Из-за слабости «Единой России» в стране грядет политическая реформа
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Материал комментируют:
Вслед за оппозиционными партиями уже и Центризбирком всерьез задумался над отменой «муниципального фильтра» на губернаторских выборах. Единороссы, как всегда, против. Хотя и некоторые эксперты тоже прогнозируют неоднозначный эффект от упразднения фильтра.
Центризбирком играет в демократию
Аналитические центры (среди которых «Комитет гражданских инициатив» и «Минченко консалтинг») за последние дни опубликовали сразу несколько докладов по поводу возможной политической реформы в России. Широта спектра предложений и прогнозов уважаемых экспертов поражает — от идеи объединения правительства и администрации президента до идеи создания второй «
Впрочем, реформирование правительства, Государственного совета или Совета безопасности — дело далеко не быстрое. А вот из более реалистичных — и близких — предложений стоит отметить, в частности, возможную отмену «муниципального фильтра» на губернаторских выборах. Этот вопрос сейчас обсуждается в Центральной избирательной комиссии России, сообщил в пятницу журналистам член избиркома Сиябшах Шапиев.
«ЦИК России относится критически к муниципальному фильтру. Считаем, что в нынешнем виде он не выдерживает никакой критики. Варианты обсуждаются разные, тема является предметом нашего критического анализа», — заявил Шапиев.
Подтвердил эту позицию и Максим Лесков, директор Российского фонда свободных выборов, который получил государственный контракт на разработку проекта Кодекса о выборах и референдумах.
«Безусловно, в том виде, в котором он (фильтр) на сегодняшний момент не только существует в законе, но и реализуется на практике, его оставлять нельзя», — говорит Лесков.
Единороссы делиться властью не хотят
Еще 23 октября в Центризбиркоме состоялся круглый стол, на котором председатель комиссии
На круглом столе категорически против «рудимента» политической системы выступали представители всех партий — за исключением «Единой России», разумеется (ее представлял Максим Жаворонков). И понятно, почему: недавние провалы единороссов на губернаторских выборах в Орловской, Владимирской областях, Хакасии, Приморском и Хабаровском краях требуют от «партии власти» судорожно искать новые способы административного давления на оппозицию. Ведь делиться властью единороссам не хочется.
Последовательно добивается его отмены и партия «Яблоко» в лице депутата Псковской областной думы Льва Шлосберга, который пытается провести соответствующий законопроект в Государственную Думу РФ.
Напомним, что «муниципальный фильтр» появился в России еще в 2012 году: кандидаты на губернаторский пост обязаны собирать подписи от 5% до 10% муниципальных депутатов. Применение фильтра неоднократно оборачивалось скандалами. В частности, в 2014 году не прошел через него бывший губернатор Ставропольского края Александр Черногоров, а в 2017 году — сенатор Вячеслав Мархаев, выдвинутый на выборы в Бурятии республиканским отделением КПРФ.
"Фильтр": отменить или реформировать?
Так стоит ли в России реформировать систему «муниципального фильтра» на губернаторских выборах? У экспертов по избирательным технологиям, опрошенных «Свободной прессой», этот вопрос вызвал полярные оценки.
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:
— Лично я был и остаюсь принципиальным противником любых фильтров. Но абсолютно уверен, что отмены «муниципального фильтра» в ближайшее время не будет. Скорее можно рассчитывать на его видоизменение. И в этой связи есть два принципиальных момента. Во-первых, возможность для муниципальных депутатов подписываться за двух и более кандидатов. В свете разговоров о давлении на депутатов и скандалов с «двойными подписями» и отзывами подписей — это важно.
Во-вторых, необходимо прекращение дискриминации парламентских партий, уже получивших кредит доверия избирателей. Их кандидатов надо освобождать от сбора каких-либо подписей. Все это выглядит более реальным, нежели полная отмена фильтра.
Александр Серавин, директор исследовательских программ экспертной группы PieR, член Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО):
— Считаю что «муниципальный фильтр» отменять нельзя. Год назад на конференции в Центральной избирательной комиссии я выступил по этому вопросу, и вот какие аргументы приводил.
Первый. Раньше регион некоторые кандидаты «брали», как пираты — испанский галеоны с золотом, нагло и отчаянно, а с введением «муниципального фильтра» это исчезло. Сколько популизма и скандалов было на выборах, а политическая система должна быть устойчива, что и дает «муниципальный фильтр».
Второй аргумент. Как говорят некоторые коллеги, «не надо по грязи гоняться кандидатам за депутатами местного самоуправления». Кандидаты, чаще спускайтесь на землю — депутатов местного самоуправления надо избирать, и, если партии или кандидаты не хотят работать в муниципалитетах и не готовы к этому, то пусть и не лезут на Олимп. А им, похоже, только под софитами федеральных каналов хочется быть. Так пускай тогда сидят дома и не идут на губернаторские выборы.
Третье. Говорят, что якобы кандидаты боятся «муниципального фильтра». Но это значит, что нет идей, которые объединяют людей, партии не предлагают ничего интересного, не понимают своего избирателя. А коли нет «политической потенции», то пускай сидят дома! Нечего устраивать умышленное правление незначимых и неинтересных политических меньшинств.
Комментарии (2)