Новости, политика, экономика, общество

Опять «Ангара»: зачем России еще одна тяжелая ракета?

Недавно стало известно, что «Ангара-А5» получит новую версию – «Ангара-А5В». В нынешних реалиях это выглядит неоднозначно.





Новое – это хорошо забытое

Ситуация в Роскосмосе плавно перетекает из комедии в трагедию. И обратно. Это похоже на песочные часы, положение которых зависит от настроения главы космического ведомства – Дмитрия Рогозина. И когда кажется, будто все, даже самые безумные идеи уже озвучены, на свет рождаются новые: одна удивительней другой. 

Нет, отказываться от «Ангары» никто не будет: это было понятно даже после того, как озвучили ее фантастическую цену запуска, которая примерно вдвое выше, чем у находящего в том же тяжелом классе «Протон-М», который, в свою очередь, уже уступает по критерию стоимости ракете Falcon 9. Альтернатив «Ангаре А5», даже с учетом того, что у нее за спиной 1 (один) запуск просто нет. Уже ясно, что ни Россия, ни Казахстан не хотят возвращаться к «Протону». Возможно, все дело в его небезопасном топливе – несимметричном диметилгидразине или говоря по-простому, «гептиле». Но скорее причина кроется в том, что на «Ангару» уже потратили огромные средства, начинания с 90-х. И приняли решение довести ракету до дееспособного состояния в ущерб «Протону-М», который, в теории, еще мог пару лет соперничать с ракетами SpaceX. Теперь это в прошлом. 


В целом, не удивительно, что про «Ангару» чиновники вспоминают не очень часто. Тема неудобная. Лучше поговорить про покорение Марса, Луны, отправку пилотируемых миссий к Венере и другие программы, реализацию которых мы, скорее всего, никогда не увидим. Ранее в Роскосмосе четко дали понять, что облегченной и удешевленной «Ангары» ждать не следует. Более того, его якобы…никогда и не существовало.

Проекта «Ангара-А3» никто никогда не планировал. Почему не планировали, потому что была ракета «Зенит», но с 2014 года ее не стало. Именно поэтому было принято решение создать ... «Союз-5»


– заявил ранее Дмитрий Рогозин. 

Поэтому даже странно, что сейчас вновь упоминали не самую удачную во всех смыслах ракету-носитель. 

У нас в легком классе единичка – «Ангара», средний класс – «Союз-5», в тяжелом – «Ангара-А5», в супертяжелом классе – «Ангара-А5В»


– заявил недавно глава космического ведомства. 


Можно допустить, что мы чего-то не знаем, однако странно слышать от специалиста такого уровня определение «супертяжелый класс». Дело в том, что, согласно принятой классификации, существуют тяжелые ракеты-носители (масса выводимого на низкую опорную орбиту груза – от 20 до 100 тонн) и сверхтяжелые (от 100 тонн и больше). Еще есть сверхлегкие, легкие и средние носители. Никакого «супертяжелого» класса нет. 

Что же имел в виду глава космического ведомства? Мы знаем, что «Ангара-А5В» от привычной «Ангары-А5» будет отличаться наличием дополнительной кислородно-водородной ступени. При этом выводимая на низкую опорную орбиту полезная нагрузка, если верить открытым источникам, составит примерно 37,5 тонн. То есть, ракета «Ангара-А5В» будет относиться не к сверхтяжелому классу и уж тем более, не к «супертяжелому», а просто – к тяжелому. Для сравнения, Falcon Heavy, может вывести на НОО до 63 тонн (у американцев немного другая классификация, у них «Хэви» – это сверхтяж). А у ракеты недалекого будущего – Space Launch System – этот показатель и вовсе составит нескромные 130 тонн. 


У России, если все будет так, как задумали, тоже будет свой сверхтяжелый носитель. Даже два. Ранее стало известно про разработку «Енисея» на базе ракеты «Иртыш», который можно будет использовать для лунных экспедиций (конечно, только теоретически). А потом СМИ заявили про работу над еще более мощным вариантом «Енисея» под наименованием «Дон». Первый носитель сможет выводить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой до 103 тонн, а на лунную – от 20 до 27 тонн. У «Дона» данный показатель составит 130 и 32 тонны соответственно. Такой вот сверхтяжелый «подряд». 

Нужда заставила?

Получается, что никакого практического смысла в создании «Ангары-А5В», нет. Основная российская ракета – «Союз» – хорошо справляется со своими обязанностями, имея массу выводимой на низкую орбиту Земли нагрузки до 9 тонн. У относящегося к тяжелому классу и уже находящемуся в эксплуатации носителя «Ангара-А5» этот показатель равен 24 тоннам. Двух этих ракет (или вернее сказать, ракет с такими характеристиками) будет хватать примерно для 90% всех космических запусков, которые производит Россия. А если речь пойдет о пилотируемом полете на Луну, то здесь, как уже было озвучено выше, намерены применять «Енисей», хотя, справедливости ради, ни сейчас, ни в обозримом будущем Россия в силу финансовых причин просто не сможет вытянуть столь сложную и дорогую программу в одиночку. 

