Сбылись прогнозы, и пусть украинцы на меня не обижаются – им организовали подлог. Автокефальной ту организацию, которую создали на Соборе в Киеве, никак нельзя назвать. Я даже не буду говорить о том, что все участники учредительного собрания ПЦУ – раскольники.
Есть целый ряд признаков, по которым учрежденная Украинская церковь не является поместной. Во-первых, архиереи назначаются в Константинополе, чего в поместной церкви быть не может, в этом случае он должен был бы назначаться только в Киеве. Во-вторых, святые канонизируются только в Константинополе, тогда как поместная церковь вправе это делать сама. В-третьих, мироварение. Миро – это масло, которое используют в богослужении, сакральный для православия элемент, и оно тоже будет вариться в Константинополе. Уже этих трех вещей достаточно, чтобы сказать: ПЦУ не каноничная поместная церковь.
На что еще следует обратить внимание, так это на назначение митрополита – 39-летнего человека, который непонятно как вырос при лжепатриархе Филарете. Но при этом сам Филарет остается при своем титуле внутри существующей структуры. Такого история Церкви не видела никогда. Формальный лидер, находящийся в подчинении неформального, – такое возможно в политических партиях, но не в Церкви. Поэтому ни одна поместная церковь не торопится признавать то, что случилось в Киеве.
“И кровь может пролиться, и Киево-Печерскую лавру начнут отнимать. Немцы, когда пришли в эти пещеры, первым делом хотели их взорвать, но не посмели”
На самом-то деле планы были совсем другие: главой Украинской церкви хотели сделать Симеона, митрополита Винницкого, поскольку он принадлежит к Украинской православной церкви Московского патриархата. Если бы он как каноническая фигура возглавил новообразованную организацию, все выглядело бы иначе. Но не получилось, глава УПЦ Киевского патриархата Филарет настоял на своем.
Остальные поместные церкви отнеслись к происходящему негативно еще и потому, что к самому патриарху Варфоломею есть много вопросов вне отношений Украинской и Русской православной церквей. Он за последние несколько лет уже много раз нарушил церковные каноны: служит с католиками, легитимизировал двоебрачие священников, что было недопустимым с древнейших времен. Претензии к Варфоломею имеют все православные церкви, поэтому освященное им странное собрание в Киеве, которое скорее можно назвать учреждением общественной организации, неканонично. Его организаторы обманули не только украинцев, но и самого Варфоломея: ему-то обещали присутствие как минимум десятерых иерархов УПЦ Московского патриархата. Но на Собор пришли всего два из 90 архиереев УПЦ МП. Причем одного из них – Симеона просто кинули, как уже понятно.
Получившаяся конструкция будет усиленно продвигаться дальше – начнутся запугивание и подкуп, а значит, киевские власти продолжат стимулировать конфликт. При этом Церковь, которая гонима (в данном случае УПЦ МП), с каждым годом будет приобретать в глазах верующих образ истинной.
И история пойдет двумя темпами. Первый, который продвигают американцы, приурочен конкретно к президентским выборам на Украине, Порошенко важно показать избирателям эту бумажку, томос: «Не надо читать, что там написано, но вы мне поверьте, это победа». Молебен на площади после собрания вообще выглядел как американское евангелическое телешоу: «Иисус любит вас, аллилуйя!». А когда этот предвыборный темп закончится, история возьмет свое. Это может растянуться на многие годы, но за две тысячи лет существования христианства было несчетное количество гонений, сменялись правители и государства, а вера жива. И наивно думать, что она не переживет Порошенко и его команду. Но дров они наломают – и кровь может быть, и Киево-Печерскую лавру начнут отнимать. Немцы, когда пришли в эти пещеры, первым делом хотели их взорвать, но не посмели, рука не поднялась.
Потому вся история с объединенной Украинской церковью выглядит настолько манипулятивной, что остается пожалеть украинцев: их обманули жестоко и на самом святом. А следующей целью инициаторов раскола станет окатоличивание УПЦ в русле так называемой европеизации.
Процессы пойдут в разных направлениях. Очевидно, что раскол внутри Украинской православной церкви автоматически усиливает влияние греко-католиков, униатов. Они не скрывают радости по этому поводу и открыто поддерживают раскол. Если раньше они фактически были ограничены тремя областями Западной Украины, то сейчас активно открывают приходы по всей стране. Расчет на значительную часть той паствы, которая из-за православного раскола потеряется и будет искать более надежную опору. Причем все наши переговоры по этому поводу результата, к сожалению, не дают – формально папа не признает раскольнических движений, но униаты, фактически подчиняясь папе, по факту занимаются экспансией.
Новая церковная структура по внутренней идеологии, а также находясь под политическим давлением идей европеизации, будет, насколько я понимаю, сдвигаться в сторону чего-то похожего на англиканство и другие протестантские конфессии. То есть напрямую она не будет подпадать под юрисдикцию папы римского – на эту позицию сам Варфоломей претендует, и речь идет о куда более худшем подлоге: под именем православия начнет формироваться некая неправославная конфессия. Это очень выгодно Западу. Он видит в православии угрозу и даже преграду для экспансии своего мировоззрения. Ему очень выгодно иметь некую православную по названию церковь, обладающую международным статусом, который ей придает Варфоломей, но при этом внутри себя согласную со всеми западными ценностными установками.
И двигаться она будет к европейскому псевдохристианству. Дня не прошло, как руководитель ПЦУ Епифаний уже начал заявлять, что надо готовиться к переходу на другой календарь, к принятию тех дат Рождества, Пасхи и других праздников, которые приняты в Европе. По сути это процесс разрушения православия и устранения его как мировоззренческого препятствия экспансии Запада.
политолог, телеведущий
Комментарии (0)