В прошлом десятилетии вопрос межнациональных отношений был одним из самых болезненных в стране. За последние годы напряженность на этом фронте заметно спала – в том числе и в столице, в которой раньше с мигрантами была крайне запущенная ситуация. Однако проблема не исчезла – и о ней вспомнили ближе к выборам мэра Москвы.
До выборов мэра Москвы осталось меньше месяца – и действующий градоначальник ведет активную предвыборную кампанию. В том числе и делая различные заявления – так, во вторник стало известно, что он предложил внести в законодательство России изменения, запрещающие работать в такси с иностранными правами.
Как написал на своем сайте Сергей Собянин, недавно в Москве прошел форум «Такси» – действительно, на прошлой неделе завершил работу шестой Международный евразийский форум «Такси», в котором участвовало более 1000 человек как из России, так и Европы и Азии:
«Одной из проблем, о которой говорили его участники, является то, что таксисты-иностранцы работают со своими национальными правами.
Понятно, что выданы они не всегда адекватно, а это – дополнительные риски для пассажиров.
Было бы правильно включить в федеральный закон требование, чтобы в такси могли работать только водители с российскими правами.
Пока же этого нет, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении, какие права у водителя, который берет заказ. Тогда сами пассажиры смогут решать, хотят они ехать с водителем, у которого права не наши, или нет».
Действительно, в Москве работает очень много таксистов из стран Евразийского экономического союза, в основном армян и киргизов.
И они могут использовать полученные у себя на родине водительские права – потому что при создании этого межгосударственного объединения одним из важнейших условий было открытие рынков для рабочей силы стран-участников. Понятно, что в первую очередь речь идет о России – к нам едут строители, дворники и разнорабочие из Таджикистана, Киргизии, Армении. Приезжают, конечно, на работу и из Белоруссии с Казахстаном – но в сотни раз меньше.
А вот среднеазиатские и закавказские рабочие составляют серьезную силу на российском рынке труда – особенно, конечно, в Москве. Понятно, что они и стоят дешевле, чем русские – да к тому же в последние годы и предпринимателей стимулируют брать только отечественных или евразийских работников. За всевозможных рабочих из стран, не входящих в Евразийский союз, например Молдавии или Украины, приходится больше платить – да и сами приезжие из этих стран заранее проигрывают конкуренцию «евразийцам», так как не могут воспользоваться упрощенным устройством на работу.
Цель России понятна: мы хотим реинтегрировать постсоветское пространство в геополитическом и экономическом отношении – и подталкиваем к этому наших соседей всеми возможными способами. И возможность трудоустройства их граждан в России – один из важнейших аргументов для успешного собирания осколков большой России и бывшего СССР. В России есть рабочие места – у наших бывших соотечественников есть рабочие руки. Всем выгодно?
Да, выгодно – вот только одновременно возникают сопутствующие этому процессу проблемы. Речь даже не о давлении на российский рынок труда – считается, что приезжие демпингуют и снижают зарплаты местных. Отчасти это так – с другой стороны, у нас действительно есть определенная нехватка рабочей силы, да и конкуренция в том же такси приводит к снижению цен для потребителя. Но не эти вопросы главные.
Куда важнее то, что массовый приток трудовых мигрантов снова провоцирует обострение межнационального вопроса. Конечно, сейчас в Москве уже нет того беспредела с мигрантами, что творился в 90-е и нулевые годы при Лужкове – в основном все оформляется официально, и большинство из приезжих возвращаются домой, а не стремятся всеми силами закрепиться в России. Но все равно межнациональный баланс в Москве – вещь очень хрупкая и тонкая. Он и так сильно изменился за постсоветскую четверть века, и далеко не в лучшую сторону.
Дело не только в увеличении доли нерусского населения – а в том, что в столице стали складываться районы компактного проживания тех или иных национальностей. Это, конечно, еще не чайна-тауны или гетто, но вполне себе «районы с национальным колоритом» – а ведь в столице этого не было практически никогда. То есть были места компактного проживания немцев, евреев, татар – но это было в совершенно другую эпоху и в несравнимых с нынешними масштабах. Да, нынешние районы компактного проживания не похожи на предместья Парижа в плане криминогенной напряженности, да и вообще в них не произошло размежевания между русскими и нерусскими – но это нехороший симптом.
Потому что одно дело – обособление небольшого национального поселения в рамках большого города, и другое – раскиданные в мегаполисе сотни тысяч армян или азербайджанцев, живущих своими подъездами, домами, улицами. Это будет совсем другой город – не тот, в котором приезжие любой национальности растворяются в пусть и городской, но русской среде, а тот, в котором они сохраняют свою культуру, язык, уклад. Постепенно город может превратиться в условную ВДНХ – то есть в представительство всех народов бывшего СССР, живущих каждый в своем павильоне.
Это не алармистский сценарий – это, к сожалению, один из вполне возможных сценариев развития Москвы. Понятно, что ни москвичи, ни Собянин, ни федеральная власть ничего такого не хотят – и поэтому город будет регулировать приток мигрантов, в том числе и трудовых. И если России как государству стратегически выгодно и правильно собирать Евразийский союз, то Москва может быть недовольна последствиями этого процесса. В частности, теми, о которых сказал Собянин – ростом числа водителей с иностранными правами, то есть тех, кто плохо знает город или не очень хорошо водит машину. Но предложенная им мера – разрешить работать в такси только тем, у кого есть российские права – тут же входит в противоречие с государственными интересами. Если мы внесем такие изменения в федеральные законы, то уменьшим интерес своих соседей к Евразийскому союзу – не только тех, кто уже сейчас в нем, но и тех, кто в будущем будет в него вступать. Украина и Молдавия – достаточно хотя бы двух этих примеров.
Так что, при полностью обоснованной заботе об интересах москвичей, городским властям нужно искать другие способы регулирования рынка труда мигрантов – на городском уровне они ведь тоже есть. Пусть и не такие кардинальные, как на федеральном (запретить работать с иностранными правами Москва не может, если это разрешено на федеральном уровне), но вполне действенные. Вообще вопрос регулирования притока мигрантов именно на региональном уровне – важная составляющая политики любого российского региона. Власти региона должны понимать, как миграционная политика сказывается на межнациональной ситуации – и действовать исходя из заботы об интересах коренного населения.
Комментарии (0)