Представьте, вы управляете современным мегаполисом, местом, весьма привлекательным для жизни и работы. Очень многие хотели бы к вам переехать, однако цены на жильё отпугивают потенциальных переселенцев.
Допустим, в вашем мегаполисе, как это обычно и бывает, остро стоит проблема пробок. Люди проводят в пробках часы, мечтая, что когда-нибудь идеальные широкие дороги сведут проблему пробок на нет.
Предположим, вы каким-то чудом находите кучу денег и делаете в вашем городе идеальную транспортную систему. Добраться с окраины в центр можно теперь за полчаса комфортной езды в личном автомобиле или на полупустом метро.
Казалось бы, проблема решена, всё замечательно... однако тут же перед вами немедленно возникает новая проблема. Квартиры за пределами городских границ становятся очень привлекательными — стоят они дёшево, а сделанные вами хорошие дороги позволяют жить в них почти столь же комфортно, как и внутри городских стен. Приезжие начинают массово селиться в окрестностях города и вскоре вы с ужасом понимаете, что дороги снова перестают справляться с потоком пассажиров.
Излишне пояснять, что проблема не может быть решена строительством дорог. Если вы понастроите идеальных дорог в радиусе 20 километров от города, довольные приезжие начнут селиться в 25 километрах, и проблема снова встанет во всей красе. Решить проблему можно ровно одним способом — физически установить жёсткие границы города, запретив плотную застройку, например, в интервале от 0 до 30 километров от кольцевой для обычных городов и в интервале от 0 до 60 километров для мегаполисов.
Юмор ситуации заключается в двух особенностях наших реалий.
Во-первых, приведённое мной элементарное соображение не особо популярно. Эксперты, в зависимости от их позиции, пытаются пропагандировать строительство широких проспектов, велосипедных дорожек или трамвайных линий, не понимая, что это всего лишь приглашение для более плотного заселения ранее труднодоступных участков.
Во-вторых, два главных мегаполиса России, Москва и Санкт-Петербург, отделены юридически от областей. Московская область и Ленинградская область — самостоятельные регионы, которые очевидно не заинтересованы в том, чтобы строить на границе с большим городом безлюдный кордон. Ленобласть, правда, запретила недавно строить дома выше 12 этажей, однако этот запрет ничего не решает — при наличии больших площадей не составляет труда разместить вокруг Петербурга дополнительный миллион человек в домах любой высотности, даже в двухэтажных:
Если мне доведётся строить идеальный город, неважно какого размера, первым делом я жёстко задам его границы, обозначив в плане «санитарную зону»: заполненное лесами и полями пространство, в котором всякая жилая застройка будет запрещена. Решать какие бы то ни было проблемы в расширяющемся городе крайне сложно — чем лучше вы будете работать, тем быстрее город будет расширяться, сводя все ваши усилия на нет.
Комментарии (0)