Евросоюз всё-таки ввел санкции против Белоруссии и они оказались достаточно жёсткими. Под запретом оказалась торговля с Белоруссией калийными удобрениями, продуктами нефтепереработки, табаком. Введены финансовые ограничения
Но получилось так, что это санкции не только против Белоруссии, а также и против одной из стран Евросоюза, которая, кстати, очень ратовала за введение рестрикций против Белоруссии. Да и вообще, эта страна является неким форпостом ЕС в тех делах, которые касаются поддержки белорусской оппозиции и свержения нынешнего президента Белоруссии Александра Григорьевича Лукашенко. Речь, конечно же, о Литве.
Литва наряду с Польшей, занимает, наверное, самую активную позицию в «белорусском вопросе». Иногда создаётся впечатление, что это даже некие фантомные боли Великого Княжества Литовского и сейчас, если уж точно не получится присоединить Западную Русь к Литве, то очень хочется хотя бы оказывать на неё максимальное политическое влияние. Ведь забавно выглядело, когда президент Литвы Гинтанас Науседа вручил удостоверение президента Белоруссии Светлане Тихановской. Уж не знаю, каким он там себя Ягайло чувствовал, как бы принимая в покровительство бывшие русские земли.
Но всё это, конечно же, очень красиво и пафосно, а вот реальность, она несколько иная. Светлану Тихановскую можно сколько угодно называть президентом Белоруссии, но таковой она не станет. И уж точно она никак не сможет помочь главному литовскому порту в городке Клайпеда, который из-за введённых санкций оказался в очень сложном положении. Да даже и не в сложном – в катастрофическом. Кстати, в Литве это понимали и после своих призывов ввести санкции против Лукашенко, осторожно и заискивающе просили, чтобы по них не попал «Беларуськалий», один из главных источников жизненных сил для порта в Клайпеде. Естественно, старшие братья по Евросоюзу, просьбу Литвы попросту проигнорировали. Да и вообще наплевали на те экономические реалии, которые существуют сейчас в Прибалтийском регионе.
А реалии эти очень просты – значительная часть литовской транспортной инфраструктуры живёт за счёт белорусского транзита, а для порта в Клайпеде он и вовсе является доминирующим, за счёт которого порт и живёт, обеспечивая тысячи рабочих мест и стабильные поступления в литовский бюджет. Кроме этого, прибалтийские страны очень сильно зависят от топлива с белорусских НПЗ, доля которого в Литве и Латвии очень велика. Да, топливо можно будет заместить, но первоначальный шок неизбежен, а замена поставщиков потребует времени.
В случае с клайпедским портом, всё будет происходить ещё драматичнее, чем с портами латвийскими, медленно умирающими из-за постоянно тающего транзита российских грузов. Если российский грузопоток через Латвию сокращался годами, то с Клайпедой всё произойдёт очень быстро. Да, Евросоюз обещал какие-то там компенсации, но они наверняка будут курам на смех, да и надо учитывать тот стресс, в котором находится сейчас мировая экономика, толком не очухавшаяся от пандемии. Кстати, постковидный экономический кризис ещё впереди.
В общем, потери главных борцов за «белорусскую свободу» очевидны. И они достаточно трагичны. А что теряет сама Белоруссия? И вот тут далеко не всё так однозначно. Да, некий экономический шок, конечно же, будет. Но и тут многое зависит от того, как отреагирует руководство страны. Очевидно то, что этими санкциями, Белоруссию буквально выталкивают в объятия России. И очевидно, что Россия поможет Белоруссии справиться с экономическими ограничениями. Тем более, что это будет несложно и даже прибыльно.
Калийные удобрения – один из главных экспортных товаров Белоруссии, являются важнейшим компонентом современного сельского хозяйства. Пропажа с рынка их огромного количества, неизбежно вызовет кризис, но переживать не стоит. Ведь те же белорусские калийные удобрения с международного рынка никуда не уйдут, а попросту станут российскими. Возможно, капельку дороже, ибо России придётся что-то оставлять себе за такую услугу. А вместо Клайпеды – будет Усть-Луга, немного дальше, но это расстояние точно не является критичным.
С белорусскими товарами нефтехимии – примерно такая же история. Белоруссия останется при своих, Россия получит пусть небольшую, но прибыль, а вот граждане прибалтийских государств пострадают и достаточно сильно, ибо цены на топливо в Литве и Латвии неизбежно вырастут.
Получается, что главным пострадавшим государством от введения санкций против Белоруссии – будет Литва. Причём, экономические потери Литвы окажутся куда больнее и значимее, чем в самой Белоруссии. Наглядная иллюстрация поговорки «Не рой другому яму, ибо сам в неё попадёшь».
Комментарии (85)