В последнее время украинская пропаганда изменила свое содержание. Если прежде Украина пыталась подчеркивать свои отличия от России, которые, по мнению идеологов «политического украинства», были обусловлены не только разной культурой, но и разным этническим происхождением и близостью украинцев к европейским ценностям, то теперь в Киеве все чаще говорят о том, что Украина это и есть настоящая Россия, а наша страна – «самозванец», незаконно присвоивший себе имя России. Абсурд? Да, но возведенный в ранг государственной идеологии и разделяемый не только украинскими националистами, но и вполне респектабельными с первого взгляда учеными либерального толка.
Недавно руководитель Центра украинских исследований Института Европы РАН, советник в фонде Михаила Горбачева Виктор Мироненко заявил, что Украина якобы является «старшим братом» России и, соответственно, несет ответственность за то, что происходит в нашей стране – как метрополия за бывшую колонию. Киев, Чернигов, Переславль, по мнению Мироненко, являются подлинной колыбелью русской цивилизации.
Приписывать себе едва ли не все достижения русского народа на современной Украине стало модно. При этом украинские пропагандисты не задумываются о правдоподобности этих приписываний. Дескать, Украина – «родина слонов» и этот тезис не подлежит никаким сомнениям. Даже русского художника армянского происхождения Ивана Айвазовского в современной украинской пропаганде сделали «украинцем» на том лишь основании, что он родился в Феодосии – в Крыму, который тогда, в 1817 году, был российским.
На самом деле, современная Украина не может рассматриваться в качестве прямого продолжателя Киевской Руси по нескольким причинам. Первая из них в том, что идеология «политического украинства» не наследует цивилизационную парадигму Киевской Руси. Безоглядное западничество никогда не было «визитной карточкой» Древнего Киева, в отличие от современной Украины. Между тем, сегодня самые ярые украинские националисты с запада страны не являются даже православными христианами, а входят в паству Украинской Греко-католической церкви, заключившей в свое время унию с Ватиканом. Но ведь именно православие являлось в свое время стержневым звеном формирования русской цивилизации и русской культуры.
В России есть много древних городов, которые по своему значению для русской цивилизации могут поспорить с Киевом. Это Великий Новгород, Ростов Великий, Смоленск, история которых не менее насыщенна, чем история Киева. Именно на территории современной России происходило окончательное формирование уникальной русской цивилизации, тогда как территория Украины оказалась под властью Речи Посполитой, частично – Крымского ханства, Венгрии, затем – Австрии.
Наконец, можно обратиться к самому слову «Украина», которое переводится как «окраина», то есть – периферия русского мира. Стоит ли упоминать о том, что в IX-XI вв., когда происходило становление древнерусских княжеств, никакой Украины не существовало в принципе, как и украинцев. До XIX века «ядро» современной украинской территории именовалось Малороссией, а его жители – малороссами, т.е. «маленькими русскими». Только во второй половине XIX века при поддержке Австро-Венгрии, заинтересованной в ослаблении русского влияния на славян Восточной Европы, и началось формирование идеологии «политического украинства», а слова «Малороссия» и «малороссы» постепенно были вытеснены новыми обозначениями «Украина» и «украинцы». Так о каком «первородстве» в такой ситуации могут рассуждать идеологи киевского режима?
Автор: Илья Полонский
Использованы фотографии:
Комментарии (0)