Почему планируемая Трампом «ядерная сделка» между Москвой, Пекином и Вашингтоном может не состояться
Фото: Zuma/ ТАСС
Материал комментируют:
Конгресс США намерен заблокировать продление Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) до тех пор, пока администрация президента
Издание
Оказывается, конгрессмены обеспокоены тем, что Китай, не являясь участником этого договора, слишком активно, по их мнению, наращивает ядерный арсенал, в то время как США сокращают свой. Россию же они упрекают в том, что она создает межконтинентальные баллистические ракеты, которые оснащаются ядерными боевыми частями и крылатые ракеты с ядерными энергетическими установками.
В этой связи авторы документа считают необходимым, в ходе переговоров по будущим соглашениям о контроле над вооружениями «принимать во внимание существующие угрозы», дабы обеспечить «защиту национальных интересов» Соединенных Штатов.
Здесь будет уместно напомнить, что пролонгация договора СНВ-3 стала как раз одной из центральных тем на переговорах с госсекретарем США
Правда, кроме заверений Помпео в заинтересованности Вашингтона в таком диалоге, до чего-то конкретного, судя по всему, договориться не удалось. Во всяком случае, как следует из
Сумятицу в обсуждение будущего этого двустороннего соглашения внес Трамп, заявивший недавно, что Китай якобы тоже хотел бы стать частью будущей ядерной сделки США и России. И он даже уже обсудил этот вопрос с китайскими партнерами в ходе торговых переговоров. Вот только Пекин, как позже выяснилось, не в курсе планов американского президента. И официальному представителю МИД КНР Гэн Шуану пришлось четко дать понять Вашингтону, что Китай не будет участвовать ни в каких переговорах по трехсторонней сделке.
Между тем, российское руководство неоднократно заявляло о заинтересованности в пролонгации Договора по стратегическим наступательным вооружениям. Последнего, фактически, документа, сдерживающего ядерную гонку.
Но, как
Так, собственно, будет ли в конечном итоге договор СНВ-3 перезапущен, и в каком формате? И насколько нам выгодна такая «перезагрузка»?
Эти и другие вопросы «СП» адресовала ведущему эксперту Центра военно-политических исследований МГИМО, доктору политических наук Михаилу Александрову:
— Мое мнение сводится к тому, что нам не нужны никакие соглашения с США по контролю над вооружениями. Поэтому очень хорошо, что американский Конгресс препятствует продлению соглашения.
Должен сказать, что мы прекрасно жили много лет без всяких соглашений с Соединенными Штатами. Вообще, когда США не было — Россия прекрасно себя чувствовала. А вот мода на договоренности с Вашингтоном явилась как раз следствием определенной пацифистской линии в российском руководстве и давления со стороны сторонников конвергенции с Западом. Эта линия в конечном итоге привела к развалу социалистического содружества, Варшавского договора и самого Советского Союза.
Потому что, как показывает практика, любые соглашения с американцами ведут только к каким-то уступкам и созданию неудобств для самих себя. А выгоды, как правило, являются сомнительными. И порой мы даже несем дополнительные расходы.
Вот взять, хотя бы, ядерную триаду… Мы наустанавливали в СНВ-3 лимит на морские носители. И должны эти носители по договору развивать. А количество наземных носителей увеличить не можем. А нам было бы выгодней увеличивать как раз количество наземных носителей. Это дешевле для нас.
И зачем мы с ними соревнуемся в количестве морских носителей, спрашивается?
Потому, как мы видим: они пытаются привлечь к договору наши новые вооружения — гиперзвуковые, которые являются высокоточным, стратегическим, неядерным оружием. Эти ракеты нам нужны, чтобы достать до территории США. Потому что Штаты нас могут и из Европы достать. И мы должны иметь более дальние средства, чтобы, при необходимости, им ответить.
У нас такое оружие появляется сейчас. Но, видите, они тут же предлагают нам это все ограничивать.
На самом деле, в подходе к переговорам по контролю над вооружениями, на мой взгляд, надо исходить из двух принципов.
«СП»: — Поясните, каких?
— Прежде всего, договоры должны увеличивать безопасность, а не просто оставлять её на прежнем уровне. Иначе затраты ресурсов на переговоры не оправданы. И, тем более, — не уменьшать безопасность России, а увеличивать её. Таков первый важный критерий. Второй — это должно вести к существенной экономии средств.
Если эти критерии не соблюдены, то не нужны нам никакие соглашения.
Как показывает опыт (ведь ядерное оружие существует у нас с 1949 года, у США — с 1945), до семидесятых годов мы существовали вне режима контроля над вооружениями, вне режима каких-то договоренностей. И ничего страшного не было.
То есть, каждая страна развивала свою собственную военную программу, как она считала нужным. А потом сторонники глобализации, сторонники пацифизма, сторонники сделки с Западом и конвергенции толкнули нас на эти соглашения. В итоге мы обанкротились. Развалились.
Китайцы в этом смысле молодцы. Они совершенно правильно заявляют: «Мы не намерены вступать ни в какие соглашения. У нас своя военная программа. Мы руководствуемся принципом разумной достаточности, и этого хватает». Тем не менее, у нас есть определенное разоруженческое лобби, которое постоянно гнет линию, что «эти соглашения нас жизненно необходимы». На мой взгляд, это ошибочная и вредная линия, которой мы не должны следовать.
И очень хорошо, если Конгресс, так сказать, зарубит это соглашение, и оно перестанет существовать.
«СП»: — Трамп, по-вашему, заинтересован, чтобы этот договор продлили? Или он готов уничтожить СНВ-3 на корню?
— Думаю, что Трамп здесь играет одну игру с Конгрессом. Только Конгресс - «плохой полицейский». А он — «хороший».
Трамп говорит, что будет продлевать договор. А конгресс выдвигает условия для того, чтобы нас заставить пойти на дополнительные уступки, которые нам не выгодны. Поэтому нам надо сказать, что «обойдемся мы и без ваших соглашений».
И мои разговоры с нашими военными, признаюсь, подтверждают ту мысль, что этот договор нам с точки зрения безопасности не очень-то и нужен. Мы и так в состоянии обеспечивать свою безопасность. Но разоруженческое лобби в России уже всех достало своими бесконечными предложениями о каких-то новых, новых и новых мерах по разоружению и контролю над вооружениями. Это очень похоже на экологическое лобби. Есть такие деятели, которые везде, в каждой мелочи ищут какую-то экологическую проблему, начинают захватывать суда, платформы буровые… То есть, они уже просто помешались.
То же самое можно про наше разоруженческое лобби сказать. Ни в одной другой стране такого разоруженческого лобби нет, как у нас.
Надо совершенно спокойно относиться к отсутствию договоров о контроле над вооружениями. Они ничего особо не дают. Главное, чтобы безопасность нашей страны была обеспечена.
А Трамп, я думаю, просто хочет поставить нас в невыгодное положение, чтобы мы пошли на уступки по тем видам вооружений, где вырвались вперед.
«СП»: — Но нас такая постановка вопроса совсем не устроит…
— Нас не устроит. Но, понимаете, — разоруженческое лобби готово всем пожертвовать, только бы иметь какую-то бумажку с США. С этим надо заканчивать.
Даже президент сказал
«СП»: — А почему Штаты так хотят включить в договор Китай? Ведь есть еще союзники США по НАТО с ядерными потенциалами, которых тоже можно было бы привлечь к разоружению.
— Как же можно, они же союзники США, а не России и Китая? Американцев интересует военный потенциал КНР. А угрозы в военном потенциале Великобритании и Франции они не видят. Поэтому и не предлагает их привлечь к договору. Каждый ведь хочет свои интересы обеспечить.
США интересно узнать, какой у Китая реальный военный потенциал? Потому что пока это закрытая информация. И никто не знает, сколько у Пекина ядерных боеголовок, где они расположены, какие у них технические характеристики?
Конечно, американцы могут предполагать, но точно этого не знают. И реального представления о китайских возможностях не имеют. А китайцы такой возможности им не дают. Они сохраняют окно неопределенности, что позволяют им за гораздо меньшие деньги достигать гораздо бОльшего военно-политического эффекта. То есть, они всегда могут блефовать о наличии у них достаточно серьезных военных сил. Когда, на самом деле, этих сил нет. Или, наоборот — могут скрывать наличие серьезных военных сил, когда они у них есть. И в нужный момент в состоянии их использовать.
Вашингтон надеется получить прозрачность от Китая. Пекин как раз этой прозрачности не хочет. И поэтому участвовать в этих переговорах не желает.
«СП»: — А нам выгодна прозрачность, которую предполагает соблюдение договора СНВ-3?
— Понимаете, поскольку у нас с США паритет фактически сложился, нам без разницы — знают они о наших возможностях или не знают?
Нам даже лучше, когда они знают. Потому что у нас есть гиперзвуковые системы, которые могут обойти любую ПРО США, Штаты должны понимать, что реально Россия — сильная в военном отношении страна. И ничего с этим сделать они не могут.
Потому что после окончания холодной войны и всеобщего развала у нас в стране у них сложилось впечатление, что мы — слабый противник. И когда мы, так сказать, показали наши новые достижения в военной технике, тем самым — поставили их на место.
Так что необязательно нам с ними какие-то соглашения заключать. Когда надо показать наши возможности, мы их просто можем продемонстрировать. И все.
Комментарии (0)