Системные проблемы с соблюдением прав и свобод человека в постмайданной Украине стали чаще попадать в поле зрения международной общественности. Несмотря на все россказни официального Киева о «неслыханном» расцвете свободы и демократии, неприглядные реалии украинской жизни все сильнее и отчетливее пробиваются сквозь старательно наведенный пропагандистский глянец.
Только за последние недели о нарушениях прав человека на Украине в самых различных сферах заявили представители нескольких влиятельных межгосударственных институтов и неправительственных организаций, в том числе Amnesty International, мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине и даже вполне лояльной к нынешним украинским властям Freedom House. Жесткую оценку действиям Киева по отношению к нацменьшинствам дал глава МИД Венгрии Петер Сийярто, отметивший, что решение Конституционного суда Украины относительно языкового закона Кивалова-Колесниченко свидетельствует о «брутальной атаке» украинских властей на право меньшинств говорить на родном языке.
Понятно, что Порошенко и К° критику, скорее всего, пропустили мимо ушей. Для нынешней правящей верхушки, всеми силами цепляющейся за власть и озабоченной исключительно личным обогащением, права человека явно по барабану.
Однако есть на Украине государственный орган, которому по самой его природе надлежит следить за соблюдением прав и свобод человека, предотвращать их нарушение и содействовать их восстановлению. Это уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека (или, как еще называют этот институт, омбудсмен), на которого в соответствии с украинской конституцией возложены функции парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека на территории Украины.
Институт омбудсмена на Украине был создан почти двадцать лет тому назад – в апреле 1998 г. Начиная с 2012 г. эту должность занимает Валерия Лутковская, назначенная охранять права человека еще во времена Виктора Януковича. Надо сказать, стиль работы Лутковской на посту главного правозащитника оказался столь невыразительным и бесцветным, что даже поддержавшие ее на первых порах депутаты от правившей тогда Партии регионов откровенно считали ее заурядной «серой мышью».
Об отсутствии у Лутковской какого бы то ни было авторитета среди депутатов Верховной рады (являющейся по большому счету ее официальным работодателем) лучше всего свидетельствует тот факт, что с ежегодным докладом о состоянии соблюдения прав и свобод человека она выступила в стенах парламента лишь однажды, еще далеким летом 2013 года. Первый и единственный раз за все шесть лет своего омбудсменства. Провал оказался столь оглушительным (за постановление по докладу тогда не проголосовала не только парламентская оппозиция, но и большинство регионалов), что больше уполномоченный с высокой парламентской трибуны выступать не рисковала.
Впрочем, саму Лутковскую подобные неурядицы мало трогали, поскольку уже во времена Януковича она начала загодя сооружать свое собственное политическое прикрытие из числа всевозможных неправительственных организаций, щедро окормляемых Фондом Сороса и прочими забугорными «благодетелями». Едва получив из рук Партии регионов должность омбудсмена, Лутковская стала широко привлекать различные прозападные НПО к осуществлению всевозможных совместных проектов, довольно быстро превратив подведомственную ей государственную структуру в кормушку по освоению американских и иных грантов. Подобная тактика с лихвой окупилась после евромайдана, в организации и проведении которого многочисленные грантоедские структуры сыграли далеко не последнюю роль, с успехом повторив свой опыт времен майдана-2004.
Несмотря на свою принадлежность к прежней «злочинній владі» («преступной власти»), Лутковская благополучно пересидела бурные события зимы 2013-2014 г., оказавшись одним из немногих высоких должностных лиц, сохранивших свой пост и после «революции гидности». Секрет политической выживаемости Лутковской оказался предельно прост – что при прежней, что при новой власти она старательно избегала касаться наиболее острых проблем в сфере прав человека, ограничив свою деятельность вопросами второстепенной, а то и вовсе третьестепенной важности. Проще говоря, никогда не высовывалась.
Наиболее заметно это стало в постмайданныйх политических реалиях, когда массовые и систематические нарушения прав и свобод человека на Украине приобрели настолько циничный и вопиющий характер, что любой добросовестный правозащитник обязан был бы криком о них кричать. В полном соответствии, кстати, с присягой уполномоченного, согласно которой омбудсмен обязуется «честно и добросовестно защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, придерживаться Конституции Украины и законов Украины и руководствоваться справедливостью и собственной совестью», а также «действовать независимо, беспристрастно, в интересах человека и гражданина». От Лутковской за минувшие годы, однако, не было слышно не то, что крика, а даже шепота – в лучшем случае какое-то едва уловимое бормотание. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по ее официальному
Напрасно, искать у Лутковской хотя бы малейшее слово в защиту прав политических оппонентов нынешней власти, подвергающихся с 2014 года самым разнузданным преследованиям и оголтелой травле – вплоть до фабрикации уголовных дел по надуманным обвинениям, а то и просто открытому физическому террору. Волна политических репрессий, накрывшая Украину в 2014 г. (с периодическими рецидивами в последующие годы), оставила Лутковскую абсолютно безучастной. Ни слова сочувствия, не говоря уже о каком-то оперативном вмешательстве, не высказала Лутковская и после трагедии в Одессе 2 мая 2014 года. Не правда ли, весьма своеобразное ощущение справедливости, не говоря уже о совести, которая у Лутковской, похоже, давно заснула глубоким сном.
С момента начала так называемой АТО, сопровождавшейся массовым нарушением основополагающих прав человека, чиновная правозащитница и вовсе словно в рот воды набрала – в период с 17 июля и аж по 4 декабря 2014 г. ее пресс-служба вообще не выдала ни одного (!) сообщения. Да и в дальнейшем редкие высказывания Лутковской относительно ситуации в Донбассе носили сугубо формальный и в высшей степени дозированный характер, никоим образом не затрагивающий многочисленные нарушения прав мирных граждан в зоне вооруженного конфликта, включая право на жизнь.
Ну и, конечно, днем с огнем не сыскать у Лутковской каких-либо заявлений, тем более протестов, по поводу регулярных и систематических нарушений прав русского и русскоязычного населения – таковых для нее, похоже, вовсе не существует. Достаточно сказать, что уполномоченная по правам человека ни словом не обмолвилась после принятия Верховной радой в сентябре 2017 г. скандального закона об образовании. Никакой реакции от нее не последовало и на недавнее решение Конституционного суда, отменившего закон Кивалова-Колесниченко.
Нельзя, конечно, сказать, что Лутковская вовсе ничего не делает. Ее, например, беспокоят права крымских татар и неких «украинских активистов», проживающих в Крыму, о чем свидетельствуют многочисленные заявления, с завидной регулярностью публикуемые на ее сайте. Весьма заботят ее и права секс-меньшинств, включая право на проведение пресловутых «маршей равенства». Ну и, конечно, завидную активность и настойчивость Лутковская проявляет в вопросах защиты прав так называемого правозащитного сообщества. В частности, омбудсмена почему-то крайне озаботило введение Верховной радой в прошлом году обязательного электронного декларирования для «активистов-антикоррупционеров» из числа все тех же неправительственных организаций. В строгом соответствии с давним правилом «Ты – мне, я – тебе» уполномоченная Верховной рады встала грудью на защиту своих давних коллег и партнеров в деле распила зарубежных грантов. В самом деле, что может быть важнее права распихивать по карманам «международную техническую помощь» (сим лукавым эвфемизмом на профессиональном сленге господ правозащитников обозначаются вожделенные западные гранты) без какого бы то ни было контроля за этим увлекательным процессом?
Объективности ради стоит признать, что в последнее время «карманная омбудсменша» изредка стала позволять себе некоторые вольности, включая избирательную критику в адрес нынешней власти. Явно пытаясь наработать под занавес имидж хоть немного «независимого правозащитника», Лутковская, например, вместе с группой партнерских НПО высказала озабоченность в связи с недавним разгоном силовиками так называемого михомайдана под Верховной радой. Правда, подобные заявления больше напоминают бурю в стакане воды, да и вряд ли кто-то в действующей власти хоть сколь-нибудь серьезно воспринимает нынешнего без пяти минут отставного омбудсмена. Лутковская, чьи полномочия истекли еще в апреле прошлого года, откровенно досиживает срок на своем посту. Превратившаяся за прошлый год из «серой мыши» в «хромую утку», она исполняет свои функции явно по инерции, в ожидании пока парламентское большинство подберет ей замену.
Впрочем, в одном можно быть уверенным уже сейчас – кто бы сегодня ни пришел на место Лутковской, никакой реальной защиты прав человека от следующего омбудсмена гражданам Украины ожидать не приходится. Сам этот институт на Украине давно выродился в орган по имитации, а скорее даже по профанации правозащитной деятельности.
Комментарии (0)