Новости, политика, экономика, общество

Как вести диалог с двадцатилетними: не заставшие «веселые» 90-е

Поколение исторического беспамятства

 

Я прекрасно помню 90-е — как было постоянно тревожно и при этом весело. Можно было придумать что-то почти безумное — и тут же осуществить. Так мы с коллегой, пока ели борщ, сочинили программу «Российский гуманитарный лицей», а уже через несколько месяцев начали набор в наш первый лицейский девятый класс. Позже выяснилось, что одна из лучших моих учениц узнала об открытии лицея из бумажного объявления, которое я лично прилепила с помощью клейстера на фонарный столб.

Алексей Меринов.

А еще в 90-е было удивительно много интересного по телевизору, и члены семьи, оказывавшиеся дома, записывали лучшие передачи на видеокассеты для тех, кто задерживался на работе и мог пропустить что-то важное. Да, видеокассеты — большие, тяжелые… Когда у метро открылся видеопрокат, трудно было поверить своему счастью: чуть ли не любой шедевр мирового кинематографа можно было теперь за небольшие деньги взять домой на вечерок.

Хорошо помню я и середину — конец 80-х. Как появились новости и пропали продукты. Как моя подруга, минуту послушав радио, задумчиво произнесла: «Еще одним министром меньше!» Как никто не работал, потому что все смотрели Первый съезд народных депутатов. Как мы с мамой, услышав по телевизору, что в Парке культуры открывается фестиваль авторской песни, переглянулись и молча бросились одеваться, чтобы ни в коем случае такое не пропустить. Незабываемо и грандиозное шествие сторонников демократии по центру Москвы — и странное ощущение неопасной толпы, в которой все здоровались, извинялись, если задели локтем, и в которой нашлось так много знакомых, как будто мы собрались на деревенской околице.

Неплохо помню я и 70-е — первую половину 80-х, так называемый «период застоя». Пионерские линейки, комсомольские собрания, конкурсы строя и песни, сбор макулатуры, политические лозунги там, где сейчас реклама… Помню полупустые прилавки и мамину фразу: «Ну никак у меня в холодильнике сыр с яйцами не встречается!» И, конечно, людей, которые вешали на шею толстую веревку, а на нее — рулонов 10 туалетной бумаги, с боем добытой в единственном в районе хозяйственном магазине.

А вот 60-х я практически не помню. Когда они кончились, мне было 5 лет. Но я много о них знаю. Потому, например, что мама рассказывала, как они с однокурсниками выбежали на улицу ликовать, когда стало известно о полете Гагарина. Потому что знаю наизусть немало «оттепельных» стихов и песен и люблю старые фильмы с их черно-белым изяществом, нефальшивым пафосом и нежным юмором.

Разумеется, я не могу помнить того, что было до моего рождения. Но для меня не просто реальна, а почти физически ощутима война, которую прошел от начала до конца мой дедушка. И мне иногда кажется, что я была в той московской коммуналке, где 9 мая 1945 года моя бабушка, ее сестра и их лучшая подруга вне себя от радости прыгали по кроватям, завернувшись в диванные покрывала.

" alt="" />

Нет и не может у меня быть личных воспоминаний ни о первых годах советской власти, ни о дореволюционной России. Даже мои студенты, которым я кажусь бесконечно древней и которые уже интересовались, была ли я знакома с Есениным, пока не спрашивали, встречала ли я Николая II. Впрочем, пройдет еще некоторое время, и кто-нибудь обратит ко мне вопрос, заданный однажды соседкой по квартире моей бабушке: «Скажите, а вы видели деревянную Москву?» Бабушка тогда, помнится, ответила: «Конечно! И Ивана Калиту!» Кстати, не факт, что соседка уловила в ее словах иронию.

Но ведь дело вовсе не в том, что видел своими глазами. Иначе, конечно, чем собственное прошлое, я все-таки помню и Серебряный век, и великие реформы середины XIX века, и декабристскую эпоху. И без всего этого мне было бы пусто и одиноко. Поэтому я искренне удивляюсь, когда некоторые мои коллеги, столкнувшись с тотальным историческим невежеством наших студентов, восклицают чуть ли не в умилении: «Ну они же молодые! Помнить этого не могут!»

