«Все должно быть попроще»
Владимир Путин послал губернаторов «ножками» сходить в учреждения соцсферы и посмотреть, с какими трудностями сталкивается обратившийся в них простой человек. «Я не уверен, что данные ведомственной информации всегда объективны», — признался он. Путин подчеркнул, что нужно убирать бессмысленные процедуры и требования, которые изматывают людей и заставляют их чувствовать себя униженными. Правительству поручено пересмотреть федеральные подзаконные акты, регулирующие порядок предоставления услуг и выплат в соцсфере.
ФОТО: KREMLIN.RU
На совместном заседании президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив (АСИ) Владимир Путин вновь обратился к проблемам социальной сферы, честно предупредив, что рассчитывает получить идеи, которые могли бы быть озвучены в рамках послания Федеральному собранию. Он напомнил, что просил экспертов АСИ внимательно рассмотреть десять наиболее чувствительных и широко распространенных жизненных ситуаций, в которых людям приходится обращаться в органы власти. «Речь, например, о записи ребенка в детский сад или школу, получении медицинской помощи в поликлинике или оформлении инвалидности, о поиске работы и повышении квалификации через центры занятости», — уточнил президент. По итогам анализа этих ситуаций АСИ подготовило предложения по преодолению возникающих у граждан затруднений, и теперь правительству нужно изучить свои подзаконные акты — всевозможные ведомственные письма, приказы и инструкции. «Подход здесь должен быть предельно понятным: нужно решительно убирать бессмысленные требования, абсурдные нормы и правила, избавляться от всего, что изматывает, а подчас даже унижает людей», — подчеркнул Путин.
Представители АСИ рассказали, что основные проблемы по-прежнему связаны с необходимостью собирать большое количество документов и подписей, а также длительным сроком ожидания услуги, дефицитом информации и хамством работников учреждений. Например, неходячим пожилым людям для обслуживания на дому нужно самостоятельно собрать шесть документов и поставить четыре подписи. Места в детском саду в зависимости от региона россиянам приходится ждать от месяца до двух лет, а приема у кардиолога — от 5 дней до 30 и больше. Неудивительно, что, согласно опросам ВЦИОМ, 60% жителей недовольны доступностью и качеством медицинских услуг, а 40% — образовательных и социальных. Эти данные, озвученные гендиректором АСИ Светланой Чупшевой, по понятным причинам задели за живое вице-премьера Татьяну Голикову. «Извините меня, но система здравоохранения в боевом режиме (пандемии коронавируса. — «МК») проявила себя на должном уровне», — напомнила она. Владимир Путин также сделал ремарку, означающую, что с данными соцопросов, по мнению Кремля, все не так однозначно. «Претензии справедливые, — заметил он, — но если вы посмотрите соцопросы в странах Евросоюза, то же самое увидите, те же самые показатели. Поверьте мне».
По словам Голиковой, правительство уже приступило к реформированию соцсферы на основе уроков, полученных во время пандемии. Ставка сделана на цифровизацию и проактивную работу с гражданами: например, если человек дал соответствующее согласие, при установлении инвалидности (или какого-то другого события) его автоматически проинформируют обо всех возможных мерах поддержки, существующих на федеральном уровне. Голикова пообещала, что инфраструктурные изменения в ходе реформы первичного звена здравоохранения россияне увидят воочию совершенно точно. А «новая идеология» и «новые формы работы» облегчат труд врачей и повысят удовлетворенность пациентов. Правда, для этого есть еще одно важное условие: изменения должны быть не только качественными, но и количественными. Как бы ни усовершенствовалась запись в детские сады (к кардиологу или в школу), ничего существенно не изменится при сохранении дефицита мест и профильных специалистов. Нюта Федермессер рассказала Путину про парадоксы, которые она, несмотря на все улучшения, продолжает наблюдать в соцсфере: даже если человек получает помощь, он зачастую не чувствует, что качество его жизни изменилось. «Система отчетности выстроена таким образом, что она не про человека, а про оборот койко-мест. Нет показателей, которые позволяют увидеть, что главное — это пациент», — сказала она. Путин согласился, что ряд критериев нуждается в пересмотре. «Вот показатели работы центров занятости: Т1, Т2, Т еще чего-то! Чтобы разобраться, надо еще понять, что это такое. Все должно быть попроще», — сказал он. Президент предложил АСИ разработать методику ежегодного рейтинга качества жизни в субъектах Федерации. Результаты такого рейтинга, по его словам, будут рассмотрены на ближайшем заседании наблюдательного совета организации.
Комментарии (0)