В новом году Северный морской путь (СМП) станет еще более недоступным для боевых кораблей, вспомогательных судов и судов обеспечения иностранных военно-морских сил. И льды здесь совершенно ни при чем. Дело в том, что в свете ухудшения военно-политической обстановки и усиливающегося давления на нее Москва решила ужесточить правила пользования СМП.
В результате совместной работы нескольких ведомств, включая и Министерство обороны, было решено ввести в 2019 году новый порядок прохождения по СМП для иностранных боевых кораблей, вспомогательных судов и судов обеспечения. Отныне проход для этих категорий кораблей (судов) будет разрешен только после уведомления российских властей о целях и маршруте плавания. Об этом на конференции по межведомственному взаимодействию заявил недавно начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев.
Севморпуть является главной арктической судоходной магистралью России и кратчайшим водным маршрутом между Дальним Востоком и европейской частью страны, а для международного судоходства он был открыт в 1991 году. По итогам 2017 года объем грузоперевозок по СМП составил 10,7 млн т, причем, по данным компании «Оборонлогистика», около 700 тыс. т грузов в год по Севморпути перевозит МО РФ. Однако, указывают эксперты, повышение транспортной активности требует совершенствования законов и правил, регулирующих деятельность на СМП. Введение уведомительного режима, по заявлению российских представителей, позволит устранить имеющиеся правовые пробелы и снизить риски аварий для судов из других стран, которым без содействия российской стороны не гарантируется безопасное прохождение по этой трассе.
Впрочем, главная цель предпринимаемых Москвой действий, как представляется, заключается в том, чтобы обеспечить военную безопасность России с арктического направления и закрыть для недружественных стран стратегическую дорогу, ведущую в самое сердце страны. Возможно, ввести новые правила пользования СМП в Кремле решили после тщательного анализа ситуации, возникшей в сентябре с.г. Тогда, напомним, по Севморпути впервые за многие десятилетия прошло вспомогательное судно военно-морских сил одной из зарубежных стран.
Холодное безмолвие русской Арктики тогда нарушило вспомогательное судно ВМС Франции «Рона» (А603 Rhone), которое 1 сентября с.г. вышло из норвежского Тромсё, после чего, преодолев за две недели Севморпуть, форсировало Берингов пролив и 17 сентября вошло в гавань военно-морской базы Датч-Харбор на Алеутских островах, перейдя, таким образом, в зону ответственности 3-го оперативного флота ВМС США. «Цель данного похода состояла в том, чтобы расширить наши знания об этом регионе, стратегический интерес к которому возрастает. Арктическая зона занимает площадь почти в 40 раз больше, чем территория Франции, и имеет большие запасы минералов и углеводородов», – подчеркнул командир судна капитэн дё фрегат (капитан 2 ранга) Филипп Гена.
В Москве недвусмысленный намек офицера французских ВМС, видимо, поняли весьма четко и надлежащие выводы сделали. Тем более что у нас уже есть исторический прецедент слишком доверчивого отношения к зарубежным «партнерам». Напомним, что в 1940 году Иосиф Сталин, уповавший на длительный союз с Германией, дал разрешение на проход по СМП немецкого рейдера «Комета» (Komet). Предоставив немецким «союзникам» уникальную возможность скрытно перебросить в Тихий океан для нарушения англо-американских коммуникаций один из новейших вспомогательных крейсеров, Сталин и не предполагал, что немецкие моряки «бесчестно» будут вести по дороге разведку советской Арктики, результаты которой в годы Великой Отечественной были использованы в интересах действовавших в советских арктических водах подлодок и «карманных» линкоров кригсмарине, немало попортивших кровь нашему Северному флоту.
В Кремле, судя по всему, решили не наступать дважды на одни и те же грабли: сегодня Франция – пока еще деловой партнер, но в то же время член враждебного России блока НАТО, а завтра Париж, может, и вовсе станет врагом. Да и результаты плавания по СМП французские адмиралы скорее всего оперативно предоставили своим коллегам по Североатлантическому альянсу. В том числе и американцам, которые, кстати, считают, что Севморпуть должен быть открыт для свободного использования всеми странами мира. К тому же в Вашингтоне вызывают беспокойство прогнозы специалистов о глобальном потеплении и таянии льдов в Арктике, что, по оценке экспертов, может дать дополнительные преимущества России в военно-стратегическом и экономическом планах.
Весной этого года занимавший тогда должность коменданта Береговой охраны США адмирал Пол Цукунфт отметил в беседе с журналистами: «В настоящее время не существует намерения проводить в Арктике мероприятия по обеспечению свободы мореплавания, но я должен отметить, что подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открыт как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода – по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся (ото льда). Но в данный момент у нас нет какого-либо плана, который требовал бы от нас немедленно проводить мероприятия по обеспечению свободы мореплавания».
«Сегодня Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе», – сказал в августе министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Уведомление о приближении к территориальным водам России будет обязательным, и направлены эти действия на то, чтобы сделать акваторию, прилегающую к России, мирной. Корабли, зашедшие в территориальные воды без уведомления или в результате плохого счисления пути и без уважительной причины, будут, судя по всему, считаться нарушителями госграницы. Со всеми вытекающими последствиями. А какими эти последствия могут быть, мы видели на примере недавних событий в районе Керченского пролива.
Комментарии (10)