Год назад казалось, что с момента восстановления в полном объеме полномочий России в ПАСЕ этот вопрос ушел с повестки дня.
Однако принятие поправок к Конституции Российской Федерации его реанимировало: в обоснование ненужности поправок о суверенитете России в части международно-правовых обязательств стали говорить, что лучше бы было выйти из ПАСЕ, чем трогать Конституцию.
Здесь нужно отметить, что из-за преобладания в сознании большинства граждан той повестки дня, которая широко освещается в медийном пространстве, многие полагают, что Совет Европы состоит только из ПАСЕ, а нам эта русофобская говорильня - "не пришей кобыле хвост".
Однако это далеко не так. Поэтому поговорим о том, что же представляет из себя Совет Европы.
Совет Европы
Совет Европы начал свою работу в 1949 г. и является старейшей и самой представительной организацией Европы. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек. Для сравнения, в ЕС - 27 государств. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы, но обладает некоторыми полномочиями по обеспечению соблюдения отдельных международных соглашений, достигнутых европейскими государствами по различным темам.
Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года. При вступлении Москва обязалась привести свое законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами и согласилась на проверку этих обязательств. К настоящему времени РФ присоединилась к 60 договорно-правовым актам СЕ, среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (за исключением протокола об отмене смертной казни — решение о моратории РФ принимала отдельно), конвенции, касающиеся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области образования, спорта, кинопроизводства и т.д
С 1996 года представители России активно участвовали в пяти основных форматах сотрудничества с СЕ, среди которых:
• межправительственный (Комитет министров Совета Европы, КМСЕ);
• межпарламентский (Парламентская ассамблея Совета Европы, ПАСЕ);
• межрегиональный (Конгресс местных и региональных властей Совета Европы);
• судебный (Европейский суд по правам человека);
• по линии неправительственных организаций (Конференция международных НПО при Совете Европы).
Вот что о деятельности России в Совете Европы говорится на официальном сайте МИД РФ:
"Совет Европы (СЕ) основан в 1949 г. с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (статья 1 Устава СЕ); в настоящее время объединяет 47 стран-членов.
Согласно Уставу Совета Европы, эта цель должна достигаться «посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод» (пункт b статьи 1 Устава СЕ).
Отличительной особенностью СЕ является выработка и принятие юридически обязательных международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе – противодействие терроризму, развитие уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение и др.
Многоуровневая структура Организации позволяет обеспечить участие в профильном взаимодействии более двадцати федеральных органов власти. В их числе – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСИН России, Минздрав России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Минтруд России, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей".
Поэтому когда полномочия российской делегации в ПАСЕ были в апреле 2014 года приостановлены, Россия продолжала активно участвовать в других форматах деятельности Совета Европы.
Например, тот же сайт рассказывает нам, что в этот самый период:
- в ходе рабочего визита в Москву 20 октября 2017 г. Генеральный секретарь Совета Европы - Т. Ягланд встретился с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володиным, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой.
- 20 июня 2018 г. Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд находился в России с рабочим визитом, в рамках которого он был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Были организованы встречи Т. Ягланда с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой.
В.В. Путин принял в Кремле Генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда. 20 июня 2018 г.
Заметим: в "изолированную", "изгнанную из ПАСЕ" Россию приезжает Генсек Совета Европы вместо того, чтобы ждать от России у себя в Страсбурге её извинений и заверений в верноподданстве)))
Сайт МИД РФ нам рассказывает про тот же самый период:
- Перечень отраслевых программ взаимодействия Россия-СЕ утверждается на заседаниях профильного Руководящего комитета (Руккома) на уровне старших должностных лиц. На заседании Руккома в Москве 24 октября 2016 г. на основе запросов российских органов власти намечены направления сотрудничества в 2017-19 гг.
- 21 ноября 2018 г. в Страсбурге прошли консультации Россия – СЕ по программам на 2019-20 гг., по результатам был представлен обновленный программный документ, окончательно согласованный между сторонами в апреле 2019 г.
А вот ещё один важнейший аспект деятельности России в Совете Европы, который обычно выпадает из поля зрения диванных специалистов по международному праву:
"Участие в конвенциях СЕ, а также в их разработке позволяет нашей стране вносить весомый вклад в создание общеевропейского правового пространства. Россия ратифицировала 65 из 225 договорно-правовых актов СЕ, в т.ч. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (в 1998 г.), Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (в 1998 г.), Европейскую социальную хартию (в 2009 г.), Конвенцию о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (в 2018 г.).
В 2005 г. при активном участии Российской Федерации разработан основной антитеррористический документ СЕ – Конвенция о предупреждении терроризма, содержащая принципиально важные и актуальные положения о противодействии публичному подстрекательству к терроризму, вербовке и подготовке террористов (ратифицирована Россией в 2006 г.).
Ещё 17 конвенций и протоколов подписаны и ожидают ратификации. В частности, в 2017 г. Россия подписала Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. 10 октября 2018 г. Российской Федерацией в числе первых государств был подписан Протокол о внесении изменений в Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, 8 ноября 2018 г. – Конвенция о борьбе с преступлениями в отношении культурных ценностей.
Россия участвует в 9 из 14 автономных организаций системы СЕ: Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф, Группе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств (т.н. «Группа Помпиду»), Европейской аудиовизуальной обсерватории, Европейской комиссии за демократию через право («Венецианская комиссия»), Группе государств против коррупции (ГРЕКО), Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС), Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ), Фонде поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»), Европейской фармакопее (в качестве наблюдателя).
В частности, в рамках ГРЕКО в настоящее время Россия проходит четвертый раунд оценки – на предмет предупреждения коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.
Ну и про деньги:
"Отличительной особенностью участия России в работе Совета Европы является ее членство в группе пяти государств – основных плательщиков в бюджет СЕ (Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция). Сумма взноса Российской Федерации в консолидированный регулярный бюджет СЕ в 2019 г. составляет 30 459 888, 69 евро.
Благодаря статусу основного плательщика Российская Федерация обладает рядом преимуществ (перевод заседаний органов и материалов СЕ на русский язык, функционирование интернет-сайта СЕ на русском языке, максимально возможное количество мест в ПАСЕ (18) и др.)".
Кстати, Турция в 2017 году отказалась от статуса основного плательщика.
О конфликте России и ПАСЕ
Некоторые диванные специалисты именовали этот конфликт как раздрай между Россией и Европой, явно выдавая желаемое за действительное. Доказательства обратного уже были представлены мною выше.
Так вот, даже между Россией и Советом Европы никакого конфликта не было, поскольку в соответствии с Уставом Совета Европы от имени Совета Европы действует Комитет министров. Такого понятия, как "Парламентская Ассамблея Совета Европы, в Уставе СЕ нет, есть "Консультативная Ассамблея", которая в соответствии со ст. 22 Устава, "является совещательным органом Совета Европы. Она обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции, как она определена в настоящем Уставе, и передает свои заключения Комитету министров в форме рекомендаций".
Конфликт между Россией и ПАСЕ возник, как известно, в апреле 2014 года, после присоединения Крыма к России. Россию лишили права голоса в ПАСЕ и некоторых других полномочий. В ответ Россия вообще отказалась участвовать в деятельности ПАСЕ, а также сократила уплату членских взносов в СЕ на 11 миллионов евро - на его деятельность.
Поскольку в других структурах Совета Европы Россия продолжала свою деятельность, то взносы уплачивались примерно в размере 2/3 от её взноса. Одновременно копилась задолженность России по взносам и финансовые проблемы у ПАСЕ.
Согласно статье 9 устава СЕ, "если какой-либо член Совета Европы не выполняет своих финансовых обязательств, Комитет министров может приостановить его право на представительство в комитете (КМСЕ) и в Консультативной ассамблее (ПАСЕ) до тех пор, пока упомянутые обязательства не будут им выполнены".
Комитетом министров установлено правило, по которому статья 9 применяется, если страна-участница не проводит оплату в течение двух лет. Таким образом, дедлайном для России должен был стать июнь 2019 года.
Здесь интересно посмотреть на то, какие позиции занимали Россия и Совет Европы к моменту приближения "времени Ч".
Россия жестко обозначила свою позицию:
1) возврат к полномасштабному сотрудничеству с СЕ возможен только при соблюдении 2-х условий:
- России без оговорок возвращаются все её права в ПАСЕ;
- в регламент работы ПАСЕ вносятся поправки, исключающие впредь какие бы то ни было санкции в отношении любой страны и её делегаций;
2) Россия не считает, что только ей нужно участие в Совете Европы, что Совет Европы не менее, чем она, заинтересован в работе с Россией.
Поэтому на угрозы европейских чиновников исключить Россию из Совета Европы, Лавров спокойно ответил, что Россия выйдет сама.
Совет Европы после ряда угроз стал суетиться
Возможный выход России из Совета Европы тут же назвали "рукситом" (по аналогии с брекзитом). И он Европу откровенно пугал.
Для всех был очевиден результат отлучения России от участия в G8 - влияние G7 в мире и интерес к ней резко упали, а все основные мировые события из G7, которую тут же поименовали "США и их шестёрки", переместились на другую площадку - G20, где влияние Запада было куда менее значительным, чем в былой "восьмёрке".
Недавние приглашения от Трампа - вернуть Россию в былую "восьмёрку" - не вызвали у России ни малейшего интереса.
Такого же развития событий с Советом Европы никто не хотел. Лихорадочная, на грани сумасшествия, деятельность Украины, Прибалтики и Грузии по недопущению возврата России в ПАСЕ не дала никакого результата.
На сессии Комитета Министров СЕ в Хельсинки 17 мая 2019 г., приуроченной к 70-летию создания Совета Европы, было принято решение Комитета министров в поддержку права всех государств-членов, в т.ч. и России, участвовать на равноправной основе в уставных органах СЕ – КМСЕ и ПАСЕ
По Уставу СЕ именно КМСЕ принимает обязательные для внутренней жизни СЕ решения. Поэтому исход голосования в ПАСЕ был предрешен: был заслушан доклад главы регламентного комитета Петры де Суттер «О совершенствовании процесса принятия решений ассамблеи относительно полномочий и голосования» и июньская сессия ПАСЕ изменила регламент своей организации, а также в полном объеме восстановила полномочия делегации России: Соответствующее решение поддержали 116 депутатов, против проголосовали 62, еще 15 парламентариев воздержались.
В полном составе против возвращения России выступили делегации пяти стран: Украины (11 человек), Грузии (5), Литвы (4), Латвии (3) и Эстонии (3).
Каков итог противостояния?
1. Россия не пошла ни на какие уступки, а твердо настояла на своём.
2. Россия вернулась к работе в ПАСЕ на СВОИХ условиях.
3. Руководство Совета Европы, при всей своей неистребимой русофобии, не рискнуло пойти на крайний шаг - на исключение России из Совета Европы.
А теперь давайте вернемся к вопросу: нужно ли это России? И если не нужно, то кому?
Список тех, кому Россия не нужна в Совете Европы,- показан выше. Это политики Прибалтики, Грузии и Украины.
Все остальные здравомыслящие политики, включая российских, понимают, что Совет Европы без России не способен решить в полном объеме ни один европейский вопрос.
России нужна работающая много лет и показавшая свою работоспособность и эффективность площадка для решения многих европейских и мировых проблем в самых различных областях.
Какой смысл от неё отказываться?
Вступление в силу поправок к Конституции, закрепляющих право России не выполнять решения органов Совета Европы, прежде всего, Европейского суда по правам человека, ничего принципиального в деятельности Совета Европы не меняют.
Например, Германия, Италия, Австрия, Великобритания на официальном уровне не исполняют решение ЕСПЧ, если их высшая судебная инстанция признает это решение противоречащим основам национального законодательства. Более того, Великобритания вообще пригрозила, что она выйдет из ЕСПЧ, если ЕСПЧ впредь будет выносить решения, противоречащие законодательству Великобритании.
Наконец, весьма распространенной является практика манкирования и неисполнения решений ЕСПЧ, в части которой лидируют Албания, Турция и Украина. Да и Россия до принятия поправок не исполняла 2/3 вынесенных в отношении неё решений ЕСПЧ.
Поэтому в результате пятилетнего противостояния с ПАСЕ Россия только укрепила свои позиции в Совете Европы, а также свой авторитет на международной арене.
Выход же России из Совета Европы не только негативно сказался бы на её реальном международном авторитете, но и лишил бы Россию многих инструментов дипломатического влияния на события, происходящие в одном из самых важных для неё регионов - европейском.
Поэтому всем, кто кричит про то, что России надо выходить из тех или иных международных органов и организаций, я предлагаю повнимательнее присмотреться к списку лиц, голосовавших против возвращения России всей полноты прав в ПАСЕ, и задуматься: а почему это он с ними заодно?
Комментарии (0)