Новости, политика, экономика, общество

Казань может сильно обидеться на Москву

В России губернаторам запретят называться президентами, но дадут право править вечно

Дмитрий Родионов

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

Депутаты Государственной Думы приняли во втором и третьем чтении законопроект об организации публичной власти в регионах России, сообщается на сайте нижней палаты парламента.

Первое чтение документа прошло 9 ноября, а накануне его рассмотрел комитет Государственной Думы по госстроительству и законодательству во втором чтении повторно. В пресс-службе комитета рассказали, что возврат проекта был обусловлен техническими изменениями, которые не меняли концепцию предложений авторов. Новая поправка лишь закрепила право депутатов нижней палаты парламента и сенаторов выступать на заседаниях заксобраний субъектов.

Напомним, документ, который запрещает руководителям субъектов Федерации называться «президентами» и разрешает избираться более чем на два срока подряд был разработан сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым. По словам последнего, всего к законопроекту поступило более 200 поправок.

Документ снимает ограничения для губернаторов по числу сроков, сегодня главы региона не могут переизбираться в третий раз. Число сроков нахождения у власти губернаторов определят местные органы законодательной власти.

 

Кроме того, в документе оговаривается, что президент может освободить губернатора от исполнения обязанностей из-за утраты доверия, или же если недоверие ему выразят члены местного заксобрания. В целом, согласно законопроекту, глава государства может прекращать полномочия глав регионов по любым основаниям. Документ также обязывает создавать на региональном уровне контрольно-счетные органы, которые будут проверять бюджеты и внебюджетные фонды.

Наконец, ключевой пункт закона — запрет на использование слова «президент» в названии должности руководителя субъекта Федерации. Против этого, напомним, активно выступал Госсовет Татарстана, но возражения и предложения республиканских депутатов отклонили. Татарстан на сегодняшний момент остается единственным субъектом Федерации, у которого сохраняется свой президент.

— Конечно, в связи с новым законом все будут обсуждать Татарстан. А я думаю, что от частного лучше перейти к общему, — говорит политолог Константин Калачев.

— Закон просто легитимизирует то, что раньше было неформальными практиками. Например, возможность для президента отправить в отставку губернатора по недоверию без объяснения причин. С бывшим губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем так по факту и было.

Всем было ясно, например, что мы от федерализма шагаем к унитарному государству. Теперь это по факту закреплено законом. Да, в чем-то полномочия регионов даже расширили. Главы регионов ставят под полный контроль систему местного самоуправления. Или, например, регионы могут отказываться от пропорционально-мажоритарной системы выборов в пользу мажоритарной. Но по факту сами регионы под жестким контролем и в вопросах кадровой, и в вопросах финансовой политики. Хорошо это или плохо — время покажет.

«СП»: — А если все же возвращаться к Татарстану. Это финал в истории татарского регионализма? Закон реально для республики что-то меняет?

— Де-юре меняет, но де-факто все пока останется по-прежнему.  Минниханов доработает как президент, а вот на следующие выборы пойдет уже как кандидат в главы республики. Для элиты Татарстана главное, чтобы им не присылали эмиссаров, не вмешивались в кадровую политику, не лишили их контроля над финансовыми потоками. За это они обеспечат любые результаты выборов и демонстративную лояльность. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе татарскому регионализму приходит конец.

— Ничего конкретного против Татарстана в документе нет, — считает политолог Андрей Тихонов.

—  Другим главам фактически запрещено называться губернаторами, главами администраций и т. д. Президент в стране должен быть один и все должны понимать, что это главная в стране должность. Главы регионов занимают одинаковую роль в вертикали власти и соответственно должны называться одинаково. Исключений быть не должно.

«СП»: — И все же в Казани к этому приковано особое внимание. Чем они теперь ответят?

— Татарстан уже ответил, чем мог — через своих депутатов. Других рычагов я не вижу.

«СП»: — По-вашему, это закрывает вопрос о централизации власти в России?

— О какой централизации идёт речь, если главы получают дополнительные полномочия в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией нового типа. Сейчас на них будут возложены полномочия по введению так называемых куар-кодов. Скорее следует говорить о децентрализации и расширении полномочий.

«СП»: — Закон также разрешает губернаторам избираться более чем на два срока подряд. Насколько это делает их независимее от центра? Многие ли смогут воспользоваться этим правом?

— Это делается для того, чтобы была симметрия — если плохого руководителя можно убрать досрочно (президент по недоверию, суды, правоохранительные органы), то почему хорошему главе мы отказываем в возможности работать два-три срока и больше. Если глава справляется со своей работой и к нему нет претензий у правоохранительных органов, то это большое счастье для людей и пусть он работает дальше.

