Почему миллионы россиян верят в страшные слухи о коронавирусе, вреде 5G и чипировании Биллом Гейтсом
Фото: Vadim Ghirda / AP
Борьба с фейками — вопрос, которым в 2020 году занимаются соцсети, поисковики, государства и международные организации. Работать совместно их заставил поток дезинформации, который хлынул с распространением коронавируса. Насколько эффективны меры, которые принимаются в этой борьбе, и почему люди вообще передают друг другу фейки — в материале
В феврале этого года
По всему миру на благодатной почве взрастают «факты» о том, что коронавирус можно лечить лимоном и имбирем, что симптомы проявляются жестче из-за расположенных рядом вышек 5G, а
Понятие «фейковая новость» изначально относилось к публикациям, которые были подделаны под настоящие, однако сейчас так стали называть те данные, которые передаются в неформальной коммуникации — от человека к человеку, указывает в разговоре с «Лентой.ру» старший научный сотрудник
«Слова "фейкньюс", "дезинформация", "слухи" стали синонимами. Различить их довольно трудно», — отмечает антрополог.
Основное внимание исследователи уделяют не тому, как формируется фейк, а вопросу, почему он распространяется. Объясняется это тем, что причин создания ложной информации может быть миллион. Кроме того, она имеет цепочную структуру. В качестве примера можно привести якобы неизвестное стихотворение Пушкина, которое он написал на холерном карантине в Болдинскую осень 1827 года. «Сначала его написал блогер как поздравление с праздником Наурыз. Другая девушка отправила его своим однокурсникам в соцсетях и пошутила, что это Пушкин. А потом все начали радостно кликать», — объясняет происхождение фейка Архипова.
Реклама 12
Вместе с тем нет четкого представления о том, какой тип людей склонен распространять непроверенную информацию. Принято считать, что фейки распространяют люди с низким уровнем образования, но исследования (в частности, французского социолога Жан-Ноэля Капферера) указывают на то, что это лишь удобный миф, говорит Архипова. Фактически мы все так или иначе распространяем фейки.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Выходит, что фейк — это коллективное творчество, информация, которая обрастает подробностями по мере распространения, и отследить, какой она была в зародыше и где, собственно, зародилась, обычно трудно. Ключевой вопрос — почему эти данные вообще распространились?
Антрополог РАНХиГС, говоря об информации, которая передается по неформальным каналам, выделяет три причины этого явления. Во-первых, человек в ситуации социальной катастрофы теряет контроль над происходящим. «В конспирологии всегда есть внешний враг. Когда у человека понижается уровень внутреннего контроля, он больше хочет внешнего контроля. И таким образом контроль возвращается», — объясняет Архипова. А фейки дают четкое понимание, что делать в ситуации, когда ты ничего не понимаешь.
Вместе с тем человеку свойственно не доверять официальным источникам информации, отмечает директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ)
Психологи считают, что люди, столкнувшись с неизвестным врагом, которым сегодня является коронавирус, подвергаются серьезному давлению. Это приводит к более эмоциональному, нерациональному восприятию информации. «Когда мы испытываем тревогу и страх, у нас снижаются когнитивные способности, мы воспринимаем информацию менее критично», ― поясняет психолог Ольга Макарова. При этом эмоционально воспринятой информацией человек поделится со знакомыми или репостнет ее в соцсетях еще и потому, что она «соответствует ожиданиям коллектива, к которому человек себя причисляет», подчеркивает Александра Архипова
Антрополог вместе с коллегами ведет «Энциклопедию коронавирусных слухов» и фейков с историями, которыми люди в пандемию делятся чаще всего. В них можно выделить шесть типов текстов: немедицинские советы (рассылки от врачей — например, «Письмо Юры из Уханя»), народные рецепты (лечение имбирем, лимоном), ложные предупреждения (о вертолетах с дезинфицирующими средствами), ложные свидетельства (рассказы от первого лица), рассказы о происхождении вируса (например, о его искусственной природе), а также фабриканты (поддельные документы). Наиболее распространенными и при этом опасными считаются первые два — немедицинские советы и народные рецепты. Даже если они отправляются из благих побуждений, такие советы и методы лечения могут просто перебить рекомендации врачей и ученых, что напрямую влияет на борьбу с болезнями, в том числе с коронавирусом.
В марте, когда коронавирус появился в России, большая часть фейков действительно распространялась теми, кто искренне заблуждался, рассказывал заместитель начальника аналитической службы АНО «Диалог» Тимофей Ви. Но пересылка недостоверных данных может осуществляться и с целью намеренного очернения, отмечает Сергей Гребенников. Он указывает, что фейки могут стать и оружием в «серьезной информационной войне», в которой могут принимать участия государства, а также группировки — носители разных мнений по одним и тем же вопросам. В таком случае к распространению недостоверной информации могут привлекаться хакеры и боты, говорит Гребенников.
Российские знаменитости отрицают коронавирус. Они готовы рискнуть жизнью других ради популярности
Кроме того, он выделяет и тех, кто пытается обрести популярность с помощью распространения фейков. По словам эксперта, он наблюдал за тем, как несколько Instagram-блогеров после публикации подобных сообщений увеличивали число своих подписчиков, и этот кейс многие хотят повторить, считает Гребенников.
Специалисты Оксфордского института исследования журналистики при этом пришли к выводу, что борьба с дезинформацией о коронавирусе затрудняется во многом из-за звезд, которые публикуют недостоверные данные в своих аккаунтах в социальных сетях. «Очень маленькая группа людей выкладывает контент, который читают миллионы подписчиков», — указывает научный сотрудник института Скотт Бреннен (Scott Brennen). В частности, за публикацией фейков о вреде вышек 5G на западе были замечены актер
Сейчас, в конце мая, скорость распространения фейков становится все меньше, фиксирует Гребенников. «Да, когда коронавирус появился, количество фейк-новостей было большим. Государство достаточно быстро сумело наладить каналы информации, вошло именно в те каналы, которыми в Рунете привыкли пользоваться. Плюс накопилась усталость от коронавирусной повестки и фейков», — отметил он.
Фото: Rupak De Chowdhuri / Reuters
Эта усталость накладывается на общую утомленность людей от повестки: теперь все жаждут того, чтобы в новостных лентах коронавируса больше не было. «Мало кого интересуют новости о коронавирусе. Каждый мечтает зайти в ленту и не увидеть ничего про пандемию. Или включить телевизор и не увидеть ничего об этом. Верните Украину! Верните Сирию!» — заключает специалист.
В общей панике, которая охватила общество, безусловную роль, с его точки зрения, сыграли СМИ. «Такого бума информации не было никогда. Люди просто стали бояться. Они перестали открывать интернет. Там негативная повестка, связанная с коронавирусом», — считает директор РОЦИТ.
Кроме того, профессиональные журналисты и сами публикуют фейки, несмотря на то, что проверка информации входит в сферу их профессиональных обязанностей. На это также указывает
«Даже если представить, что наши СМИ такие идеальные и в основном опровергают конспирологию (что на самом деле не так), то это все равно способствует распространению. Но наши СМИ еще и поддерживали конспирологию»
Александра Архипова
По наблюдению антрополога, непроверенная и фейковая информация часто получает авторизацию в медиа. И это ставит проблему борьбы с дезинформацией более остро: если некоторые журналисты не могут фильтровать и оценивать данные, то как научить делать это читателей и зрителей?
Фейки — это не феномен современности, это явление, которое сосуществует с нами давно. И уничтожить их вряд ли возможно, как и радикально сократить масштабы их распространения. Хотя попытки предпринимаются.
«Государство продолжает реагировать на фейки по своим каналам. Если бы их не было, если бы информация поступала только на условный
Вместе с государствами на инфодемию реагирует ВОЗ, которая работает в связке с глобальными платформами: Facebook, Instagram,
Архипова, впрочем, полагает, что такие меры не могут быть эффективными хотя бы потому, что человек изначально не доверяет официальной информации. «Люди все равно будут читать рассылки в WhatsApp», — говорит она.
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»
Эксперты при этом сходятся на том, что только лишь ужесточение наказания за трансляцию фейков не сможет привести к позитивным результатам. «От таких историй очень часто страдают невинные люди, которые зачастую по незнанию распространяют или перепощивают что-то. А не тот, кто фейк этот создал непонятно для чего и непонятно на какие деньги. Нужен точечный подход. Но в целом это не поможет с тем, чтобы остановить волну фейков», — убежден Гребенников.
Исторический опыт показывает, что ужесточение наказания в этом случае может, наоборот, подстегнуть поток дезинформации, продолжает Архипова. «Ну и против кого бороться? Люди, которые рассылают фейки, часто сами не знают, правда это или вымысел. И оперативно это узнать бывает затруднительно», — заключает антрополог.
Основной и едва ли не единственный метод — это повышать уровень информационной грамотности населения, развивать их аналитические способности в вопросах обращения с информацией. Александра Архипова уверена, что развивать медиаграмотность возможно. Гребенников отмечает, что это не тот вопрос, который может быть решен в короткий срок. Но определенные сдвиги в этом направлении присутствуют: так, в апреле проведенный РОЦИТ тест на информационную грамотность населения показал средний результат в 7,25 из 10 возможных баллов. Директор организации считает этот уровень вполне достойным.
Комментарии (0)