Но даже если полет на Луну (или к Луне) произойдет, загадочный «супертяжелый» А5В едва ли можно будет как-то использовать. Для такого рода миссий его возможности недостаточны, в то время как для запуска коммерческих спутников или кораблей к МКС – избыточны. Получается, что в Роскосмосе хотят выдать желаемое за действительное и продвинуть еще одну тяжелую «Ангару-А5» под видом носителя другого класса, замаскировавшись туманной формулировкой. Однако это уже просто за пределами разумного «нецелевого расходования средств». С таким же успехом можно снабдить еще одной ступенью старый «Союз» и назвать его «Суперсоюзом». И не важно, что ракета не выполнит ни одного старта: такая цель, скорее всего, перед его создателями просто не будет стоять. 


Главное, ребята…

Как уже отмечалось выше, отказываться от обычной «Ангары-А5» никто не будет. Поэтому вполне логично постараться довести носитель до рабочего состояния и применять его вместо преждевременно покинувшего нас «Протона-М». Что же касается остальных тяжей и сверхтяжей, то российским властям давно пора провести секвестр программ, которые преследуют ненужные или попросту нереализуемые цели. Это касается как новой версии «Ангары», так и ракет «Дон» и «Енисей», упомянутых выше. Ни один из этих проектов не несет в себе какой-либо научной ценности, так как в его основе лежат технологии минувших лет. При этом стоимость разработки и строительства каждого из этих носителей «приятно» удивит любого экономиста. 

В заключение хочется сказать, что в развитых странах легкие и сверхлегкие носители постепенно становятся уделом «частников». В этой связи можно вспомнить коммерческий новозеландский космодром Rocket Lab LC-1. России пока что думать об этом рано, однако рано или поздно она до этого, скорее всего, тоже дойдет. Государству же можно порекомендовать сосредоточить усилия на самых перспективных проектах: носителях «Иртыш» и «Ангара-А5». За неимением других реальных космических начинаний. Ведь не секрет, что корабль «Федерация» мы можем вообще не увидеть никогда, как и национальную орбитальную станцию. Впрочем, об этом позже.

Автор:  Илья Легат

 

Использованы фотографии: https://regnum.ru/


Источник: Опять «Ангара»: зачем России еще одна тяжелая ракета?
Опубликовал:
Теги: Фотография будущее Важно работа Россия

Комментарии (11)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Камышов 
"Наше" рукоЙводство Страной ещё не наигралось в западную "модель управления", где "любая домохозяйка" может стать д'Эффективным менеджером и способна управлять хоть Страной.
PS. При прочтении данных статей всегда вспоминается один и тот же анекдот:
- Вот не пойму… Почему при Сталине ракетами занимался ракетчик Королев, а не журналист-неудачник? А, скажем, атомным проектом рулил талантливый физик Курчатов, а не выскочка-киндерсюрприз? А министром обороны почему-то был профессиональный военный, а не бывший строитель…
- Это тиран так куражился над страной.
Виктор Саньков
Про Сталина,в точку !
Николай Сосновский
Мне Рогозин иногда Остапа Бендера напоминает.
Самсон Константин 
космос как и спорт - самые простые пилилки бюджета. Остап Р.
Александр Княжеченко 
Раньше я был о Рогозине лучшего мнения, а оказывается он самый обычный прох…...
евгений косов 
надо платить за их "чудачества " вот и повышают налоги , штрафы , придумывают где и как содрать у населения еще бабла ,для этого нужны причины - придумывание " нового" дерьма из старого гов... а
Игорь Черный
Затем распылить его в космосе.
Павел Богомолов 
А пенсионеры мелочь считают, чтобы себе дешёвое лекарство купить.
Валерий Кедров
Упыри - одно им слово. Другое - враги. "Ни дна им, ни покрышки" вместе с "патроном"!
Росс. простой пенс - подачка 13,7 тыс.
Вильгельм Румпельштильцхен 
А если в "Ангаре" дырочку просверлят!? Опять происки "жидобандеровцев" !? :-))
Валера Рожков
я не знаю зачем России еще ракета , но для чего такие вопросы задавать ?
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Спинку не потрете... Настя опять п(И)арится одна.
Спинку не потрете... Настя опять п(И)арится одна.
11
Мужской журнал 22:31 28 мар 2018
Русская ракета и американские "Пэтриоты"
Русская ракета и американские "Пэтриоты"
10
Ваши новости 00:02 04 ноя 2018
Больше порно. В Сеть опять слили интимные фотографии Дженнифер Лоуренс
Больше порно. В Сеть опять слили интимные фотографии Дженнифер Лоуренс
16
Мужской журнал 16:30 15 фев 2018
Зачем Америка скупает нефть у России
Зачем Америка скупает нефть у России
43
Ваши новости 22:30 28 мар 2021
Либералы недовольны космическими успехами России
Либералы недовольны космическими успехами России
206
Ваши новости 09:01 12 окт 2021
Волочкова опять в ньюСраме!
Волочкова опять в ньюСраме!
11
Мужской журнал 23:07 13 апр 2018
Что происходит? Почему опять Кубань?
Что происходит? Почему опять Кубань?
28
Ваши новости 17:01 23 май 2018
Зачем американцы сдали начальника Генштаба РФ?
Зачем американцы сдали начальника Генштаба РФ?
18
Ваши новости 14:01 10 авг 2018
Какие новые разработки вернут России лидерство в космосе
Какие новые разработки вернут России лидерство в космосе
102
Ваши новости 10:31 05 ноя 2020
В Минске опять Россия виновата?
В Минске опять Россия виновата?
41
Ваши новости 11:55 31 май 2021
Одна атака русского Фынь По
Одна атака русского Фынь По
7
Мужской журнал 09:01 12 авг 2021
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
1
Авто-Тема 09:53 25 апр 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства