Новости, политика, экономика, общество

Противостояние с Россией и Белоруссией убивает железную дорогу Латвии

Сотни работников планирует сократить государственное акционерное общество «Латвийская железная дорога» (ЛЖД) – и это уже вторая за последнее время крупная волна увольнений. Так Латвия вслед за другими республиками Прибалтики расплачивается за испорченные отношения с Россией и Белоруссией. И за то, что отказывается считать себя мостом между Западом и Востоком.

Представитель латвийского Государственного агентства занятости (ГАЗ) Инта Чодере  сообщила, что сначала ее учреждение получило заявление ЛЖД об увольнении 200 работников предприятия – в основном из административного и вспомогательного персонала. А затем планируется второй этап сокращений, когда работы лишатся еще 500 человек – теперь уже из числа производственных работников.

Работникам велели на выход

В последнее время предприятие переживает тяжелый кризис, связанный с радикальным падением российского транзита, в связи с чем в начале прошлого года было вынуждено перейти к увольнениям сотрудников. В прошлом году  под сокращения попали 1500 работников. Таким образом, после очередной серии увольнений в компании останутся работать лишь 3858 человек. Кроме того, «Латвийская железная дорога»  распродает свои активы – недвижимость, вагоны, локомотивы и даже рельсы.

 

Руководство «Латвийской железной дороги» пытается делать хорошую мину при плохой игре. Руководитель департамента корпоративных коммуникаций предприятия Иева Карклиня сообщила, что «в последние полтора года, реагируя на ситуацию в сфере грузовых перевозок и формируя основу для эффективной и конкурентоспособной деятельности, ЛЖД активно пересматривает все имеющиеся на предприятии функции и процессы, а также другие аспекты, влияющие на его деятельность». Дескать, «в ходе оценки и оптимизации административных и вспомогательных функций предприятия, а также его технологических процессов» и принято было решение до конца года сократить численность работников примерно на 700 человек.

В свою очередь председатель правления предприятия Марис Клейнбергс отметил: «Латвийская железная дорога» уже продолжительное время находится на пути значительной трансформации. Этот процесс позволяет усовершенствовать процессы и технологии, менять которые не намечалось даже десятилетиями, но также, бесспорно, заставляет принимать болезненные решения. Однако... в основе всех перемен лежат всеобъемлющий анализ и продуманные решения».

Эта бодрая риторика мало кого ввела в заблуждение – не секрет, что предприятие переживает очень тяжелые времена, связанные с катастрофическим падением транзита через Латвию.

 

Недавно министр сообщения страны Талис Линкайтс сделал знаменательные признания. По его словам, поток идущих по железной дороге и через порты грузов в этом году продолжает снижаться даже на фоне очень плохого 2020-го. «В начале этого года мы прогнозировали, что транзит грузов через Латвию сохранится примерно в том же объеме, как и в прошлом году, когда он упал из-за угля и нефтепродуктов, которые ушли в российские порты. Но мы видим, что последние месяцы и все те события, которые произошли в Беларуси, оставляют свой след. Транзитные грузы из Беларуси могут еще сократиться», –  сказал Талис Линкайтс. Он, однако, не упомянул, что власти Латвии сами сделали все возможное, чтобы обострить отношения с Минском, что и побуждает белорусов выводить транзит из этого прибалтийского государства.

Безрадостная панорама

По статистике Министерства сообщения, в январе-мае 2021-го латвийские порты перевалили 17,5 млн тонн (минус 9,9% по сравнению с прошлым годом), железная дорога обслужила 9 млн тонн (минус 9,6%). Особенно чувствительным стало решение России перестать перевозить через Латвию уголь и использовать для этого собственные порты.

«Конечно, падение грузопотока – это убытки конкретных терминалов. На терминалах работают люди, которые получают зарплату. Терминалам постепенно придется перестраиваться на другие виды грузов, в том числе на местные грузы, которые тоже идут очень хорошо через латвийские порты. Я знаю такие терминалы и в Риге, и в Вентспилсе – некоторые хорошо сумели переориентироваться. Но, конечно, часть рабочей силы уйдет в другие отрасли» – так Линкайтс по мере сил пытается представить картину не в столь печальном свете.

Тут следует упомянуть, что, по данным Центрального статистического управления Латвии, в 2020-м в течение года в отрасли «Транспорт и хранение» насчитывалось 71 тыс. рабочих мест. Из них 24,7 тыс. числились во «Вспомогательных работах в транспорте и хранении», к которой относится в том числе и деятельность по обработке грузов. Для государства, численность населения которого не дотягивает и до 1,9 млн, это большое количество. Сейчас все эти люди трепещут за свое будущее и ждут от своего правительства шагов по спасению ситуации. Однако, увы, конкретики от Линкайтса нет – одни лишь туманные намеки и обещания.

Министр рассказал, что некоторое время назад в стране возобновили деятельность государственного Совета по портам, транзиту и логистике, дабы проанализировать, не надо ли устранить какие-то бюрократические преграды на пути грузов, как улучшить совместную работу портов и железной дороги и др. «Есть определенный план действий», – заверил Талис Линкайтс. Также он отметил, что повысить привлекательность железной дороги пытаются и с помощью расценок, давая более выгодные условия определенным категориям грузов и вводя новые виды перевозок. «Но, конечно, прежний объем угля заменить чем-то другим невозможно. Соответственно, надо больше смотреть на добавленную стоимость тех грузов, которые идут через Латвию», – предложил министр сообщения.

Действительно, ранее «Латвийская железная дорога» разработала  новую бизнес-модель, предусматривающую расширение спектра услуг. Возможно, ЛЖД начнет предлагать морские и автотранспортные экспедиции, услуги терминалов и складов.

Заодно правительство Латвии пытается представить населению какую-то причину падения грузооборота, выводящую правительство из-под огня критики. Например, исчезновение угольного транзита объясняют «политикой Евросоюза, предусматривающей переход на альтернативные ресурсы», хотя Россия уже много лет целенаправленно выводит грузопоток из Прибалтики в свои порты в Ленинградской области.

Показная озабоченность

В прошлом году правительство  решило вложить в основной капитал «Латвийской железной дороги» 32,4 млн евро. Это понадобилось для того, что «поддержать падающие штаны» предприятию, ранее стабильно приносившему государству прибыль. Например, в 2013-м, последнем относительно спокойном году перед началом «холодной войны 2.0» между Россией и НАТО, ЛЖД принесла Латвии чистой прибыли в размере 80 млн евро. В ту пору основную часть грузопотока по латвийской железной дороге формировали партнеры из России – 70,4% всех перевозок. Когда российский «ручей» начал иссыхать, латвийские транзитчики обратили свои взоры в сторону Белоруссии. Но и здесь их поджидало горькое разочарование.

Как известно, Латвия активно поддерживает усиление санкционного давления на Белоруссию – и результат не замедлил сказаться. «Латвийская транзитная отрасль с опасениями следит за санкциями против Белоруссии, которые еще сильнее уменьшают грузопоток через наши порты», – поделился с агентством LETA исполнительный директор «Балтийской ассоциации – транзит и логистика» Ивар Ландманис. По его словам, процедура, введенная в отношении белорусских компаний, предусматривает, что отныне латвийским фирмам разрешается работать только в рамках существующих договоров, но нельзя заключать новые. «Например, нефтепродукты – у нескольких латвийских терминалов другой альтернативы нет. Мы знаем, что Россия уже несколько лет назад сократила потоки в Латвию, а теперь и белорусские нефтепродукты попали под санкции, и все», –  пожаловался Ландманис.