Например, глава Белгородской области Савченко проработал более двадцати лет и люди плакали, когда он уходил. На протяжении многих лет был лучшим губернатором страны, но несовершенство законодательства заставило его уйти.

Закон гармонизирует и универсализирует публичную власть в России. До сих пор у нас нет четкого распределения полномочий между уровнями власти — федеральным и региональным, региональным и муниципальным. Не было единого правового пространства, было пространство борьбы и все это превращалось в систему «лебедь, рак и щука». Каждый уровень власти действовал, руководствуясь своей логикой. Сейчас закладываются общие принципы функционирования власти. Это — основная задача закона. Универсализация названий глав субъектов федерации — это лишь видимая часть задачи. Главное — обеспечить взаимодействие уровней власти и навести порядок в этой сфере.

Полномочия регионов расширяются. Переработан перечень полномочий по вопросам совместного ведения. Сейчас их около 100 пунктов, многие носят отсылочный характер, указывая на иные федеральные законы, другие направлены на детализацию конкретного полномочия.

— Татария — очень важный регион, богатый регион, регион-донор, — поясняет доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

— Потому, памятуя о серьёзном сепаратизме 90-х годов, с ним вели себя более осторожно. Однако у всякого терпения есть свои пределы. И когда татарская элита попыталась влиять ещё и на внешнюю политику (в частности, она даже во время осложнений с Турцией подчёркнуто сохраняла с ней отношения), это переполнило чашу терпения. А уж наличие там президента — это особое проявление нелояльности. С которым решили покончить.

«СП»: — Насколько болезненно это будет воспринято в Казани?

— Естественно, там будет недовольство — причём не только в элите. Всё-таки татары — народ, имеющий собственную историю государственности. И они считают свою республику «государством в государстве». Серьёзного роста сепаратизма не предвижу, а вот базой для создания новой партии федералистского, славяно-тюркского, евразийского типа, он стать может. И возглавить её может кто-то из представителей местной элиты.

«СП»: — По факту от того, что Минниханов будет теперь именоваться главой Татарстана, что-то изменится? Это действие исключительно символическое?

— То, что для нас символично, для многих татар — очень даже важно. Это подчёркивание их особой роли в России, от которой они отказываться не собираются. То, что две трети татар живут за пределами республики, никак на это не влияет. Напротив — укрепляет в них представление об особой, государствообразующей роли татарского народа. Причём не только в республике, но и во всей России.

«СП»: — При этом татарстанские элиты сохранят монопольное положения в республике. Ведь в их руках по-прежнему все кадровые назначения, Татнефть, своя авиакомпания и прочие активы. Такой свободы нет, пожалуй, ни у кого, кроме Чечни…

— Судя по всему, экономические активы им оставят. И снятие ограничений на количество сроков пребывание во главе региона — главным образом уступка именно татарской элите. Весь вопрос в том, что не всегда то, что хорошо для Татарии — хорошо для остальных регионов.

«СП»: — Означает ли это жирную точку в вопросе централизации власти в России, растянувшейся на 30 лет? Или есть еще, что предстоит сделать?

— Нет, не означает. Никуда не делся, например, вопрос об изучении татарского языка школьниками-нетатарами. Никуда не делся вопрос о представительстве во власти в нацреспубликах представителей нетитульных народов (это отнюдь не только Татарии касается). То и дело ставится вопрос о том, что неплохо было бы вернуть губернии без национальной окраски. Или, по крайней мере, уравнять все субъекты федерации, оставив нацреспубликам «национальное» название губерний.

«СП»: — Закон при этом расширяет полномочия глав регионов. Это можно считать некоей уступкой регионам?

— Да, это уступка регионам. Это попытка предотвратить создание «региональной фронды». Но, повторюсь, я вижу в этом главным образом уступку элитам нацреспублик — особенно татарской. «Пережить» сменяемость руководителей в русских областях можно, и они особо протестовать не будут. Но у мусульманских народов — всё-таки другой менталитет. Там другие представления о сменяемости власти. И раз уж у них отнимают часть суверенитета — какую-то «кость» им в ответ кидают.


Источник: Казань может сильно обидеться на Москву
Опубликовал:
Теги: Москва Казань выборы власть бюджет

Комментарии (72)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Антон Луценко
Что за половинчатая мера? Надо заодно прекратить порнографию с региональными "министерствами". А то получается цирк: президентом Татарстана называться нельзя, а министром образования Рязанской (например) области - можно.
Виктор Устюжанин 
В конечном итоге не так важно, как называется должность, важно, кто ее занимает. Теперь официально на весь мир можно заявить, что демократия с ее выборами - это не наш путь. Наш путь - паханат, где пахан может ставить своих смотрящих в регионы, даже не тратясь на выборы. Только пахан не учел, что ему в силу возраста уже многое недоступно, в том числе и контроль за подчиненными, а смотрящие будут этим пользоваться, обирать подконтрольные регионы и давать пахану те сведения, которые тот хочет услышать - всё путём, никаких проблем и т. д. В общем, о развитии экономики и улучшении жизни в стране при этом пахане можно забыть, а в историю он войдет еще худшим правителем, чем Горбачев и Ельцин.
Питер Петренко 
Увы, но согласен с вами. Хотя у настоящих "воров в законе" порядка больше и власть справедливее.
Олег Кульков
Вот в лихие 90-е мы уже нарадовались воровским законам, теперь никак их из власти выбить не можем, всё под себя подмяли! Поэтому у нас и процветает коррупция!!!!!!!
Nikolai Dobrynin 
Слава Богу, что мы почти 30 лет без войны , имею ввиду последние чеченские кампании.
Если кто-то хочет повоевать- флаг в руки- и вперёд, на передовую, за пределы России.
Удивительно то, что среди нас живут те, кто, судя по предыдущим комментариям, так невежественно отзывается о россиянах...
Очень жаль..
Мне кажется, что такие люди плохо учили историю, в и.ч.- новейшую.
Вся страна успокоилась, наконец-то, поднялись с "колен", можно направить усилия на развите экономики и повышение благосостояние народа России, но нет- это не нравится мировой элите, им хочется снова поставить нас на колени...
И это им удастся сделать, если мы в своей стране начнем делиться на удельные княжества под предлогом самоопределения..
Это же так понятно- результат перед глазами- развал нашей прежней страны- Советского Союза.
Так что , Владимир Федоров, посмотри на карту России повнимательнее- на соседей ближних и дальних- мы одна большая страна, все в одной большой лодке с названием РОССИЯ, и если эту лодку кто то начнет раскачивать изнутри, то она может и перевернуться.
Поэтому спасибо нашему Президенту Путину В.В. и его команде, что наша лодка уверенно идёт правильным курсом вперёд и от нас зависит во многом- куда она придет.

Централизация и децентрализация власти- извечный вопрос, и нам решать его, через наших депутатов и представителей..
Но только путем обсуждения, а не путем автоматов , и т.д. и т.п.
Как показала практика новейшая- разрушить можно быстро страну, а вот собрать ее снова- вопрос многих десятилетий.
Я верю нашему Президенту и его команде, они на практике показали, что надо делать, чтобы возродить страну.
Многое ещё нужно сделать всем нам, но главное условие- мы должны быть все вместе, большие и маленькие народы и народности, люди всех национальностей нашей необъятной Родины, имя которой - Р О С С И Я !
Владимир Обской 
Нет такого понятия -россияне. А лодка ваша благодаря путину ,похоже, носит название " Титаник " . Только на ней никто " благо людям не дарит "
Валерий Юрьев
С неба звездочка упала,
Прямо милому в штаны...
Эх, гори там. что попало,
Лишь бы не было войны!
"... наконец-то, поднялись с "колен", можно направить усилия на развитие экономики и повышение благосостояние народа России, но нет - это не нравится мировой элите, им хочется снова поставить нас на колени... "
Ну, без мировой элиты у нас ничего не обходится, везде она, окаянная...
Вот так и страдаем.
Питер Петренко 
"Казань может сильно обидеться на Москву" - прочитал и подумал про эксперимент с кодами на вход в общественный транспорт, который там решили провести наши правители. Оказывается - это про то, что теперь и "обнуляться" не надо, могут править в регионах до самой смерти. Ничего нового и интересного, возврат во времена Московского Царства.
Борис Савицкий
Есть. Россияне - это граждане России, а русские - это уже определение национальности.
Nikolai Dobrynin 
Владимир Обской, мы все живём в России, т.е. россияне..
Все мы - россияне, а потом уже - русские, татары, башкиры, чечены и ещё 156 национальностей..
С уважением к Вашему мнению - Николай Добрынин
Nikolai Dobrynin 
Валерий Юрьев, яркий пример про мировую элиту - противодействие сначала строительству, а сейчас- сертификации газопровода "Северный поток -2"
Владимир Обской 
До 1990 года этот термин не упоминался совсем,хотя граждане РСФСР были, но эльцин обозвал народ России "россиянами" , а далее "пошло-поехало". "Господи , благослави Америку", - было его продолжением. Я вот себя считаю советским человеком, так как я не отказывался от советского гражданства , россиянином себя не считаю. ИМХО.
Владимир Обской 
Поднимая с "колен", обычно потом ставят "раком". Девушки с пониженной социальной ответственностью это подтвердят)
Борис Савицкий
Это ваше личное дело. Но не забывайте, что в России живут не только русские, но и калмыки, татары, карелы... далее везде. Но они - не русские. Они, также как и русские, живущие на территории России - россияне.
Владимир Обской 
Русский для меня - это не всегда национальная принадлежность , это скорее менталитет, образ жизни,состояние души. Для меня и татарин , и калмык с чувашом могут быть больше русскими , чем иные представители "русского народа по нацпринадлежности".
Владимир Обской 
Валерий , ху@вому танцору всегда что-то мешает и кто-то виноват, то американцы , то хохлы ,хотя для меня они украинцы , так как живут на Украине ))) А проблема одна - мировой жидоолигархат, кто платит , тот и "заказывает музыку"
Ирина Евграфова
Хорошо,что у нас есть такой президент который болеет за Страну, а не пляшет как Ельцин перед Американцами, а о Горбачеве даже вспоминать не хочется (слабая, трусливая дрянь). Благодаря бездарному и трусливому Горбачеву развалили СССР, благодаря пьяному Ельцину, разбомбили Югославию. А что в настоящее время творится в Европе...,или вы хотите называться родитель 1 или родитель 2? Вы скорее всего очень молодой парень, которому навязали чужое мнение. А страна наша Россия, и мы все Россияне.
Владимир Обской 
Я родился в СССР , учился в СССР , служил на защите границ СССР, работал в СССР , по-этому мне не надо что-либо говорить о ситуации в стране и вашем президенте. Его антинародная деятельность давно известна и понятна всем,он такая же марионетка в руках кукловодов -мирового жидоолигархата, как и другие, а россия -сырьевая колония, не более. Так что своё мнение можете оставить при себе. Культ личности путина ещё будет развенчан, всему своё время. Такой массовой коррупции , взяточничества, казнокрадства, уровня преступлений в экономическом секторе , обнищания народа, не было ни при одном руководителе, а лживые его обещания можно опубликовать в многотомники. Так что оставьте своё мнение при себе. Вы скорее всего тролль-кремлебот или сторонник " едрисни " из поколения "пепси" с пузырьками )))
Борис Нестеренко 
Уважаемому Владимиру Обскому - Вы хорошо сказали!
Анатолий Арапов
Попробуйте в наших условиях поменять руководителя региона естественным, т.е. выборным, путем. Если у него есть возможность и желание сидеть на месте вечно, никакие видеокамеры камеры результат выборов не проконтролируют. И, честно говоря, мне почему-то кажется, что этот закон не против Татарстана, а чтобы Рамзана в Чечне не сменять. А он уже давно не президент, а глава, шах, бек, пахан, ну, в общем все что можно там. Так что если бы его пришлось менять, возможный шухер в Татарстане бабьей склокой покажется.
анатолий холодный
Чем кумушек считать трудиться ............! !
Владимир Фёдоров
Уж на что могучий и нерушимый был СССР, а и ему пришёл кирдык . Не исключено , что и Россия тоже развалится как государство. Кто тогда подхватит атомный чемоданчик с красной кнопкой и вообще вооруженные силы бывшей России? Кто будет делить золотовалютный запас России между оставшимися республиками? Под чей контроль перейдут ничейные земли бывшей России. Сибирь , Дальний Восток , Север . Урал. Единственный народ который сможет навести порядок на обломках России , это именно татарский народ. У него на это есть историческое право . Которое в нашем народе осталось в светлой памяти как татарское иго. Или золотое время народов . Когда был закон и порядок. А русский народ не пропадёт . Ему без разнице кому дань платить , Москве или Казани . Может при татарском иге будет наоборот ещё лучше. Поэтому в России обязательно должен быть запасной президент. Татарский президент . А не какая там другая шушера .
Владимир Никифоров 
Федорову. Всё ты не уймёшься!
Вроде, к старости люди умнеют... Но это не про тебя, ПРИДУРОК!
Наиль Измайлов 
А мне нравится какую чушь Федоров после супа с мухоморами несёт!)
Ольга Ефремова
А мы откуда знаем, к старости он идет или к молодости? Может, их там целая команда, бот, заводит дискуссию.
Борис Нестеренко 
Владимиру Никифорову - зачем Вы позволяете такие выражения по отношению к другим пользователям Сети, в частности, к Владимиру Федорову, зачем? Если Вы имеете на это право ( допустим, у Вас особый авторитет и тому подобное), то скажите об этом.
Andrei Yurov 
Очень странное предположение
Viktor Baukov
Как говорил Райкин - "Дураки вы все..." ( не мною сказано ). Неужели не видно, что написанное Фёдоровым, это тонкий, но горький юмор, когда в каждой фразе восхваляется то, что должно быть осуждаемо и народом и, тем более, Верховной Властью Государства...Да...трусовато...но тему он поднял и тем, кому положено "наказывать" за критику действий властей, придраться вряд ли получится...Говорят - "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь "...Вот Фёдоров и озвучил "горькую" правду, в "сладком" изложении...Печально, что не все это поняли, хотя, такой приём известен...
Александр Морозов 
Ха-ха-ха! Ой, не могу, до чего же рассмешил.
Александр Надеждин
Виктор Устюжанин: "...Теперь официально на весь мир можно заявить, что демократия с ее выборами - это не наш путь..." Да, именно так! А что касается развитие экономики, улучшении жизни, бла-бла-бла худшем правителем... то когда "пятую колону" снесут и прочих либерастов, то всё будет в порядке.
Виктор Устюжанин 
Александр Надеждин, а кто, по-вашему, нынче пятая колонна? Оппозиция? Так от нее у нас ничего не зависит, и она никак не влияет на развитие страны. Её уже снесли, посадили или выгнали из страны. Сегодня принимают решения как раз не либерасты, а бывшие члены КПСС, которые потом именовали себя демократами.
Александр Надеждин
Виктор Устюжанин "...а кто, по-вашему, нынче пятая колонна? Оппозиция?.."
Нет.. Вон, "выше" в коментах, один из представителей пятой колоны - Воффка Федоров ("черпающий ложкой"), Бузыкин Сашко, Ситнянский Гошик... ну и им подобным, которые считают, что называть народ России - ватой, совком и т.д. нормой.
Viktor Baukov
Оппозиция, это те, кто более всего болеет за страну, а не наоборот - против страны...Да...отдельные оппозиционеры скажут - "Мы не против народа - мы против Государства"...Тогда вопрос - А в каком Государстве живёт наш народ ? Надеюсь, что кое кто, из здесь присутствующих, помнит не очень далёкую историю генерала Власова и его "войска" во время ВОВ...А ведь он был не просто "подельником" Гитлера - была у него и вполне "оппозиционная "платформа - "За Россию без Коммунистов"...А кого убивало его "войско" под флагом такой "демократической" идеологии ? - да простых наших солдат - отцов, мужей, братьев, сыновей...Тогда, давайте оправдаем и Гитлера - ведь он боролся против Сталинской "автократии", как вещал Геббельс...Да, уж...а вообще то, есть мнение, что настоящая интеллигенция всегда должна быть в оппозиции к действующей власти - какой бы она ни была...но...в конструктивной, а не в предательской ( пусть даже и по недомыслию )...Критика - это хорошо, но мало...Нужны предложения и идеи...И всегда, интересы народа должны быть на первом месте...но не после того, как...
Георгий Ситнянский
"...Теперь официально на весь мир можно заявить, что демократия с ее выборами - это не наш путь..." Да, именно так!"
Ну конечно, не ваш! Тогда ведь отвечать перед народом придётся! То ли дело сейчас - что хочу, то и ворочу, сегодня одно в голову стукнуло, завтра другое - своя рука владыка! А кто слово против пикнет, тот пятая колонна!
Василий Фокин 
По логике наших "законотворцев" нужно запретить президентов академий наук, президентов компаний, президентов всяческих правлений и фондов. В общем, у татупедов ещё необъятное "поле работы" по словоблудию и дурака-валянию.
Игорь Астахин 
Смотрю что то часто начали в СМИ возникать статьи про Татарстан, про их особенность, отличие от России, независимость...
Василий Фокин 
Просто тех, кто использует власть для личных целей, раздражает, что можно УСПЕШНО использовать власть для организации НОРМАЛЬНОЙ жизни в отдельной части страны СВОИМИ СИЛАМИ, как это происходит в Татарстане. Недаром первый подпевала Москве - халявщик Кадыров, ситуация в Татарстане подчёркивает его бездарное иждивенчество.
Борис Выдрин 
Деляги с двойным гражданством продолжают плести паутину увода нашей страны от демократических начал. Созданная большевиками система не работает без диктатуры, к ней мы и возвращаемся от олигархическо-клановой. Хотя в мире имеется множество примеров, когда работают конституция и общественно-политическая система на развитие и благоденствие страны и народа. Эта система работает при смене любого руководителя. И горе огромное населению возникает при правлении "сильной руки", а не закона. Кажется, Клишас с Крашенинниковым этого хотят?
анатолий холодный
"Хотя в мире имеется множество примеров, когда работают конституция и общественно-политическая система на развитие и благоденствие страны и народа. Эта система работает при смене любого руководителя. И горе огромное населению возникает при правлении "сильной руки"," А ХОТЬ ОДИН КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР МОЖНО ? !
Viktor Baukov
А император Юлий Цезарь, во времена правления которого, Рим процветал, но "успешно" развалился, когда превратился в Республику...
Георгий Ситнянский
"А император Юлий Цезарь, во времена правления которого, Рим процветал, но "успешно" развалился, когда превратился в Республику..."
Вы хоть в школе историю учили? Рим из республики превратился в империю. А развалился, когда превратился в восточную деспотию (при Диоклетиане и позже).
Георгий Ситнянский
"Хотя в мире имеется множество примеров, когда работают конституция и общественно-политическая система на развитие и благоденствие страны и народа. Эта система работает при смене любого руководителя. И горе огромное населению возникает при правлении "сильной руки"," А ХОТЬ ОДИН КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР МОЖНО ? !"
Можно. Россия при Иване Грозном. При либеральных (по тем временам) реформах раннего Ивана Грозного страна процветала и во внешней политике была победоносна, при повороте к Опричнине быстро пошла вразнос, и кончилось всё Смутой.
Marat Sattarov 
Главное сохранить единое государство!!! ЛИХАЧЕСТВо законотворцев... не должно быть главным!
Марс ********* 
как вы не поймете...у нас все делается, что бы не осталось республик!!! какое единство??? они потом уберут границы Татарстана....просто останется Казанская область!!! сначала язык запретили преподавать, теперь название "президент" убрали!!! дальше уберут границы!!!
Пётр Судаков 
Наконец-то началось интуитивное осознание вреда, наносимого идиотской "ленинской национальной политикрй", которая закладывает в систему общества основания межнациональных противоречий, разрушающих его интеграцию. Оптимальное состояние общества выстраивается лишь в процессе интеграции взаимодействующих культур. Необходимо понять, что такое "Система общества" и как она функционирует. Без этого настоящее состояние средневековья может длиться ещё не одну сотню лет.
Борис Нестеренко 
Я за сильную, экономически развитую, с большой минимальной зарплатой (порядка 50 тысяч) единую Россию. Все у нас для этого есть: работящие люди с мозгами и все полезные ископаемые. Есть Президент - государственник В.В.Путин. Но есть и мутящие воду "бояре". Ну что им не сидится? Зачем будоражить народ? Это ли сейчас в первую очередь? Ну называется кто-то еще президентом? И что? Называется же он президентом республики, а не страны! Надо заниматься не этим, а экономикой страны, ее развитием через национальные проекты, через новые с высокой оплатой рабочие места. И о результатах выполнения национальных проектов, введении в строй новых высокотехнологичных производств каждый день сообщать в СМИ. Об этом надо говорить, а не об очередных реформах управления. А глав регионов оценивать только по росту зарплаты в республике, области, крае, по развитию машиностроения, тяжелой техники, вообщем всего, что выпускалось в СССР. Например, раньше выпускались сотни тысяч тракторов в год, сейчас, к сожалению - тысячи. Помогайте Президенту в этом, а не только управленческими реформами. Депутаты, в первую очередь, Госдумы и Совета Федерации, работайте над предоставлением бесплатного жилья всем молодым семьям, а не только над снижением ипотечной ставки. А что касается Татарстана,- не надо торопить и дергать историю. Татарстан, Башкортостан, другие республики - все с уважаемыми народами, многие переплелись семейными узами. Ну не трогайте это. Давайте уважать друг друга. А уж если кому-то очень хочется что-то по - крупному реформировать, то на это есть Конституция, есть референдум. Еще раз,-я за сильную единую Россию, за ее народы. Но не надо раскачивать. Что за силы раскачивают - не знаю. А так начнут вспоминать, что одно время, по данным отдельных историков, вообще было огромное государство Тартария. И так далее. Так что не будите!
Валерий Юрьев
Да.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты...
И не будем заморачиваться о чем-то низменном: о работе. о производстве, вообще - о каких-то обязанностях...
Александр Морозов 
Ещё один ребёнок! Президент, трактора? Да президент и разрушил остатки промышленности, медицины, образования, доставшиеся ему по недоразумению по наследству от Ельцина.
Валерий Пашнин 
Надо думать и делать все для объединения нашей России. Только так мы решим все стоящие перед нами задачи и проблемы, а также быстрее обеспечим нашу самостоятельность и сильную Россию.
Пётр Судаков 
Индюк - он тоже думал!
Питер Петренко 
"Казань может сильно обидеться на Москву" - прочитал и подумал про эксперимент с кодами на вход в общественный транспорт, который там решили провести наши правители. Оказывается - это про то, что теперь и "обнуляться" не надо, могут править в регионах до самой смерти. Ничего нового и интересного, возврат во времена Московского Царства.
ШАМИЛ ШИАБЕТДИН
ТАТАРСТАН - это ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА Р.Ф.! И все ТАТАРЫ России (10- миллионов) за ЕДИНЫЙ ТАТАРСТАН. РОССИЯ ещё с советских времен со своими законами только мешало жить народу вместе на своих территориях, заселяя на землях татар разных народов.
Ирина Евграфова
Историю почитайте, уважаемый ШАМИЛ ШИАБЕТДИН .
ШАМИЛ ШИАБЕТДИН
МЫ свою историю знаем. А то что вы пишете, потом переписываете историю заново в угоду новый власти, это тоже знаем. Сегодня мы все ждем больших перемен, раздробление России например.. . Ждем откуда начнется....
Марс ********* 
полностью согласен с вами).....и еще главное нашим детям передать, что творили русские с нашим народом!
Султанов СМ 
Задолбала Это Грязнодушами Элита Поганая!Пора ввести Смертную Казнь, чтоб так называемые Князьки опустились на Землю, и дала народу хоть воздуха чистого глотнуть.Ато Блин не успел высраться-зато вони на весь свой регион, словно Он и прям "Президент" Всямогущий в своем Регионе!Развелось итак этих Президентов, куда не глянь на Россию всюду Президенты!Президент в России должен быть ОДИН и ТОЧКА!Пора о Народе думать!
Марс ********* 
как вы не поймете...у нас все делается, что бы не осталось республик!!! какое единство??? они потом уберут границы Татарстана....просто останется Казанская область!!! сначала язык запретили преподавать, теперь название "президент" убрали!!! дальше уберут границы!!!
Султанов СМ 
Насчет языка!Никто его не убирал, если Нужен, то Республика, Область, Край может его профинансировать и пожалуйста-закон позволяет.А Насильно мил не будешь.Я вообще бы в школе оставил из иностранных языков оставил бы один, а не два как навязывают-к примеру английский (понятно всенародный), ну вот другой, то испанский, то французский-зачем Государству на это тратить деньги, Если кому нужно, то пусть изучают! А то что границы между областями исчезнуть-так и сейчас Они существуют формально, главное чтоб Области, Республики за этим присматривали!Ведь согласись в России 157 наций, а Республик гораздо меньше и на каком основании, другие нации не имеют права иметь свои Республики?
ШАМИЛ ШИАБЕТДИН
Нам ТАТАРАМ нужна: СВОЯ история, СВОЯ культура, СВОИ обычаи, СВОИ земли и СВОБОДА от колониальной системы России. ЖИЛИ уж знаем, знаем всё: и Петра, и Екатерину, и как царя вы своего убили, и первого президента пьяницу-за,ранца, путин вообще не знаемо чего творит. После ВАУЧЕРИЗАЦИИ МЫ ждем перемен.
Султанов СМ 
НЕ боись, все будет Нормально.Только не надо спекулировать.Ведь пройдись по людям имеющиеся доход до 30тысяч рублей и тех, кто из удельных князьков имеющие млрд.рублей, тогда и поймешь свою колониальность и кто кем правит!А история, культура, обычаи НИКУДА не ДЕНУТСЯ!Насчет Екатерины, Вы правы, погубила многих Татар, Ногайцев, и крымских Татар,Можно сказать, что устроила Геноцид-этого история будут помнит Навеки,но Увы Она НЕМКА, и любила Блудствовать-Ее конек, и кстати одна из причин Геноцида, кому-то из Глав Ногайцев, и может из тех же Татар Она пришлась не по душе!!!Вот взбесилась Дама, что Ее проигнорировали (Ведь фаворитов у нее было боллее 100челоывек, в том числе и Потемкин, который отдал приказ Суворову ((в том время у того опыт был большой по уничтожению крестьянских волнений, вплоть до ликвидаций и сжигании их поселений -кстати Русских (славян)) Насильственным путем выселить Ногайцев с Кубани и переселить за Урал в степи.Впоследствии Суворов применил тактику выжигания стойбищ с помощью пушек и винтовок и потом привлекая Калмыков, чтоб те доводили свое черное дело до конца,обещая Калмыкам Землю, что было частично и сделано!Такова История.Земля Ваша никуда не исчезнет, думаю, что так и Останется Название, возможно Татарская Губерния и язык останется-это уже зависит от Вас на местном уровне, кто захочет тот и будет изучать.Но принуждать насильно-это просто и Аллах не поймет!Насильно Мил не будешь!
Михаил Захаров
Теперь и в Татарстане станет как на всей территории, так себе дороги, так себе больницы. С этим законом не только названия поменяются как пить дать.
Генрих Кожемяка
1. "ключевой пункт закона — запрет на использование слова «президент» в названии должности руководителя субъекта Федерации.
Против этого, напомним, активно выступал Госсовет Татарстана, но возражения и предложения республиканских депутатов отклонили. Татарстан на сегодняшний момент остается единственным субъектом Федерации, у которого сохраняется свой президент."
И этот ЗАПРЕТ зваться Президентом главе гос.образования-РЕСПУБЛИКИ" не нормален,НЕРАЗУМЕН.
Это одна из прихотей ВВП.знак его безмерного ТЩЕСЛАВИЯ...:-))(

И прав Василий Фокин ! :
По логике наших "законотворцев" нужно запретить президентов академий наук, президентов компаний, президентов всяческих правлений и фондов. В общем, у татупедов ещё необъятное "поле работы" по словоблудию и дурака-валянию.
Есть разумное и у Владимира Фёдорова !%=:
Уж на что могучий и нерушимый был СССР, а и ему пришёл кирдык . Не исключено , что и Россия тоже развалится как государство. Кто тогда подхватит атомный чемоданчик с красной кнопкой и вообще вооруженные силы бывшей России? Кто будет... Единственный народ который сможет навести порядок на обломках России , это именно татарский народ. У него на это есть историческое право . Которое в нашем народе осталось в светлой памяти как татарское иго. Или золотое время народов . Когда был закон и порядок. А русский народ не пропадёт . Ему без разнице кому дань платить , Москве или Казани . Может при татарском иге будет наоборот ещё лучше
Поэтому в России обязательно должен быть запасной президент. Татарский президент . А не какая там другая шушера ."
виктор фисенко 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
РОССИЯ не развалится никогда!
Александр Акопов 
А кто-то думал, что развалится СССР? Россия не развалится, если перестанут делить народы страны на "государствообразующие" и все остальные. В любой стране весь народ называется по названию страны, у нас это "россияне" или "русские (но не этнос, а весь народ)". Только так: русские, а потом уже национальное происхождение. Впрочем во всем мире нас всех называют русскими, потому, что мы все из России, а у нас русскими называют только этнических русских.
Мм Рв 
Ооооо.... вот визгу то будет. Для татар если ты Бай - то ты крут. А там и денежки. А когда ну как бы бай, то - ))))
Nikolai Dobrynin 
Ольга Ефремова , - Вы правы, похоже, про "бот".
Если уж в некоторых коммментариях договорились до "пахана", "воров в законе", то стало понятно, что кто то нас всех заводит...
Ну , не может быть, чтобы почти половина прочитавших комментарий была против своего народа, т.е.- против россиян..
Nikolai Dobrynin 
Борис Обской, - не опускайтесь в комментариях до "площадных" выражений, нужно соблюдать этикет в дискуссиях
Nikolai Dobrynin 
Марс*"""", asrvertikal, - в публичных дискуссиях нужно соблюдать нормы приличия, т.е. не переходить на оскорбления.
Иначе интерес к дискуссии пропадает...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Новейшая атомная подлодка «Казань» передана флоту
Новейшая атомная подлодка «Казань» передана флоту
45
Ваши новости 13:19 12 май 2021
На стройке трассе М12 «Москва—Казань» уложен первый километр асфальта
На стройке трассе М12 «Москва—Казань» уложен первый километр асфальта
12
Авто-Тема 20:21 13 авг 2021
Сезон «Тайфуна»: могли ли немцы захватить Москву в 1941-м
Сезон «Тайфуна»: могли ли немцы захватить Москву в 1941-м
82
Ваши новости 20:00 02 окт 2021
Как художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиков
Как художники и архитекторы прятали Москву от фашистских бомбардировщиков
2
Мужской журнал 09:00 07 июн 2021
В России оценили способность США «обстреливать Москву» суперпушкой
В России оценили способность США «обстреливать Москву» суперпушкой
6
Ваши новости 00:31 21 окт 2020
Как Иван Грозный Казань брал
Как Иван Грозный Казань брал
29
Мужской журнал 08:00 19 сен 2019
Единственная иностранная дивизия, которая вместе с немцами пыталась взять Москву
Единственная иностранная дивизия, которая вместе с немцами пыталась взять Москву
6
Мужской журнал 09:01 30 июн 2021
Пылесос стал сильно шуметь и плохо сосать! Несколько действий -и он опять стал работать как новый. Инструкция с фото
Пылесос стал сильно шуметь и плохо сосать! Несколько действий -и он опять стал работать как новый. Инструкция с фото
2
Все о работе руками 08:01 07 сен 2023
Почему даже качественные недешевые ножи так быстро и сильно затупляются
Почему даже качественные недешевые ножи так быстро и сильно затупляются
1
Все о работе руками 10:01 08 ноя 2023
Playboy признал "девушкой года" красотку из Татарстана. И есть за что
Playboy признал "девушкой года" красотку из Татарстана. И есть за что
31
Мужской журнал 13:19 04 дек 2017
Европейский пилорыл, рыба, которая может «навалять» акуле
Европейский пилорыл, рыба, которая может «навалять» акуле
3
Мужской журнал 08:00 29 ноя 2019
Почему в Советском Союзе массово высаживали тополя, а сейчас от них хотят избавиться
Почему в Советском Союзе массово высаживали тополя, а сейчас от них хотят избавиться
0
Читайте самую соль! 11:21 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства