Говорят, в России процент купленных дипломов – больше 50%.
Купить диплом у нас можно тремя способами – незаконным, полузаконным и законным.
Незаконный известен всем: платишь деньги – и даже не заходя в здание вуза, получаешь корочки. Но сейчас народ пошёл ушлый, покупать предпочитает так, чтобы потом не подкопаться было. Платишь сейчас – а за дипломом приходишь через несколько лет, когда все курсы «окончены», занятия «посещены», зачёты «сданы».
Полузаконный способ хорошо известен с ещё советских времён: студент посещает вуз, но зачёты с экзаменами не сдаёт, а покупает. Когда-то в качестве стандартной оплаты выступали коньяк или какие-нибудь дефицитные продукты; сейчас, разумеется, преподаватели предпочитают уже деньги. Работают, конечно, и знакомства, хотя уже и не так, как прежде. Наконец можно покупать зачёты, выступая за спортивную команду вуза. Этот вид коррупции даже особо не осуждается обществом, спортсменов все любят.
Но есть и полностью легальный способ купить заветную корочку:
1. Ходим на каждую лекцию, на каждый семинар.
2. Ведём конспекты.
3. Тщательно ловим все преподавательские акции в духе «ставлю зачёт тем, кто посетит такую-то выставку по нашему предмету».
4. Активно дружим с умными одногруппниками, чтобы они помогали с курсовиками и лабораторными.
5. На зачётах и экзаменах пользуемся тем, что преподаватель видел нас на каждом своём занятии, и пытаемся вытянуть из наших нулевых знаний тройку или четвёрку. Не стесняемся, конечно, и списывать.
6. Сложных преподавателей пытаемся разжалобить или продавить через декана. В совсем уж крайних случаях учим что-нибудь всерьёз, чтобы преподаватель мог, не слишком сильно кривя душой, поставить нам тройку с минусом.
7. Диплом дёргаем из Интернета, переписываем его своими словами, разбавляя от души водой и вставляя в него цитаты из научного руководителя.
8. Пройдя все испытания и оставшись полным нулём в выбранной профессии, получаем полностью легальный, выстраданный мозолями на заднице диплом.
Полагаю, у каждого человека с высшим образованием были подобные одногруппники – либо дубы, либо лентяи. Которые даже не пытались вникнуть в то, чему их безуспешно пытались научить – но уверовали в «невидимую руку рынка»: дескать «все куплю – сказало злато…»
Большая часть этих «рыночников» успешно получила свои шарлатанские дипломы – и некоторые из них даже начали работать «по специальности». Когда следующий раз хирург предложит вам гомеопатические уколы в колено (реальный случай), не спешите изумляться. С большой долей вероятности он просто купил свой диплом – и не понимает даже издаля, как устроен человеческий организм.
Корень этой проблемы лежит в нашей нынешней «абсолютной экономике» – где абсолютно все покупается и продается. Должности, звания, тендеры на проведение строительных работ… То есть на этих тендерах, где и должна царить купля-продажа, покупается право на участие в них и на конечную победу…
В такой возобладавшей ныне «отрицаловке» результаты тестов показывают, что многие школьники, имея по русскому и математике уровень третьего-пятого класса, успешно переходят в седьмой и в восьмой класс. Успешно оканчивают школу и даже поступают в какой-нибудь не самый престижный вуз.
Если бы наша образовательная система не пропиталась негодной ложью, завязанной на ту «невидимую руку», в каждой школе была бы масса второгодников, никак не меньше половины от общего состава. В реальной же жизни, где довлеет доведенная до абсурда экономика – чем меньше двоек, тем больше премий – второгодников в типичной школе вовсе нет.
При этом единственно возможное принципиальное решение проблемы – глубокая «обратная» реформа школы и ВУЗов и отмена непригодной для них рыночной системы. Но это слишком радикальный путь, чтобы участники педпроцесса могли хотя бы начать его обсуждать.
Впрочем и без того есть очень простой паллиативный выход из нынешней образовательной невзгоды. Нужно всего лишь помнить, что диплом о высшем образовании может быть так или иначе куплен. И, значит, одного только диплома категорически недостаточно, чтобы с закрытыми глазами вверить его носителю хоть сколько-то серьезный фронт работ.
По материалам
➡ Источник:
Комментарии (1)