Правительство России делает первые попытки улучшить ситуацию в сфере образования. Так, с 1 июня 2021 года вступили в действие законодательные поправки, которые обязывают министерство просвещения проводить просветительские мероприятия, направленные на формирование личности.
Сама просветительская деятельность, т.е. мероприятия, осуществляющиеся вне рамок образовательной программы, направлена на то, чтобы помочь подросткам выбрать будущую специальность. В то же время другие нормативные акты содержат прямо противоположные установки, способные нивелировать весь эффект от нынешних нововведений. Речь идёт о тех нормативных актах, которые предусматривают ликвидацию остатков советской системы образования и науки. Чтобы понять, в чём заключается противоречие, необходимо вспомнить особенности советской научной и образовательной системы.
Её основы были заложены в 1930-х годах, когда советское правительство стремилось построить самодостаточное независимое государство с устойчивой растущей экономикой. Система образования и науки изначально основывалась на принципе целостности, а также экономической целесообразности. Советские руководители той эпохи прекрасно понимали, что в основе успешного развития государства лежит экономика. Её функционирование обеспечивает стройная система права. Поэтому преподаванию экономики и права уделялось особенное внимание.
Базовые знания по этим двум дисциплинам граждане СССР получали в школе. С этой целью в общеобязательную школьную программу был включён курс политэкономии (как основа «Обществоведения»), а также самостоятельный предмет «Конституция СССР».
Ещё одним «столпом» советского образования было развитие у подростков логического мышления. С этой целью во всех общеобразовательных учреждениях было введено обязательное преподавание отдельного предмета «Логика».
В совокупности все эти предметы должны были помочь школьникам сориентироваться в выборе профессий, а также выработать логическое мышление. Благодаря этому подростки не только осмысленно выбирали будущую профессию, но и могли логически объяснить свой выбор. Именно это позволяло говорить о формировании самостоятельных личностей, развитие которых далее шло по цепочке.
В рамках программы профориентации учащиеся получали специальность, необходимую в народном хозяйстве. Приобретение знаний и навыков по выбранной специальности продолжалось в вузе. Занятие научной деятельностью также предполагало решение конкретных хозяйственных задач. При этом учёный нёс дисциплинарную и административную ответственность за эффективность собственной научной деятельности.
От всего этого мы стали отказываться с приходом к власти Никиты Хрущёва. Первой ласточкой стала отмена такого предмета как «Логика» в 1955 году. В 1960-1980-х годах и особенно с 1990-х «реформы» образования и науки сыпались одна за другой. И что же мы видим сегодня?
Начав разрушать советскую систему образования и сделав акцент на формирование «потребителя», мы фактически разорвали ту цепочку, по которой ранее шло воспитание будущей личности.
Вслед за «Логикой» из школьных программ фактически исчезли такие предметы как «Экономика» и «Правоведение». Их загнали в содержание других предметов, после чего отвели на всё про всё несколько часов. Тем самым лишили школьников не только возможности формировать логическое мышление, но осуществлять осмысленный выбор профессии. Современные выпускники выбирают будущую специальность не на основе личного выбора, а ориентируясь на моду.
В то же время, если говорить о качестве высшего образования, то о нём свидетельствует тематика научных трудов. Вот несколько названий научных монографий, представленных в качестве диссертаций в ведущих вузах страны.
Начнём с экономики: «Основное отношение первобытнообщинного способа производства», «Влияние субъективных представлений об удаче на принятие решений в условиях риска», «Социальный статус и передача информации в играх», «Синергия предсказательной силы кредитных банковских рисков», «Децентрализация фирм в условиях слабых институтов», «Избыточная самоуверенность и решения собственников». В качестве вишенки на торте: «Обобщение регрессионных моделей с эндогенным переключением и неслучайным отбором на многомерный случай».
Юриспруденция: «Символы в праве и в юридической науке». Тут, как говорится, без комментариев.
Какие «специалисты», таким будет право и экономика. И подобная ситуация везде.
Комментарии (1)