Понятно, что поколение состоит из самых разных людей и любые обобщения не вполне корректны. И все-таки мне кажется, что есть черта, объединяющая многих сегодняшних 20-летних. Я бы назвала ее историческим беспамятством. Кстати, я вовсе не согласна с расхожим утверждением, будто современная молодежь мало знает. Мои студенты знают очень много. Они прекрасно разбираются в гаджетах, ориентируются в Интернете, они точно больше меня знают о спорте, о моде, о новых направлениях в музыке и так далее. То есть с синхронным срезом реальности у них все в полном порядке. Но вот когда речь заходит о диахронном…

Девушка, отвечающая на государственном экзамене на вопрос о расследовательской журналистике, не может назвать ни одного имени. Она, похоже, вообще не уверена, что в недавней российской истории были журналистские расследования: ведь в учебник они не попали. Другая студентка, искренне увлеченная телевизионными программами о кинематографе, не знает, кто из советских режиссеров вел в свое время «Кинопанораму». А когда кто-то из экзаменаторов пытается помочь и подсказывает: «Этот человек снял фильм, который все мы смотрим каждый год. Ну, кто режиссер «Иронии судьбы»?» — теряется окончательно и испуганно бормочет: «Ирония? Судьбы?» И есть в этой ситуации какая-то особая ирония судьбы.

Что сделало 20-летних именно такими? Не претендую на окончательный ответ, но перечислю несколько возможных причин. Первая лежит на поверхности. Это изменения в школьном и вузовском образовании. Нас учили гораздо более жестко. Не узнать, что «декабристы разбудили Герцена», а у марксизма есть «три источника и три составные части», было практически невозможно. Сколько бы мы ни называли сегодня приемы прежней педагогической системы начетническими и лишенными индивидуального подхода — они работали. Правила орфографии, исторические даты, стихи Пушкина и признаки империализма надо было учить одним универсальным способом — наизусть. Потом образование то ли гуманизировалось, то ли обленилось, то ли оробело — и среди прочих послаблений оказалось разрешение ничего наизусть не помнить.

К тому же к первой присоединилась причина номер два. У нас появился дружочек по имени Интернет, готовый в любую минуту прийти на помощь и выдать необходимую информацию. Причем сначала он был на большом компьютере, к которому требовалось хотя бы подойти, а потом обосновался в телефоне, заняв место в кармане, под подушкой и вообще где угодно. Я в некоторой степени понимаю своих студентов: зачем учить наизусть таблицу умножения, дату Ледового побоища и стихотворение Пушкина, когда вот оно все — в телефоне!

Самая загадочная для меня причина массового беспамятства молодежи — третья. Это некие изменения, произошедшие в семьях. Сама я, как уже упоминала, знаю о многом по рассказам родителей, тети, бабушки и дедушки. Причем касается это не только семейной истории, но и вообще событий прошлого. Дома мне рассказывали и о Великой Отечественной войне, и о Древней Греции, и о средневековой Европе. Я понимаю, что далеко не у всех мамы — доктора исторических наук. Но ведь нет таких старших родственников, которым с детьми вообще не о чем поговорить! Чтобы вместе посмотреть ту же «Иронию судьбы», ученая степень точно не требуется.

Пожалуй, сейчас нам несколько труднее делиться сокровенным с детьми и внуками, чем это было десятилетия назад, когда мы сами занимали позиции младших. Мир изменился решительно, он будто набрал темп, и любимые книги и фильмы нашего детства кажутся теперь поразительно медленными. Не могу забыть собственного изумления, когда я воодушевленно взялась читать десятилетнему тогда сыну «Приключения Тома Сойера», пообещала ему, что будет интересно и весело, а через несколько минут поняла, что книга какая-то вялая, лучше всего подходит для чтения перед сном.

Я не знаю, почему сегодняшние 20-летние получают от своих близких так мало информации о прошлом. Для меня все еще становится культурным шоком встреча с человеком, не знающим, сколько было мировых войн, что такое ГУЛАГ и когда состоялся первый полет человека в космос. Мне нелегко найти общий язык со слушателем, отвечающим на вопрос о том, кто такой Войнович, что, кажется, он написал роман «Овод».

Вряд ли ситуацию можно кардинально исправить. Мы так и останемся разными — те, кто еще помнит, как набирается номер на дисковом телефоне, и те, кто считает, что бывают «архаичные мобильники». И объем наших знаний по определению не может совпасть. Что же я предлагаю? Самое простое — делать шаги навстречу друг другу. Ни в коем случае не раздражаться. Рассказывать незнающей стороне о том, что ей пока неизвестно, без презрительной ухмылки. Радоваться возможности по-иному взглянуть на мир. Перебрасывать мосты через разделившую нас пропасть.


Источник: Как вести диалог с двадцатилетними: не заставшие «веселые» 90-е
Опубликовал:
Теги: юмор история реклама война деньги

Комментарии (34)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Сергей Ремнёв 
Про Войновича не согласен, хотя о вкусах не спорят, и это безусловно! А вот про нынешнюю молодёжь могу привести одно высказывание Альберта Энштейна: "Наступят времена, когда технологии достигнут такого развития, что человеческое общение станет попросту ненужным! И вот тогда вы получите поколение идиотов." Просто и ясно, а главное - ведь сбылось! Может быть, кто-то со мной и поспорит, так с удовольствием приму участие в дискуссии, но в дискуссии интеллигентной, без взаимных оскорблений и прочего, что стало так популярно в соцсетях...
Юрий Попов 
Слова то вроде проавильные, а пахнут как то не очень. Человек социальное животное. Без общения с себе подобными превратится в дикого зверя, даже если до этого "был эйнштейном".
Анатолий Курбатов
Спасибо за открытие. Отныне буду знать, что Эйнштейн был не только гениальным физиком, но и гениальным человеком. По поводу "идиотов" он скорее всего пошутил. Однако и чувство юмора у него тоже было гениальное.
Сергей Мацедонский
Люди путают причину со следствием. Автор предлагает идти навстречу друг другу, но встречи не будет, потому что курсовое расстояние между встречными потоками очень велико. Почему так? Да потому что целевые установки разные. Люди советского периода были погружены в единую идею - благо страны. Одни больше, другие меньше, но высшая ценность была Родина, ее успехи. Поэтому ученые в шарашках не ныли, а работали, поэтому комсомольцы ехали на целину, на БАМ, в космос летели, рискуя жизнью, поэтому книги и песни были такие, что за душу берут. А сейчас? Каждый за себя и о себе. А страна? А что это такое? Сегодня в этой стране, завтра в другой - это место пребывания, а не Родина. Главное "я" и "хочу" - остальное неинтересно. Где тут возможна встреча? Мое мнение: либералы и демократы хорошо постарались, разрушив ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ надстройку государства и оставив ЖИВОТНУЮ=экономическую. Вот говорят о либеральных ценностях, да нет ценностей у либералов кроме денег. И очень многие молодые люди НЕ ХОТЯТ работать, они хотят ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ. Организовать встречу по автору - это самому опуститься до лжеценностей. Нужно наоборот: сделать так, чтобы истинные ценности стали интересны молодым. Для этого нужны те идеи, которые ОБЪЕДИНЯЮТ, которые ДЛЯ ВСЕХ, тогда мы будем вместе. Деньги - это для себя, другому не дам. Родина, добро, любовь, честь, долг - это для всех. Нужно людям вернуть человеческое и тогда все устроится.
Анатолий Курбатов
Увы! Все так. Мы все чаще говорим с молодыми "на разных языках". "Нужно наоборот: сделать так, чтобы истинные ценности стали интересны молодым". Но и тут большой вопрос: "Кто же это может сделать и какими средствами?" Иногда приходит горькая мысль: "Если люди не испытают то, что довелось испытать нашим отцам и дедам, никогда они не вернутся к настоящим человеческим ценностям".
Георгий Ситнянский
Да уж, советская надстройка такая человеческая... Главное - "Я хочу!" того, кто главнее, на то, как это скажется на подчинённых, нас...ь!
Антон Юрьевич
А самое печальное что ради этих самых денег они готовы потихонечку продавать свою Родину даже не отдавая себе отчет в том что они это уже делают(
Антон Луценко
Цитата из статьи: "Мне нелегко найти общий язык со слушателем, отвечающим на вопрос о том, кто такой Войнович, что, кажется, он написал роман «Овод»". Лично я гордился бы знакомством с человеком, который в наше время краем уха слышал про Этель Лилиан Войнич и её произведения, составившие эпоху в общественном сознании нашей страны в первой половине XX века. А Войнович, судя по прочитанным мною опусам вроде "Чонкина" и "Москвы 2042", просто дешёвый позёр, взявшийся вышучивать то, о чём не имел ни малейшего понятия. И это единственная хорошая вещь, которую я могу сказать о покойном.
Андрей Стахов 
Это Войнович-то не имел понятия?! Это тот, который провоевал на передовой?! Учите матчасть, Антон...
Юрий Попов 
Солженицын тоже побывал на фронте.
Георгий Ситнянский
Когда это Войнович (1938 г.р.) успел повоевать?
Валерий Юрьев
Не успел, не успел, по сопливости своей, то-бишь по младости лет.)))
Для справки:
Владимир Войнович родился 26 сентября 1932 года в столице Таджикской ССР Сталинабаде (ныне Душанбе) в семье ответственного секретаря республиканской газеты "Коммунист Таджикистана" Николая Войновича и Розалии (Ревекки) Гойхман. Махровый антисоветчик. Еврейское происхождение скрывал, выдавая себя за серба.
Почил в бозе 28 июля 2018 г.
Антон Луценко
Матчасть учить надо Вам, Андрей: на момент начала Великой Отечественной войны Войновичу было около 9 лет, в армию его призвали только в 1951-м. И коллективный разум сообщества "Медиа-Соль" Вам в помощь!
Бузыкин Александр 
Изумительная статья. Подписываюсь под каждым словом
Анатолий Юдин
... красивая статья...
как хорошо написано
... по доброму...
Сергей Ремнёв 
Сергей Мацедонский, подпишусь под каждым Вашим словом! Красавчик!
Алим Мемединов 
Они(нынешняя молодёжь) не плохие и не тупые! Они просто другие! Не такие как мы, есть в их поколении , как и в нашем в своё время что-то своё особенное, у них свои идеалы, свои герои, но они так же патриотичны и так же любят свою Родину и так же как их деды и родители при необходимости отдадут жизни за свою землю ! Так же точно и нас не понимали наши родители и наших родителей не понимали наши дедушки и бабушки!
v_sem Семак
Интересная картина получается. Помню как родители в 50-60 -ых годах рассказывали мне, сестре и брату, какое у них было тяжелое детство и как мы хорошо сейчас живем. И вот поймал себя на том, что объяснял внукам, что наше детство было лучше чем у них. Какой то регресс получается, но это ведь правда. У кого какое мнение.
Валерий Юрьев
Привет! У нас с тобой мнения по этому вопросу совпадают. Мне тоже жалко своих внуков, несмотря на их несомненно более высокую материальную обеспеченность, чем когда-то была у нас. Но не в том радость жизни.
Николай Ставковый 
Хорошая статья. Всё подмечено верно.
Юрий Попов 
Вся статья, не смотря на то, что тема одна, по сути о другом. А именно, очередное либерально-русофобское измышление с обливанием грязью нашего прошлого. И знать то предлагается прошлое именно как плохое явление. Вроде как кроме полёта Гагарина и дня Победы, ничего хорошего не было.
эдуард хамидулин
Согласен с Вами. В каждом абзаце противопоставления и размывание ценностей.
Михаил Котов 
Прочитав статью и комментарии к ней, в очередной раз соглашаюсь с гениальным высказыванием В.И.Ленина: "...интеллигенция...это говно!"
Евгений Иванов 
Кто интересно назвал это высказывание "гениальным". Наверно "все говорят".
Георгий Ситнянский
"Войнович написал "Овода""
Ну, такие и раньше были. Например, сосед Солженицына по первой камере инженер Л. З-в считал, что существует американский язык, а о Толстом знал только, что он депутат Верховного Совета (путая Льва Николаевича с Алексеем Николаевичем). А его же сосиделец по одному из лагерей А.Ф. Кукос (тоже инженер) своим любимым произведением назвал ""Три цвета времени" Стендаля" - на самом деле это книга советского автора А. Виноградова о Стендале.
Егор CQfounder 
Кому и за каким фигом сейчас нужно помнить, кто вёл "Кинопанораму" в советские времена(более 30 лет назад)? Что за тупой вопрос для госэкзамена? Где вообще такие вопросы на госэкзамене - в каком-нибудь ВГИКе где впадающие в старческий маразм патриархи киноиндустрии хотят подчеркнуть, что за все 30 лет прошедшие с окончания советских времён российский кинематограф снимает сплошной шлак типа "утомлённых солнцем"? ;) ;) ;)
Kirill Kir 
"Человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую".... Кто сказал?)
Валерий Юрьев
Да, в юности многие зачитываются научной фантастикой...)))
Анатолий Курбатов
Один параметр нам хорошо известен - "деньги и его составляющая - власть". По этому параметру человечество давно уже поделено. При этом "меньшая часть" как правило убеждена, что деньги и власть достались им по праву умного.
Валера Апёнышев
НЕ НАДО ПАНИКОВАТЬ. ВРЕМЯ ВСЕ РАССТАВИТЬ НА СВОИ МЕСТА. ИНОЕ ПОЗАБУДЕТСЯ. ИНОЕ ВЫПРЕТ НАРУЖУ. ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО.
Жигунов Александр
Время-то,что нельзя вернуть,и его не так уж и много...А вопрос отцов и детей всегда стоял.Мне кажется,что у молодёжи пропал интерес к познанию чего либо:истории,культуры,науки,религии
Евгений Иванов 
Индира Ганди сказала:"История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики". Человечество развивается по спирали но к сожалению многие из молодых считают, что если они хорошо владеют компьютерными технологиями, то с них жизнь начинается. А то, что было до них это что-то такае не достойное внимания. Поэтому и войны на земле и прочая дрянь. Очередное поколение думает (отдельные индивидуумы, не все конечно), что вот у них- то точно получится, мы умнее. А когда прижмёт вспоминают и о любви к Родине и о родителях с которыми неправильно себя вели и о прочих правильных "вещах".
v_sem Семак
Валера Апёнышев, конечно расставит." Когда физический интеллект, не защищенный высокой нравственностью, выходит за рамки соответствующего ему уровня духовного развития, закон природы обеспечивает его насильственное подавление. Движение к абсолютному злу, прерывается для каждой расы очередным катаклизмом." Но в большинстве случаев цивилизация, используя безнравственно свои научно технические достижения, сама себя уничтожает.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ+
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ+
6
Мужской журнал 10:01 30 янв 2018
Чубайс: В 90-е мы выиграли
Чубайс: В 90-е мы выиграли
160
Ваши новости 04:01 16 янв 2021
Так погибала страна - жуткие факты о России в 90-е
Так погибала страна - жуткие факты о России в 90-е
69
Ваши новости 19:02 20 ноя 2018
Бунты казахов в 90-е были и на Байконуре
Бунты казахов в 90-е были и на Байконуре
14
Ваши новости 09:00 10 янв 2022
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ+
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ+
1
Мужской журнал 16:01 31 янв 2018
90-е вспоминаются в нынешней России не иначе как кошмары перенесенной болезни
90-е вспоминаются в нынешней России не иначе как кошмары перенесенной болезни
124
Ваши новости 08:00 06 апр 2021
90-е годы. Шикарная коллекция!
90-е годы. Шикарная коллекция!
3
Читайте самую соль! 15:36 07 май 2023
Диалог с Европой: Лавров воплотил свои угрозы в жизнь
Диалог с Европой: Лавров воплотил свои угрозы в жизнь
266
Ваши новости 20:59 10 фев 2021
10 самых сексуальных моделей 90-х
10 самых сексуальных моделей 90-х
7
Мужской журнал 14:18 15 июн 2022
Так было модно: какой интерьер считали крутым в 90-е
Так было модно: какой интерьер считали крутым в 90-е
1
Все о работе руками 15:00 19 май 2021
Веселые картинки
Веселые картинки
11
Авто-Тема 22:35 05 дек 2018
Анекдоты и шутки для хорошего настроения: «Мужчины, не пытайтесь понять женщин!» (10 фото)
Анекдоты и шутки для хорошего настроения: «Мужчины, не пытайтесь понять женщин!» (10 фото)
0
Читайте самую соль! 11:10 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства