В своих оценках происходившего писатель оказался прав
Ольга Решетникова
В ноябре 1994 г. Валентин Распутин приехал в Болгарию по приглашению Союза болгарских писателей. Поводом стало издание на болгарском языке сборника его публицистики. «Впервые моя публицистика издается за рубежом, книжка небольшая, но очень ценная для меня», – отметил писатель.
Программа его пребывания оказалась очень насыщенной: В.Г. Распутин встречался с болгарской общественностью, вел переговоры с руководством Союза болгарских писателей, дал многочисленные интервью самым разным изданиям, выступал с лекциями, посетил красивейшие болгарские города: Ловеч, Велико Тырново, Котел, Жеравну, Бургас, Созополь.
Нужно отметить, что визит известного русского писателя в Болгарию проходил в очень сложный период для наших стран, переживавших глубокий экономический, политический и духовный кризис, вызванный распадом Советского Союза и социалистической системы, крушением идеологии марксизма-ленинизма. Процесс глубоких общественных изменений в Болгарии очень быстро приобрел не только антикоммунистическую, но антироссийскую направленность. Новое, так называемое «демократическое» руководство страны вело Болгарию в НАТО и ЕС, ориентировалось на идеологическую систему ценностей Запада. Россия, занятая своими внутренними проблемами, безучастно молчала. В одночасье были разорваны все советско-болгарские связи, развивавшиеся десятилетиями.
Распутин откровенно признавался: «Отправляясь в Болгарию, мне казалось, что я еду попрощаться со старыми друзьями, посмотреть, что осталось от национальной Болгарии с ее более чем тысячелетней историей, окончательно ли вошла в Европу или сохранила национальные особенности».
И далее: «Еще недавно слово «братья» имело политический смысл, а ведь его истинное содержание духовное. Хотелось увидеть, живы ли эти духовные связи. Было чувство, что придется заново знакомиться со страной, которую раньше хорошо знал.
Я пережил приятное разочарование – оказалось, что заново знакомиться не нужно, здесь много людей, которые продолжают относиться к России по-братски».
Во время многочисленных встреч болгары спрашивали Валентина Григорьевича о жизни в России, состоянии российской культуры, его отношении к А.И. Солженицыну, М.С. Горбачеву. «Россия сегодня близка к апокалипсису, – сказал Распутин. – Перевернули мы Россию, а там оказалась гнойная рана. В этой тяжелейшей обстановке можно просто отступить, двинуться на поиски благословенного края, патриоты же сегодня те, кто не отделяет себя от судьбы своей страны и готов обустроить ее собственными трудами».
На вопрос о своих творческих планах Валентин Григорьевич ответил так: «Положение, в котором сегодня находится Россия, можно сравнить с пожаром.
Мы предчувствовали, что полыхнет, но не могли себе представить подобного масштаба. В такой момент, конечно, невозможно усидеть за письменным столом. Жизнь заставила покинуть свой кабинет и вмешаться в политику, несмотря на то, что я не чувствую себя политиком…
У Некрасова есть такие строки: ”Кто живет без печали и боли, тот не любит Отчизны своей”. Писательский нерв связан с общим нервом своей страны и своего народа. И когда народ страдает, не чувствовать эту боль невозможно».
В острых дискуссиях о прошлом и будущем России и славянских государств писатель не скрывал своих убеждений. «Почему вы думаете, что для России царизм был плохой системой? С ней страна жила тысячу лет. В 1917 г. монархия «ушла» не потому что изжила себя и уже «не работала», а потому что большевистская революция оказалась сильнее. В большой степени это произошло благодаря Европе – демократия все же европейская «ценность». Ее ценности вторглись в Россию, их взяли на вооружение определенные политические силы, которые оказались сильнее монархии. В этом причина, а не в том, что эта система не подходила стране и не могла ей больше ничего дать». На вопрос о возможности восстановления монархии в России Распутин ответил, что «это невозможно до тех пор, пока монархические настроения не охватят общество сверху донизу, не появятся соответствующие организационные структуры – без духовной составляющей политическая система безжизненна».
Говоря о своем отношении к войне в Югославии, В.Г. Распутин подчеркнул: «Конечно же, мои симпатии на стороне Сербии, сербы борются за сохранение своего национального лица. Но в целом идет процесс установления нового мирового порядка, цель которого разделить мир на несколько управляемых регионов».
Многие журналисты спрашивали Распутина, почему он считает, что если Болгария повернется к Европе, то потеряет свое собственное лицо. Писатель ответил так:
«Безусловно, в широком смысле Болгария – это европейская страна. Но речь идет об идеологической и культурной интервенции Запада. Она не может остаться без последствий. Вы не боитесь, что войдя в Европу, быстро окажетесь «перевоспитанными»?»
Некоторые болгарские журналисты спрашивали у него, как он относится к обвинениям в свой адрес в национализме и антисемитизме. Валентин Григорьевич ответил, что он против национализма и антисемитизма, никогда не был членом общества «Память». Он подчеркнул, что на самом деле происходит злонамеренная подмена понятий – национализмом пытаются назвать защиту духовных и нравственных традиций русского народа. «В воспитании народа в лучших национальных традициях нет опасности ни для кого... Плохо ли, если я говорю: я не должен поступать дурно, потому что я русский... Я за русскую культуру, но для некоторых слово «русский» звучит как «антисемит». Ну, тогда для таких я антисемит».
На вопрос, с кем Россия – с Европой или против Европы, Валентин Распутин ответил: «Россия – это европейская держава сама по себе».
Специально для «Столетия»
Комментарии (0)