таких специалистов скоро будут резко задраны вверх:
Отвлекусь на секунду в сторону: также господин Греф сетует, что у нового поколения ребят «очень низкая корпоративная лояльность», они легко переходят из одной компании в другую. Это действительно одна из серьёзных проблем нашей экономики — в силу понятных исторических причин как работники, так и работодатели часто ведут себя одинаково по-скотски.
Так вот, несколько мыслей по поводу работы и образования в 2030 году.
1. В будущем рабочих мест меньше не станет. Проблема в том, что это будут места только для тех, кто умеет что-то делать лучше, чем роботы. Для специалистов по бигдате, машинному обучению, генетическим инъекциям и так далее. А вот рабочие места для водителей, охранников, продавцов и смузи-сомелье в ближайшее время начнут съёживаться, как шагреневая кожа.
Сможет взвешивавший 30 лет на рынке овощи продавец переучиться на специалиста по бигдате? Не исключено. Но я бы не рассчитывал, что переучится больше нескольких процентов, опыт показывает, что учёбу многие воспринимают как пытку.
2. Свои рабочие места сохранят люди двух категорий. Или специалисты высокой квалификации, владеющие нужной профессией, — умеющие программировать на «котлине», если примерить будущее на реалии 2018 года, — или специалисты сверхвысокой квалификации из старого мира.
Так, например, хоть большая часть водителей и будет почти наверняка уволена, однако у английской королевы водитель всё же наверняка останется живым человеком. Пожалуй, в большей части профессий 1% лучших не только продолжит работать, но и даже получит повышение зарплаты.
3. Мы начали уже скользить в центр воронки технологической сингулярности, поэтому само по себе высшее образование стремительно обесценивается. Говорим ли мы про 1% лучших в старых профессиях, или про 20% лучших в новых профессиях, хорошие шансы удержатся в седле будут только у тех, кто перейдёт на режим ежедневного обучения.
Каких-то 50 лет назад корпеть над учебниками каждый день нужно было только учёным. Обычный инженер или врач учился в вузе, дальше же ему для работы хватало или редких курсов повышения квалификации, или хаотичных обрывков новой информации, ухватываемых случайно в ходе работы.
Если сейчас обычный белый воротничок тратит 8 часов в день на работу и 10 минут на обучение, скоро пропорция изменится: придётся 4 часа работать и 4 часа учиться, чтобы только оставаться в обойме.
4. Как естественное следствие этих перемен, ко дну отправится и вся громоздкая традиционная система вузов и университетов. Тратить пять лет на учёбу будет столь же бессмысленно, как тратить 5 лет на приготовление борща. Как бы тщательно вы ни готовили борщ, за 5 лет он всё равно протухнет.
То же самое касается и преподавателей — или преподаватель будет практиком, отводящим половину рабочего времени на реальную работу, или он просто не сможет научить студентов ничему важному.
Само собой, останется некий «вечный», практически не зависящий от даты на календаре костяк — высшая математика, иностранные языки, история античности… тем не менее для реальной работы этого будет уже категорически не хватать. Разносторонне образованный человек — это уже не профессия, сейчас нужно ещё и уметь делать что-то реальное.
5. Если только у нас не начнётся третья мировая война, генетическая чума или тому подобное ожидаемое бедствие, жизнь безработных навряд ли будет сильно отличаться в материальном плане от жизни сегодняшних работающих.
Участвующие в технологической гонке государства, — такие как Россия, — смогут обеспечить приемлемый уровень потребления всем гражданам, включая тех, у кого найти работу надежды не будет в принципе. Туго придётся только государствам, у которых сейчас нет сил на технологический рыво. Они будут вынуждены или закореиться в огороженный колючей проволокой кокон, пытаясь построить там бедный и безнадёжный слепок ушедшего XX века, или деградировать в огромные киберпанковские пустоши со всеми их ужасами нищеты и беззакония.
В технологически развитых государствах, кстати, у безработных будут достаточно широкие возможности дауншифтинга. Можно будет нырнуть в свои хобби, не обращая внимания на взрослую жизнь, можно будет уехать на дальневосточный гектар и строить там (при деятельном участии ручных роботов) самодостаточное хозяйство.
6. Отдельного упоминания заслуживают виртуальные миры. Они и сейчас-то уже разрослись до неприлично больших размеров, к 2030 же году грань между жизнью в «реале» и в какой-нибудь хорошей игре станет совсем прозрачной.
Полагаю, важными вехами станут два достижения медицины — нормальный интерфейс мозг-компьютер и система управления телом, решающая проблему гиподинамии.
Многое в этом направлении уже сделано. Так, например, парализованным людям уже вживляют в головы электроды, чтобы те могли работать на компьютере. Промотайте статью по ссылке примерно на 2/3, чтобы увидеть вдохновляющее видео:
7. Наконец, технологии образования не стоят на месте. Да, мы будем вынуждены учиться больше, однако и сам процесс обучения резко упростился. При наличии должного настроя современный человек может быстро и относительно легко освоить очень многое.
Кстати, кто-нибудь записался на онлайн-курсы после моего недавнего поста?
Если да, расскажите, пожалуйста, в комментариях, поделитесь находками.
Вместо подведения итога очередной раз замечу, что нам с вами «повезло» жить в эпоху перемен. Машины времени пока что не существует, поэтому у нас нет варианта заснуть на 100 лет и посмотреть, что будет дальше. Придётся играть теми картами, которые есть на руках.
Комментарии (2)