Новости, политика, экономика, общество

В Казахстане хотят реабилитировать туркестанский легион


В Казахстане поставлен вопрос о реабилитации тех, кто сражался в рядах туркестанского легиона – сообщило международное информационное агентство KAZINFORM 31 мая, день памяти политических репрессий и голода в Казахстане. Это стало известно из интервью с депутатом Мажилиса Парламента РК Бериком Абдыгалиулы, являющимся также председателем подкомиссии по поэтапному рассекречиванию закрытых архивных фондов, созданной при Республиканской комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий.

Самое любопытное в интервью – озвученные мажилисменом мысли: о борьбе с людьми, не желающими разделять определенную позицию о голоде 30-х гг. или о роли Мустафы Шокая в истории, а также идее консолидации нации на основе образа общего исторического зла. Своим мнением о тезисах Абдыгалиулы делится Руководитель информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики» (г.Кокшетау) Максим Крамаренко.

Ключевая сентенция Берика Абдыгалиулы по вопросу необходимости проведения полной реабилитации жертв политических репрессий основана на том, что в Казахстане до сих пор многие считают, что независимость досталась «нам легко». Однако Абдыгалиулы с этим категорически не согласен. Казахстан стал независимым не просто так, после безболезненной ликвидации СССР. По мнению мажилисмена, казахский народ вел борьбу за независимость, принося жертвы. И борьба эта шла с «самыми настоящими захватчиками, как в царский, так и в коммунистический период».


При этом, даже если человек не говорил о независимости и был осужден за совершенные им убийства, участвуя в бандитской группировке, он тоже борец за свободу своего народа. Хотя, нет. Мажилисмен считает, что осужденные за «бандитизм» лица, по сути, не были бандитами и подлежат реабилитации по этой статье.

Да, среди них были люди, совершавшие убийства, но они убивали «красных» – уточняет парламентарий. А это, получается, реабилитирующий признак. Хотя в этот период бушевала гражданская война, и каждый отстаивал свою правду с оружием в руках. Но теперь, в духе европейских хартий, порочащих СССР как государство с тоталитарным строем, можно, видимо, признать, что «красные» были какими-то чудовищами, а не такими же людьми, верившими в то, что коммунизм приведет их в светлое будущее.

Наверное, по такому же принципу предлагается реабилитировать людей, служивших в туркестанском легионе. К тому же у них есть, следуя логике рассуждения Берика Абдыгалиулы, смягчающие обстоятельства: большинство из них попали в плен и были вынуждены поэтому согласиться на службу в легионе. Хотя почему бы не пойти дальше в этих рассуждениях? Раз легионеры воевали за гитлеровскую Германию, значит, они тоже были против «красных», возможно, тоже убивали их, и, соответственно, тоже боролись за независимость Казахстана.

При этом, кроме реабилитации тех, кто активно боролся с советской властью, мажилисмен предлагает установить репрессивные меры в отношении лиц, кто будет иметь свое, отличное от официальной идеологии мнение в отношении борцов с советской властью.


Например, нельзя будет делать выводы, несоответствующие акту о политической реабилитации в отношении Мустафы Шокая, которому в Казахстане уже поставлен памятник, а в некоторых городах его именем названы улицы. Если мнение человека будет расходиться с таким актом, то его за вольнодумие и инакомыслие ждет определенное наказание. Именно в этом, по словам Берика Абдыгалиулы, будет заключаться политическая реабилитация, когда определенного человека, которого даже не судили, как это было с М. Шокаем, будет защищать особый документ, как закон об Елбасы защищает Первого президента РК от различного рода оскорблений и обвинений.

Этим и отличается политическая реабилитация от юридической – просто принимается акт о снятии вины с конкретных лиц за совершение тех или иных преступлений. Хотя в Казахстане уже есть прецедент, когда за негативную оценку деятельности М. Шокая были наказаны «рублем», то есть «теньгой», два журналиста из Восточного Казахстана.

В итоге, как выяснилось из интервью мажилисмена, основная цель действующей республиканской комиссии – объединение нации. Для этого предлагается использовать технологию конструирования нации, о которой еще в начале ХХ века писал французский мыслитель Эрнест Ренан: «общие страдания соединяют больше, чем общие радости. В деле национальных воспоминаний траур имеет большее значение, чем триумф: траур накладывает обязанности, траур вызывает общие усилия».




Вот и Берик Абдыгалиулы проводит параллель между репрессиями в Казахстане и Холокостом. По его мнению, Казахстан каждый год, как и евреи в Израиле, должен погружаться в траур в день памяти политических репрессий и голода. Таким путем должна происходить консолидация нации.

Понятно, что вышеназванная комиссия, по сути, занимается исторической политикой, модернизируя национальную идентичность. А, как известно, историческая политика любого государства преследует одинаковые цели: это и формирование общенационального патриотизма, и корректировка политической идентичности населения страны, а также выстраивание оси политических координат по типу «свой-чужой», через которую в общественном мнении формируется образ собственного государства, а также «государств-союзников» и «государств-врагов». В связи с чем, возникает вопрос: к чему приведет такая модернизация нации? Ответ на него тоже есть в интервью.

Во-первых, сама нация, о которой говорит Берик Абдыгалиулы, это только казахи, которым через работу Республиканской комиссии по полной реабилитации репрессированных в ближайшее время предложат новый пантеон героев. Тех самых борцов за независимость с царской и советской властью. Именно так, по мнению мажилисмена, казахи должны прийти к единому пониманию своей истории, должны объединиться. По крайней мере, в тексте интервью слово «казахстанцы» прозвучало один раз, и то только из уст интервьюера. Да, и как быть с теми, чьи предки были «красными», смогут ли они принять новых «героев»?

И, во-вторых, получается, что «государством-врагом», по крайней мере, в историческом смысле станет та страна, которая объявляет себя правопреемником царского и советского режимов.

В этом ключе выглядит подталкивающей на определенные мысли недосказанность Берика Абдыгалиулы по поводу анализа доносов, сделанных в 20-30 годы прошлого века. Мол, он не видел еще в архивах доносов, написанных казахами друг на друга. Тогда «подвисает» в воздухе ответ на напрашивающийся вопрос: кто же их писал?




Реабилитация в социально-психологическом плане носит терапевтический характер, убирая из памяти народа определённые исторические занозы, к которым обычно относят гражданские войны и другие внутриполитические конфликты с применением оружия. Примирение «белых» и «красных» в России, «путчистов» и «республиканцев» в Испании – яркие тому примеры. Однако, в той же России это не изменило отношение к «власовцам» и к тем «белым», что выступили за сотрудничество с Гитлером, как например, атаман Шкуро и генерал Краснов.

В Прибалтике и Украине возобладали противоположные тенденции, что демонстрирует зависимость реабилитации от выбора вектора внутренней и внешней политики, в итоге там начался разгул «махрового национализма».

В такой сложной теме главное, чтобы устранение «занозы» не привело, говоря медицинским языком, к абсцессу всего организма.




Источник: В Казахстане хотят реабилитировать туркестанский легион
Опубликовал:
Теги: война анализ казахстан власть воздух

Комментарии (50)

Сортировка: Рейтинг | Дата
igor podol 
интересно сколько нулей добавилось на их счетах ?! у этих борцов с царизмом и коммунизмом !!??
походу и в казахстане хотят замутить "голубую" революцию по одному лекалу ...
до них до сих пор не дошло - заказчика не нужно население, им нужно в идеале пустые территории, или рабское подчиненное только им хозяивам жизни ..
Эрик Искандаров 
Националисты Казахстана сами пляшут под дудку запада. В конце концов это приведет их к второй Украине. Одумайтесь люди, нельзя переписывать историю. А по поводу выше написанных постов скажу что гниль есть в каждой нации, и нельзя всех грести под одну гребенку. Был туркестанский легион-мрази, но также была и Панфиловская дивизия. Так что прошу вас не судите весь народ. А мрази были, есть и будут во всех нациях.
Arkadij Bokov 
Очередные подонки. Только и всего....
Игорь Саранцев 
Азиаты всегда засадят нож меж лопаток хорош ты или плох... Предательство - национальная черта впитываемая с молоком матери!
igor podol 
ну тут вы не во всем правы, я сам живу в казахстане более 40 лет и мне разные
попадались казахи, везде есть "паршивая овца", суть только в том кто более склонен к предательству.
моя сестра несколько раз ездила в росиию в основном в модмосковье и там на нее глазели как на ту же азиатку (типа понаехали) хотя отец наш из тамбовщины ...
Сергей Таскаев 
Не тонкое а подажное.
Игорь Губин
Казахский народ входил в состав Российской империи и не имел своего государства. И как показывают действия его современных лидеров, он ещё не готов иметь своё государство! А значит они опять будут в чьём-то составе.
Александр Овчинников 
как только казахи отключаться от титьки России - сразу же станут частью территории Китая. И никакие амеры и НАТО не помогут… Казахам надо срочно начинать учить китайский язык и начинать верить в Будду)))
Валерий Крючкович 
Этот Берик Абдыгалиулы достойный потомок своего деда- предателя. И такая падаль пролазит а парламент республики. Нет оправдания калоборцианистам какой бы национальности они не были
Валерий Юн 
Очнитесь! Захотелось получить вторую Украину?! Лучше откройте глаза и взгляните на то, как властьимущие уничтожают собственный народ!
Николай Потылицын 
У нас в автобате были казахи-водители,нормальные парни,НО это был СССР.
Андрей Фатеев
похоже, глубоко неуважаемый Берик Абдыгалиулы кончал в университетах сороса))
Дормидонт Михалыч 
Если так взять то казахи правы, после стольких репрессий, голода и прочих "нештяков" от советской власти, по крайней мере было бы наивно полагать что казахи будут сражаться за усатого палача Сталина. Да и нынешний "русский мир", поведение России в мировом сообществе внесло свою лепту в "любовь" казахов к северному соседу.
Игорь Саранцев 
Русский мир их из гавна вытащил, они же всех предав и всё продав опять туда скатываются. Перестали им деньги на халяву давать они и переметнулись тут же. Нового хозяина ищут!
Алекс Груман
Совершенно верно. Советский союз пересадил казахов с лошадей на мерседесы.
николай сосновский 
Советский Союз выпускал "Мерседесы"?
николай сосновский 
Надо было казахов после войны депортировать как чеченцев или крымских татар.
Дормидонт Михалыч 
Николай, думаете если бы казахов депортировали они от этого вас больше любили?
Андрей Фатеев
сейчас согласен с Дормидонтычем
николай сосновский 
А меня не надо любить - надо любить страну в которой живёшь и соблюдать законы той страны, в которой живёшь.
Дормидонт Михалыч 
Ну так казахи и любят свою страну и соблюдают её законы, не Россию же им любить в конце концов.
николай сосновский 
В время ВОВ был СССР, а не Казахстан.
Валерий Юрьев
николай сосновский !
Надо было казахов после войны депортировать как чеченцев или крымских татар.
Депортировать? Хорошо, а куда? В Китай? Или в Подмосковье?
Что-то предлагая, думайте о возможности претворения вашей, несомненно великой идеи, в жизнь.
Михалыч Михайлов
Для вас умных рюских-из России убери чурок,Хохлов,татар и чукчей-то в России останется пара чумных пидараса.Россия без чурок и прочих- отсталое государство с деградированным населением и массой маний- величество,умничества и прочей хуйни
Валерий Я 
Чё то не убираются...не хотят. Дома распрекрасно, а вот не убираются, мазохисты, наверное...
Ренат Котофеич
Надо договариваться , а то так и будет постоянное недовольство. Каждый рождённый ребёнок должен иметь кров , хлеб , любимую работу и доброго соседа - компаньона ! Чтоб при встрече можно было выпить , закусить , спеть любимую песню и потравить анекдоты !
Георгий Ситнянский
Казахские "ватники" в очередной раз путают Россию с поганым режимом. Впрочем, наши "совковатники" дают более чем достаточно поводов для этого...
Валерий Я 
ситнянский - грязь на любом ватнике
Георгий Ситнянский
О, прибежала совковата, изрыгнула ругательство, дизлайков налепила...
Андрей Фатеев
американские "памперсы" проснулись))
Валерий Я 
О, прибежал ситнянский, поплевать на всё то, что его вырастило, вынянчило, обучило, обеспечило работой и жильём, не дало сделать из него абажур. Истинно - грязь!
Георгий Ситнянский
Хорош врать, вата! Государству денежки на всё это "бесплатное" не с неба падали, а что касается "абажура", то сравнение ВОВ с ОВ 1812-1814 гг. показывает, что победили не "благодаря", а "вопреки".
Валерий Я 
А откуда падали денежки на такого как ты. Мальчиш-Плохиш? Не из моего карман в том числе? Иуда, он хоть у евреев, хоть у нас, хоть в Африке или Антарктиде, Всегда был, есть и будет Иудой. Даже, если его фамилия - ситнянский
Михалыч Михайлов
Заматкин учить в школе надо было историю-а не сейчаспозориться,история казахов имеет очень далёкие и славные корни.Без них Россия уже б давно где то и что то сосала.
Валерий Юрьев
Ну и как, Михалыч Михайлов, вкусно?
Леонид Заматкин 
Казахов до СССР не было, создали и теперь кайфуйте. Предателями рождаются, их в утробе матери . Перевоспитать их должна была власть, а она сама этого требует, лучше бы киргизами воинственными остались бы. Сожрут их китайцы и не подавятся, а мы еще свои исконные земли им отдадим, в придаток. Видимо есть за что. Сколько свинью не обучай летать, все равно лебедем не будет.
николай сосновский 
И эти люди возмущаются депортациям?
Георгий Ситнянский
Казахов не депортировали. А вот от коллективизации, пожалуй, больше всех пострадали.
николай сосновский 
Коллективизация была необходима в тех исторических реалиях.
Георгий Ситнянский
Коллективизация была необходимо только для борьбы за "мировую коммунизьму". Ибо именно свободное крестьянство воспротивилось бы советизации Эфиопии и Антарктиды, потому что за Коминтерн и его авантюры расплачиваться мужику и кровь лить мужику.
николай сосновский 
Если бы не коллективизация, то всё сельское хозяйство исчезло бы в России. Фермеры не хотели везти свою продукцию в города, а планировали всё продать за рубеж, а простые крестьяне массово перебирались в города.
Георгий Ситнянский
"Фермеры не хотели везти свою продукцию в города, а планировали всё продать за рубеж"
Типичная совагитпроповская лабуда. Да и кто бы им дал продать за рубеж?
"Если бы не коллективизация, то всё сельское хозяйство исчезло бы в России... а простые крестьяне массово перебирались в города".
Ну, а до такой чуши даже Совагитпроп не договаривался.
Георгий Ситнянский
В молодости общался со старыми людьми, помнившими НЭП. То есть, конечно, страна постепенно урбанизировалась, м всё больше сельских жителей становились горожанами, но этот процесс шёл везде, и нигде сельское хозяйство не погибло. А вот ПОСЛЕ коллективизации крестьян фактически пришлось закрепощать, чтобы не бежали из "колхозного рая".
Георгий Ситнянский
Послушал начало первого и сразу понял, что за птица.
NIKOLAI TYKHONOV 
Казахам уже мозги промыли. Работал с одним таким. Он мне выдал, что русские оккупанты и их деды ненавидели русских и СССР. Историю они уже тоже переписали и учат детей по учебникам Сороса.Из Казахстана готовят очередную Антироссию, как и было с Украиной. Вытеснение русского языка, хотя на нём говорили свободно почти всё казахи. Правят националисты. Президент, если и не националист в душе, то боится нациков. Это моё мнение.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Телеведущий Азамат Мусагалиев — о протестах в Казахстане:
Телеведущий Азамат Мусагалиев — о протестах в Казахстане:
14
Ваши новости 19:00 09 янв 2022
«Все сработало как часы»: Путин оценил операцию в Казахстане
«Все сработало как часы»: Путин оценил операцию в Казахстане
57
Ваши новости 07:00 16 янв 2022
Чтобы помнили
Чтобы помнили
50
Мужской журнал 09:01 27 июн 2019
Путешествия русской эмигрантки: «Все хотят тебя потрогать»
Путешествия русской эмигрантки: «Все хотят тебя потрогать»
15
Ваши новости 00:00 01 фев 2018
Чего женщины больше всего хотят от мужчин?
Чего женщины больше всего хотят от мужчин?
22
Мужской журнал 15:05 12 июн 2022
Какие силы хотят сделать из России «Московию»
Какие силы хотят сделать из России «Московию»
65
Ваши новости 10:01 14 дек 2021
Почему современные мужчины не хотят жениться?
Почему современные мужчины не хотят жениться?
44
Мужской журнал 19:07 06 апр 2022
В Казахстане объявлена облава на авто из России
В Казахстане объявлена облава на авто из России
0
Авто-Тема 21:39 09 ноя 2021
9 вещей, которые все женщины хотят в постели 
9 вещей, которые все женщины хотят в постели 
71
Мужской журнал 10:01 02 фев 2018
Россиян поразили цены на продукты в Казахстане
Россиян поразили цены на продукты в Казахстане
9
Ваши новости 07:01 22 янв 2022
Сатановский: Ситуация в Казахстане напряжённая. Это мягко говоря.
Сатановский: Ситуация в Казахстане напряжённая. Это мягко говоря.
4
Ваши новости 13:01 07 янв 2022
8 бесполезных девайсов для кухни, без которых запросто можно обойтись
8 бесполезных девайсов для кухни, без которых запросто можно обойтись
0
Все о работе руками 12:00 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства