Еще несколько лет назад страны Прибалтики рассчитывали на активное сотрудничество с Китаем в сфере грузоперевозок и строили весьма амбициозные планы на этот счет. Однако в последнее время стало очевидно, что Пекин все меньше заинтересован в том, чтобы работать с Ригой, Вильнюсом и Таллином как в этой отрасли, так и во всех остальных. Материал, посвященный данной теме опубликовало издание Baltnews.
Как известно, после 2014 года в Латвии, Эстонии и Литве начали стремительно распространяться антироссийские настроения. Это привело к тому, что Россия приняла решение переориентировать грузовые потоки, которые прежде шли в прибалтийские порты, в собственные гавани, расположенные на берегу Балтийского моря.
В этом направлении российские власти серьезно преуспели, в частности, сейчас активно развиваются порты Санкт-Петербург, Усть-Луга и Бронница. Более того, их мощностей даже не хватает для обработки всех грузов, так что даже приходится строить новые терминалы.
Для Прибалтики это обернулось значительным сокращением грузопотоков из РФ. В ближайшие годы Москва и вовсе планирует свести подобное сотрудничество к минимуму. Восполнить потери Латвия, Литва и Эстония рассчитывали именно за счет сотрудничества с Китаем, который ищет все новые пути доставки собственных товаров в Европу. Уже сейчас тысячи контейнерных поездов ежедневно идут из КНР по маршрутам в рамках проектов «Один пояс — один путь» и «Новый шелковый путь».
Однако наладить сотрудничество с Пекином прибалтийские государства тоже так и не смогли, причем в первую очередь по политическим мотивам. Дело в том, что в Латвии, Эстонии и Литве возросли антикитайские настроения, а это негативно влияет на развитие отношений с КНР.
При том ситуация усугубляется тем, что негатив в отношении Китая навязывают Прибалтике США и Евросоюз. Из-за этого Пекин начал считать, что Рига, Вильнюс и Таллин не могут самостоятельно принимать те или иные ключевые решения и слишком подвержены стороннему влиянию.
Источник фотографии: trans.ru
Так, в Литве консервативные партии и их сторонники считают, что сотрудничество с КНР может угрожать национальной безопасности. С этой идеей согласен и новый президент страны Гитанас Науседа. В частности, он видит угрозу в том, что Китай может начать инвестировать в развитие Клайпедского государственного морского порта. Правда, причины таких опасений не ясны, ведь по этому вопросу пока даже не было заключено каких-либо контрактов.
В свою очередь сам Пекин недоволен тем, что страны Прибалтики оказывают поддержку Тибету и даже принимали у себя Далай-ламу. В 2013 году Китай по этой причине приостановил все сотрудничество с Литвой. При этом, как только отношения между сторонами начали вновь налаживаться, в Вильнюсе были организованы акции в поддержку Гонконга против Пекина. Естественно, это тоже не способствует развитию отношений Прибалтики и Китая.
Таким образом, КНР воспринимает сотрудничество с прибалтийскими государствами как слишком рискованное, так как китайские бизнесмены предпочитают строить действительно долгосрочные стратегии.
Реализацию своих проектов они продумывают на 50 лет вперед, а потому неудивительно, что Прибалтику они посчитали нестабильным партнером, с которым сложно будет выстроить надежные отношения. В итоге только три китайских грузовых поезда добрались до региона, да и те были лишь тестовыми.
Масла в огонь подлил и тот факт, что Латвия и Литва, еще не заключив реальных контрактов, начали соперничать друг с другом за право принимать транзитные грузы из Китая. Однако Пекин традиционно воспринимает Прибалтику, как единый регион, а потому такая междоусобная борьба лишь еще больше оттолкнула КНР.
В итоге Китай решил и в сфере грузоперевозок сотрудничать с Россией, которая не только может самостоятельно принимать решения и не особо подвержена влиянию Запада, но и имеет дружеские связи с соседней Белоруссией, для которой основным перевалочным пунктом является Брест-Малашевичи, расположенный на границе с Польшей.
Этому способствовало и то, что в минувшие пять лет Россия серьезно развила портовую инфраструктуру и транспортно-логистическую отрасль в целом, благодаря чему Китай имеет возможность отправлять через РФ все больше грузов.
Источник заглавной фотографии: mikhail.krivyy.com
Комментарии (1)