Новости, политика, экономика, общество

Резня в Казахстане: Восемь погибших — это только начало?

Почему после визита Помпео полыхнуло на юге соседней страны

 

Светлана Гомзикова

 

На фото: полиция Казахстана. Архивное фото (Фото: Анатолий Устиненко/ТАСС)

Материал комментируют:

Дмитрий Журавлев

 

 

 

Власти Казахстана выясняют причины массовых беспорядков, произошедших на юге республики в ночь на 8 февраля. По предварительной версии, причиной столкновений, в ходе которых восемь человек были убиты и сорок ранены, стал бытовой случай, переросший стараниями провокаторов «в межэтническую плоскость».

По данным МВД Казахстана, трагическим событиям предшествовала групповая драка между жителями села Масанчи Кордайского района (Жамбылская область), в которой участвовало около семидесяти человек. Кто-то снял побоище на телефон и выложил видео в социальных сетях. Вскоре после этого из соседних населенных пунктов в Масанчи  прибыли еще триста человек, и начались массовые беспорядки, перекинувшиеся затем на близлежащие поселки Аухатты и Булан-Батыр.

Участники поджигали дома, разбивали автомобили, забрасывали правоохранителей камнями и металлическими предметами. Двое полицейских получили огнестрельные ранения.

 

 

 

Ситуация фактически вышла из-под контроля. И к моменту, когда конфликт все же удалось локализовать, число жертв составило восемь человек, еще сорок получили ранения разной степени тяжести. Причем, десять пострадавших обратились за медпомощью в больницы соседней Киргизии.

 

Кроме того, «в результате хулиганских действий, сопряженных с поджогами», участники драки повредили 30 частных домов, а также «15 объектов торговли и 23 автомашины». Задержано 47 участников беспорядков.

Что именно за конфликт на бытовой почве привел к подобным трагическим последствиям, пока не сообщается. Известно, что на данный момент открыты два уголовных производства по статьям «Организация и участие в массовых беспорядках», а также «Убийство». Следственные органы устанавливают зачинщиков и участников погромов.

Распоряжением президента страны  Касым-Жомарта Токаева  создана правительственная комиссия по ликвидации последствий событий в Кордайском районе.

Ей предстоит «выяснить основные причины конфликта», а также обеспечить оперативное решение вопросов социально-экономического и гуманитарного характера". В частности, совместно с администрацией Жамбылской области «организовать похороны погибших, оценить размер ущерба и принять план восстановления собственности пострадавших, оказать помощь семьям погибших и раненых».

«Сейчас важно успокоить население… Генеральная прокуратура должна провести необходимые следственные мероприятия и привлечь к ответственности лиц, призывающих к межнациональной розни, распространяющих провокационные слухи и дезинформацию», — подчеркнул лидер Казахстана.

Он также выразил соболезнования родным и близким погибших граждан.

Не хочется, конечно, вдаваться в конспирологию, но как-то подозрительно все совпало с недавним вояжем по постсоветским республикам госсекретаря США  Майка Помпео. А также с новой стратегией Вашингтона в отношении стран Центральной Азии, в соответствии с которой американцы собираются продвигать туда демократические реформы. Чем это обычно заканчивается, мы знаем…

 

 

Прокомментировать последние события на юге Казахстана «СП» попросила гендиректора Института региональных проблем, политолога Дмитрия Журавлева:

— Я как-то был в Нур-Султане и видел на дверях поликлиники необычное объявление — «Выпускников Чимкентского медицинского на работу не берем». Чимкент — это столица юга Казахстана.

Понимаете, юг — это отдельный мир. Даже казахов южных называют «черные» казахи. И остальные казахи не до конца и не совсем считают их своими. Есть целая теория, откуда они взялись — якобы каким-то образом до Казахстана добрели берберы, которые, в конце концов, там осели… Не берусь судить, правда ли это. Но мне так рассказывали казахские историки.