По его словам, прахом пошла вся работа, проведенная представителями портово-транзитной отрасли Латвии. «Раньше мы ездили, пытались укрепить отношения, но сейчас все это поставлено на паузу. Нет поддержки и в том, как мы могли бы изменить это направление», – сетует Ландманис.

 

Негативное воздействие антибелорусских санкций признает и Талис Линкайтс. «Те санкции, которые сейчас наложены на предприятия Беларуси, скажутся в конце года на товарообороте и, соответственно, на объеме железнодорожных грузов. И это тоже обусловливает сокращение на железной дороге в белорусском направлении. Тем не менее грузы останутся – это материалы деревообработки, контейнерные грузы», –  успокаивает министр.

Он не исключает, что Латвии удастся нажиться на конфликте Китая и Литвы, открывшей у себя диппредставительство Тайваня. После этого Китай  тут же приостановил поток контейнерных грузов со своими товарами, шедший из Минска в Клайпеду. «Я слышал, что есть интерес переместить контейнерные грузы из Литвы в Латвию – и через латвийские порты направлять грузы из Минска в сторону Скандинавии. Посмотрим, как это пойдет, это пока что первые месяцы таких новых веяний», – отметил Линкайтс.

Недавно была обнародована более свежая статистика – за первые семь месяцев этого года в латвийских портах было обработано 23,327 млн тонн грузов. Что на 10,6% меньше, чем за соответствующий период 2020 года. С другой стороны, происходящее вполне вписывается в планы латвийских властей. В начале прошлого года президент страны Эгил Левитс, встречаясь с представителями Германо-балтийской торговой камеры,  заявил им, что представление о Латвии как «мосте» между Западом и Востоком более не является актуальным. По мнению Левитса, такая функция «на сегодня больше не нужна».

Глава государства  подчеркивает: «Никакого моста. Мы – Запад. На мосту или под мостом пускай сидят другие. Мы – часть Запада». Сверху в Латвии усиленно внедряется представление, что чем меньше каких-либо связей с Россией, тем лучше. Поэтому, конечно, постепенное умирание латвийской железной дороги, всегда являвшейся тем самым «мостом», всерьез руководство страны тревожить не может.


Источник: Противостояние с Россией и Белоруссией убивает железную дорогу Латвии
Опубликовал:
Теги: транспорт дорога Россия противостояние Белоруссия

Комментарии (18)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Валерий Боронин
да вот не похуй ли на их железную дорогу да и на всю эту прибалтийскую публику ...
Вячеслав Константинов 
Умер Максим - и Х.. с ним!..
А как раньше за прибалтийскими товарами гонялись - от электроники до парфюмерии и шмоток. Но раз они сами выбрали свою подпендосную судьбу - Запад им поможет!
А нам свои бы проблемы решить...
Алла Дмитриевна
Похоже, прибалтийцы доигрываются, а некоторые уже доигрались. С РФ такие их
"шуточки" ни чем хорошим не закончатся.
Игорь Петрович
Мы в 1988 году в Ленинграде ещё практику проходили и ездили по Прибалтике отдыхать, посмотреть - понравилось, но раза три попадали на уличные сходняки тамошних народных фронтов, где нам пытались на якобы ломаном русском языке буквально вбить в мозг, что некто Сталин завоевал их хутора и городки исключительно из-за незамерзающих портов, и что мы все до единого без них тут сгниём и подохним, а вот они то заживут на своих шпротах и транзите наших грузов! Ну как вы там зажили-то, вновь нарождённые эльфы светлого Запада?
Юрий К
Скоро РФ вынуждены будут выкупать ЖД стран прибалтики для эффективной логистики!
Сергей Тестин 
Лишь бы, что спиздИть, хоть и полную чушь!
Юрий К
Судя по всему у Вас и с орфографией сложности!
Игорь Петрович
Помечтай, Юра! Пусть всё там сгниёт и вернётся в состояние, когда мы вас якобы купировали...
Илья
Противостояние с Россией в итоге убьет и всю Европу. Хотя, если российская элита и дальше продолжит хранить свои активы в Европе и отправлять туда на учебу своих отпрысков, то такая бодяга будет длиться ещё очень долго.
Юрий Шальнов 
Пили ели - веселились, подсчитали - прослезились...
Viktor Su
Зато граждане прибалтийских республик получили право свободно покинуть свои дома и уехать в Европу или куда подальше. Зачем же им транспорт или промышленные предприятия, то бишь рабочие места у себя дома?
Valery Saprunov 
Пускай сдохнуть эти русофобы.
viktor poljakov 
В принципе, до лампочки!
Но на ж.д. у прибалтов одни русские работают. В Эстонии даже основной рабочий язык на предприятии - русский. Так что пострадают только русскоязычные.
Илья
Пусть тогда объединяются в одну силу, объявляют независимость и отделяются от Эстонии, тем более, что гражданства эстонского им всё равно не светит.
Всеволод Китайев 
Жрите свои шпроты сами и катайтесь на своей ж/д - тоже с-а-а-а-ми. Независимость же!..
Сергей Тестин 
Свободной Прибалтике- свободные цистерны, как в шутке в 90-м году! Пусть загнутся там в корчах все эти фашисты ненавидящие нас русских! Срать на них три кучи!
Илья Ярошенко
Не стоит за их беспокоится, выбрали свой путь их право. ПУСТЬ ЖИВУТ КАК ЗНАЮТ)))). Народ только жалко основная часть населения не плохие люди.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Транзитная катастрофа заставила Латвию умолять Россию
Транзитная катастрофа заставила Латвию умолять Россию
26
Ваши новости 21:30 25 ноя 2020
Чем нам придется расплачиваться с Западом за Белоруссию?
Чем нам придется расплачиваться с Западом за Белоруссию?
29
Ваши новости 09:01 19 авг 2021
Можно ли поставить стиральную машину под столешницу? Можно ли поставить стиральную машину под столешницу?
Правительство Латвии ввело режим ЧС на границе с Белоруссией
Правительство Латвии ввело режим ЧС на границе с Белоруссией
8
Ваши новости 15:51 10 авг 2021
Китай и монголы. Железная империя
Китай и монголы. Железная империя
4
Мужской журнал 09:00 20 сен 2021
В чём настоящая причина западных санкций против белоруссии
В чём настоящая причина западных санкций против белоруссии
5
Ваши новости 21:01 09 сен 2021
Финляндию подталкивают к военному противостоянию с Россией
Финляндию подталкивают к военному противостоянию с Россией
57
Ваши новости 21:31 15 май 2021
Парадокс: Союзная Белоруссия не признаёт целостность России
Парадокс: Союзная Белоруссия не признаёт целостность России
23
Ваши новости 09:16 04 апр 2021
Россия с нуля строит крупнейший порт в мире и меняет глобальную логистику!
Россия с нуля строит крупнейший порт в мире и меняет глобальную логистику!
99
Ваши новости 13:20 12 мар 2021
Генерал Лейиньш: Россия даже не подозревает о военной мощи Латвии
Генерал Лейиньш: Россия даже не подозревает о военной мощи Латвии
45
Ваши новости 02:01 03 авг 2019
Почему американцы так внезапно выступили против России
Почему американцы так внезапно выступили против России
33
Ваши новости 09:01 27 авг 2021
В СО ЕЭС прокомментировали взятие Литвой под свой контроль энергоперемычек с Белоруссией
В СО ЕЭС прокомментировали взятие Литвой под свой контроль энергоперемычек с Белоруссией
3
Ваши новости 15:24 05 июн 2021
Кольцевой болид «Волга» ГАЗ-21: современный спортивный автомобиль в раритетном образе
Кольцевой болид «Волга» ГАЗ-21: современный спортивный автомобиль в раритетном образе
0
Авто-Тема 02:22 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства