В России губернаторам запретят называться президентами, но дадут право править вечно
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press
Депутаты Государственной Думы приняли во втором и третьем чтении законопроект об организации публичной власти в регионах России, сообщается на сайте нижней палаты парламента.
Первое чтение документа прошло 9 ноября, а накануне его рассмотрел комитет Государственной Думы по госстроительству и законодательству во втором чтении повторно. В пресс-службе комитета рассказали, что возврат проекта был обусловлен техническими изменениями, которые не меняли концепцию предложений авторов. Новая поправка лишь закрепила право депутатов нижней палаты парламента и сенаторов выступать на заседаниях заксобраний субъектов.
Напомним, документ, который запрещает руководителям субъектов Федерации называться «президентами» и разрешает избираться более чем на два срока подряд был разработан сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым. По словам последнего, всего к законопроекту поступило более 200 поправок.
Документ снимает ограничения для губернаторов по числу сроков, сегодня главы региона не могут переизбираться в третий раз. Число сроков нахождения у власти губернаторов определят местные органы законодательной власти.
Кроме того, в документе оговаривается, что президент может освободить губернатора от исполнения обязанностей из-за утраты доверия, или же если недоверие ему выразят члены местного заксобрания. В целом, согласно законопроекту, глава государства может прекращать полномочия глав регионов по любым основаниям. Документ также обязывает создавать на региональном уровне контрольно-счетные органы, которые будут проверять бюджеты и внебюджетные фонды.
Наконец, ключевой пункт закона — запрет на использование слова «президент» в названии должности руководителя субъекта Федерации. Против этого, напомним, активно выступал Госсовет Татарстана, но возражения и предложения республиканских депутатов отклонили. Татарстан на сегодняшний момент остается единственным субъектом Федерации, у которого сохраняется свой президент.
— Конечно, в связи с новым законом все будут обсуждать Татарстан. А я думаю, что от частного лучше перейти к общему, — говорит политолог Константин Калачев.
— Закон просто легитимизирует то, что раньше было неформальными практиками. Например, возможность для президента отправить в отставку губернатора по недоверию без объяснения причин. С бывшим губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем так по факту и было.
Всем было ясно, например, что мы от федерализма шагаем к унитарному государству. Теперь это по факту закреплено законом. Да, в чем-то полномочия регионов даже расширили. Главы регионов ставят под полный контроль систему местного самоуправления. Или, например, регионы могут отказываться от пропорционально-мажоритарной системы выборов в пользу мажоритарной. Но по факту сами регионы под жестким контролем и в вопросах кадровой, и в вопросах финансовой политики. Хорошо это или плохо — время покажет.
«СП»: — А если все же возвращаться к Татарстану. Это финал в истории татарского регионализма? Закон реально для республики что-то меняет?
— Де-юре меняет, но де-факто все пока останется по-прежнему.
— Ничего конкретного против Татарстана в документе нет, — считает политолог Андрей Тихонов.
— Другим главам фактически запрещено называться губернаторами, главами администраций и т. д. Президент в стране должен быть один и все должны понимать, что это главная в стране должность. Главы регионов занимают одинаковую роль в вертикали власти и соответственно должны называться одинаково. Исключений быть не должно.
«СП»: — И все же в Казани к этому приковано особое внимание. Чем они теперь ответят?
— Татарстан уже ответил, чем мог — через своих депутатов. Других рычагов я не вижу.
«СП»: — По-вашему, это закрывает вопрос о централизации власти в России?
— О какой централизации идёт речь, если главы получают дополнительные полномочия в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией нового типа. Сейчас на них будут возложены полномочия по введению так называемых куар-кодов. Скорее следует говорить о децентрализации и расширении полномочий.
«СП»: — Закон также разрешает губернаторам избираться более чем на два срока подряд. Насколько это делает их независимее от центра? Многие ли смогут воспользоваться этим правом?
— Это делается для того, чтобы была симметрия — если плохого руководителя можно убрать досрочно (президент по недоверию, суды, правоохранительные органы), то почему хорошему главе мы отказываем в возможности работать два-три срока и больше. Если глава справляется со своей работой и к нему нет претензий у правоохранительных органов, то это большое счастье для людей и пусть он работает дальше.
Например, глава Белгородской области Савченко проработал более двадцати лет и люди плакали, когда он уходил. На протяжении многих лет был лучшим губернатором страны, но несовершенство законодательства заставило его уйти.
Закон гармонизирует и универсализирует публичную власть в России. До сих пор у нас нет четкого распределения полномочий между уровнями власти — федеральным и региональным, региональным и муниципальным. Не было единого правового пространства, было пространство борьбы и все это превращалось в систему «лебедь, рак и щука». Каждый уровень власти действовал, руководствуясь своей логикой. Сейчас закладываются общие принципы функционирования власти. Это — основная задача закона. Универсализация названий глав субъектов федерации — это лишь видимая часть задачи. Главное — обеспечить взаимодействие уровней власти и навести порядок в этой сфере.
Полномочия регионов расширяются. Переработан перечень полномочий по вопросам совместного ведения. Сейчас их около 100 пунктов, многие носят отсылочный характер, указывая на иные федеральные законы, другие направлены на детализацию конкретного полномочия.
— Татария — очень важный регион, богатый регион, регион-донор, — поясняет доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Потому, памятуя о серьёзном сепаратизме 90-х годов, с ним вели себя более осторожно. Однако у всякого терпения есть свои пределы. И когда татарская элита попыталась влиять ещё и на внешнюю политику (в частности, она даже во время осложнений с Турцией подчёркнуто сохраняла с ней отношения), это переполнило чашу терпения. А уж наличие там президента — это особое проявление нелояльности. С которым решили покончить.
«СП»: — Насколько болезненно это будет воспринято в Казани?
— Естественно, там будет недовольство — причём не только в элите. Всё-таки татары — народ, имеющий собственную историю государственности. И они считают свою республику «государством в государстве». Серьёзного роста сепаратизма не предвижу, а вот базой для создания новой партии федералистского, славяно-тюркского, евразийского типа, он стать может. И возглавить её может кто-то из представителей местной элиты.
«СП»: — По факту от того, что Минниханов будет теперь именоваться главой Татарстана, что-то изменится? Это действие исключительно символическое?
— То, что для нас символично, для многих татар — очень даже важно. Это подчёркивание их особой роли в России, от которой они отказываться не собираются. То, что две трети татар живут за пределами республики, никак на это не влияет. Напротив — укрепляет в них представление об особой, государствообразующей роли татарского народа. Причём не только в республике, но и во всей России.
«СП»: — При этом татарстанские элиты сохранят монопольное положения в республике. Ведь в их руках по-прежнему все кадровые назначения, Татнефть, своя авиакомпания и прочие активы. Такой свободы нет, пожалуй, ни у кого, кроме Чечни…
— Судя по всему, экономические активы им оставят. И снятие ограничений на количество сроков пребывание во главе региона — главным образом уступка именно татарской элите. Весь вопрос в том, что не всегда то, что хорошо для Татарии — хорошо для остальных регионов.
«СП»: — Означает ли это жирную точку в вопросе централизации власти в России, растянувшейся на 30 лет? Или есть еще, что предстоит сделать?
— Нет, не означает. Никуда не делся, например, вопрос об изучении татарского языка школьниками-нетатарами. Никуда не делся вопрос о представительстве во власти в нацреспубликах представителей нетитульных народов (это отнюдь не только Татарии касается). То и дело ставится вопрос о том, что неплохо было бы вернуть губернии без национальной окраски. Или, по крайней мере, уравнять все субъекты федерации, оставив нацреспубликам «национальное» название губерний.
«СП»: — Закон при этом расширяет полномочия глав регионов. Это можно считать некоей уступкой регионам?
— Да, это уступка регионам. Это попытка предотвратить создание «региональной фронды». Но, повторюсь, я вижу в этом главным образом уступку элитам нацреспублик — особенно татарской. «Пережить» сменяемость руководителей в русских областях можно, и они особо протестовать не будут. Но у мусульманских народов — всё-таки другой менталитет. Там другие представления о сменяемости власти. И раз уж у них отнимают часть суверенитета — какую-то «кость» им в ответ кидают.
Комментарии (72)