То, что "великие, могучие, всегда и во всем правые" Соединенные, так их за ногу и об забор, Штаты Америки рано или поздно придется останавливать силой - вопрос, среди реалистов обсуждению не подлежащий. поговорить стоит разве что о деталях - вроде ответов на вопросы о том, когда и кому именно придется это сделать.
Пытаясь оправдать решение Конгресса, объявившего экономическую войну России, госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что «почти единогласное голосование по законопроекту о новых санкциях демонстрирует стремление США увидеть, что Россия предпринимает шаги по улучшению двусторонних отношений и продолжению сотрудничества по главным мировым проблемам». В общем, «санкции — это сотрудничество».
Бомбардировки Югославии и вторжение в Ирак без резолюций Совбеза ООН, «эксцессы» международной коалиции в Афганистане, прямое нарушение мандата Совбеза о бесполетной зоне над Ливией привели к логичному завершению. Вашингтон демонстративно возвращается к политике mid-century начавшейся бомбардировками Хиросимы и Нагасаки в 1945 году и закончившейся эвакуацией из Сайгона посольства США вертолетами в 1975-м.
Свидетельства стремительного возвращения к политике «середины (ХХ) века» это отказ от дипломатического пути разрешения конфликта на Корейском полуострове, угроза торгово-экономической войны с Китаем, требования к Пекину прекратить строительство островов в Южно-Китайском море (ЮКМ) и обещание защитить свободу судоходства в его акватории. Это новая эскалация войны в Афганистане и намерение выйти из ядерной сделки с Ираном.
Это обещания вице-президента США Майка Пенса в Тбилиси «защитить Грузию» (а именно подобные обещания госсекретаря Кондолизы Райс в 2008 году уверили президента Михаила Саакашвили в безнаказанности планируемой агрессии против Южной Осетии и российских миротворцев). Это видимо уже начавшиеся поставки американского «летального оборонительного» оружия на Украину.
Это декларирование границ американской «сферы интересов» прямо вдоль границ России и внутри них через «озабоченность» модернизацией Россией ее обычных вооружений.
Не стоит тратить время на рассуждения о злокозненном Конгрессе и его заложнике президенте США. Дональд Трамп подписал законопроект о новых санкциях против нашей страны, он гоняет корабли Седьмого флота вокруг Кореи и островов ЮКМ, он нанес удар томагавками по сирийской базе Шайрат, он без всякого нажима Конгресса заявил о недовольстве ядерной сделкой с Ираном. Всё остальное — внутренняя американская кухня. Ставка на ее междоусобные конфликты это ловушка «злого и доброго следователей».
Даже если предположить, что у США был какой-то мало-мальски весомый повод объявить России экономическую войну, даже если признать, что США имеют право в обход ООН объявлять санкции какому-либо государству, а также распространять требования американских законов на третьи страны (экстратерриториальность), никакой «дорожной карты» снятия санкций нет, и не будет.
США давно дискредитировали инструмент санкций как определенных, заранее оговоренных ограничений, налагаемых на партнера в ответ на определенные нарушения со стороны последнего. Санкции вводятся, но не отменяются до тех пор, пока не превратятся в забавный анахронизм. Но и в этом случае они только «переформатируются». Пресловутая «поправка Джексона — Вэника», принятая Конгрессом в 1974 году, ежегодно приостанавливалась президентами США с 1989 года, но была «отменена» только в 2012 году. «Отменена» в кавычках, поскольку условием со стороны сенаторов-республиканцев «отмены» недействующего закона стало одновременное принятие действующего «Акта Магницкого».
Напомним, что поправка Джексона — Вэника в отношении Грузии была отменена в 2000 году в момент острейшего дипломатического конфликта между Москвой и Тбилиси, когда Путин просил Шеварднадзе перекрыть международным террористам «грузинский транзит» через Кавказский хребет, предлагая активизировать усилия в урегулировании югоосетинской и абхазской проблемы. Шеварднадзе отшутился тем, что «между нашими странами действует безвизовый режим». Грузия получила визовый режим.
Но «за продвижение по пути демократизации» получила и отмену поправки Джексона — Вэника: в том же 2000 году министром юстиции Грузии был назначен Саакашвили, несколькими месяцами раньше или позже по рекомендации посольства США ключевые посты в правительстве и парламенте заняли и другие лидеры будущей «Революции роз».
В отношении Украины поправка была отменена в 2005 году, здесь комментарии вообще излишни.
Цель американских санкций — полное «мирное» подчинение тех, кто готов поступиться суверенитетом, и полный разгром тех, кто не приемлет диктата «светоча демократии», рискует иметь собственное мнение по международной повестке и назначать министров, не консультируясь с посольством США.
А ограничение полномочий президента США (45-го, 46-го и т. д.) в праве снятия санкций, введенных последним законом, ставит жирную точку в вопросе того, когда эти санкции будут сняты. Россия — враг. И останется врагом, будь мы в тысячу раз миролюбивее США. Мы будем врагом до тех пор, пока будем сопротивляться «гуманитарным бомбардировкам» и оправданию «косовских потрошителей».
Пока будем тыкать им в нос «пробиркой Пауэлла», напоминая о 300 тысячах погибших иракцев, о двух миллионах только внутренних беженцев только этой страны, о том, кто спровоцировал суннитов Ирака на восстание и толкнул их в ряды ИГИЛ *.
Пока будем напоминать, что Джабхат Фатх аш-Шам это все та же Джабхат ан-Нусра, а та — Аль-Каида в Сирии, сколько бы она не переименовывалась. Та самая Аль-Каида, которая в один день убила несколько тысяч американцев. Кто же совершает преступление против Америки, пытаясь вывести Аль-Каиду из-под удара?
Такое не прощается. Ну и, наверное, было бы неплохо, если бы Россия не путалась под ногами США со своим экспортом нефти и газа, оружия, металлообработки, коробочного софта, ядерного топлива и строительства АЭС, а покупала пенсильванский уголь.
Тем не менее, экономическое противостояние — «поляна» США. ВВП России в 12 раз меньше американского, и мы всего лишь «региональная держава». Барак Обама, правда, не уточнил, какого именно «региона». Хорошо, будем считать, что он имел в виду «регион Европы, Арктики, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока».)
В силу всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что амбиции двухпартийного истеблишмента «единственной сверхдержавы» умерит только катастрофическое поражение, соизмеримое с поражением во Вьетнамской войне. То есть, «предпринимая шаги по улучшению двусторонних отношений и продолжению сотрудничества по главным мировым проблемам», Россия не будет мешать США двигаться к катастрофе, выбирая для себя кандидатуру «второго Вьетнама».
Аналитики указывают также на ряд мероприятий, которые Россия должна провести прежде, чем сможет перейти к более активному противодействию США — от банковской сферы до… ЧМ-2018 по футболу. Необходимо понять то, как новый санкционный закон будет применяться на практике. Очень важно то, как на закон отреагирует Европа, не на словах, а на деле, например, в вопросе Северного потока — 2 и т. д. и т. п.
Но, во-первых, это подход, при котором «подходящий момент» не наступит никогда. А во-вторых, повторим, Москве нет нужды «переходить» к более активному противодействию: включив помимо ядерной державы России в «ось зла» Иран и КНДР, а также упомянув в качестве «жертв» Украину и Грузию, США сами указали четыре «театра военных действий», где события и без того развиваются своим чередом.
К ним следует добавить Афганистан, где ситуация обостряется и США, по словам Трампа, «терпят поражение». Нам остается спрогнозировать, на каком из пяти «ТВД» США ждет второй Вьетнам. У каждого из них свои достоинства и недостатки.
Как бы цинично это ни прозвучало, но России роль кандидата не грозит, поскольку она обладает мощным ядерным арсеналом. В безопасности и Китай с учетом его значения для мировой экономики и того же наличия ЯО. При этом ни Россия, ни Китай просто не могут помешать США выбрать жертву из остающегося списка.
Это не «советы МИДу». Единогласное одобрение в Совбезе ООН резолюции, ужесточающей экономические санкции против КНДР, показало, что Россия и Китай приняли за основу именно эту внешнеполитическую линию.
Становиться в «третью позицию» («вы записали Россию в союзники Северной Кореи, так о каком сотрудничестве может идти речь? сначала отмена санкций, затем сотрудничество») нельзя. Такая позиция станет только поводом для дальнейшего усиления санкций. Разумеется, в сложившихся условиях Россия не могла в одиночку наложить вето на резолюцию по Северной Корее, Китай же пока тоже не стремится к обострению: красную линию США еще не перешли.
В конце концов, Россию не устраивает ядерный вариант войны на полуострове: до Сан-Франциско от корейских границ 9 тыс км, а для Владивостока по российским меркам река Туманная — окрестности.
* Деятельность организации запрещена в России решением Верховного суда
Продолжение следует
Комментарии (0)