Есть такой поджанр в публицистике, «открытое письмо». Его очень любят либералы, ещё и собрать под каждым таким несколько сотен подписей из тусовочки, чтобы независимо от того, какая гадость в самом письме, получалась коллективная безответственность. «Все подписали и я подписал».
В отличие от них я не трус и не подлец, и мои открытые письма всегда подписаны индивидуально.
И сегодня я хотел бы написать министру культуры Российской Федерации Ольге Любимовой.
Уважаемая Ольга Борисовна!
Мы с вами представители примерно одного поколения, выросшего на «Масяне» и Пелевине, поэтому давайте говорить откровенно – современная российская культурка сосед.
Причём это не культура, а именно «культурКа», уменьшительно и уничижительно.
Кино сосед, театр сосед, эстрада сосед, литература сосед, сатира чуть меньше, но тоже сосед.
Прикладные направления (типа танцев, как классического балета, так и современных) нормально вытягивают, но просто потому, что там на «я художник, я так вижу» списать не получается – если человек не умеет танцевать, то это ни на какую глубокомысленность замысла отмазать не удастся.
Причём списывать на «папередников» не получится. В предшественниках у нас числятся Римский-Корсаков, Мусоргский, Репин, Васнецов, Толстой, Достоевский, Пушкин, Лермонтов – куда не плюнь (плевать не надо, это фигура речи), везде шедевры и высочайший уровень, входящий в мировую сокровищницу культуры.
На «советский тоталитаризм» также списать не получится, потому что и там у нас Шостакович и Александров, оскароносный Меньшов и Бондарчук-старший, «Любовь и голуби» и «17 мгновений весны», которые можно смотреть в двадцатый раз и находить всё новые нюансы, на которые раньше не обращал внимания.
А сейчас – это какой-то позор(с)
Причём какой именно позор я могу перечислять и разбирать подробно, часами, и всем окружающим (у кого ещё сохранились совесть и остатки чувства прекрасного) будет всё стыднее и стыднее.
Поэтому давайте в данном письме сосредоточимся на кино, которое Владимир Ленин в своё время считал важнейшим из искусств (сейчас, на мой взгляд, локус внимания всё больше переносится в компьютерные игры, потому что там глубина погружения существенно выше – ввиду наличия интерактивности, но не суть).
Потому что «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Извините, не та цитата.
Потому что искусство не только развлекает, но и воспитывает.
Я могу сказать, что воспитывают «Стрелы Робин Гуда» (несмотря на отвратительную сцену драк в мокрых свитерах вместо кольчуг). Я могу сказать, что воспитывает «Судьба человека». Я могу сказать, что воспитывает «Через тернии к звёздам».
Но я, чёрт побери, не могу сказать, что воспитывает «Притяжение» (или его вторжение «Продолжение», извините, продолжение «Вторжение»). Все люди уроды, хочу улететь с этой планеты? Но это, извините, юношеское. Второй роман «Следа зомби» Дивова тему гораздо лучше раскрывает.
Или, что ещё хуже, что призвана воспитывать «Бабушка лёгкого поведения». Нет, коммерческие комедии такого типа, с «йумором» ниже пояса (как и «Американский пирог»), имеют право на существование. Наверное. Но именно как коммерческие проекты, не получающие государственное финансирование от Куячечной. Извините, от Министерства Культуры.
Обратите внимание, чуть выше я написал «и развлекает, и воспитывает».
То есть одновременно. И произведения культуры должны быть не только пафосно-приторными, но и интересными.
А как может развлекать, например, экранизация «Трудно быть богом» от «великого» Германа-старшего? Кому-то интересно смотреть, как Ярмольник ходит два часа, бесконечно повторяя одно и то же слово? Так сам этот фильм это слово и есть (и почему он может это слово повторять, а если я напишу его же, то меня оштрафует Роскомнадзор?). Это же УГ! Причём не имеющее ничего общего с оригиналом.
Если они претендовали, что снимут социальную драму (один из моих бывших начальников, замминистра культуры Украины в своё время, любую непонятную хрень называл «гостросоцияльна драма»), то пусть посмотрят на «Убить дракона» Шварца.
«Это не народ, это хуже – это лучшие люди города» – это же прямо про сегодняшнюю российскую творческую интеллигенцию. Так что нет, пусть лучше не смотрят – а то ещё случайно себя узнают. Это другое, понимать надо.
Или возьмём, к примеру, печально известную «комедию» про голод в Ленинграде. Тут у нас сразу два вопроса. И чему может научить такой фильм? И как он собрался кого-то развлекать?
Это просто комбо – УГ по обоим направлениям!
У нас, признаюсь честно, была очень сильная надежда, что после смены руководства Министерства культуры и ухода Мединского ситуация изменится к лучшему.
Но тут Аббас Джуба
И, извините, претензии к ним остаются всё те же, что и раньше – такое «кино» и не воспитывает, и не развлекает. Это УГ ещё на уровне сценария, и в процессе реализации из него никак не сделать конфетку.
Так что я заранее могу сказать, что все данные фильмы, если они будут сняты, окажутся провальными.
Заметьте, я, как старый падонаг, даже не требую «воспитательный фактор и веру в светлую даль», я просто заранее констатирую, что это убожество провалится и как коммерческое кино. Это очевидно всем и, скорее всего, даже самим его создателям.
Но раз уж мы затронули тему воспитания, то пройдёмся и по ней. Хватит снимать фильмы, порочащие и поливающие грязью нашу историю!
Любой фильм про «ужасы ГУЛАГа» бьёт и по современной России. Любой фильм про «кровавую гэбню» бьёт и по репутации современных российских спецслужб, являющихся прямыми продолжателями дела ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ.
Вам было бы приятно, если бы кто-то снял фильм, в котором рассказывалось бы, что все советские культурологи и театральные критики, включая ректора Высшего театрального училища им. Щепкина – это приспособленцы и пропагандисты «тоталитаризма»? А почему кто-то думает, что мне может быть приятно, когда моего деда, честного офицера НКВД, бесконечно пытаются поливать грязью?
Офицеры КГБ СССР – это элита страны, интеллектуальная и моральная, проходившая тщательный отбор (не без уродов типа Резуна, конечно, но исключения есть в любом правиле).
Я понимаю, когда западная пропаганда без конца пытается выставлять нашу историю в самом неприглядном виде (замалчивая про свои собственные многочисленные преступления и грехи). Она это делает из сугубо прикладных соображений.
Но я не понимаю, когда наши самозваные «лучшие люди» радостно бегут делать то же самое. Они вообще на какую страну работают? На нашу? Или на своих американских хозяев?
Вон, дедушка Кончаловский снял очередную гадость про Новочеркасск. Я уже написал разбор, показав, что он переврал события.
Я понимаю, что он снял свою жёнушку, великую актрису, которую почему-то никто, кроме него больше не снимает. И у дедушки даже, возможно, по этому поводу будет последний в жизни секас (я рад за него). Но зачем гадить на историю своей страны при этом?
Он очень хочет «Оскар»? Ну ок. Есть новые критерии получения данной статуэтки – нужно, чтобы в фильме были меньшинства, негры и инвалиды. Вот пусть и снимает «гостросоцияльну драму» про убийство Мартина Лютера Кинга, последующие бунты и подавление этих бунтов с помощью нацгвардии и армии США.
Причём если в Новочеркасске погибло 24 человека, то в Детройте в 1967 году погибло несколько сотен – вот где есть пространство разгуляться. И про негров, и про гомосеков в руководстве США – всё, как «Оскару» нравится.
Но не снимает! И не снимет.
Если в США могут снимать УГ типа «Смерть Сталина», то давайте и мы снимем УГ (если уж не УГ снимать не могут) «Смерть Рузвельта». А на их «Красный воробей» ответим своим «Голубым хорьком».
А там, глядишь, русский поселенец на Аляске Иван Рембов будет защищать местных индейцев от жадных американских завоевателей, разоряющих местную природу ради золота Клондайка.
Или приключенческий боевик, как прекрасная русская разведчица Анна Чапман (на основе реальных событий, а вы как думали?) мешает злым американским шпионам из ЦРУ поставлять оружие террористам из ИГИЛ. Кто сказал «слишком реалистично»?
Я за полчаса накидаю вам десяток сюжетных основ для сценариев, которые будет смотреть и поучительно, и интересно. И мораль, и экшон.
Но почему же тогда на государственные деньги и поддержку Министерства Культуры претендует всякий отстой про ГУЛАГи, педофилов и секс с обезьянами?
Если это такой моральный мазохизм, то говорят, что он современной медициной лечится. Несколько лет ударного труда на свежем воздухе лесоповала излечивают многие психологические проблемы творческой интеллигенции.
Ольга Борисовна, в консерватории что-то прогнило. Давайте это менять!
Опубликовано
Комментарии (8)