 

«СП»: — Но, вроде как, в районе, где произошли беспорядки, проживают дунгане — мусульмане-сунниты, чьи предки перебрались в Среднюю Азию и Казахстан из Китая после подавления Дунганского восстания в 19 веке…

— Вполне возможно. В любом случае, это очень своеобразная часть страны. Чуть с другой культурой, с более низким уровнем жизни, с откровенно низким уровнем образования. Чуть с другой экономикой. И поэтому — да, там могло быть столкновение между казахами и «черными» казахами.

Во-вторых, недалеко Киргизия. Киргизско-казахские отношения, это, как российско-украинские, только гораздо более жесткие. То есть, кроме дунган могли быть и столкновения с киргизами. Недаром, там какие-то люди оказались в больнице в Киргизии. Как они туда попали? Они уехали туда после известных событий или живут в Киргизии?

Скажем так, существует социальное своеобразие этого региона, которое, к сожалению, дает некоторую возможность для провокаций подобного характера.

Ну, во-первых, это киргизско-казахские отношения. Во-вторых, состояние южных регионов, которые одни из самых неразвитых в Казахстане. Относительно, конечно, есть в мире регионы еще менее развитые, но по сравнению с Нур-Султаном и Алма-Атой это глубокая провинция.

Сами понимаете, чем люди менее культурные, да еще недовольные своей жизнью, тем легче их спровоцировать. Естественно, в этой ситуации два этих аспекта сошлись в одном.

Это, так сказать, в целом…

Кроме того, конечно же, американцы очень хотят подмять под себя Казахстан.

«СП»: — Зачем им подминать под себя Казахстан?

— Казахстан вместе с Узбекистаном, это, во-первых, ключевые страны в Центральной Азии. Кроме того, это единственные свободные страны. Потому что Киргизию и Таджикистан давно уже «скушал» Китай, и он их назад уже не выплюнет. И Туркмению, наверное, тоже, просто Туркмения настолько закрытая страна, что утверждать я не берусь…

И, конечно, американцы торопятся. Потому что, если экономическая экспансия Китая поглотит эти две страны — Казахстан и Узбекистан, — у американцев там опорной точки уже не будет никакой.

Используют ли Штаты беспорядки, чтобы добиваться поставленных целей? В принципе, используют. Использовали ли сейчас? Может быть…

Просто Казахстан, пока президентом был  Назарбаев, обладал некой свободой маневрирования — так называемая многовекторная внешняя политика, которую Нурсултан Абишевич все время декларировал.

Потому что у Казахстана кроме хороших отношений с Россией, в действительности, и с США хорошие отношения. Прекрасные отношения с Великобританией. И как я понимаю, очень симпатичные отношения с Германией — немцы очень много денег в Казахстан вложили еще в 90-е.

То есть, Казахстан может не висеть в этой «распорке» — либо друг России, либо — США. У него есть больше возможностей занять некую промежуточную позицию, чем у любой другой страны.

Возможно, американцы использовали эту историю — в смысле, спровоцировали весь этот конфликт — для давления на нового президента Токаева. Очень может быть. Но, может, и нет… По той простой причине, что сильно надавишь, еще хуже может получиться.

В Узбекистане, кстати, такой момент был, когда после Ошского инцидента американцев просто выслали. От всего посольства один военный атташе оставался — я был тогда в Ташкенте и все это видел.

В данном случае, мне кажется, не то что основания естественные, но естественные условия для этого конфликта были и раньше. Конечно, его, наверное, кто-то подогрел. Но кто? Президент Киргизии? Президент США? Китай?

«СП»: — Причем здесь Китай?

— Казахи очень обеспокоены именно китайской экспансией. Но если бы американцы могли им гарантировать защиту от экономической экспансии Китая (Пекин ведь танки туда не пошлет), то, наверное, Казахстан с американцами договорился. А казахи, как люди практичные, понимают, что защитить их от Китая, скорее, сможет Россия, чем Америка. Америка — далеко.

Никто не ставит под сомнение могущество США, но они же там авианосец в центре Алма-Аты не поставят. Военные базы американские в Казахстане, это, как теперь молодежь говорит, «стрёмно». Еще может получиться потом, что китайцы и русские, это был лучший вариант.

Казахи не очень хотят иметь военное присутствие на свое территории кого бы то ни было. И в этом сложность ситуации.

Поэтому очень возможно и логично, что это американская провокация. Но, может быть, и просто очень удачное для американцев стечение обстоятельств.

Потом, понимаете, сейчас же не Назарбаев…

И дело вовсе не в том, что новый президент плох — у Токаева, как дипломата, как международника, широкий западный взгляд на мир. А в том, что новый, значит, более слабый. То есть, здесь возможны и внутренние какие-то провокации, причем, на том уровне, который мы не знаем. Если ему присягнули как президенту, это не значит, что все элитные группы хотят, чтобы он был президентом.

Я не говорю, что Назарбаев хочет как-то поломать авторитет Токаева. Если бы он хотел, он бы его не выбрал в качестве преемника. Но то, что не все элиты казахские думают так же, такое возможно.

 

На самом деле, Назарбаев — это была великая удача Казахстана. Он воспринимался изначально, как безальтернативная фигура. Все противоречия, всю борьбу за власть он успел провести еще при стабильном Советском Союзе. И в момент развала СССР вариант — Казахстан без Назарбаева — никем не рассматривался.

У Токаева ситуация иная.

«СП»: — Поясните.

— Ну, здесь возможны очень разные действия, не только от американцев. С другой стороны, американцы могли «благословить» какую-то там «ползучую оппозицию», скажем так, пощекотать нервы президенту и показать ему границы его возможностей. Таким образом, как-то подвинуть его к более активным поискам союза с США.

В конечном счете, Помпео, он же тоже не Эйнштейн, его потолок — командир танкового батальона. Которым он и был. Поэтому он, конечно, мог какую-то откровенную глупость сделать, вроде провокации беспорядков.

Но я бы еще более внимательно посмотрел, если бы беспорядки были на западе. У них есть так называемая Западно-Казахстанская область, где нищета полная, но 90% всех богатств Казахстана находится. Но там все спокойно. Полыхает - на юге.

Виновных, конечно, назовут, и причины беспорядков расследуют. Однако даже когда появятся результаты, мы не можем быть стопроцентно уверены, что они имеют отношение к реальности. Это — Восток.


Источник: Резня в Казахстане: Восемь погибших — это только начало?
Опубликовал:
Теги: видео автомобиль Версия казахстан беспорядок

Комментарии (5)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Фёдор Ковалевский 
Я, как человек долгое время проживший в Джамбулской области как раз недалеко от Курдая с автором статьи не могу согласиться. Помпео в данном случае притянут за уши, я больше чем уверен,что многие из тех кто принимал участие в погромах и не слыхали ничего о его визите. Я склонен к тому, что конфликт возник на этнической почве и только. В Масанчи проживают в основном дунгане в отличие от казахов это очень трудолюбивый народ (земледельцы) и уровень их жизни, конечно выше, что могло вызвать определенную зависть. В 90-е годы из Китая в южные районы Казахстана переехали казахи которые во многом отличаются от коренных жителей юга не только языком но и вероисповеданием хотя они то же мусульмане. Все это в совокупности не нравиться местным южанам.Этот нарыв созревал годами. Поэтому конфликт действительно мог возникнуть на бытовой почве, а затем перерос в межэтнический.
Георгий Ситнянский
Фёдор, вы правы. Казахи, приехавшие после распада СССР из Китая и Монголии (т.н. "оралманы") действительно очень сильно отличаются от местных.
Stingray Tails
Поддерживаю комментарии Федора и Георгия. С исторической точки зрения экспансии Китая на запад - Казахстан для них очень удобный плацдарм для вторжения или "отжатия" Южной Сибири и Алтая у России. Поэтому они всегда стремились и стремятся так или иначе прибрать к рукам Казахстан (в 18 веке они даже завоевали восточную его часть). Посадить там свое (марионеточное) правительство, ввести войска и можно всерьез потревожить северного соседа, глядишь будет сговорчивее. Китай считает, что историческое продвижение русских на Восток должно было остановится максимум на линии Новосибирска. Все что восточнее - должно принадлежать Поднебесной, еще со времен когда китайцы сами покорили монголов (14 век). Бурятия, Алтай, Якутия, Приамурье, Приморье и т.д. должны принадлежать Китаю. Так они всерьез думают, такова их перспективная стратегия. Поэтому они мутили воду, например, в 2007г. в Караганде. Тогда Назарбаев впервые почувствовал, что на его власть покушаются всерьез. К этому времени его правительство всеми правдами и неправдами "выдавило" из республики большинство русского населения и наукоемкие производства сконцентрированные на севере Казахстана стали ощущать дефицит квалифицированных кадров. Попытались отыграть назад и стали учить свои национальные кадры, но серьезная техническая документация на предприятиях вся старая, советская, на русском языке. Сейчас ветер сменился в сторону улучшения отношений с Россией перед лицом наступающего Китая. Китайцы в отличие от русских с несогласными не церемонятся. Как вариант правительство Казахстана пытается продолжать заигрывать с США, в котором видит "третью силу". Но дальновидный опыт показывает, что США относятся к своим союзникам и партнерам как к подчиненным, диктуют и навязывают, опутывают долгами и т.д. Казахов (гордый степной народ) в итоге это унижает. Они же видят, что США по факту к ним относятся как к туземцам. Поэтому... "Большая игра" на Востоке продолжается.
Георгий Ситнянский
"Понимаете, юг — это отдельный мир. Даже казахов южных называют «черные» казахи. И остальные казахи не до конца и не совсем считают их своими".
Да, это так. Ещё называют "сартами" (бранная кличка, употребляемая казахами и киргизами по отношению к узбекам и таджикам".
А вот что "казхахско-киргизские отношения - как русско-украинские" - враки. Скорее как русско-белорусские. Вот с узбеками - да, у казахов и у киргизов отношения не того!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
В Казахстане хотят реабилитировать туркестанский легион
В Казахстане хотят реабилитировать туркестанский легион
50
Ваши новости 19:20 21 июн 2021
Телеведущий Азамат Мусагалиев — о протестах в Казахстане:
Телеведущий Азамат Мусагалиев — о протестах в Казахстане:
14
Ваши новости 19:00 09 янв 2022
Стена на границе Белоруссии и Польши – только начало
Стена на границе Белоруссии и Польши – только начало
13
Ваши новости 08:00 03 окт 2021
«Пражская резня» 1794 года
«Пражская резня» 1794 года
13
Мужской журнал 09:01 07 сен 2020
«Все сработало как часы»: Путин оценил операцию в Казахстане
«Все сработало как часы»: Путин оценил операцию в Казахстане
57
Ваши новости 07:00 16 янв 2022
Оговорка Лаврова про начало войны вскрыла планы России
Оговорка Лаврова про начало войны вскрыла планы России
126
Ваши новости 06:01 31 янв 2022
Тимошенко пришла в восторг от фотографий «погибших на фронтах с РФ»
Тимошенко пришла в восторг от фотографий «погибших на фронтах с РФ»
17
Ваши новости 18:01 20 окт 2020
Прошло восемь лет.
Прошло восемь лет.
0
Ваши новости 16:01 19 фев 2022
Как восемь «Пантер» экипажи без единого выстрела бросили
Как восемь «Пантер» экипажи без единого выстрела бросили
7
Авто-Тема 21:04 14 янв 2019
«Представляешь, пять этажей только порно!» 
«Представляешь, пять этажей только порно!» 
11
Мужской журнал 13:01 18 май 2018
Восемь увлекательных фактов о чёрных вдовах
Восемь увлекательных фактов о чёрных вдовах
6
Мужской журнал 08:04 20 сен 2021
Конфликт между Киргизией и Таджикистаном: десятки погибших
Конфликт между Киргизией и Таджикистаном: десятки погибших
0
Ваши новости 15:34 30 апр 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства